Налоговая отчетность по налогу на добычу полезных ископаемых

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 20:49, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: получить четкие представления о сущности налогового администрирования налога на добычу полезного ископаемого.
Задачи работы:
1) рассмотреть налоговую отчетность и порядок учета налога на добычу полезных ископаемых;
2) дать описание существующих электронных систем позволяющие предоставлять информацию в налоговые органы;
3) рассмотреть мониторинг налога на добычу полезных ископаемых за последние 5 лет.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИ1.docx

— 56.07 Кб (Скачать файл)

ФНС России установила новую  форму декларации по НДПИ и порядок  ее заполнения. Она должна применяться  уже при подаче декларации за апрель 2011 г. Новая форма декларации принята в связи с тем, что с 1 апреля 2011 г. изменены правила налогообложения добычи угля (Федеральный закон от 28.12.2010 N 425-ФЗ).[11]

 Напомним, что в соответствии  с поправками в Налоговый кодекс  РФ налоговая база теперь определяется  исходя из количества добытого  угля в натуральном выражении  (п. 2 ст. 338 НК РФ). В зависимости  от вида угля установлены различные  налоговые ставки (п. 2 ст. 342 НК РФ). Кроме того, сумму налога, исчисленного  за налоговый период при добыче  угля, можно уменьшить на понесенные  в этом периоде расходы по  обеспечению безопасных условий и охраны труда (ст. 343.1 НК РФ). Новые правила повлекли за собой существенные изменения в отчетности, представляемой пользователями недр.

Новая редакция налоговой  декларации приведена в соответствие с этими правилами и имеет  кодированный вид, необходимый для  ввода и считывания данных в электронном  виде и путем сканирования. Теперь данные вносятся в ячейки (знакоместа), каждая из которых предназначена  для одного символа.

 Налоговая декларация  по НДПИ состоит из:

1) титульного листа (лист 01);

2) раздела 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет»  (лист 02);

3) раздела 2 «Данные, служащие  основанием для исчисления и  уплаты налога, за исключением  угля» (лист 03);

4) раздела 3 «Определение  стоимости единицы добытого полезного  ископаемого исходя из расчетной  стоимости» (лист 04), который включается  в состав декларации только  в случае оценки стоимости  какого - либо полезного ископаемого  исходя из расчетной стоимости;

5) раздела 4 «Данные, служащие  основанием для исчисления и  уплаты налога, при добыче угля  по участку недр» (листы 05, 06 и 07).

 Наряду с новой формой  декларации по НДПИ приказ  устанавливает порядок ее заполнения, а также описывает требования  к файлам передачи данных декларации  налоговым органам в электронном  виде.

 Одной из принципиальных  новаций является то, что теперь  налог по каждому ОКАТО определяется  в индивидуальном порядке. Раньше  налогоплательщики исчисляли общую  сумму налога в разрезе КБК,  а затем распределяли ее по  ОКАТО расчетным путем.

Теперь количество добытого полезного ископаемого в разделе 2 новой декларации указывается по каждому ОКАТО отдельно. Этот нюанс  повлек за собой иную группировку  строк и в разделе 1 декларации. Если раньше в нем к каждой строке с кодом 010 (КБК) предусматривалось  четыре пары строк с кодами 020 (код  ОКАТО по месту уплаты налога) и 030 (сумма налога, подлежащая уплате в  бюджет), то теперь строке 010 соответствует  одна пара строк 020 и 030. Таким образом, сумма НДПИ исчисляется по каждому  участку недр.[12]

 Данное требование  установлено новой редакцией  пункта 2 статьи 343 НК РФ. При этом  общая сумма налога по КБК  не изменится.

 В разделе 2 появились  новые строки: «Выручка от реализации  добытого полезного ископаемого» (строка 070), «Налоговая база» (строка 080) и «Сумма исчисленного налога»  (строка 090). Они не имеют самостоятельного  значения для заполнения раздела  2, а используются справочно, в  контрольных целях (поскольку  для исчисления НДПИ применения  налоговой ставки к налоговой базе недостаточно).

 Главные новшества  в исчислении НДПИ ожидают для угледобывающих компаний. Им впервые предстоит заполнять раздел 4 «Данные, служащие основанием для исчисления и уплаты налога, при добыче угля по участку недр». Остальные налогоплательщики листы 05, 06 и 07, относящиеся к этому разделу, в декларацию не включают.

 Необходимость такого  дополнения обусловлена специальным  порядком исчисления налога на  добычу угля, который внесен в  Налоговый кодекс Законом №  425 - ФЗ. Соответственно данные, относящиеся к добыче угля, в раздел 2 не включаются, а потому скорректировано и его название.

 Как следует из статьи 343 пункта 1 НК РФ, НДПИ по углю можно уменьшить на налоговые вычеты в сумме расходов на обеспечение безопасных условий и охраны труда при добыче угля. Величина вычета не может превышать 30 процентов от суммы исчисленного налога. Для расчета предельного размера вычета надо использовать коэффициент Кт, порядок определения которого должно установить Правительство РФ. При применении вычета соответствующие расходы не могут учитываться в целях налогообложения прибыли. Такая учетная политика, вне всякого сомнения, выгодна убыточным компаниям. Однако на практике эта льгота не работает, поскольку соответствующий подзаконный акт Правительством РФ не издан.

 Несмотря на то что  структура раздела 4 декларации  обеспечивает реализацию нового  алгоритма исчисления налога, предусмотренного  налоговым законодательством, воспользоваться  налоговыми вычетами пока не  удастся.

 Таким образом, бухгалтер  заполняет лишь подраздел 4.1 «Данные  о количестве добытого полезного  ископаемого по участку недр»,  а в подразделе 4.2 «Расчет суммы  налога, подлежащей уплате в бюджет, по участку недр» – строки  «Сумма налога, исчисленного при  добыче угля на участке недр  за налоговый период» (код 080) и «Сумма налога, исчисленного  при добыче угля на данном  участке недр за налоговый  период с учетом налогового  вычета, подлежащая уплате» (код  100). Подраздел 4.3 «Расчет суммы  налоговых вычетов по участку  недр» пока не заполняется.

 На данный момент  нельзя сказать, будет ли нормативный  правовой акт Правительства РФ  по вопросу определения коэффициента  Кт иметь обратную силу (п. 4 ст. 5 НК РФ). Поэтому торопиться с  установлением учетной политики  по НДПИ на уголь рано. Если же обратное действие правительственного документа будет прямо предусмотрено, то компании смогут произвести перерасчеты НДПИ на уголь и налога на прибыль в свою пользу. Такая возможность оговорена в пункте 1 статьи 81 НК РФ.

 С 1 апреля 2011 года также  изменен подход к исчислению  налога на добычу угля. Раньше  процентные (адвалорные) ставки применялись  к стоимости добытого угля. Теперь  установлены твердые ставки применительно  к количеству добытого угля  в натуральном выражении (п. 2 ст. 342 НК РФ).

 Но и тут есть недочеты. Дело в том, что пока не утверждена классификация видов угля, предусмотренная подпунктом 1.1 пункта 2 статьи 337 НК РФ, а также официально не опубликованы коэффициенты - дефляторы, используемые для корректировки новых «угольных» ставок. При таких обстоятельствах не исключено, что компаниям придется представлять корректирующие декларации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ОПИСАНИЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ  ЭЛЕКТРОННЫХ СИСТЕМ ПОЗВОЛЯЮЩИЕ  ПРЕДОСТАВЛЯТЬ ИНФОРМАЦИЮ В НАЛОГОВЫЕ  ОРГАНЫ

 

Сдача отчетности в электронном  виде является самым молодым и прогрессивным способом он стремительно развивается и все больше налогоплательщиков выбирают его для сдачи отчетности.

Его можно поделить на две  больших составляющих: сдачу отчетности через интернет, а также сдачу  в специализированных центрах, которые  по защищенным каналам связи передают информацию непосредственно в налоговую. Непосредственно Федеральная налоговая  служба России отчетность ни через  интернет, ни в специализированных центрах не принимает. Этим занимаются специальные телекоммуникационные компании, имеющие договор с ФНС  РФ, согласно которому они могут  принимать отчетность у налогоплательщиков и в электронном виде передавать ее по защищенным каналам в налоговую.

Такие компании вправе заключать  с налогоплательщиками договор, по которому они предоставляют ему  возможность на возмездной или безвозмездной  основе предоставлять им отчетность по каналам связи, а они обязуются  передать ее в ФНС РФ. Также налогоплательщик выписывает на имя компании доверенность на предоставление своей отчетности в налоговые органы. Как правило, если речь идет о сдаче отчетности на электронном носителе в офисе  телекоммуникационной компании, то такая  услуга предоставляется бесплатно  без заключения какого-либо договора, но с составлением доверенности. Если же предоставляется возможность  отправки электронных документов через  интернет, то такая услуга обязательно  платная, как правило, устанавливается  определенный размер ежегодной абонентской  платы (в настоящий момент, примерно 1000-1500 рублей в зависимости от компании). Кроме того, налогоплательщику согласно договору зачастую предоставляется  возможность сдавать и отчетность в ПФР, ФСС и органы статистики таким же образом. Компаний, предоставляющих такой комплекс услуг, сейчас немало на рынке.[13]

Формируют отчетность для  сдачи через телекоммуникационные каналы следующим способом. На сайтах специализированных компаний – операторов есть специальное программное обеспечение, которое постоянно обновляется  в соответствии с изменениями  форм отчетности, сроков и т.д. Данное ПО, как правило, интегрировано со многими программами популярными  учета и ведения бухгалтерии, в том числе такого производителя  как 1С. При помощи этого программного обеспечения можно составлять отчетность в ручном режиме, загружать данные из разных источников, распечатывать  готовые формы, следить за сроками  сдачи отчетности, отправлять готовые  документы оператору через интернет (если заключен такой договор), либо сохранять их на электронный носитель для последующего визита в офис оператора  и сдачи. Информация, которую оператор получает как через интернет, так  и лично в офисе, отправляется в зашифрованном виде в территориальное  Управление ФНС России. Таким образом, разница между бесплатной сдачей в офисе телекоммуникационной компании и подачей отчетности через интернет состоит лишь в удобстве и экономии времени, за что, впрочем, нужно вносить  ежегодную абонентскую плату, технически эти два способа никак не различаются.

Список предоставляемых  налогоплательщикам услуг в электронном  виде постоянно расширяется. В настоящее  время ФНС России обеспечена возможность  для юридических лиц, имеющих  электронно-цифровую подпись, запросить через интернет сведения о себе из ЕГРЮЛ и получить выписку в электронном виде.[14]

 

 

 

 

 

4 НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ

 

4.1 Камеральный контроль

 

Камеральный контроль - контроль, осуществляемый органами налоговой  службы на основе изучения и анализа  представленной налогоплательщиком (налоговым  агентом) налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также других документов и сведений о деятельности налогоплательщика.

 При планировании и организации налогового контроля следует учитывать, что добыча полезных ископаемых может осуществляться налогоплательщиком:

а) на участках недр на территории, подведомственной налоговому органу, в котором организация или индивидуальный предприниматель состоит на учете по месту нахождения (месту жительства);

б) на участках недр на территории, подведомственной налоговому органу, отличному от налогового органа, в котором организация или индивидуальный предприниматель состоит на учете по месту нахождения (месту жительства индивидуального), в пределах одного субъекта Российской Федерации;

в) на участках недр на территории (территориях), находящейся (находящихся) за пределами субъекта Российской Федерации, в котором организация или индивидуальный предприниматель состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения (месту жительства);

г) на участках недр, находящихся на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора).

 

Налоговым органом, осуществляющим планирование и организацию налогового контроля по налогу на добычу полезных ископаемых, является налоговый орган  по месту нахождения организации (месту  жительства индивидуального предпринимателя).

В целях организации и  планирования контрольной работы налоговыми инспекциями по месту постановки налогоплательщика на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых в налоговый  орган по месту нахождения организации  направляются следующие сведения, заверенные в установленном порядке:

1) копии документов, находящихся в учетном деле налогоплательщика, - в пятидневный срок со дня регистрации этих документов;

2) копии платежных документов на уплату авансовых платежей по налогу на добычу полезных ископаемых - не позднее дня, следующего за днем получения их из органов Федерального казначейства в соответствии с письмом МНС России от 25.01.2002 N ВБ-6-21/87@ "О порядке уплаты в бюджет авансовых платежей по налогу на добычу полезных ископаемых в 1 квартале 2002 года".

По крупнейшим налогоплательщикам планирование и организацию налогового контроля по налогу на добычу полезных ископаемых осуществляет межрегиональная (межрайонная) инспекция МНС России по крупнейшим налогоплательщикам, в  которой данный налогоплательщик состоит  на учете.

Данная проверка проводится должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями  без какого-либо специального решения  руководителя в течение трех месяцев  со дня представления плательщиком декларации (расчета) и последнего из документов, которые должны прилагаться в соответствии с Кодексом.

Если камеральной проверкой  выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между  сведениями, содержащимися в представленных документах, и сведениями, имеющимися у налогового органа и полученными им в ходе налогового контроля, об этом сообщается плательщику с требованием представить в течение 5 рабочих дней необходимые пояснения или внести исправления в установленный срок.

Плательщик, представляющий в налоговый орган пояснения, вправе дополнительно представить  выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность  данных.[15]

Информация о работе Налоговая отчетность по налогу на добычу полезных ископаемых