Налогообложение в строительстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 22:15, реферат

Описание работы

В общеустановленном порядке они исчисляют налог на имущество, налог на рекламу, налог с продаж, налог на операции с ценными бумагами, а также налоги, уплачиваемые в дорожные фонды (налог на пользователей автомобильных дорог и налог с владельцев транспортных средств). Кроме того, в общем порядке производятся платежи, связанные с использованием природных ресурсов и платой за землю.

Файлы: 1 файл

Налогообложение в строительстве.docx

— 20.75 Кб (Скачать файл)

Налогообложение в строительстве.

18.04.2003

 

 

 

Организации, осуществляющие строительную деятельность, руководствуются  при налогообложении действующим  налоговым законодательством.

 

В общеустановленном порядке  они исчисляют налог на имущество, налог на рекламу, налог с продаж, налог на операции с ценными бумагами, а также налоги, уплачиваемые в  дорожные фонды (налог на пользователей  автомобильных дорог и налог  с владельцев транспортных средств). Кроме того, в общем порядке  производятся платежи, связанные с  использованием природных ресурсов и платой за землю.

 

Действующие нормативные  документы по отдельным налогам  содержат положения, учитывающие специфику  строительной деятельности. К таким налогам относятся: налог на пользователей автомобильных дорог, налог на добавленную стоимость при осуществлении капитального строительства, при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, при реализации объектов незавершенного строительства и др. Для малых строительных предприятий, ведущих строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения, продолжает действовать льгота по налогу на прибыль до истечения срока ее использования. При исчислении налога на имущество заказчики-застройщики (инвесторы) не включают в облагаемую базу стоимость незавершенного строительства по объектам жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, магистральным трубопроводам, железнодорожным путям сообщения, автомобильным дорогам общего пользования, линиям связи и энергопередач и др.

 

Рассмотрим особенности  исчисления отдельных налогов.

 

 

Налог на пользователей автомобильных  дорог

 

Налог на пользователей автомобильных  дорог строительные организации  уплачивают согласно пункту 33.6 Инструкции МНС России от 04.04.2000 г. № 59 “О порядке  исчисления и уплаты налогов, поступающих  в дорожные фонды” исходя из суммы  выручки от реализации продукции (работ, услуг), полученной от выполнения работ  собственными силами.

 

При этом строительная организация  должна обеспечить раздельный учет объемов  работ, выполненных собственными силами, и объемов работ, выполненных  субподрядными организациями. Необходимо иметь в виду, что при отсутствии раздельного учета объемов работ, выполняемых генподрядчиком и субподрядчиками, объектом налогообложения будет  являться весь объем работ, отраженный в Справках о стоимости выполненных  работ и затрат (ф. № КС-3).

 

При определении выручки  от реализации работ “по оплате”  объектом налогообложения у генподрядчика  будет кредитовый оборот за отчетный (налоговый) период по счету 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками” (без  НДС) за вычетом сумм по расчетам с  субподрядными организациями, отраженных по дебету счета 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” (также без НДС).

 

С 1 января 2003 г. согласно статье 9 Федерального закона от 24.07.02 г. № 110-ФЗ исключаются из Закона РФ от 18.10.91 г. № 1759-1 “О дорожных фондах в Российской Федерации” налог на пользователей  автомобильных дорог и налог  с владельцев транспортных средств. В связи с отменой налога с  владельцев транспортных средств в  Налоговый кодекс РФ согласно ст.1 Закона № 110-Ф введена глава 28 “Транспортный  налог”.

 

Закон РФ от 18.10.91 г. № 1759-1 “О дорожных фондах в Российской Федерации” сохраняет свое действие согласно ст.8 Закона от 24.07.02 г. № 110-ФЗ, но без статей, посвященных налогу на пользователей  автомобильных дорог и налогу с владельцев транспортных средств.

 

В связи с отменой с 1 января 2003 г. налога на пользователей  автомобильных дорог статьями 4 и 16 Федерального закона № 110-ФЗ установлен порядок окончательного расчета  с бюджетом по этому налогу.

 

Организации, определявшие в 2002 году выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по мере ее отгрузки, обязаны до 15 января 2003 г. исчислить  и уплатить налог за продукцию (товары, работы, услуги), отгруженные до 1 января 2003 г., исходя из ставки налога, действовавшей  в 2002 году.

 

Организации, определявшие в 2002 году выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по мере ее оплаты, исчисляют налог, исходя из суммы  средств, полученных за отгруженную  продукцию и выполненные работы, оплаченные по состоянию на 1 января 2003 г. с применением ставки налога, действовавшей в 2002 году. В налоговую  базу включается также сумма дебиторской  задолженности по состоянию на 1 января 2003 г. за отгруженную продукцию (выполненные работы, оказанные услуги). Сумма налога определяется исходя из суммы указанной дебиторской задолженности и ставки налога, действовавшей в 2002 году, и уплачивается также в срок до 15 января 2003 г.

 

Субъекты малого предпринимательства, независимо от применяемой в 2002 году учетной политики для целей налогообложения, производят уплату налога на пользователей  автомобильных дорог за 2002 г. в 10-дневный  срок, установленный для представления  годовой бухгалтерской отчетности за этот год, т.е. до 10 апреля 2003 г.

 

Указанный порядок дополнительно  разъяснен письмом МНС России от 10.09.02 г. № ВГ-6-03/1385.

 

 

УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ  ДОХОДОВ И РАСХОДОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ 

 

Бухгалтерский учет доходов  и расходов на производство продукции (работ, услуг) ведется в соответствии с Положениями по бухгалтерскому учету “Доходы организации” ПБУ 9/99 и “Расходы организации” ПБУ 10/99. При этом организации также руководствуются  отраслевыми инструкциями по учету  доходов и расходов, разрабатываемыми и утверждаемыми федеральными органами исполнительной власти во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. До завершения работы по разработке и утверждению соответствующими министерствами и ведомствами отраслевых нормативных документов организации наряду с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 руководствуются действующими в настоящее время отраслевыми инструкциями (указаниями) с учетом требований, принципов и правил уже принятых во исполнение указанной Программы нормативных документов (письмо Минфина России от 29.04.02 г. № 16-00-13/03). В частности, подрядные организации используют для целей организации учета фактических затрат на производство строительно-монтажных работ и калькулирования себестоимости строительной продукции Типовые методические рекомендации по планированию и учету себестоимости строительных работ, утвержденные Минстроем России 04.12.95 г. № БЕ-11-260/7 (в редакции письма Госстроя России от 14.08.97 г. № ВБ-13-185/7).

 

Для целей налогообложения  прибыли организации, осуществляющие производство и реализацию продукции (товаров, работ, услуг), определяют доходы и расходы, руководствуясь главой 25 “Налог на прибыль организаций” НК РФ. При этом с 1 января 2002 г. организации  для целей налогообложения применяют  метод начисления.

 

При данном методе доходы организации  признаются для целей налогообложения  в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления  денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных  прав (статья 271 НК РФ). Расходы организации для целей налогообложения признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты (статья 272 НК РФ).

 

Для целей бухгалтерского учета подрядные строительно-монтажные  организации отражают в учете  выручку от реализации по мере оформления сдачи-приемки выполненных работ  заказчикам (Дебет 62 Кредит 90-1), списывают  фактическую себестоимость сданных  работ (Дебет 90-2 Кредит 20), начисляют  налог на добавленную стоимость  от объема сданных работ (Дебет 90-3 Кредит 76, 68) и определяют финансовый результат  от сдачи работ (Дебет 90-9 Кредит 99).

 

Для целей налогообложения  организация должна привести свои доходы и расходы в налоговом учете  в соответствие с положениями  главы 25 НК РФ и определить налоговую  базу, после чего исчисляется налог  на прибыль (Дебет 99 Кредит 68).

 

Главой 25 НК РФ предусмотрено  также применение организациями  кассового метода. При данном методе датой получения доходов признается день поступления средств на счета  в банках и (или) в кассу организации, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а  также погашение задолженности  перед налогоплательщиком иным способом. Расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической  оплаты.

 

Согласно статье 273 НК РФ (в  редакции Федерального закона от 29.05.02 г. № 57-ФЗ) кассовый метод имеют право  применять организации, у которых  в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал.

 

В главе 25 НК РФ отсутствует  такое понятие, как “льгота по налогу”. Но одна из существовавших до принятия главы 25 Кодекса льгот для  малых предприятий продолжает действовать. Рассмотрим порядок использования  этой льготы.

 

 

Налог на прибыль для малых  строительных предприятий

 

Действующим налоговым законодательством  предусмотрена льгота по налогу на прибыль для строительно-монтажных  организаций, являющихся субъектами малого предпринимательства.

 

Так, Законом Российской Федерации  от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 “О налоге на прибыль  предприятий и организаций” (с  изм. и доп.) установлена льгота по налогу на прибыль для малых предприятий, осуществляющих строительство объектов определенного профиля. Согласно п. 4 ст. 6 вышеназванного Закона, в первые два года работы освобождаются от уплаты налога на прибыль малые предприятия (соответствующие установленным критериям), осуществляющие строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы), при условии, что выручка от реализации работ по строительству объектов указанного назначения превышает 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).

 

В третий и четвертый годы работы такие малые предприятия  уплачивают налог в размере соответственно 25 процентов и 50 процентов от установленной  ставки налога на прибыль, если выручка  от указанного вида деятельности составляет свыше 90 процентов общей суммы  выручки от реализации продукции (работ, услуг). При этом днем начала работы малого предприятия считается день его государственной регистрации.

 

Статьей 2 Федерального закона от 06.08.01 г. № 110-ФЗ “О внесении изменений  и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации  о налогах и сборах, а также  о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации  о налогах и сборах” определен  порядок, в соответствии с которым  Закон РФ от 27.12.91 г. № 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций” утрачивает силу с 1 января 2002 г. в связи с введением в действие главы 25 “Налог на прибыль организаций” НК РФ, за исключением некоторых абзацев и пунктов отдельных статей, которые утрачивают силу в особом порядке. Данной статьей, в частности, определено, что предусмотренные пунктом 4 статьи 6 Закона РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций” льготы по налогу для малых строительных предприятий, срок действия которых не истек на день вступления в силу Федерального закона № 110-ФЗ, продолжают применяться этими предприятиями до истечения срока, на который такие льготы были предоставлены.

 

Таким образом, малые предприятия, которые начали пользоваться льготой  до 1 января 2002 г., продолжают пользоваться этой льготой и в последующие  годы после 1 января 2002 г. до истечения  ее срока.

 

При обосновании права  на льготу по налогу на прибыль организация  рассчитывает долю выручки только от реализации работ, выполненных собственными силами, в общей сумме выручки, которая не должна включать выручку  от реализации продукции (работ) субподрядчиков. Такой порядок разъяснен письмом Госналогслужбы России от 27.10.98 г. (№ ШС-6-02/768**) “Методические рекомендации по отдельным вопросам налогообложения прибыли” (с изм. от 12.07.99 г.

№ ВГ-6-02/546).

 

Более поздними нормативно-правовыми  документами порядок исчисления льготной выручки был уточнен. Так, пунктом 4.4 Инструкции МНС России от 15.06.2000 г. № 62* “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций” было установлено, что предприятия, которые наряду со строительством занимаются торговлей, включают в расчет льготной выручки не товарооборот, а разницу между ценой продажи и ценой покупки реализуемых товаров (без НДС, акцизов и налога с продаж).

 

Поясним сказанное на примере.

 

Подрядная организация получила выручку от реализации строительно-монтажных  работ (СМР) в сумме 5000 тыс. руб., в  том числе от субподрядных работ - 1000 тыс. руб. Выручка (товарооборот) от торговли составила 1800 тыс. руб. Покупная стоимость этих товаров составила 1200 тыс. руб.

 

Итого сумма выручки от реализации для исчисления льготы составит:

 

(5000 - 1000) + (1800 - 1200) = 4600 тыс.  руб. 

 

Доля выручки для определения  льготы составит:

 

(5000 - 1000) : 4600 х 100% = 86,9%

 

Таким образом, организация  в 1-й год работы может воспользоваться  льготой по налогу на прибыль.

 

С введением в действие главы 25 НК РФ расчет льготной выручки  изменяется. Так, письмом МНС России от 02.04.02 г. № 02-3-07/77Н343 разъяснено, что с учетом положений статьи 249 НК РФ под выручкой от торговой деятельности следует понимать выручку от реализации, определяемую исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги), иное имущество либо имущественные права, и выраженную в денежной и (или) натуральной формах (т.е. товарооборот).

 

Таким образом, по условиям предыдущего  примера сумма выручки от реализации для исчисления льготы составит:

 

(5000 - 1000) + 1800 = 5800 тыс. руб. 

 

Доля выручки для определения  льготы составит:

 

(5000 - 1000) : 5800 х 100% = 68,9%

 

Таким образом, при исчислении доли выручки по измененному порядку  организация в 1-й год работы не сможет воспользоваться льготой  по налогу на прибыль.

 

На практике имеют место  случаи, когда налоговые органы отказывают малым предприятиям в применении льготы по той причине, что они  осуществляли лишь ремонтно-строительные работы (без строительства). Один из таких случаев нашел отражение  в постановлении Президиума Высшего  арбитражного суда Российской Федерации  от 04.07.02 г. № 12037/01. В данном постановлении  Президиум ВАС решил спорный  вопрос в пользу налогоплательщика: льгота предоставляется не только предприятиям, осуществляющим строительство объектов жилищного, производственного, социального  и природоохранного назначения, но и предприятиям, выполняющим на таких  объектах ремонтно-строительные работы.

Информация о работе Налогообложение в строительстве