Налоговая база и особенности ее определения НДС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 15:47, контрольная работа

Описание работы

Без знания функционирования налоговой системы трудно себе представить руководителя и ведущих специалистов (бухгалтера, экономиста) современной фирмы. В высших учебных заведениях России впервые в 1999-2000 учебном году появилась специальность «Налоги и налогообложение». Без людей, владеющих этой специальностью, не сможет эффективно работать ни одно предприятие, не сможет обойтись государство. Именно поэтому в государственные стандарты подавляющего большинства экономических специальностей включены дисциплины, предусматривающие изучение налогов и налоговых систем России и других стран.

Содержание работы

Введение 3
Основные функции налогов 5
Фискальная функция 5
Контрольная функция 6
Распределительная функция 7
Регулирующая функция 8
Налоговая база и особенности ее определения НДС 11
Заключение 19
Задача №4 21
Решение: 21
Список литературы 23

Файлы: 1 файл

Реф.налоги.doc

— 110.00 Кб (Скачать файл)

Налоговая база и порядок ее определения  по региональным и местным налогам  устанавливаются НК РФ.

 

Для определения размера  НДС необходимо четко представлять\ порядок формирования налоговой базы. Налоговая база для исчисления и уплаты НДС определяется в зависимости от особенностей реализации, произведенных налогоплатильщиком или приобретенных на стороне товаров, работ и/или услуг.

При этом важно иметь ввиду. Что  в случае применения налогоплательщиком при реализации, а также при передаче,  выполнении или оказании для собственных нужд товаров, работ и/или услуг различных налоговых ставок налоговая база должна определяться отдельно по каждому виду товаров, работ и/или услуг, облагаемых по разным ставкам. Кроме того, необходимо учитывать следующее:

  1. В выручку от реализации товаров, работ и услуг включаются все доходы, полученные налогоплательщиком и напрямую связанные с расчетами по оплате товаров, работ и/или услуг как в натуральной так и в денежной форме, включая оплату ценными бумагами;
  2. Выручка в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Банка России, который действовал на дату фактической реализации товаров, работ и/ или услуг или на дату осуществления расходов;
  3. Цены на реализуемую продукцию устанавливаются налогоплательщиком по согласованию с покупателем и в этом размере включаются в налоговую базу

Налоговая база зависит  также от применения тех или иных цен в действующей системе  ценообразования. В условиях развивающихся рыночных отношений в экономике России действует как свободные рыночные цены и тарифы, так и государственные регулируемые цены и тарифы. Если продукция, товары и/ или услуги реализуются по свободным рыночным ценам, то в них не включается НДС. Сумма НДС в этом случае определяется от суммы оборота исходя из действующей ставки налога.

Государственные регулируемые цены и тарифы делятся на два вида: цены, в которые уже включен  НДС, и цены, не содержащие в себе НДС. К первому виду относятся государственные регулируемые розничные цены и тарифы на отдельные потребительские товары и услуги для населения. Ко второму – государственные регулируемые оптовые цены и тарифы по продукции топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и услугам производственно-технического назначения (услуги связи, грузовые и транспортные перевозки и услуги). 

Как установлено НК РФ, при определении налоговой базы по НДС должна приниматься цена товаров, работ или услуг, указанная в  соответствующем договоре. Именно эта цена должна считаться рыночной, но при условии, что проверяющими органами не доказано обратное.

Порядок определения  налоговой базы по НДС, предоставляемых  льгот и преимуществ, а также  применения ставок НДС – общий  для всех предприятий и организаций вне зависимости от их организационно-правовых форм, форм собственности и видов деятельности. Но на ряду с общими правилами существуют и особенности, характерные для отдельных видов деятельности предприятий, связанные со спецификой их производственно-финансовой деятельности, видом предоставляемых ими услуг, а также осуществляемых ими операций.

Рассмотрим особенности  определения налоговой базы по отдельным  способам реализации товаров, работ  и/или услуг, а также по применяемым  формам оплаты поставленных товаров и выполненных работ и/или услуг.

Во-первых, некоторые  сложности в определении налоговой  базы НДС возникают при осуществлении  предприятиями и организациями  товарообменных, или так называемых бартерных операций, при безвозмездной  передаче товаров работ и/или услуг, при передаче права собственности на предмет залога залогодержателю, а также при имеющей все еще место натуральной оплате труда работников предприятия и организации. В этом случае должны быть определены рыночные цены товаров, работы и/или услуги с учетом акциза (по подакцизным товарам), но без включения в них НДС.

Во-вторых, при реализации товаров, работ или услуг с  учетом субвенций или субсидий, предоставляемых  из бюджетов в связи с применением  государственных регулируемых цен, или с учетом предоставляемых отдельным потребителям льгот в соответствии с законодательством налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров, работ или услуг исходя из фактических цен реализации. При этом суммы субвенций или субсидий не должны учитываться при определении налоговой базы.

В-третьих, при получении  налогоплательщиком полной или частичной  оплаты в счет предстоящих поставок товаров, выполнение работ или оказания услуг налоговая база в соответствии с положениями НК РФ должна определяться исходя из суммы полученной оплаты с учетом налога.

В-четвертых, при изготовлении товаров из давальческого сырья  или материалов налоговая база определяется как стоимость их обработки, переработки  или другой трансформации с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в нее НДС. При реализации имущества, которое подлежит учету по стоимости, включая уплаченный налог, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества (с учетом НДС и акцизов) и его остаточной стоимостью с учетом переоценок.

В-пятых, при реализации товаров, работ и/или услуг по срочным сделкам налоговая база определяется как стоимость этих товаров, работ и/или услуг, указанная  непосредственно в договоре или  контракте, но не ниже их стоимости, исходя из рыночных цен (с учетом акцизов и без включения в них НДС). В таком же порядке определяется налоговая база при уступке требования, вытекающего из договора реализации товаров, работ и/или услуг, или при переходе указанного требования к другому лицу на основании закона.

В-шестых, при реализации новым кредиторам, получившим требование, финансовых услуг, связанных с уступкой требования, вытекающего из договора реализации товаров, работ и/или  услуг, налоговая база определяется как сумма превышения сумм дохода, полученного новым кредитором при последующей уступке требования или прекращения соответствующего обязательства, над суммой расходов на приобретение указанного требования.

В-седьмых, при осуществлении  налогоплательщиками предпринимательской  деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров налоговая база представляет собой сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждения или любых других доходов при исполнении каждого из указанных договоров.

В-восьмых, при осуществлении перевозок пассажиров, багажа, грузов, грузобагажа или почты железнодорожным, автомобильным, воздушным, морским или речным транспортом налоговая база определяется как стоимость этих перевозок, но без включения в нее НДС. При осуществлении  воздушных перевозок пределы российской территории определяются по начальному и конечному пунктам авиарейса. В случае если осуществляется реализация проездных документов по льготным тарифам, налоговая база должна исчисляться исходя из этих льготных тарифов.

Некоторые особенности  в определении налоговой базы имеются при совершении операций по передаче товаров, выполнению работ  или оказанию услуг для собственных  нужд предприятия и организаций  и выполнению строительно-монтажных  работ для их собственного потребления. В этом случае налоговая база определяется как стоимость этих товаров, работ и услуг, исчисленная исходя из цен реализации идентичных или однородных товаров, аналогичных работ и услуг, действовавших в предыдущем налоговом периоде. В случае их отсутствия налоговая база определяется исходя из рыночных цен с учетом акцизов и без включения в них НДС.

При выполнении строительно-монтажных  работ для собственного потребления  налоговая база представляет собой  стоимость выполненных работ, исчисленную  исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение.

Особый порядок определения  налоговой базы установлен при ввозе  товаров на российскую таможенную территорию. Общее правило гласит, что в  этом случае налоговая база определяется как сумма таможенной стоимости этих товаров, подлежащей уплате таможенной пошлины, и подлежащих уплате акцизов.

Аналогично определяется база при ввозе российских товаров, помещенных под таможенный режим  свободной таможенной зоны, на остальную  часть российской таможенной территории или же при передаче их на территорию особой экономической зоны лицам, не являющимися резидентами такой зоны. Вместе с тем если на таможенную территорию РФ ввозятся продукты переработки товаров, ранее вывезенных с нее для переработки, то налоговая база определяется только как стоимость этой переработки.

Свои особенности имеются  в определении налоговой базы в случае, когда в соответствии с международным договором РФ отменены таможенный контроль и таможенное оформление ввозимых на российскую территорию товаров. налоговая база в этом случае определяется как сумма стоимости приобретенных товаров, включая затраты на доставку указанных товаров до российской границы, и подлежащих уплате акцизов (для подакцизных товаров).

При определении налоговой базы по НДС важно учитывать и еще одно немаловажное обстоятельство. В соответствии с положениями НК РФ установленная исходя из сумм облагаемого оборота налоговая база должна быть увеличена на определенные суммы, которые в принципе не должны учитываться при обложении НДС.

Включение их в налоговую  базу продиктовано исключительно фискальными  интересами государства и необходимостью борьбы с уходом от налогообложения.

В последние годы в  налоговую базу стали включаться доходы, полученные за реализованные  товары, работы и услуги на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров, работ и/или услуг.

Как уже отмечалось, в  налоговую базу включаются также  суммы авансовых и других платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ и/или оказания услуг.

Суммы, полученные в виде процента или дисконта по облигациям и векселям, выданным в счет оплаты реализованных товаров, работ и/или  услуг, проценты по товарному кредиту  в части, превышающей размеры процента, рассчитанного в соответствии со ставкой рефинансирования Банка России, также увеличивают налоговую базу налогоплательщика.

В налоговую базу также  дополнительно включаются полученные страховые выплаты по договорам  страхования риска неисполнения договорных обязательств контрагентом страхователя-кредитора, если страхуемые договорные обязательства предусматривают поставку страхователем товаров, работ и/или услуг, реализация которых признается объектом налогообложения. При этом Кодексом установлено, что увеличение налоговой базы определяется исключительно по операциям по реализации товаров, работ и/или услуг, которые реализуются на территории РФ и подлежат налогообложению.

Практически для всех налогоплательщиков моментом определения налоговой базы и, следовательно, возникновения обязательства по уплате НДС является дата отгрузки товара, выполнения работ, оказания услуг или передачи имущественных прав.

При выполнении строительно-монтажных  работ для собственного потребления  моментом определения налоговой базы является последнее число каждого налогового периода.

Особый порядок определения  налоговой базы установлен при получении  налогоплательщиком-изготовителем  полной или частичной оплаты в  счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг, для которых длительность производственного цикла составляет свыше шести месяцев. В этом случае налогоплательщик-изготовитель указанных товаров, работ или услуг имеет право сам устанавливать момент определения налоговой базы как день отгрузки или передачи указанных товаров, работ или услуг. Но при этом указанный налогоплательщик обязан обеспечить ведение раздельного учета осуществляемых операций и сумм налога по приобретаемым товарам, работам и услугам, используемым для осуществления операций по производству товаров, работ и услуг длительного производственного цикла, а также других операций.

При реализации товаров, работ и/или услуг на безвозмездной  основе момент определения налоговой  базы устанавливается как день отгрузки или передачи этого товара, выполнения работ и/или оказания услуг. При выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления датой их выполнения является день принятия на учет соответствующего объекта, завершенного капитальным строительством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. Это важнейший элемент рыночных отношений и от нее во многом зависит  успех экономических преобразований в стране. Налоги являются источниками  пополнения доходной части бюджета. Это безвозмездно присваиваемая часть дохода или выручки. Субъектом налога является физическое или юридическое лицо, на которое законодательством возложено обязательство платить налог. Объект налога — это доход или имущество, на которые начисляется налог, а источник налога — доход, за счет которого уплачивается налог.

Важным вопросом теории налогов являются принципы налогообложения: всеобщность, справедливость, удобство, достаточность, стабильность, гибкость, выбор надлежащего источника  и объекта налогообложения.

Устойчивую налоговую  систему можно создать только на серьезной теоретической основе, учитывающей специфику экономических  отношений в обществе, созданный  производственный и научный потенциал.

В связи с этим налоги сложились в очень разнообразную  довольно разветвленную совокупность. Налоги делятся на прямые и косвенные в зависимости от источника их взимания. В зависимости от налоговых ставок налоги делятся на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные. Различают также маркированные и немаркированные налоги. В зависимости от того, кто взимает налог и в какой бюджет он поступает, налоги делятся на государственные и местные. Если же в качестве классификационного признака налогов рассматривать, кто есть налогоплательщик, т.е. субъект налогообложения, то различают налоги с физических и юридических лиц. По способам взимания налогов они подразделяются на кадастровые, декларируемые и изымаемые у источника.

Информация о работе Налоговая база и особенности ее определения НДС