Налоговая декларация. Налоговый учет. Общие положения. Аналитические регистры налогового учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 18:10, контрольная работа

Описание работы

Каждый налогоплательщик будь то физическое или юридическое лицо, обязан предоставить налоговым органам и их должностным лицам документы и информацию необходимую для исчисления и уплаты налога и для контроля налоговых органов за выполнением налогоплательщиком требования налогового законодательства.
Принципиально важной обязанностью налогоплательщика, связанной с исчислением и уплатой налогов, является предоставление в налоговый орган по месту своего налогового учета налоговой декларации.

Содержание работы

Введение 2
2. Способы представления деклараций 4
2.1 Отчетность на бумажном носителе: лично, через представителя, почтой. 5
2.2 Отчетность в электронном виде 7
3.Формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций 10
4. Внесение изменений в налоговую декларацию 11
5. Правовые последствия непредставления декларации 13

Файлы: 1 файл

Налоговая декларация контрольная.doc

— 313.50 Кб (Скачать файл)
  • обеспечивает полное представление о всех операциях, связанных с деятельностью налогоплательщика, и о его финансовом положение;
  • имеет главную цель - определение момента возникновения и величины налогового обязательства;
  • имеет специфических пользователей - службы налогового контроля.

Следовательно, аналитический  учет должен быть организован так, чтобы был раскрыт порядок ее формирования.

Аналитический учет представляет собой регистры, в которых отражены необходимые показатели.

 

 

1. Организация налогового  учета на предприятии

 

Глава 25 НК РФ предусматривает  в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль ведение налогового учета.

Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основании данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с нормами НК РФ (ст. 313 НК РФ).

Содержание данных налогового учета является налоговой тайной. Правовые основы налогового учета определяются НК РФ.

Цели ведения налогового учета:

  • формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода;
  • обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Из этого следует, что  налоговый учет служит инструментом отражения финансовых отношений  между организацией и государством. Отличие налогового учета от бухгалтерского заключается в том, что налоговый  учет осуществляется исключительно  в целях налогообложения (табл. 1). Он должен обеспечить прозрачность всех операций, связанных с деятельностью налогоплательщика, и его финансового положения. Необходимость налогового учета определена тем, что система бухгалтерского учета недостаточна для определения налогооблагаемой базы.

Таблица 1 - Различия между видами учета

 

Налоговый учет

Бухгалтерский учет

Нормативная база

Налоговое законодательство

Общепризнанные  принципы бухгалтерского учета

Цель

Рассчитать  размер подлежащих к уплате налогов

Записать, классифицировать, суммировать и анализировать данные о деятельности, выдать финансовые отчеты

Метод получения  данных

Обобщение данных, отраженных в документации

Одновременное ведение записей (сплошной и непрерывный  учет)

Отчетный период

Годовой, квартальный  и т.д.

Годовой, квартальный и т.д.

Форма отчета

Специально  установленные формы

Баланс, отчет  о прибылях и убытках, отчет о  движении денежных средств

Получатель  отчета

Руководитель, налоговые органы

Руководитель, все заинтересованные органы


 

Организация системы  налогового учета подразумевает определение совокупности показателей, прямо или косвенно влияющих на размер налоговой базы, критериев их систематизации в регистрах налогового учета, а также порядка ведения учета, формирования и отражения в регистрах информации об объектах учета.

Аналитические регистры налогового учета - совокупность показателей (сводные  формы), применяемых для систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных  в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

Создание единой системы налогового учета как аналогичного бухгалтерскому учету отдельного обязательного  порядка сбора и систематизации данных о проводимых организацией операциях, влекущих налоговые последствия, законодательством не предусмотрено.

Каждая организация в зависимости  от набора и специфики проводимых операций имеет право самостоятельно выбрать способ регистрации данных о проведенных операциях, который  определяет порядок их учета при  формировании налоговой базы, исходя из законодательно установленного принципа - последовательности применения норм и правил налогового учета от одного налогового периода к другому.

Общие подходы к формированию налоговой  учетной политики по налогообложению  прибыли приведены в ст.ст.313, 314 НК РФ. Порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике для целей налогообложения. Она утверждаемой соответствующим приказом руководителя (ст. 313 НК РФ).

Изменения учетной политики допускаются в случае: изменения  законодательства; изменения применяемых  методов учета; если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности (в учетной политике отразить порядок  их учета). Изменения, внесенные в  учетную политику, применяются с начала нового налогового периода.

Организация налогового учета на предприятии может осуществляться по трем вариантам:

1) обособленный учет - при таком способе организации налоговый учет ведется полностью независимо от бухгалтерского. Такая ситуация возможна в случае, когда в организации имеется возможность создать отдел налогового учета в рамках действующей бухгалтерии;

2) объединенный учет - этот способ предполагает ведение бухгалтерского учета по требованиям налогового. При этом методология налогового учета потребует обязательного отражения расходов на счетах рабочего плана счетов. Данный вариант экономически оправдан на небольших предприятиях, где определение налоговой базы для исчисления налога на прибыль не представляет особую трудность;

3) смешанный учет представляет промежуточный вариант, при применении которого часть учетной работы производится в традиционных регистрах бухгалтерского учета и отражается на счетах рабочего плана счетов, а регистры налогового учета используются для перегруппировки данных бухгалтерского учета в соответствии с требованиями главы 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль».

Таким образом, налоговый учет в этом случае дополняет  бухгалтерский, составляя с ним  единое целое. Существенным недостатком  данного варианта является большая сложность и достаточно высокая вероятность возникновения ошибок.

Данные налогового учета  должны отражать:

  • порядок формирования суммы доходов и расходов;
  • порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;
  • сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;
  • порядок формирования сумм создаваемых резервов;
  • сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Налогоплательщик анализирует хозяйственные операции и самостоятельно определяет, по каким объектам учета он должен разработать и утвердить формы регистров налогового учета, в которых должен быть обеспечен набор всех данных, необходимых для правильного определения показателей налоговой декларации.

Подтверждением  данных налогового учета являются:

  1. Первичные учетные документы (включая справку бухгалтера). Первичный учетный документ бухгалтерского учета является общей информационной базой для составления регистров как бухгалтерского, так и налогового учета. В различных видах бухгалтерских и налоговых регистров информация лишь группируется по различным основаниям в соответствии с задачами каждого вида учета. Областью пересечения является определение и распределение расходов, исчисление себестоимости готовой продукции, стоимости остатков незавершенного производства и др.
  2. Аналитические регистры налогового учета. Аналитические регистры налогового учета - сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированные в соответствии с требованиями НК РФ, без распределения (отражения) по счетам налогового учета.
  3. Расчет налоговой базы. Расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоятельно с соблюдением норм соответствующих статей НК РФ. Например, порядок составления расчета налоговой базы по налогу на прибыль организаций изложен в ст.315. В статьях 316-333 конкретизируются правила ведения налогового учета применительно к отдельным видам доходов и расходов (например, порядок налогового учета доходов от реализации, расходов по торговым операциям), отдельным видам организаций (страховых организаций, банков), различным видам договоров (доверительного управления имуществом).

Общая схема постановки налогового учета на предприятии представлена в приложении 1. По данным схемы можно сделать вывод, что первичные документы служат основой для ведения как бухгалтерского, так и налогового учета.

В связи с  тем, что единых утвержденных форм регистров  налогового учета не существует, учреждение должно разрабатывать их самостоятельно либо вносить в применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительные реквизиты, формируя тем самым регистры налогового учета. И в том и в другом случае регистры необходимо указывать в учетной политике для целей налогообложения.

Организация вправе использовать данные аналитического учета, разработанные в соответствии с  правилами ведения бухгалтерского учета, при условии, что информация содержит все необходимые сведения для расчета налога на прибыль (Письмо Минфина России от 01.08.2007 № 03-03-06/1/531).

В соответствии со ст. 9 ФЗ № 129-ФЗ «О бухгалтерском  учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться  оправдательными документами. Эти  документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Таким образом, первичные документы служат основанием для организации как бухгалтерского, так и налогового учета.

Регистры налогового учета ведутся в виде специальных  форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях. При этом аналитический учет данных должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы обеспечивал непрерывное отражение в хронологическом порядке фактов хозяйственной деятельности и раскрывал порядок формирования налоговой базы.

Формы аналитических  регистров налогового учета для  определения налоговой базы в  обязательном порядке должны содержать  следующие реквизиты:

  • наименование регистра;
  • период (дату) составления;
  • измерители операции в натуральном и денежном выражении;
  • наименование хозяйственных операций;
  • подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Еще одно немаловажное замечание касается формата отражения  данных в регистрах налогового учета. В соответствии со ст.314 НК РФ корреспонденция счетов бухгалтерского учета в налоговом учете не указывается - отражаются только наименование хозяйственной операции (или группы одноименных операций) и их сумма. Однако, чтобы облегчить встречную сверку данных бухгалтерского и налогового учета, весьма полезным может оказаться включение в форму регистра налогового учета корреспонденции счетов (но как справочной, а не основной информации).

Согласно ст.314 НК РФ правильность отражения хозяйственных  операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты и  обоснованием внесенного исправления. При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений.

При составлении  регистров должно быть обеспечено достижение целей:

  • минимизация трудозатрат для дальнейшей обработки информации;
  • возможность переносить данные налоговых регистров в налоговую декларацию непосредственно или после незначительной обработки;
  • возможность проводить последующие проверки правильности переноса данных из регистров бухгалтерского учета.

Расчет налоговой базы составляется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с нормами, установленными гл.25 НК РФ. Расчет налоговой базы должен содержать следующие данные:

1. Период, за который  определяется налоговая база.

2. Сумму доходов от  реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде.

3. Сумму расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации.

4. Прибыль (убыток) от  реализации.

5. Сумму внереализационных  доходов.

6. Сумму внереализационных  расходов

 

2. Аналитические регистры налогового учёта

 

2.1 Виды регистров

 

Для организации  налогового учета ФНС рекомендовало  ведение следующих регистров  учета (приложение 2). (Рекомендации МНС  России «Система налогового учета, рекомендуемая  МНС России для исчисления прибыли  в соответствии с нормами гл.25 НК РФ). Данный документ носит рекомендательный, а не обязательный характер.

Регистры  учета хозяйственных операций являются источником систематизированной информации о проводимых организацией операциях, которые тем или иным образом влияют на величину налоговой базы в текущем или будущих периодах. Настоящий перечень включает все основные операции, связанные с утратой или получением права собственности на объекты гражданских прав (имущество, в том числе деньги, работы, услуги, права) по сделкам с третьими лицами. В отношении проводимых учреждением операций по признанию задолженностей и иных установленных НК РФ объектов налогообложения перечень может быть дополнен. В частности, в нем отсутствуют регистры по учету операций выявления результатов инвентаризации, переоценки имущества (кроме амортизируемого имущества и ценных бумаг).

Информация о работе Налоговая декларация. Налоговый учет. Общие положения. Аналитические регистры налогового учета