Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 20:16, курсовая работа
Актуальность настоящей курсовой работы связана с тем, что одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда была и продолжает оставаться налогообложение предприятий.
Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги от предпринимательской деятельности предприятий становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.
Введение ………………………………………………………………………..2
1. Основы налогообложения предприятий в России 4
1.1 Понятие и сущность налоговой политики 4
1.2 Методы осуществления и последствия налогообложения предприятий 5
1.3 Инструменты налоговой политики 8
2. Основные проблемы и перспективы налогообложения предприятий как инструмента бюджетного регулирования 14
2.1 Современное состояние и перспективы налоговой политики в России 14
2.2 Актуальные изменения в налогообложении предприятий - 2010 21
2.3 Анализ Бюджетного Послания Президента РФ « О бюджетной политике в 2010-2011 гг.» 28
Заключение 31
Список литературы 33
Проведение государственной политики регулирования доходов через налоговый механизм обеспечивается с помощью таких инструментов, как налоговая ставка и налоговая льгота.
Важным средством осуществления политики государства в области регулирования доходов является налоговая ставка. Она определяет процент налоговой базы или ее части, денежная оценка которой является величиной налога. Изменяя ее, государство может, не изменяя всего массива налогового законодательства, а лишь корректируя установленные ставки, осуществлять налоговое регулирование. Существенный эффект от проведения налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков, в отдельных регионах, для отдельных отраслей и предприятий. Ставка налога обеспечивает мобильность финансового законодательства, позволяет государству быстро и эффективно осуществить смену приоритетов в политике регулирования доходов.
Важная роль налоговой ставки для осуществления государственной политики состоит в возможности использования различного рода ставок налогов: пропорциональных, прогрессивных и регрессивных. Особенно существенное значение имеют прогрессивные и регрессивные ставки, с помощью которых регулируется не только уровень доходов различных категорий налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов различных уровней.
Благодаря налоговым ставкам централизованная единая налоговая система является достаточно гибкой, что обеспечивается систематическим уточнением ставок налогов и приведением налоговой политики в соответствие с имеющейся экономической конъюнктурой.
Наряду с налоговой ставкой эффективным средством реализации налоговой политики являются также налоговые льготы. Это связано с тем, что каждому физическому и юридическому лицу, отвечающему установленным требованиям, может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения.
Наиболее распространенный объект налогового стимулирования -- инвестиционная деятельность. Во многих государствах полностью или частично освобождается от налогообложения прибыль, направляемая на эти цели. Нередко для стимулирования инвестиционной активности освобождаются от НДС технологическое оборудование и запасные части к нему. В системе налогообложения ряда стран предусматривается создание специальных инвестиционных фондов, не облагаемых подоходным и некоторыми другими видами налогов.
С помощью налоговых льгот во многих странах поощряются создание малых предприятий, привлечение иностранного капитала, научно-технические разработки, имеющие фундаментальное значение для дальнейшего развития экономики, экологические проекты, стимулируется создание новых высокотехнологичных производств, способствующих выпуску конкурентоспособной продукции для мирового рынка.
Отдельные налоговые льготы преследуют цель смягчения последствий экономических и финансовых кризисов.7
Для поощрения концентрации капитала, обновления производственных фондов, стимулирования внешнеэкономической деятельности государство использует такой вид налоговой льготы, как отсрочку платежа или освобождение от уплаты налога. Полное освобождение налогоплательщиков от уплаты налогов на определенный период получило название «налоговых каникул».
При взимании налога на доходы или прибыль в ряде стран практикуется перенос убытков текущего года на прибыль либо доходы следующего года или следующих лет. В ряде стран осуществляется налогообложение консолидированных налогоплательщиков, что позволяет в рамках их баланса производить взаимозачет убытков и прибылей. Нередко используются налоговые скидки в виде возврата корпорациям налогов, ранее уплаченных государству, налоговые льготы первым покупателям новых выпусков акций компаний и др.
В ряде зарубежных стран предоставляются различные виды льгот в зависимости от формы собственности. Например, зачастую объекты, находящиеся в государственной собственности, освобождаются от уплаты земельного налога, нередко устанавливается льготное обслуживание прибыли государственной корпорации и др. Иногда налоговые льготы устанавливаются в зависимости от гражданства с целью стимулирования иностранных инвестиций.
Резкий рост бюджетных расходов во многих странах со всей остротой поставил вопрос об упорядочении предоставления различных налоговых льгот. Это связано с тем, что установление широкого перечня налоговых льгот зачастую приводит к уменьшению налоговой базы, вследствие чего для сохранения необходимого государству уровня налоговых поступлений оно прибегает к установлению более высоких налоговых ставок.
Кроме того, льготное регулирование нарушает основной принцип равенства обложения всех налогоплательщиков, независимо от вида их деятельности, и создает неравные условия для предприятий в различных сферах экономики8-
Формирование налоговой базы также является серьезным инструментом налоговой политики государства, поскольку от этого зависит увеличение или уменьшение налоговых обязательств различных категорий налогоплательщиков. Это создает дополнительные стимулы или, наоборот, ограничения для расширения производства и инвестиционных проектов и соответствующего роста (снижения) экономического развития.
Разрешение осуществлять ускоренную амортизацию, т. е. списывать стоимость основного капитала не в соответствующих физическому износу нормах, а в увеличенном размере, приводит к искусственному завышению издержек производства и, соответственно, к снижению отражаемой на счетах прибыли, а значит и налоговых выплат9. Законодательством отдельных стран разрешено, кроме того, списывать на амортизацию половину стоимости нового оборудования.
С 1 января 1999 года правовое обеспечение налогового процесса в России обеспечивается НК РФ. В соответствии с положениями НК пункт 1 статья 1 законодательство РФ и налогах и сборах состоит из самого НК и принятого в соответствии с ним пакета федеральных законов о налогах и сборах. В НК закреплены основополагающие принципы налогообложения, состав системы налогообложения, участники налоговых отношений, установлены основания возникновения, изменения и прекращения обязанностей по уплате налогов и сборов, а также порядок исполнения налогоплательщиками этих обязанностей.
Налоги как живой организм, поэтому по ним законодательные органы вносят изменения и дополнения применительно к современным экономическим условиям. И так как система налогообложения на сегодняшний день отнюдь не представляет собой идеально функционирующий механизм, то необходимо проводить эффективные реформы10.
При этом вторая часть НК содержит много проблемных вопросов, которые не решены до конца. "Она содержит большое количество оценочных категорий, которые в налоговом законодательстве, по-видимому, останутся", - сказал С.Шаталов.11
Налоговая реформа в настоящее время осуществляется по следующим направлениям12:
сокращение количества налогов;
объединение разных мелких однородных налогов и сборов в один;
отмена неэффективных налогов, т.е. таких налогов, по которым расходы по сбору превышают поступления.
Динамика поступлений за период 2007г.-2009 г. (в тыс.руб.)
№ |
Наименование налога |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
Темпы роста, (%) | |
К 2008г. |
К 2007г | |||||
1 |
налог на прибыль, доходы |
259003300 |
344838100 |
580408800 |
1,18 |
2,24 |
2 |
Единый социальный налог |
266500000 |
302090200 |
368773900 |
1,22 |
1,38 |
3 |
Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ |
713226900 |
1123721400 |
1378729900 |
1,23 |
1,93 |
4 |
Акцизы на спирт этиловый из всех видов сырья(в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья), производимый на территории РФ |
4893500 |
5766600 |
5232300 |
0,9 |
1,06 |
5 |
Налог на добычу полезных ископаемых в виде (нефть) |
376614600 |
631445600 |
935175000 |
1,48 |
2,48 |
6 |
Налог на добычу полезных ископаемых в виде (газ) |
78768900 |
86983600 |
88714800 |
1,02 |
1,12 |
7 |
Водный налог |
11218100 |
13757400 |
13843100 |
1 |
1,23 |
8 |
Государственная пошлина, сборы |
18555900 |
23058500 |
26314400 |
1,14 |
1,42 |
Из приведенных расчетов видно преимущество поступления налога на добычу полезных ископаемых в виде нефти. Доходы же в бюджет от таких налогов как ЕСН, НДС, налог на прибыль, доходы значительно уступают. Это можно объяснить тем, что в России складываются проблемы с налоговой дисциплиной.
По данным налоговой отчетности, примерно один из шести налогоплательщиков относительно исправно и в полном объеме платит в бюджет причитающиеся налоги. Около половины налогоплательщиков платят налоги, но всеми доступными им законными, а чаще незаконными способами минимизируют свои налоговые обязательства. Остальные налогоплательщики вообще не платят налоги: одни показывают так называемые нулевые балансы, а другие не становятся на учет в налоговых органах.
В стране существовала и, к сожалению, продолжает существовать система создания различных схем ухода от налогообложения13. Огромные суммы (до несколько сот миллиардов рублей) уводятся из-под налогообложения в результате действующих и процветающих схем возврата (зачета) не уплаченных в бюджет сумм НДС при поставках как внутри страны, так и за рубежом. Не менее чем в 50 млрд руб. оцениваются потери бюджета в связи с производством и реализацией нелегальной алкогольной продукции.
По экспертным оценкам, из-за сокрытия доходов и объектов налогообложения в консолидированный бюджет страны недопоступает ежегодно от 20 до 30% налогов. В результате этого законопослушные налогоплательщики, а это в основном легальные товаропроизводители, производят отчисления в государственную казну в виде налогов, составляющих более половины произведенного ВВП. В среднем же получается, что в бюджет отчисляется около 1/3 ВВП.
Недостаточная роль налога на доходы физических лиц в формировании доходной базы российского бюджета объясняется следующими причинами:
- низким по сравнению с экономически развитыми странами уровнем доходов подавляющего большинства населения России;
- задержками выплат заработной платы части работников как сферы материального производства, так и работающих в бюджетных организациях;
- неразвитостью рыночных отношений, незначительным количеством частных предприятий и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
- наличием теневой экономики и уходом от налогообложения работников этого сектора хозяйства, а также лиц с относительно высокими доходами. Основную долю этого налога обеспечивают поступления от доходов малообеспеченной части населения, поскольку здесь наиболее низкий процент укрывательства от налогов.
Становится понятным, что на фоне всех этих причин, доходы бюджета полностью зависят от ценовой политики на нефть. Однако надо понимать, что это временные доходы, а при снижении цены на нефтяном рынке бюджет просто их не дополучит.
Нужно также обратить внимание, что динамика поступления налоговых платежей в бюджет за последние три года все же является положительной. Собираемость налогов в решающей степени объясняет причину возрастания показателя доли налоговых платежей в ВВП в условиях принимаемых государством мер по снижению налоговой нагрузки на экономику.
Современный этап налоговой реформы отличается высокой динамичностью: приняты кардинальные поправки в отдельные виды налогов, активно реализуется общая концепция развития налоговой системы. В этих условиях важно своевременно фиксировать и оценивать наиболее существенные сдвиги в налогообложении, а вместе с ними и качество налоговой политики. Вот некоторые общие характеристики налогов, наиболее ярко проявившиеся в последние годы.
Снижение налоговой нагрузки:
Смыслом и главной характеристикой налоговой системы является «доставка» средств в бюджет, поэтому рассмотрение российской системы налогов естественно начать с налоговых платежей14
Явный рост налогового бремени происходит на фоне экономического роста. Парадоксальность этой ситуации состоит еще и в том, что повышение налоговой нагрузки идёт вопреки реальным шагам по снижению налогов.
Либеральная классическая схема взаимосвязи налогов и экономики выглядит так: снижение налогов - активизация производства - увеличение налоговой базы - рост налоговых платежей. В этой схеме, столь популяризируемой некоторыми идеологами реформ, нет и не может быть места повышению налогового бремени, тогда как именно это повышение на сегодняшний день и наблюдается15.
Объяснение этого факта состоит в следующем.
В действительности реализуется не указанная схема, а другая, где исходным пунктом выступает не снижение налогов, а рост производства. Именно оживление экономики послужило причиной роста налоговых платежей, причём роста ускоренного за счёт более быстрого расширения налоговой базы (в том числе роста цен) и появившейся возможности выплаты накопившихся долгов по налогам, что и вело к увеличению нагрузки.
Вывод - сегодня в России работает не либеральная схема, как бы ни хотели её сторонники связать с ней рост налоговых поступлений, а напротив, оживление экономики обусловливало ускоренный рост налогов и повышение налогового бремени16.
В свою очередь, рост нагрузки стал дополнительным аргументом в пользу снижения налогов. Сегодняшнее снижение налогов носит подчинённый характер: в связке налоги - производство, оно является определяемым, зависимым, несамостоятельным фактором, а, следовательно, не может быть устойчивым. Рост производства не связан с уменьшением налогов, их параллельное движение случайно.