Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 20:16, курсовая работа
Актуальность настоящей курсовой работы связана с тем, что одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда была и продолжает оставаться налогообложение предприятий.
Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги от предпринимательской деятельности предприятий становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.
Введение ………………………………………………………………………..2
1. Основы налогообложения предприятий в России 4
1.1 Понятие и сущность налоговой политики 4
1.2 Методы осуществления и последствия налогообложения предприятий 5
1.3 Инструменты налоговой политики 8
2. Основные проблемы и перспективы налогообложения предприятий как инструмента бюджетного регулирования 14
2.1 Современное состояние и перспективы налоговой политики в России 14
2.2 Актуальные изменения в налогообложении предприятий - 2010 21
2.3 Анализ Бюджетного Послания Президента РФ « О бюджетной политике в 2010-2011 гг.» 28
Заключение 31
Список литературы 33
Не вошли в Закон о страховых взносах пресловутые положения п. 3 ст. 236 НК РФ, вокруг которых не умолкали налоговые споры. Напомним, что выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не облагались ЕСН, если:
у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не относились к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде;
у налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, или физических лиц такие выплаты не уменьшали налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Законом о страховых взносах предусмотрен переходный период, в течение которого будут применяться пониженные страховые тарифы (табл. 5).
Не перенесены в Закон о страховых взносах положения о налоговых льготах, закрепленные ранее ст. 239 НК РФ.
В связи с нововведениями возникает вопрос: сохранятся ли за налогоплательщиками, применяющими специальные режимы, налоговые преференции в части освобождения от уплаты страховых взносов (за исключением ПФР)? Нет. Федеральным законом N 213-ФЗ положения, согласно которым "спецрежимники" не платят ЕСН, исключены. При этом соответствующие налоговые нормы не дополнены положениями, в соответствии с которыми такие плательщики освобождаются от уплаты социальных взносов. Изменения коснулись плательщиков ЕСХН (п. 3 ст. 346.1 НК РФ), УСН (п. п. 2, 3 ст. 346.11 НК РФ), ЕНВД (п. 4 ст. 346.26 НК РФ) и вступают в силу с 1 января 2010 г.
Существенно изменится порядок обложения выплат иностранцам. Согласно пп. 15 п. 1 ст. 9 Закона о страховых взносах не подлежат обложению страховыми взносами суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации.
Напомним, что ранее с таких выплат иностранцам приходилось платить ЕСН в полном объеме, несмотря даже на то, что иностранные лица, временно пребывающие на территории Российской Федерации, не являются плательщиками пенсионных взносов26 (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в ред. от 18.07.2009)). Ведь в отношении иностранцев, временно пребывающих на территории Российской Федерации, уменьшить 20%-ный ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет, было не на что, поэтому он уплачивался в полном размере.
По мнению Минфина России, сложившаяся правоприменительная практика свидетельствует о том, что действующие ст. ст. 20 и 40 НК РФ не позволяют эффективно противодействовать уклонению от налогообложения посредством трансфертного ценообразования. Кроме того, действующее правовое регулирование рассматриваемых отношений не в полной мере соответствует апробированным в международной практике принципам и механизмам противодействия трансфертному ценообразованию.
В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ "О бюджетной политике в 2010 - 2011 годах" поставлены задачи внести в НК РФ поправки, направленные на совершенствование налогового контроля за использованием трансфертных цен в целях минимизации налогов. Процедуры такого контроля должны быть максимально простыми и понятными для налогоплательщиков и налоговых органов. Особое внимание следует обратить на то, что новые правила не должны привести к дополнительным сложностям в отраслях, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью, где в настоящее время формируются вертикально интегрированные структуры.
Именно на достижение данных целей, как указывает Минфин России, направлены изменения в НК РФ.
В частности, планируется существенно расширить понятие "взаимозависимых лиц" для налогового контроля; допускается заключение между крупнейшими налогоплательщиками и ФНС России соглашения о ценообразовании для целей налогообложения; вводятся понятия "интервал рыночных цен", "обычные затраты", "обычная прибыль", "обычная рентабельность" и т.д.
В целом разработчики изменений предлагают включить в НК РФ новый раздел из шести глав - с 14.1 по 14.6 вместо действующих с 1999 г. ст. ст. 20 и 40 НК.
Новые главы описывают критерии определения взаимозависимых лиц, операции которых могут быть признаны элементами трансфертного ценообразования; перечень источников информации и методов, на основании которых ФНС будет определять соответствие цены сделки рыночной цене; методы, используемые для расчета; перечень контролируемых сделок; порядок взимания налогов после оценки; порядок заключения налоговыми органами с налогоплательщиками "соглашений о ценообразовании".
В рамках проводимой налоговой реформы практически завершена кодификация налогового законодательства. Налоговая система в целом была упрощена, ставки основных налогов снижены, отменены наиболее обременительные для экономики налоги. Все индивидуальные налоговые льготы, зачеты и отсрочки, специальные соглашения с налогоплательщиками остались в прошлом.
Практика применения налога на добавленную стоимость остается препятствием для расширения экономической деятельности. Организации испытывают большие сложности ввиду сложившихся избыточно обременительных процедур возврата входящего налога на добавленную стоимость. За прошедшие со времени введения данного налога 15 лет так и не удалось сформировать эффективную и исключающую возможность значительных злоупотреблений систему его администрирования.
Другой проблемной сферой по-прежнему является налогообложение фонда оплаты труда для видов экономической деятельности с высокой долей оплаты труда в структуре затрат, прежде всего в инновационных секторах экономики.
Неоправданно затянута работа, касающаяся внедрения критериев оценки эффективности работы сотрудников налоговых органов, имея в виду не исполнение планов по сбору налогов, а проверку правильности исчисления и уплаты налогов. Соответственно, не реализованы механизмы материального стимулирования сотрудников в зависимости от соответствия таким критериям.
В настоящее время требуется дальнейшая модернизация налоговой системы, в том числе системы администрирования, в целях создания комфортных налоговых условий для перехода отечественной экономики на инновационный путь развития.
В 2000 - 2009 годах расходы консолидированного бюджета Российской Федерации увеличились с 2 трлн. рублей до 9,6 трлн. рублей, или более чем вдвое в реальном выражении.
Налогообложение предприятий является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д., несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.
Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая предприятие, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.
Анализ реформаторских преобразований в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения касаются отдельных элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых льгот и привилегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов на другие).
На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.
В принципиальном плане основные направления государственной политики в области налоговой реформы определены в Указе Президента "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины". В частности, к ним относятся следующие задачи:
* построение стабильной налоговой системы, обеспечивающей единство, непротиворечивость и неизменность в течение финансового года системы налогов и других обязательных платежей;
* сокращение общего числа налогов путем их укрупнения и отмены целевых налогов, не дающих значительных поступлений;
* облегчение налогового бремени производителей продукции (работ, услуг);
* сокращение льгот и исключений из общего режима налогообложения.
Эти задачи предполагают создание более выгодных условий для предпринимательской деятельности в России.
Совершенствование налогообложения неразрывно связано с созданием прочных экономических отношений. От того, как скоро это будет создано, зависит формирование устойчивых предпосылок для постепенного превращения системы налогообложения в фактор экономического роста.
В ближайшие годы необходимо скоординированное совершенствование налогового законодательства и налогового администрирования, а также активизация диалога правительства с бизнесом относительно условий, способствующих последовательному выходу бизнеса из тени.
Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г.)
Налоговый кодекс Российской Федерации: Часть первая Часть вторая. - М.: Экзамен, 2010. - 512с.
Алимурзаев Г., Хижняков В. Новые доктринальные подходы к межбюджетным отношениям и бюджетная политика Федерального Правительства // Российский экономический журнал, №9, 2009.- с. 23-25
Андреева Б.Ю. Налоговая политика или кому на Руси жить хорошо? - Аудиторские ведомости, № 9, 2008.- с. 33-37
Астапов К.М. Приоритеты налоговой реформы в РФ // Экономист, №2, 2008.- с. 54-59
Басалаева Е.В. О координации и гармонизации налоговой реформы // Финансы,№2, 2008 - с.27-30
Босс Г.Б. Изменение налоговой политики - насущное веление времени //Аудитор, №3, 2008 - с. 24-29
Брызгалин А.В. Налоги и налоговое право: Учебник для вузов - М.: ИНФРА-М, 2008 - 232с.
Грисимова Е.Н. Налогообложение - СПб: Издательство Санкт-Петербургского Университета, 2008. - 348с.
Кашин В., Мерзляков И. Налоговая политика и оздоровление России//Аудитор, №9, 2008.- с. 24-30.
Лескин В.Э., Швецов А.Р. Бюджетный федерализм в период кризиса и реформ // Вопросы экономики, №3, 2008 - с.18-38.
Лыкова Л. Н. Налоги и налогообложение в России - М: БЕК, 2008. - 384с.
Мамруков О.С Налоги и налогообложение - М: Финансы и статистика, 2007. - 244с.
Мау В.Д. Экономическая политика России: в начале новой фазы // Вопросы экономики, №3, 2007 - с. 4-13
Мокрый В.С. Межбюджетные отношения и финансовые основы местного самоуправления //Финансы, №6, 2008.- с. 54-59.
Мурзов И.А. Трансформация налоговой системы в экономике переходного периода. - Новосибирск: Инфос, 2008 - 495 с.
Налоговая система России/Министерство Финансов, Госналогслужба РФ - М., 2008 (электронное приложение к журналу «Консультант»).
Павлова Л.,Мерзляков И. Совершенствование налогообложения в Российской Федерации //Аудитор, №8, 2008.- с. 14-19.
Пансков В. Налоги и налоговая политика - 2005//Российский экономический журнал,№1, 2008 - с. 22-29.
Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение - М.: НФРА-М, 2008. - 567с.
Пронина Л.И. Реформирование межбюджетных отношений и интересы федерального бюджета //Финансы, №11, 2008.- с. 34 -36
Сабуров Е.Ю., Типенко Н.Л., Чернявский А.Д. Бюджетное регулирование и межбюджетные отношения // Вопросы экономики, №1, 2008 - с.56-71
Титов К.А. Федеральные налоги и бюджетное регулирование // Экономические науки, №1, 2008.- с. 5-8
Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник./Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. - М.: Проспект, 2007 - 496с.
http://www.minfin.ru
http://www.nalog.ru
1 Андреева Б.Ю. Налоговая политика или кому на Руси жить хорошо? - Аудиторские ведомости, № 9, 2008. - с. 22
2 Черник Д. Г., Починок А.П., Морозов В. П. Основы налоговой системы: Учебное пособие для вузов / Под ред. Д. Г. Черника. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007- с. 80
3 Астапов К.М. Приоритеты налоговой реформы в РФ // Экономист, №2, 2008.- с. 54
4 Черник Д. Г., Починок А.П., Морозов В. П. Основы налоговой системы: Учебное пособие для вузов / Под ред. Д. Г. Черника. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007- с.38
5 Андреева Б.Ю. Налоговая политика или кому на Руси жить хорошо? - Аудиторские ведомости, № 9, 2008. - с. 22
6 Астапов К.М. Приоритеты налоговой реформы в РФ // Экономист, №2, 2008.- с. 54
7 Черник Д. Г., Починок А.П., Морозов В. П. Основы налоговой системы: Учебное пособие для вузов / Под ред. Д. Г. Черника. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007- с. 150
8 Астапов К.М. Приоритеты налоговой реформы в РФ // Экономист, №2, 2008.- с. 54
9 Андреева Б.Ю. Налоговая политика или кому на Руси жить хорошо? - Аудиторские ведомости, № 9, 2007. - с . 23
10 Худолеев В.В. Налоги и налогообложение - М: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2007. - с. 56
11 http://www.minfin.ru
12 Титов К.А. Федеральные налоги и бюджетное регулирование // Экономические науки, №1, 2008.- с. 5
13 Астапов К.М. Приоритеты налоговой реформы в РФ // Экономист, №2, 2008.- с. 56
14 Горский К.В. Некоторые параметры налоговой реформы // Финансы. 2008.-№2.- с. 26.