Налоговая отчетность по налогу на добычу полезных ископаемых

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 20:49, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: получить четкие представления о сущности налогового администрирования налога на добычу полезного ископаемого.
Задачи работы:
1) рассмотреть налоговую отчетность и порядок учета налога на добычу полезных ископаемых;
2) дать описание существующих электронных систем позволяющие предоставлять информацию в налоговые органы;
3) рассмотреть мониторинг налога на добычу полезных ископаемых за последние 5 лет.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИ1.docx

— 56.07 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных условиях, администрирование налога - это регламентированная законами и другими правовыми актами организационная, управленческая деятельность уполномоченных государственных органов и других уполномоченных законами субъектов по обеспечению возникновения, изменения и прекращения налоговой обязанности и обеспечению поступления налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Налог на добычу полезных ископаемых регулирует правоотношения между государством и организациями и индивидуальными  предпринимателями, которым предоставлен в пользование участок недр.

Налоговое администрирование как форма реализации правовой политики государства в финансово-экономической сфере заключается в систематической, основанной на положениях законодательства Российской Федерации деятельности системы федеральных финансовых органов специальной компетенции, направленной на осуществление правовых мероприятий процессуального характера, в целях обеспечения эффективности и полноты реализации прав и исполнения обязанностей участников отношений в сфере налогообложения.

Налоговое администрирование  – наиболее социально выраженная сфера управленческих действий. Недостатки налогового администрирования приводят к резкому снижению поступлений  налогов в бюджет, увеличивают  вероятность налоговых правонарушений, нарушают баланс в межбюджетных отношениях регионов с федеральным центром  и в конечном итоге нагнетают  социальную напряженность, в то время  как успешное налоговое администрирование  обеспечивает благоприятные перемены в экономике.

Налоговое администрирование налога на добычу полезного ископаемого является одним из основных элементов эффективного функционирования налоговой системы и экономики государства. Эффективность налоговой системы обусловлена полнотой выявления источников доходов в целях обложения их налогами и минимизацией расходов по их мобилизации и обязанности уплате. Соответственно изучение организации налогового администрирования в России актуально в настоящее время.

Предмет работы - сущность налогового администрирования налога на добычу полезного ископаемого.

Цель работы: получить четкие представления о сущности налогового администрирования налога на добычу полезного ископаемого.

Задачи работы:

1) рассмотреть налоговую отчетность и порядок учета налога на добычу полезных ископаемых;

2) дать описание существующих электронных систем позволяющие предоставлять информацию в налоговые органы;

3) рассмотреть мониторинг налога на добычу полезных ископаемых за последние 5 лет.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды российских ученых – специалистов области налогообложения.

В ходе работы над темой  использовался анализ правовых документов и научных публикаций.

 

 

 

 

 

1 ГОСУДАРСТВЕННАЯ  РЕГИСТРАЦИЯ В КАЧЕСТВЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА

 

1.1 Постановке на учет  в качестве налогоплательщика  налога на добычу полезных  ископаемых

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 335 НК РФ налогоплательщики  подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых по месту нахождения участка недр в течение 30 дней с  момента государственной регистрации  лицензии (разрешения) на пользование  участком недр. Местом нахождения участка  недр, предоставленного налогоплательщику  в пользование, признается территория субъекта (субъектов) Российской Федерации, на которой (которых) расположен участок  недр.

Если участок недр находится  на территории, подведомственной тому же налоговому органу, в котором  организация или индивидуальный предприниматель состоит на учете  в соответствии с пунктом 1 статьи 83 НК РФ (по месту нахождения организации, по месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического  лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества  и транспортных средств, подлежащих налогообложению), то заявление о  постановке на учет в качестве плательщика  налога на добычу полезных ископаемых не подается.[1]

Налогоплательщик, которому предоставляются в пользование  недра обязан получить лицензию. Статья 11 Закона РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 года №2395-1 устанавливает, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.[2]

Предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами  либо собственника земли на отвод  определенного земельного участка  для целей недропользования. Отвод земельного участка в окончательных границах и оформление земельных прав пользователя недр осуществляются в порядке, предусмотренном земельным законодательством, после утверждения проекта работ по недропользованию.

Лицензия удостоверяет право  пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, которое определяет необходимые  условия пользования недрами  в соответствии с Федеральным  законом от 30 декабря 1995 года №225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» и законом РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 №2395-1.[3]

Виды лицензий определены разделом 6 Положения о порядке  лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 года №3314-1 «О порядке введения в  действие положения о порядке  лицензирования пользования недрами». [4]

В соответствии с видами пользования  недрами лицензии установленного образца  выдаются:

а) для геологического изучения недр;

б) добычи полезных ископаемых;

в) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

г) образования особо охраняемых объектов.

При применении данного документа  следует учитывать, что выдачу, оформление и регистрацию лицензий на пользование  недрами осуществляет Федеральное  агентство по недропользованию (Постановление  Правительства Российской Федерации  от 17 июня 2004 года №293 «Об утверждении  положения о Федеральном агентстве  по недропользованию»).[5]

При этом статьей 12 Закона РФ «О недрах» №2395-1 определено, что  лицензия на право пользования недрами  должна содержать:

1) данные о пользователе  недр, получившем лицензию, и органах,  предоставивших лицензию, а также  основание предоставления лицензии;

2) данные о целевом назначении  работ, связанных с пользованием  недрами;

3) указание пространственных  границ участка недр, предоставляемого  в пользование;

4) указание границ земельного  отвода или акватории, выделенных  для ведения работ, связанных  с пользованием недрами;

5) сроки действия лицензии  и сроки начала работ (подготовки  технического проекта, выхода  на проектную мощность, представления  геологической информации на  государственную экспертизу);

6) условия, связанные с  платежами, взимаемыми при пользовании  недрами, земельными участками,  акваториями;

7) согласованный уровень  добычи минерального сырья, право  собственности на добытое минеральное  сырье;

8) соглашение о праве  собственности на геологическую  информацию, получаемую в процессе  пользования недрами;

9) условия выполнения установленных  законодательством, стандартами  (нормами, правилами) требований  по охране недр и окружающей  природной среды, безопасному  ведению работ;

10) порядок и сроки подготовки  проектов ликвидации или консервации  горных выработок и рекультивации  земель.

Лицензия на пользование  недрами закрепляет перечисленные  условия и форму договорных отношений  недропользования, в том числе  контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также  может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону.

В случае значительного изменения  объема потребления произведенной  продукции по обстоятельствам, независящим  от пользователя недр, сроки ввода  в эксплуатацию объектов, определенные лицензионным соглашением, могут быть пересмотрены органами, выдавшими лицензию на пользование участками недр, на основании обращения пользователя недр.

Лицензия на пользование  недрами на условиях соглашений о  разделе продукции должна содержать  соответствующие данные и условия, предусмотренные указанным соглашением.

Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют  свою силу в течение оговоренных  в лицензии сроков либо в течение  всего срока ее действия. Изменения  этих условий допускается только при согласии пользователя недр и  органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

Органы осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей  природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами, обязаны сообщать о предоставлении прав на такое пользование, являющихся объектом налогообложения, в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после  регистрации (выдачи соответствующей  лицензии, разрешения) природопользователя (пункт 7 статьи 85 НК РФ).

К пользователям недр, не оформившим лицензии, применяются санкции  на основании Распоряжения Правительства  Российской Федерации от 22 августа 1998 года №1214-Р «О возмещении убытков, причиненных в результате самовольного пользования недрами».[6]

Для постановки на учет необходимо подать в налоговый орган по месту  нахождения участка недр, предоставляемого в пользование, заявление определенной формы:

1) форма №9-НДПИ-1 «Уведомление  о постановке на учет в налоговом  органе организации в качестве  налогоплательщика налога на  добычу полезных ископаемых»;

2) форма №9-НДПИ-2 «Уведомление  о постановке на учет в налоговом  органе индивидуального предпринимателя  в качестве налогоплательщика  налога на добычу полезных  ископаемых»;

3) форма №9-НДПИ-3 «Решение  об определении налогового органа, уполномоченного осуществить постановку  на учет организации или индивидуального  предпринимателя в качестве налогоплательщика  налога на добычу полезных  ископаемых».

 

2.1 Налогоплательщики, осуществляющие  добычу полезных ископаемых на  континентальном шельфе РФ

 

Налогоплательщики, осуществляющие добычу полезных ископаемых на континентальном  шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся  под юрисдикцией Российской Федерации (либо арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном  налогоплательщику в пользование, подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога по месту  нахождения организации либо по месту  жительства физического лица.

Российская Федерация  обладает суверенными правами и  осуществляет юрисдикцию на континентальном  шельфе и в исключительной экономической  зоне Российской Федерации.

Таким образом, если российская организация производит добычу полезных ископаемых на участке недр, арендуемом Российской Федерации у другого  государства, в соответствии, с межгосударственным соглашением переданном ей в пользование, то она уплачивает НДПИ по месту  своего нахождения. Если организация  осуществляет добычу полезных ископаемых на территории иностранного государства на участке недр, предоставленных ей непосредственно этим государством, то объекта налогообложения по НДПИ не возникает и поэтому плательщиком по данному налогу она не является.

Определение и границы  континентального шельфа установлены  Федеральным законом от 30 ноября 1995 года №187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации».[7]

Определение и границы  исключительной экономической зоны Российской Федерации установлены  Федеральным законом от 17 декабря 1998 года №191-ФЗ «Об исключительной экономической  зоне Российской Федерации».[8]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 НАЛОГОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ  ПО НАЛОГУ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ  ИСКОПАЕМЫХ

 

Налоговая отчетность отражает информацию, предназначенную для  финансовых целей и составляется в форме деклараций по видам платежей. Налоговая отчетность содержит сведения, необходимые для исчисления налогов, и данные об уплаченных налогах.

 Правила ее составления  и представления определяются  Министерством Российской Федерации  по налогам и сборам. Показатели  налоговой отчетности выражаются  только стоимостными измерителями. Налоговая отчетность может быть  составлена на основе данных  бухгалтерского учета, приведенных  в соответствие с налоговым  законодательством, или на основе  отдельно организованного налогового  учета.[9]

Налог на добычу полезных ископаемых уплачивается не позднее 25-го числа  месяца, следующего за истекшим налоговым  периодом

 Обязанность представления  налоговой декларации возникает  начиная с того налогового  периода, в котором начата фактическая  добыча полезных ископаемых.

Налоговая декларация представляется не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

 Налоговая декларация  представляется в налоговые органы  по месту нахождения (месту жительства) налогоплательщика.

Плательщики НДПИ начиная  с отчетности за апрель 2011 года должны применять новую форму декларации. Она утверждена приказом ФНС России от 07.04.11 № ММВ-7-3/253. Изменения, внесенные в форму, связаны с появлением в главе 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» НК РФ новых норм, которые вступили в силу с 1 апреля 2011 года.[10]

Информация о работе Налоговая отчетность по налогу на добычу полезных ископаемых