Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 13:38, курсовая работа
Сегодня с развитием в стране рыночных отношений, появлением экономически крепких хозяйств, стабилизацией гражданского оборота все больше и больше коммерческих организаций, особенно из сферы малого и среднего бизнеса, практикуют предоставление своим работникам займов на различные цели, будь то приобретение жилья, личного автомобиля, бытовой техники или оплата обучения ребенка в образовательном учреждении.
Введение
1.Материальная выгода как основание возникновения обязанности для исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
1.1. Понятие и экономическая сущность материальной выгоды.
1.2. Порядок оценки материальной выгоды.
2. Действующий порядок налогообложения материальной выгоды в России.
2.1 Материальная выгода от экономии на процентах за пользование заёмными (кредитными) средствами. Особенности определения налоговой базы
2.2. Материальная выгода, полученная от приобретения товаров (работ, услуг) у взаимозависимых лиц.
2.3. Особенности налогообложения материальной выгоды, полученной от приобретения ценных бумаг.
3.Проблемы налогообложения материальной выгоды в России и пути их решения.
Заключение
Список используемой литературы.
Вид дохода |
Налоговая база |
Ставка налога |
Дата получения дохода |
Материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей |
1) превышение суммы процентов
за пользование заемными |
Налоговый резидент: 35%; Налоговый нерезидент: 30% |
День уплаты процентов, но не реже 1 раза в год |
2) превышение суммы процентов
за пользование валютными | |||
Материальная выгода, полученная от приобретения товаров (работ, услуг) в соответствии с гражданско-правовым договором у физических лиц, организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику |
Превышение цены, по которой в обычных условиях продаются идентичные товары (работы, услуги) невзаимозависимым лицам, над ценой, по которой товар продан налогоплательщику |
Налоговый резидент: 13% |
День приобретения товаров (работ, услуг) |
Материальная выгода, полученная от приобретения ценных бумаг |
Превышение рыночной стоимости ценных бумаг над суммой фактических расходов на их приобретение |
Налоговый резидент: 13% |
День приобретения ценных бумаг |
3.Проблемы налогообложения материальной выгоды в России и пути их решения.
Сегодня все большую популярность приобретают займы на самые различные цели: свадьба, турпоездки, покупка мебели и т.п. Однако большая часть займов выдается на такую социально-важную цель, как приобретение жилья.
Налогообложение займов, выдаваемых организацией, определяется статьей 212 НК РФ как «Особенности определения налоговой базы при получении доходов в виде материальной выгоды».
В редакции этой статьи, действовавшей до 2008 года, порядок налогообложения материальной выгоды определялся следующим образом: «При получении дохода в виде материальной выгоды… налоговая база определяется как… превышение суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату получения таких средств, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора».
Что касается займов, выдаваемых
своим работникам, то в абсолютном
большинстве случаев выдавался
беспроцентный заем. Это объясняется
тем, что заем выдавался как социальная
помощь, а также тем, что в случае
процентного займа
Законодатель в статье 223 (пп. 3 п. 1) НК РФ указал, что дата фактического получения дохода определялась как день «…уплаты процентов по полученным заемным (кредитным) средствам… – при получении доходов в виде материальной выгоды». Однако в пп. 2 п. 2 ст. 212 НК РФ прозвучало ограничение – определение налоговой базы при получении дохода в виде материальной выгоды производится не реже чем один раз в налоговый период, а это один год в соответствии со статьей 216 НК РФ.
Рассмотрим на примере, как действовал порядок налогообложения материальной выгоды до 2008 года. Организация выдала беспроцентный заем своему работнику сроком на 1 год в размере 1 000 тыс. руб. На момент выдачи займа ставка рефинансирования ЦБ РФ составляла 10,5%. Три четверти этой суммы составляли 10,5% ´ ¾ = 7,87%. Налоговая база составит 1 000 тыс. руб. ´7,87% = 78,7 тыс. руб. Налог по материальной выгоде составит соответственно 78,7 тыс. руб. ´ 35% = 27,54 тыс. руб.
Обратим внимание на то, что в этой ситуации годовая процентная ставка к сумме займа составляет величину порядка 2,7%, что в разы меньше, чем кредитная ставка в банках. Если заем возвращался в конце срока, то ежемесячно материальная выгода выплачивалась в размере 27,54 тыс. руб. : 12 = 2,29 тыс. руб.
На кого возлагалась ответственность за исчисление и уплату налога с материальной выгоды? Подход к этой проблеме у налоговой службы и Минфина России постоянно менялся.
Сначала налоговая служба исходила из того, что ответственность за исчисление и уплату налога с материальной выгоды несет исключительно займополучатель.
В качестве примера можно привести письмо ФНС РФ от 13.03.2006 № 04-1-02/130@, где говорилось: «Налогоплательщик обязан самостоятельно рассчитать налоговую базу и уплатить налог на доходы физических лиц с доходов в виде материальной выгоды от экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств, а организация-работодатель, выдавшая данные средства, может выступать в качестве налогового агента по налогу на доходы физических лиц в данном случае только при предоставлении ей таких полномочий налогоплательщиком».
А вот Минфин России, напротив, придерживался иной позиции. Так, в его письмах от 21.11.2005 № 03-05-01-04/365, от 02.04.2007 № 03-04-06-01/101 и ряде других звучала иная позиция: «Согласно п. 1 ст. 226 Кодекса российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц».
С 2008 года законодательно закреплена обязанность исчисления, удержания и уплаты налога за налоговым агентом, то есть организацией, выдавшей заем. Абзац второй пп. 2, п. 2 ст. 212 НК РФ излагается в следующей редакции: «Определение налоговой базы при получении дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств, исчисление, удержание и перечисление налога осуществляются налоговым агентом».
Закон № 216-ФЗ внес изменения в пп. 1 п. 2 ст. 212 НК РФ, который с 2008 года звучит следующим образом: «При получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды… налоговая база определяется как… превышение суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату фактического получения дохода, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора».
Сразу же возник вопрос: как быть с беспроцентными договорами? Получалось, что Налоговый кодекс РФ в действующей ныне редакции требует определять материальную выгоду только в день уплаты процентов по займу. В статье 223 НК РФ (пп. 3 п. 1) указывается так: «…дата фактического получения дохода определяется как день… уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным (кредитным) средствам… – при получении доходов в виде материальной выгоды». Но ведь большинство займов выдается на беспроцентной основе.
Свою позицию Минфин России выразило в письме от 04.02.2008 № 03-04-07-01/21: «В случае если организацией выдаются беспроцентные кредиты (займы), то фактической датой получения доходов в виде материальной выгоды следует считать соответствующие даты возврата заемных средств». Минфин России остался «верен» своему мнению и в письме от 26.03.2008 № 03-04-05-01/83.
Пример
15 января 2008 года организация выдала заем своему работнику в размере 2 млн. руб. сроком на два года. Возврат займа предусмотрен 14 января 2010 года. Заем беспроцентный. Соответственно, датой фактического получения дохода и будет являться 14 января 2010 года.
Ставкой рефинансирования ЦБ РФ для исчисления материальной выгоды будет ставка, действующая на 14 января 2010 года. Условно примем ее в размере 12%. Три четвертые этой ставки составит 9%. Базой для исчисления материальной выгоды будет 2 млн. руб. ´ 9% = 180 тыс. руб. Налог с материальной выгоды составит 180 тыс. руб. ´ 35% = 63 тыс. руб. Строго говоря, только эту сумму и должен заплатить займополучатель. Следует ожидать, что Минфин России будет занимать иную позицию: ставка рефинансирования 12% в год. Поэтому налог должен составить 126 тыс. руб.
Однако хотелось бы обратить внимание на иную опасность. В случае выдачи займов «нужным» людям можно вообще избежать уплаты налога с материальной выгоды, выдавая заем, скажем, на 10 или более лет. Ведь датой получения дохода, по мнению Минфина России, является дата возврата займа, и именно этот момент будет фактической датой получения дохода.
Следующая проблема, которую следует рассмотреть, связана с получением имущественного налогового вычета. До 2008 года Налоговый кодекс РФ определял в статье 224 (п. 2) налоговую ставку по материальной выгоде в размере 13% в случае использования займа на новое строительство либо приобретения жилого дома, квартиры или доли в них. С 2008 года законодатель отменил положения этой статьи, предусматривающие налогообложение доходов в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование займами (кредитами), фактически израсходованными на новое строительство либо приобретение жилья. Возникает вопрос: эта льгота распространяется на займы, которые были выданы в 2008 году, или на те, которые были выданы до 2008 года.
Ответ на этот вопрос был получен в письме Минфина России от 05.02.2008 № 03-04-06-01/33 – не имеет значения, когда заключен договор, право на данную льготу заемщик имеет с 2008 года. Допустим, заем был выдан в 2006 году. Тогда налог с материальной выгоды возникал в 2006 и в 2007 годах в размере 13%. Таким образом, налог должен быть уплачен за 2006 – 2007 годы на основании п.2 ст. 212 НК РФ. С 2008 года налога не возникает.
Эта же позиция повторена и в письме от 08.04.2008 № 03-04-05-01/101, где указано: «Положения пп. 1 п. 1 ст. 212 Кодекса применяются к доходам в виде материальной выгоды, полученным при погашении займов с 1 января 2008 г., вне зависимости от того, когда указанные договора займов были заключены».
Несмотря на освобождение с 2008 года материальной выгоды в случае приобретения жилья, до момента подтверждения права налогоплательщика на получение имущественного вычета база облагается по ставке 35%.
Право налогоплательщика на получение вычета подтверждается уведомлением, выданным в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 220 НК РФ. Там указывается: «Имущественный налоговый вычет… может быть предоставлен налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении к работодателю при условии подтверждения права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет налоговым органом…». Таким образом, у заемщика есть возможность получить вычет двумя путями. Обратиться в любое время в налоговый орган с соответствующими документами, получить уведомление в адрес своей организации и получить от нее вычет. Или дождаться начала декларационной кампании (с января по апрель следующего года) и получить вычет от налогового органа.
Право на получение вычета заемщика должно быть подтверждено налоговым органом в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня подачи письменного заявления налогоплательщика и документов, подтверждающих право на получение имущественного налогового вычета.
Следовательно, доходы в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными средствами, уплаченными до получения уведомления, подтверждающими право на получение вычета, подлежат налогообложению по ставке 35%.
После представления уведомления налогового органа, подтверждающего право налогоплательщика на получение вычета, производится перерасчет ранее уплаченной суммы с освобождением от налогообложения в полном объеме начиная с 1 января 2008 года за налоговые периоды, в которых налогообложение производилось по ставке 35%. Об этом сказано в письме Минфина России от 05.02.2008 № 03-04-06-01/33: «При представлении документа, подтверждающего право налогоплательщика на получение имущественного налогового вычета, производится перерасчет ранее уплаченной суммы налога с дохода в виде материальной выгоды за пользование заемными (кредитными) средствами за налоговые периоды начиная с 1 января .2008 года, в которых налогоплательщиком производилась уплата процентов по полученному кредиту».
Очевидно, что этот перерасчет может быть произведен за счет НДФЛ, причитающегося перечислению в бюджет в целом по организации. Данная позиция звучит в письме Минфина России от 17.08.2007 № 03-04-06-01/296.
Форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 07.12.2004 за № САЭ-3-04/147@.
Ситуация, связанная с возвратом излишне удержанного НДФЛ, обратила на себя внимание Минфина России, который изложил свою новую позицию по данному вопросу в письме от 22.02.2008 № 03-04-06-01/41, где указывается: «Налоговый агент может также произвести налогоплательщику зачет таких сумм в счет предстоящих платежей налога только по доходам данного налогоплательщика.
Возможность возврата излишне удержанного налоговым агентом налога путем проведения одностороннего зачета встречных однородных обязательств с бюджетом за счет суммы налога по другим физическим лицам Кодексом не предусмотрена».
При таких противоречивых указаниях, поступающих от самого Министерства финансов России, организациям ничего не остается, как самим принимать решение о порядке проведения перерасчета.
Таковы основные проблемы, связанные с изменениями в налогообложении материальной выгоды с 2008 года.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе я постарался рассмотреть все стороны исчисления и уплаты материальной выгоды на территории Российской Федерации. В окончании своей работы я хотел бы обратить внимание на то, что в законодательстве связанном с материальной выгодой физических лиц есть некоторые проблемы и недоработки. А это на прямую означает, что для Российского налогового права было бы полезно возпользоваться зарубежным опытом. Налоговая система нуждается в совершенствовании.
Конечно, наше налоговое законодательство оставляет желать много лучшего, но тем не менее его необходимо досконально знать, особенно в части налогообложения физических лиц, т.к. это касается каждого гражданина, ибо всем известно, что «незнание законов не освобождает от ответственности.
Информация о работе Налогообложение материальной выгоды физических лиц