Налогооболожение имущества организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 15:05, курсовая работа

Описание работы

Налоги - один из важнейших экономических инструментов государственного регулирования экономики - могут либо способствовать, либо препятствовать росту благополучия страны. Они не только основная форма доходов государства, но и используются государственной властью в качестве одного из важнейших рычагов в экономике, политике, социальной сфере.

Файлы: 1 файл

Особенности налогообложения имущества организации и практика соверщенствования.docx

— 44.80 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Налоги - один из важнейших экономических  инструментов государственного регулирования  экономики - могут либо способствовать, либо препятствовать росту благополучия страны. Они не только основная форма  доходов государства, но и используются государственной властью в качестве одного из важнейших рычагов в  экономике, политике, социальной сфере.

Современная налоговая система - результат  длительного развития цивилизации. Она представляет собой сложное  социальное образование, тесно связанное  с развитием, как экономики, так  и государства. Функционирование налоговой  системы должно быть нацелено в конечном итоге на максимальное стимулирование предпринимательской активности, экономической  эффективности и достижение на этой основе макроэкономического равновесия. Крупнейшим среди косвенных налогов  является налог на добавленную стоимость. Налог на добавленную стоимость (НДС) является важнейшим источником пополнения государственных бюджетов большинства европейских стран. Это косвенный, многоступенчатый налог, фактически оплачиваемый потребителем. Представляет собой форму изъятия  в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях  производства и реализации - от сырья  до предметов потребления.

В настоящее время в нашей  стране наблюдается тенденция сформировать новый подход к налогообложению  имущества как юридических, так  и физических лиц, связанный с  работой над правовыми основами доходных источников местного обложения. Основными доходными источниками  местного бюджета должны стать именно налоги на имущество, поскольку имущество, в том числе земля, характеризуется  четкой территориальной принадлежностью (место расположения, применения, приписки).

 При этом предполагается  поэтапное введение в действие налога на недвижимость, как одного из важнейших источников доходов местных бюджетов. Налог на недвижимость должен заменить налог на имущество физических лиц, налог на имущество организаций и земельный налог. Данное направление налоговой политики, с одной стороны, можно расценить как прогрессивное, так как оно выражается в сокращении числа налогов в налоговой системе РФ.

 Однако, несмотря на то, что  в настоящее время физические  лица могут быть владельцами  или собственниками недвижимости, не уступающей по своим количественным  и качественным характеристикам  недвижимости, находящейся на балансе  предприятия (юридического лица), не вся стоимостная оценка  активов баланса юридического  лица является налогооблагаемой  базой для исчисления налога  на имущество. В этой связи  объединение данных налогов (налог  на имущество физических лиц  и налог на имущество организаций)  может привести к нарушению  принципа справедливости в налогообложении.

 Немаловажное значение для  принятия решения о ведении  налога на недвижимость на  территории Российской Федерации  имел Федеральный закон от 20 июля 1997 г. № 110-ФЗ «О проведении  эксперимента по налогообложению  недвижимости в городах Новгороде и Твери», с которым связанно проведение эксперимента с налогом на недвижимость. Отработка налогообложения в Твери и Новгороде позволит предостеречь от массовых ошибок, свойственных некоторым новым подходам, используемым в налоговом механизме.

 В настоящее время система  имущественных налоговых платежей, действующая в РФ, довольно полно  и точно отражена в приказе  Министерства финансов РФ №145н  «Об утверждении Указаний о  порядке применения Бюджетной  классификации Российской Федерации». Согласно этому закону, к налогам на имущество относятся:

-налог на имущество организаций;

-налог на имущество физических  лиц;

-транспортный налог;

-земельный налог;

 Раннее в состав налогов  на имущество включались также  налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, и налог на операции с ценными бумагами. Однако в настоящее время они отменены.

 Объектом дипломной работы  является комплекс теоретических  и практических проблем, связанных  с раскрытием природы имущественных  налогов.

 Предмет дипломной работы - нормы  Налогового кодекса Российской  Федерации об имущественных налогах.

 Цели дипломной работы - теоретическое  и практическое рассмотрение  имущественного налогообложения,  выявление перспектив и путей  дальнейшего развития такого  налогообложения.

 Для достижения целей ставились  следующие задачи:

- рассмотрение организационно - экономического механизма работы налоговых органов по исчислению и взиманию имущественных налогов;

- анализ и оценка деятельности  налоговых органов по исчислению  и взиманию налогов на имущество  физических и юридических лиц;

- исследование путей совершенствования  механизма контрольно-экономической  работы налоговых органов по  взиманию имущественных налогов.

 Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из  введения, трех глав, заключения  и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Организационно -  экономический механизм работы налоговых органов по исчислению и взиманию налога на имущество организации.

1.1 Возникновение и развитие  поимущественного налогообложения  в России.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменения форм которого неизменно сопровождается преобразованием  налоговой системы. В современном  обществе налоги - основной источник доходов  государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для  экономического воздействия государства  на общественное производство, его  динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

    По Налоговому кодексу   РФ налог - это обязательный  индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и  физических лиц в форме отчуждения  принадлежащих им на праве  собственности, хозяйственного ведения  или оперативного управления  денежных средств, в целях финансового  обеспечения деятельности государства  и (или) муниципальных образований ( п.1 ст.8 НК РФ).

В истории развития общества еще  ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется  определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.

 

В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме  этой чисто финансовой функции, налоги используются для экономического воздействия  государства на  общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

Проблемы налогообложения постоянно  занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых  разных эпох. Ф. Аквинский (1225 или 1226 - 1274) определял налоги как дозволенную  форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует столько  мудрости и ума, как определение  той части, которую у подданных  забирают, и той, которую оставляют  им. А один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723 - 1790) говорил  о том, что налоги для тех, кто  их выплачивает, - признак не рабства, а свободы.

Итак, как уже говорилось выше, налоговая  система возникла и развивалась  вместе с государством. На самых  ранних стадиях государственной  организации формой налогообложения  можно считать жертвоприношение, которое далеко не всегда было добровольным, а являлось неким неписаным законом. Еще в Пятикнижии Моисея сказано: «и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов принадлежит  Господу». Видно, что процентная ставка данного «налога» четко определена.

По мере развития государства возникла «светская» десятина, которая взималась  в пользу влиятельных князей наряду с церковной десятиной. Данная практика существовала в течение многих столетий: от Древнего Египта до средневековой  Европы. Так в. Греции в VII-VI вв. до н.э. представителями знати были введены  налоги на доходы в размере 1/10 или 1/20 части доходов. Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание наемных армий, строительство храмов, укреплений и т.д.

В то же время в древнем мире имелось и серьезное противодействие  прямому налогообложению. В Афинах, например, считалось, что свободный  гражданин не должен платить прямых налогов. Другое дело - добровольные пожертвования. Но когда предстояли крупные расходы, то совет или народное собрание города устанавливали процентные отчисления от доходов.

В IV-III вв. до н.э. Римское государство  разрасталось, основывались и завоевывались  все новые города-колонии. Происходили  изменения и в налоговом праве. В колониях вводились коммунальные налоги и повинности. Как и в  Риме, их величина зависела от размеров состояния граждан, и их определение  происходило каждые 5 лет. Римские  граждане, проживавшие за пределами  Рима платили как государственные, так и местные налоги. В случае победоносных войн налоги уменьшались, а порой совсем отменялись. Необходимые  средства же обеспечивались контрибуцией завоеванных земель. Коммунальные же налоги с тех, кто проживал вне  Рима взимались постоянно.

Рим превращался в империю, в  состав которой входили провинции, жители которых были подданными империи, но не пользовались правами гражданства. Они были обязаны платить налоги, что было свидетельством их зависимого положения. При этом единой налоговой  системы не существовало. Те города и земли, которые оказывали наиболее упорное сопротивление римским  легионам, облагались более высокими налогами. Кроме того, римская администрация  часто сохраняла местную систему налогов. Изменялось лишь ее направление и использование.

Необходимость реорганизации финансового  хозяйства Римского государства, в  том числе и налоговая реформа , были одной из важнейших задач, которые решал император Август Октавиан (63г. до н.э. -14 г. н.э.). Была значительно сокращена практика откупов, переоценена налоговая база провинций, составлены кадастры, проведена перепись, введены обязательные декларации, налоговая служба стала преемственной (т.е. опиралась на предшествующие результаты)

Уже в Древнем Риме налоги выполняли  не только фискальную, но и стимулирующую  функцию, т.к. население вносило налоги деньгами, оно вынуждено было развивать  рынок и товарно-денежные отношения, углублять процесс разделения труда  урбанизации.

Несколько позже стала складываться финансовая система Руси. Объединение  Древнерусского государства началось лишь с конца IX в. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это был по сути сначала  нерегулярный, а затем все более  систематический прямой налог. Князь  Олег после своего утверждения в  Киеве занялся установлением  дани с подвластных племен. Дань взималась двумя способами: «повозом», когда она привозилась в Киев, и «полюдъем», когда князья или княжеские дружины сами ехали за нею.

После татаро-монгольского нашествия  основным налогом стал «выход», взимавшийся  сначала баскаками - уполномоченными  хана, а затем самими русскими князьями. «Выход» взимался с каждой мужской  души и со скота. Каждый удельный князь  собирал дань в своем уделе  сам и передавал ее потом великому князю для отправления в Орду. Сумма «выхода» стала зависеть от соглашений великих князей с ханами. Кроме «выхода» было еще несколько ордынских тягот. В результате , взимание прямых налогов в казну самого Русского государства было уже невозможным, поэтому главным источником внутренних платежей стали пошлины. Уплата «выхода» была прекращена Иваном III (1440-1505) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел «данные» деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: «ямские», «пищальные» - для производства пушек, сборы на строительство укреплений и пр. Иван IV также ввел дополнительные налоги. Для определения размера прямых налогов служило «сошное письмо», которое предусматривало измерение земельных площадей и перевод полученных данных в условные податные единицы «сохи» и определение на этой основе налогов. Соха как единица измерения была отменена лишь в 1679 г., когда единицей налогообложения стал двор.

Косвенные налоги взимались через  систему откупов, главными из которых  были таможенные и винные. В середине 17 в. была установлена единая пошлина  для торговых людей - 10 денег с  рубля оборота.

Хотя политическое объединение  русских земель относится к концу 15 в., стройной системы управления государственными финансами не существовало еще долго. Большинство прямых налогов собирал  Приказ большого прихода, однако одновременно с ним обложением населения занимались территориальные приказы. В связи  с этим финансовая система России в 15-17 вв. была чрезвычайно сложна и  запутана.

Несколько упорядочена она была в царствование Алексея Михайловича (1629-1676), создавшего в 1655г. Счетный приказ, деятельность которого позволила довольно точно определить государственный  бюджет (выяснилось, что в 1680 г. 53,3% государственных  доходов - за счет косвенных налогов). Надо отметить, что неупорядоченность  финансовой системы в то время  была характерна и для других стран.

Современное государство раннего  периода новой истории появилось  в 16-17 вв. в Европе. Это государство  еще не имело теории налогов. Практически  не существовало крупного постоянного  налога, поэтому периодически парламенты выдавали разрешения правителям производить  взыскания и вводить чрезвычайные налоги. Плательщиками налога обычно являлись люди, принадлежащие к 3-му сословию.

Государство не имело достаточного количества профессиональных чиновников, и в результате сборщиком налогов  стал. как правило, откупщик. В Европе практиковался метод продажи  с аукциона права взимания налога. К чему это приводило - понятно. Поэтому  проблема справедливости налогообложения  стояла очень остро и привлекала внимание многих ученых и государственных  деятелей. Так, Ф. Бэкон в книге  «Опыты или наставления нравственные и политические» писал: «Налоги, взимаемые с согласия народа не так  ослабляют его мужество; примером тому могут служить пошлины в  Нидерландах. Заметьте, что речь у  нас сейчас идет не о кошельке, а  о сердце. Подать, взимаемая с  согласия народа или без такового, может быть одинакова для кошельков, но не одинаково ее действие на дух  народа.».

Отсутствие теории налогообложения, необдуманность практических мер приводила  порой к тяжелым последствиям (примером чему могут являться соляные  бунты в царствование Алексея  Михайловича).

Эпоха Петра I (1672-1725) характеризуется  постоянной нехваткой финансовых ресурсов из-за многочисленных войн, крупного строительства  и пр. Для пополнения казны вводились  все новые налоги (гербовый сбор, подушный налог с извозчиков и  т.д.). Но в то же время был принят ряд мер для обеспечения справедливости налогообложения, была введена подушная подать.

Информация о работе Налогооболожение имущества организаций