Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 13:30, контрольная работа
Вопросы, связанные с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость в последние годы приобретают все большую актуальность. Это связано с тем, что экспортный НДС нередко используется недобросовестными лицами для получения дохода за счет государства (лжеэкспорт и т.д.).
Действующее налоговое законодательство в этой части не слишком понятно для рядового налогоплательщика, что, подчас, ставит его в тупик. Целью настоящей работы является показать Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость при применении таможенной процедуры «экспорт».
Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость при применении таможенной процедуры «экспорт».
Вопросы, связанные с исчислением
и уплатой налога на добавленную
стоимость в последние годы приобретают
все большую актуальность. Это
связано с тем, что экспортный
НДС нередко используется недобросовестными
лицами для получения дохода за счет
государства (лжеэкспорт и т.д.). Соответственно,
государство устанавливает
Целью настоящей работы является показать Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость при применении таможенной процедуры «экспорт».
Особенности исчисления и уплаты НДС при экспорте
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) при реализации товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, которые экспортируются на территории государств - участников Содружества Независимых Государств), вывезенных в таможенном режиме экспорта, применяется налоговая ставка 0 процентов.
Сказанное фактически означает, что по операциям, облагаемым по нулевой ставке, как и по операциям, освобождаемым от налогообложения, НДС не уплачивается. Вместе с тем, между указанными операциями есть существенные различия. По операциям, облагаемым по нулевой ставке, формируется налоговая база, при составлении счетов-фактур в графе "ставка НДС" указывается "0%", суммы (входного) НДС, уплаченные по товарам (работам, услугам), подлежат вычету. По операциям, освобождаемым от налогообложения, налоговая база не формируется, суммы (входного) НДС, уплаченные по товарам (работам, услугам), не вычитаются, а в установленном порядке относятся на себестоимость.
В соответствии со статьей 164 НК РФ необходимым условием применения налоговой ставки 0 процентов являются:
- фактический вывоз товара
за пределы таможенной
- представление в налоговый орган документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
В соответствии со статьей 97
Таможенного кодекса
Данное положение
Требования к экспортерам, установленные ТК ТС, заключаются в следующем:
- уплата вывозных таможенных
пошлин и внесение иных
- соблюдение мер экономической политики;
- вывоз товаров, выпущенных
в режиме экспорта, за пределы
российской таможенной
- выполнение других требований, предусмотренных ТК ТС и иными актами российского таможенного законодательства.
В соответствии со статьей 165 НК РФ для обоснованного применения нулевой ставки НДС необходимо, чтобы в качестве покупателя экспортируемых товаров выступало иностранное лицо.
Документы, подтверждающие реальный экспорт
Право на применение нулевой ставки НДС и право на возмещение "входного" НДС должно быть документально подтверждено налогоплательщиком. Статья 165 НК РФ определяет перечень документов, которые должны быть представлены налогоплательщиком в каждом из случаев применения нулевой ставки НДС. Порядок подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС определяется исключительно положениями НК РФ. Из этого правила есть только одно исключение - в отношении случаев, которые связаны с перемещением товаров через таможенную границу без таможенного контроля и таможенного оформления. Порядок подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС в таких случаях определяется Правительством РФ (п.11 ст.165 НК РФ).
Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки в отношении экспортируемых товаров налогоплательщик должен непосредственно представить в налоговые органы, следующие документы:
1) Контракт (копию контракта)
с иностранным лицом на
Если контракт содержит сведения,
составляющие государственную тайну,
вместо копий полного текста контракта
представляется выписка из него, содержащая
информацию, необходимую для проведения
налогового контроля (в частности, информацию
об условиях поставки, о сроках, цене,
виде продукции). Отметим, что в соответствии
с действующим
Определенные проблемы возникают у налогоплательщиков, заключивших экспортный контракт с особым моментом перехода права собственности на товар. Например, базис поставки определяется как франко-склад завода - поставщика. В этом случае налоговые органы иногда считают, что налогоплательщик не имеет права на применение особого порядка налогообложения экспортных операций. Однако данная позиция не основана на действующем законодательстве, что подтверждается судебной практикой.
2) Выписка банка (ее
копия), подтверждающая фактическое
поступление выручки от
Если контрактом предусмотрен
расчет наличными денежными
В ситуации, когда валютная
выручка от реализации товаров (работ,
услуг) не поступает на территорию России
в порядке, предусмотренном
Механизм применения ставки НДС 0 процентов
Статьей 172 НК РФ установлено, что налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Требования к порядку оформления счетов-фактур изложены в статье 169 НК РФ.
Согласно пункту 3 статьи 172 НК РФ при выполнении операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по нулевой ставке, вычет налога, уплаченного поставщикам, производится только при представлении в налоговый орган налоговой декларации и документов, указанных в статье 165 НК РФ, подтверждающих право на применение нулевой ставки. Данные вычеты производятся на основании отдельной налоговой декларации.
При реализации товаров на экспорт налогоплательщик обязан выставить покупателю соответствующий счет-фактуру в течение пяти дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг). При этом в счете-фактуре в графе "Налоговая ставка" указывается ставка в размере 0 процентов.
При осуществлении
Предоставив, налоговым органам все подтверждающие документы, налогоплательщик вправе претендовать на возмещение налога в порядке и на условиях, установленных статьей 176 НК РФ. Если комплект подтверждающих документов не будет собран налогоплательщиком, то отдельная налоговая декларация по экспорту не представляется. Экспортные операции, подлежащие обложению НДС по ставке 10 или 20 процентов, включаются в общую налоговую декларацию.
Налогоплательщикам - экспортерам следует также учитывать пункт 38 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ. Названным пунктом установлены дополнительные требования к налогоплательщикам, претендующим на возмещение НДС. В соответствии с этим пунктом, налогоплательщики - экспортеры помимо документов, перечисленных в статье 165 НК РФ, также должны представить в налоговый орган следующие документы:
- договор (копию договора)
купли продажи или мены
- документы, подтверждающие
фактическую оплату товаров (
Необходимо также отметить, что на применение нулевой ставки и, соответственно на возмещение "входного" налога на добавленную стоимость не могут претендовать налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей, связанных с исчислением и уплатой налога в силу статьи 145 НК РФ.
Порядок возмещения налога на добавленную стоимость
Порядок возмещения НДС регламентируется статьей 176 НК РФ. В этой статье сказано, что возмещение производится не позднее трех месяцев со дня предоставления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 7 статьи 164 НК РФ. Примечательно, что пункт 7 в статье 164 НК РФ отсутствует. Очевидно, что здесь мы имеем дело с технической ошибкой авторов Налогового кодекса РФ. Наверняка имелся в виду пункт 6 статьи 164 НК РФ. Однако ошибка, так или иначе, допущена, что в определенной степени может быть использовано налогоплательщиками.
В течение трех месяцев
налоговый орган производит проверку
обоснованности применения налоговой
ставки 0 процентов, налоговых вычетов
и принимает решение о
В случае если налоговым органом принято решение об отказе (полностью или частично) в возмещении, он обязан представить налогоплательщику мотивированное заключение не позднее 10-ти дней после вынесения указанного решения. Если налоговым органом в течение установленного срока не вынесено решения об отказе и указанное заключение не предоставлено налогоплательщику, налоговый орган обязан принять решение о возмещении на сумму, по которой не вынесено решение об отказе, и уведомить налогоплательщика о принятом решении в течение десяти дней.
Согласно пункту 2 статьи 173 и пункту 1 статьи 176 НК РФ в случае превышения сумм налога на добавленную стоимость по товарно-материальным ценностям, стоимость которых фактически отнесена (списана) на издержки производства и обращения, а также по основным средствам и нематериальным активам над суммами налога, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), возникающая разница засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих платежей налогов.
В случае наличия у налогоплательщика недоимки и пени по НДС, недоимки и пени по иным налогам, а также задолженности по присужденным штрафам, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, они подлежат зачету в первоочередном порядке по решению налогового органа. Налоговые органы производят указанный зачет самостоятельно и в течение 10-ти дней сообщают о нем налогоплательщику. Отметим, что данный порядок противоречит общему порядку зачета уплаченной суммы налога, предусмотренного статьей 78 НК РФ. Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 78 НК РФ зачет осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.
Если недоимка меньше возвращаемой суммы, то пени за просрочку на нее не начисляются.
Возможное изменение порядка возмещения НДС
В последнее время темпы
роста сумм возмещенного НДС приобретают
просто катастрофические размеры. Это
в первую очередь связано с
появлением такой тенденции, как
постепенный отказ
Информация о работе Налогообложение участников внешнеэкономической деятельности