Налоговая дисциплина: правовая характеристик

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 22:42, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать и проанализировать проблемы, связанные с исполнением и неисполнением налоговой дисциплины.
Тема данной курсовой роботы является достаточно актуальной в силу того, что в нашем обществе часто нарушаются законы, связанные с исполнением налоговой обязанности, а также налоговой дисциплины в сфере налогообложения из-за чего ощущается огромный недобор налогов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….............. …3
Глава 1 Налоговая дисциплина, исполнение налоговой законности………5
1.1 Понятие налоговой дисциплины………………………………………………5
1.2 Контроль за исполнением налоговой дисциплины………………………….7
Глава 2 Исполнение налоговой обязанности в РФ…………………………...9
2.1 Понятие налоговой обязанности………………………………………………9
2.2 Участники налоговых правоотношений и их полномочия………………..12
Глава 3 Практика применения норм налогового законодательства к нарушениям налоговой дисциплины…………………………………………..16
Заключение………………………………………………………………………...20
Список литературы……………………………………………………………... ..22

Файлы: 1 файл

kursova_syomochkina.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

Ликвидация организации-налогоплательщика. Обязанность налогоплательщика  по уплате налога и (или) сбора согласно подпункту 4 п. 3 ст. 44 Кодекса прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика, только после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами). Возникновение иных обстоятельств, влекущих прекращение налоговой обязанности. К числу таких обстоятельств можно отнести:

  1. принудительное взыскание налога за счет безналичных денежных средств либо иного имущества налогоплательщика;
  2. уплату налога реорганизованной организации ее правопреемником;
  3. уплату налога лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства, за безвестно отсутствующего налогоплательщика;
  4. уплату налога опекуном за недееспособного налогоплательщика;
  5. списание безнадежных долгов по налогам;
  6. уплату налога поручителем за налогоплательщика и др.

НК РФ предусматривает  возможность приостановления исполнения налоговой обязанности. Согласно п. 3 ст. 51 НК РФ, исполнение обязанности по уплате налогов и сборов физических лиц, признанных безвестно отсутствующими или недееспособными, а также обязанность по уплате причитающихся пеней и штрафов приостанавливается по решению налогового органа в случае недостаточности (отсутствия) денежных средств налогоплательщиков. При принятии в дальнейшем решения об отмене признания физического лица безвестно отсутствующим или недееспособным приостановленное исполнение налоговой обязанности возобновляется со дня принятия указанного решения.

К примеру, хотелось бы обратить внимание на несколько ключевых моментов. Так, привлечение налогового агента к ответственности по статье 123 Налогового кодекса наступает за невыполнение обязанности по перечислению налогов. При этом неисполнение данной обязанности следует отличать от ее несвоевременного исполнения, то есть исполнения с нарушением установленного срока. А поскольку нормы законодательства о налогах и сборах не подлежат расширительному толкованию, то привлечение к ответственности за невыполнение обязанности налогового агента по перечислению налогов в случае, когда обязанность была исполнена с нарушением срока, невозможно. Нарушение установленных сроков влечет применение меры обеспечения в виде пени, а не применение санкций.

Кроме того, следует отметить, что поскольку необходимым условием для исполнения налоговым агентом  обязанности по удержанию и перечислению сумм налога является факт выплаты денежных средств налогоплательщику, то в случае неденежной выплаты доходов, исполнить данную обязанность не представляется возможным. Соответственно, и привлечение к ответственности за неперечисление сумм налога в бюджет в данном случае также неправомерно. В этом случае налоговый агент обязан лишь уведомить налоговый орган о факте выплаты доходов и невозможности удержать соответствующую сумму налога.

Также возникают споры  в случае увеличения номинальной  стоимости долей участников общества с ограниченной ответственностью следовательно, обязанности по перечислению сумм налога у налогового агента не возникает до момента реальной выплаты участнику дохода, то есть до момента реализации доли, ее выкупа. Однако налоговые органы придерживаются противоположной точки зрения и считают, что моментом выплаты дохода является дата регистрации увеличения уставного капитала общества.

2.2 Участники  налоговых правоотношений и их  полномочия

Налоговые правоотношения — это урегулированные нормами  налогового права общественные финансовые отношения, возникающие по поводу взимания налогов с юридических и физических лиц, и других категорий налогоплательщиков. [16]

Основным содержанием  налогового правоотношения является обязанность  налогоплательщика внести в бюджетную систему или внебюджетный государственный (местный) фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные сроки, а обязанность компетентных Органов — обеспечить уплату налогов. Невыполнение налогоплательщиками своей обязанности влечет за собой причинение материального ущерба государству, ограничивает его возможности по реализации функций и задач. Поэтому законодательство предусматривает строгие меры воздействия к лицам, допустившим такое правонарушение, чтобы обеспечить выполнение этих обязанностей.

В налоговых правоотношениях  участвуют: налогоплательщики, органы государственной, налоговой службы и кредитные органы — банки, которые принимают и зачисляют налоговые платежи на счета соответствующих бюджетов. Они являются носителями юридических прав и обязанностей в данных отношениях, т. е. субъектами налогового права[13].

Субъектами налогового правоотношения в соответствии со ст. 9 НК РФ являются:

1) организации и физические  лица, признаваемые в соответствии  с Кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы;

2) организации и физические  лица, признаваемые в соответствии  с Кодексом налоговыми агентами;

3) Федеральная налоговая  служба и ее территориальные подразделения (налоговые органы);

4) Федеральная таможенная служба и ее подразделения;

5) государственные органы  исполнительной власти и исполнительные  органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы  и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов (сборщики налогов и сборов);

6) Министерство финансов  РФ, министерства финансов республик, финансовые управления администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов, городов (финансовые органы), иные уполномоченные органы -- при решении вопросов об отсрочке и о рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов, предусмотренных Кодексом;

7) органы государственных  внебюджетных фондов;

8) органы внутренних  дел.

В налоговом правоотношении помимо плательщиков налогов и (или) сборов участвуют и налоговые  органы.

Таким образом, налоговое правоотношение складывается между различными категориями субъектов, но основными группами субъектов являются налогоплательщик, плательщик сборов и налоговые органы.

Налогоплательщиками и  плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Следовательно, налогоплательщиками  могут быть физические лица и организации.

При характеристике налогоплательщиков - физических лиц следует иметь в виду, что возникновение налоговой обязанности у физического лица не связано с наступлением какого-либо возраста. Например, несовершеннолетний становится налогоплательщиком, т.е. у него возникает налоговая обязанность, если ему на праве собственности принадлежит имущество, являющееся объектом обложения каким-либо налогом. В данном случае эта обязанность выполняется не самим несовершеннолетним, который является недееспособным, а его родителями, усыновителями, представителями.

К организациям-налогоплательщикам относятся как сами юридические лица, так и их филиалы.[2]

Помимо российских юридических  и физических лиц (резидентов), налогоплательщиками  в соответствии с законодательством  могут быть и иностранные организации, иностранные граждане - налоговые нерезиденты. Налогообложение нерезидентов осуществляется не только на основании российского налогового законодательства, но и в соответствии с международными договорами, регулирующими отношения в целях избежание двойного налогообложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Практика применения норм налогового законодательства к нарушениям налоговой дисциплины

Одной из многочисленных обязанностей, прямо закрепленных в  Конституции Российской Федерации, является обязанность каждого платить  законно установленные налоги и сборы (ст. 57). При этом много проблем возникает в сфере административно-правовой деятельности налоговых органов в налоговом производстве.

Согласно правовой позиции  Конституционного Суда Российской Федерации, в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, законодатель вправе устанавливать меры принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Такие меры могут быть как правоостановительными, обеспечивающими исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, т.е. погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога, так и штрафными, возлагающими на нарушителей дополнительные выплаты в качестве меры ответственности (наказания). При этом в выборе принудительных мер законодатель ограничен требованиями справедливости, соразмерности и иными конституционными и общими принципами права.[2]

Среди видов ответственности, применяемых на территории Российской Федерации, выделяются следующие четыре: 1) уголовная, 2) материальная (гражданско-правовая), 3) дисциплинарная, 4) административная. По поводу отнесения налоговой ответственности к виду административной или же налоговая ответственность является самостоятельным видом ответственности, единого мнения не сформировано до сего времени. Различна и позиция высших судебных органов по данному вопросу. С одной стороны, исходя из правовой позиции ВАС РФ налоговая ответственность является самостоятельным видом правовой ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах наряду с уголовно-правовой и административно-правовой. С другой стороны, Конституционный Суд Российской Федерации считает, что существует только три вида правовой ответственности - уголовная, гражданская и административная и что налоговая ответственность соответственно, по сути, является административной ответственностью.[9]

Статья 106 Налогового кодекса  Российской Федерации исключает  из числа налоговых правонарушений преступления гражданско-правовые, дисциплинарные и административные правонарушения законодательства о налогах и сборах, поскольку Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает ответственности за их совершение.

В статье 106 Кодекса нет и определения вида ответственности (или административная, или налоговая), к которой может быть привлечен налогоплательщик за совершенное налоговое правонарушение. [2]

Сравнительно четкое разграничение налоговой и административной ответственности проводится в статье 10 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющей порядок привлечения к ответственности.

Суть этого разграничения  сводится к тому, что производство по делам об административных правонарушениях  налогового законодательства ведется в порядке, предусмотренном законодательством об административных правонарушениях, а производство по делам о налоговых правонарушениях осуществляется в порядке, установленном гл. 14, 15 Налогового кодекса.

Административным правонарушением  признается противоправное, виновное действие (бездействие) налогоплательщика, посягающее на установленный порядок выполнения конституциональной обязанности по уплате в бюджетную систему Российской Федерации законно установленных налогов, в результате которого для виновного лица возникают последствия, не создающие состава преступления, предусмотренного ст. ст. 198, 199 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Учитывая, что налоговые  правоотношения - это управленческие отношения, основанные на властном подчинении в сфере исчисления и уплаты налогов и сборов, следовательно, при определенных обстоятельствах, таких как рассмотрение жалоб налогоплательщиков, на ненормативные акты нижестоящих налоговых органов, действия или бездействия их должностных лиц, производства по фактам нарушения налогового законодательства, они могут принимать административный характер.

Административно-правовая деятельность налоговых органов  в налоговых правоотношениях  определяется положениями Налогового кодекса Российской Федерации, Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях как совокупность мер административного воздействия, направленных на безусловное выполнение налогоплательщиком установленных налоговым законодательством норм и правил по выполнению конституционной обязанности по уплате налогов. [19]

Налоговый орган имеет право взыскивать штрафы в бесспорном порядке по каждому налогу или иному основанию отдельно. Таким образом, если сумма штрафов по нескольким правонарушениям превышает в совокупности установленный лимит, налоговый орган вправе взыскать санкции в бесспорном порядке путем списания со счетов налогоплательщика сумм до 50 000 и 5000 рублей, соответственно по каждому из оснований за каждый налоговый период. К примеру, 30 марта 2009 года в отношении ООО «Сюрприз» была завершена выездная налоговая проверка по НДС и акцизам за 2008 год. По ее итогам было вынесено решение от 30 марта 2009 года о привлечении ООО «Сюрприз» к налоговой ответственности.

В соответствии с этим решением организация была оштрафована  на следующие суммы:

— 45 000 руб. в связи с недоплатой НДС за октябрь 2008 года;

— 18 000 руб. в связи  с недоплатой акциза за октябрь 2008 года;

— 5000 руб. за непредставление  сведений об открытии счета в банке.

Общий размер налоговых санкций составил 68 000 руб.

Итак, по каждому основанию суммы штрафов меньше 50 000 руб. Поэтому данные суммы налоговый орган вправе списать в полном объеме со счетов ООО «Сюрприз» 7 апреля 2009 года, не обращаясь в суд.

Информация о работе Налоговая дисциплина: правовая характеристик