Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 02:16, реферат
Описание работы
В работе мы рассмотрели лишь основные моменты взимания налогов с населения, так как это тема неисчерпаема и до настоящего времени многие методологические аспекты налогообложения трактуются учеными и практиками неоднозначно. Дискуссионный характер теоретико-практических положений о налогах отражает не только трудности становления в России адекватной рынку практики налогообложения. Он свидетельствует о разработке новых научных подходов к решению проблем методологии налогов.
Одна из самых острых проблем
экономики России - нехватка финансовых
ресурсов. Наиболее приемлемым способом
решения данной проблемы может быть налоговое
регулирование - система особых мероприятий
в области налогообложения, направленных
на вмешательство государства в рыночную
экономику в соответствии с принятой правительством
концепцией экономического роста. Налоговое
регулирование охватывает всю экономику
в целом.
Одним из аспектов налогового
регулирования является взимание налогов
с населения. В мировой практике налогообложение
населения играет если не определяющую,
то одну из главных ролей в регулировании
экономики. Через систему косвенного и
подоходного налогообложения государство
воздействует на личное потребление и
платежеспособный спрос населения путем
установления необлагаемых минимумов,
освобождения (полного или частичного)
отдельных доходов и групп товаров от
соответствующих налогов. Через регулирование
платежеспособного спроса населения государство
влияет на производство и предложение
товаров и услуг, на личные сбережения
и инвестиции.
Цель настоящей работы – на
основе исследуемого материала дать сравнительную
характеристику налогообложения населения
России и зарубежных стран
В работе мы рассмотрели лишь
основные моменты взимания налогов с населения,
так как это тема неисчерпаема и до настоящего
времени многие методологические аспекты
налогообложения трактуются учеными и
практиками неоднозначно. Дискуссионный
характер теоретико-практических положений
о налогах отражает не только трудности
становления в России адекватной рынку
практики налогообложения. Он свидетельствует
о разработке новых научных подходов к
решению проблем методологии налогов.
Пока же не все теоретические
проблемы, касающиеся содержания базисных
понятий "налог", "налогообложение",
"налоговые системы", "налоговый
механизм", и системные взаимосвязи
между ними исследованы в такой мере, чтобы
на их основе формулировать закономерности
развития налогообложения, создавать
новые налоговые концепции и строить оптимальную
налоговую систему России.
1. Эволюция научной мысли
о налоге и налогообложении
Понятие "налог" уходит
своими корнями в глубь веков. В нем заключен
не только экономический, но и философский
смысл. В исследовании природы и содержания
этого понятия необходимо придерживаться
логики постепенного и последовательного
проникновения в сущность явлений и процессов,
ассоциирующихся в современном сознании
с отчуждением индивидуальных доходов
и их сосредоточением в общенациональном
фонде денежных средств – бюджете.
Налог – элемент общественного
бытия. Первые упоминания о налоге мы находим
в философских трактатах античных мыслителей.
На заре человеческой цивилизации философы
трактовали налог как общественно необходимое
и полезное явление, несмотря на то, что
известные им налоговые формы были варварскими.
По мере общественного развития налоговые
формы постепенно менялись, приближаясь
к их современному содержанию, но неизменным
оставался глубинный смысл понятия "налог"
– опосредования процесса обобществления
необходимой для общества части индивидуальных
доходов (богатств).
Восприятие необходимости налога
как такового позволило классикам экономической
мысли более 300 лет назад сформулировать
фундаментальные принципы налогообложения
и определения налога в качестве "жертвоприношения",
"добровольно отдаваемых наложений",
"страховой премии", "платы за общественные
услуги" и др.
На фундаменте философского
смысла налога как одного из процессов
жизнеобеспечения общества развилась
особая сфера экономической теории –
наука о налогообложении. Ее системное
оформление ученые относят к эпохе расцвета
теорий классической политической экономии,
повсеместно развивая товарно-денежные
отношения и укрепления основ государственности
во многих странах. С этого времени экономисты
рассматривают налог в качестве неотъемлемого
элемента расширенного воспроизводства
и фактора роста экономического потенциала.
Пространство, очерченное на
рис. 1 ромбом, – область методологии налогообложения,
выводящая понятие "налог" из сферы
его философского восприятия (прямоугольник
1) к конкретной налоговой практике (прямоугольник
3).
Методология налогообложения
является наименее исследованной в России
областью налоговых правоотношений. Усилия
ученых и законодателей обычно направлены
на решение прикладных налоговых проблем.
При этом подчас забывается, что без исследования
методологии налогообложения успех налоговых
реформ невозможен
Методология налогообложения
– это теоретическое, научно-практическое
и концептуально-правовое обоснование
сущности понятия "налог", а именно:
это одновременное исследование налога
в качестве объективной экономической
категории и в качестве конкретной формы
правовых взаимоотношений налогоплательщиков
с государством.
Методологические основы налогообложения
– это выбор налоговых форм и наполнение
их конкретным содержанием (принятие организационно-правового
порядка исчисления и уплаты налогов),
установление прав и обязанностей сторон
налоговых правоотношений.
На рис.1 эта сфера обозначена
плоскостью, в которой ромб 2 накладывается
на прямоугольник 3. Создание методик налогообложения,
адекватно отражающих состояние экономики
и политики, является логическим завершением
методологических исследований налоговых
проблем в рамках каждого этапа налогового
реформирования. Процесс совершенствования
налоговых правоотношений бесконечен.
Анализ сущности налога по логической
схеме, приведенной на рис.1, предполагает
исследование его двойственности. Налог
– это философская и экономическая категория
и одновременно конкретная форма правовых
взаимоотношений, закрепляемых в законодательном
порядке при наполнении доходами казны
государства (бюджета).
Налог как конкретная форма
принудительного изъятия части совокупного
дохода общества в казну государства отражает
все достоинства и недостатки конкретного
экономического пространства и конкретной
системы государственного устройства
и управления.
По состоянию налоговых правоотношений
в государстве судят о его прогрессе или
регрессе.
Налоговые формы взаимоотношений
общества с государством носили самые
разные названия. Немецкие ученые рассматривали
налоги как поддержку, оказываемую государству
гражданами (stauer – поддержка). В Англии
налог до сих пор носит название datu – долг,
обязательство. Законодательство США
определяет налог как tax – такса. Закон
о налогообложении во Франции налоговые
отношения определяет как import (обязательный
платеж). Принудительный характер налоговой
формы в российской практике подчеркивал
термин "подати" – принудительный
платеж.
Схематично эволюция научной
мысли о налогообложении описана на рис.
2. От ранних схоластов и философов естественного
права представления о налоговых формах
взаимоотношений граждан с представителями
верховной власти развивались по восходящей,
постепенно отражая конкретно-исторические
условия общественного бытия.
Выделим главные рубежи перехода
налоговых отношений из одного качественного
состояния в другое, более совершенное.
Установление таких границ необходимо
для того, чтобы выявить, в силу каких причин
функционирует современное налогообложение
в России, не подчиняясь действию объективных
экономических законов расширенного воспроизводства,
прежде всего законов рыночного хозяйствования,
и не выполняя своего подлинного предназначения.
На рис. 2 обозначено несколько
основных рубежей совершенствования налогообложения.
Вплоть до раскола мирового сообщества
на две противоборствующие политические
системы воззрения ученых на налоги выстраивались
в логическую систему, отражая прогресс
экономики и политики, приобретая характер
научно обоснованных налоговых концепций
и теорий рационального налогообложения
в конкретных исторических условиях.
Обоснования налогов как одного
из воспроизводственных факторов содержатся
в работах зарубежных и русских экономистов
начала XVIII века – Э. Сакса, Ж. Б. Сэя, В.
Т. Посошкова и др. (рис. 2). Позже эту идею
в России развили известные налоговеды
Н. И. Тургенев, В. Н. Твердохлебов, И. Х.
Озеров, И. М. Кулишер, И. И. Янжул и др.
Несмотря на то, что их налоговые
теории носили сугубо прикладной характер,
т.е. они ограничивались изучением способов
мобилизации финансовых ресурсов для
содержания государства, в них были учтены
закономерности развития товарно-денежных
отношений и международные тенденции
формирования основ рыночного хозяйствования.
Вплоть до налоговой реформы 1930 г. рекомендации
этих русских ученых использовались при
выработке мер по укреплению финансового
хозяйства страны.
В истории развития налоговой
науки определяющую роль сыграли два научных
течения: марксизм и неоклассицизм, вобравший
идеи А. Смита и Д. Рикардо о налогах (рис.
2). Классовый характер марксистского учения
о государстве, природе стоимости, смысле
и целях распределения, товарно-денежных
отношениях был положен в основу реформирования
производственных отношений в СССР, начиная
с конца 20-х годов. Советский Союз, приступив
к построению социализма, отошел от магистрального
пути налоговых преобразований (рис. 2,
указатель 3), по которому пошли США, Великобритания,
Германия, Франция, Япония. Их налоговые
системы строились согласно идеям А. Маршалла,
Д. С. Милля, Э. Селегмана и др. (рис. 2, указатель
2).
Советские ученые М. М. Агарков,
А. В. Бачурин, Г. Л. Марьяхин, М. И. Пискотин,
Г. Л. Рабинович, Н. Н. Ровинский, Г. П. Солюс,
С. Д. Цыпкин и другие доказывали имманентность
налогов капитализму, а не социализму.
Экономическая мысль о налогах советского
периода сводилась к констатации текущих
событий; рекомендации вырабатывались
в соответствии с резолюциями партийных
съездов, всецело определявших финансовую
политику. Принижение значения товарно-денежных
отношений практически уничтожили созданную
в дореволюционной России налоговую систему.
Осуществление принципов жесточайшей
централизации финансовых ресурсов для
подчинения центру региональных экономических
интересов началось с принятием постановления
ЦИК и СНК СССР от 21 декабря 1931 года "О
республиканских и местных бюджетах".
Региональные бюджеты были переведены
с собственной доходной базы на формирование
подавляющей части доходов за счет ежегодно
устанавливаемых отчислений от общесоюзных
государственных налогов и доходов.
Эта система оказалась чрезвычайно
живучей. В видоизмененной форме она действует
до сих пор, позволяя центру определять
экономическую политику на местах, зачастую
в противовес интересам последних. Во
всем мире развитие регионов основано
на собственной налоговой базе, что обеспечивает
их хозяйственную самостоятельность.
Переориентация с налоговых
на административные нормы перераспределительных
отношений до сих пор негативно сказывается
на ходе экономических преобразований
в России, несмотря на то, что формально
налоговая система была возрождена с принятием
Закона РСФСР от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 "Об
основах налоговой системы в Российской
Федерации".
Вместе с тем именно с 1992 г. начинается
эпоха налогового ренессанса в России
(рис. 2, указатель 4). Однако способность
российской налоговой системы в ближайшем
будущем полностью вписаться в общемировую
систему налоговых правоотношений все
еще остается под вопросом (рис 2, указатель
5).
Финансовая мысль советского
периода, таким образом, старалась доказать
преимущества происходящих идеологических
преобразований в системе производственных
отношений, трансформируя их экономическое
содержание в неприсущие им административные,
идеологические формы. Образно такого
рода трансформация представлена на рис.3
и рис. 4, на которых видно влияние надстройки
на использование научных результатов
исследований сущности любой категории,
опосредующей ту или иную сферу производственных
отношений. Итоги идеологизации экономики,
национальная политика первых десятилетий
советской власти, индустриализация, коллективизация,
деформация в размещении производительных
сил, сталинская депортация коренных народов
с мест их исторического проживания, создание
административных единиц по национальному
признаку до сих пор непосредственно сказываются
на жизни российского общества.
Это наследие предопределяет
глубину проблем, вставших перед Россией
с провозглашением перехода к новому типу
государственно-политического устройства
и к рыночной экономике. Более того, превалирование
экономического романтизма первых лет
реформ (1990–1993) над прагматизмом повлекло
множество экономических просчетов и
ошибок в осуществлении реформ.
Бесконтрольный отпуск цен,
"бесплатная приватизация", позволившая
за бесценок продать крупнейшие промышленные
объединения узкому кругу лиц и лишившая
бюджет необходимых финансовых ресурсов,
замораживание заработной платы, долларизация
денежного обращения и обесценение рубля,
перекосы на рынке ценных бумаг, принятие
налоговой системы на базе советского
перераспределительного механизма и фрагментов
западных налоговых систем и многие другие
явления подтверждают тот факт, что в 1991–1999
гг. у российского правительства не было
четкой экономической политики на перспективу.
Экономические преобразования
требуют системного решения. Следовательно,
в выборе и оценке направлений налогового
реформирования необходим крайне взвешенный
подход.
Рис. 1. Воплощение теоретических
положений (без существенной их корректировки)
о налоге в правовом государстве со стабильной
социально ориентированной рыночной экономикой
(налоговая система в таких условиях адекватна
базису)
Рис. 2. Политическая надстройка
в условиях тоталитарного управления
страной и при господстве директивных
(волюнтаристских) способов хозяйствования
приспосабливает под себя (существенно
искажая) смысл теорий рационального налогообложения,
которые используются практикой в демократических
государствах