Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 12:28, курсовая работа
Целями данной курсовой работы являются:
1. Изучение налоговой политики Российской Федерации, её становления, развития и совершенствования.
2. Рассмотрение основных проблем российской налоговой системы.
3. Рассмотрение эффективности налоговой политики в Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1.НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
1.2.ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
1.3. УПРАВЛЕНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕМ
1.4. НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ И НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
ГЛАВА 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ И ПО Г. СТАВРОПОЛЮ.
2.1. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ
2.2. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ПО Г. СТАВРОПОЛЮ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Курсовая работа по дисциплине «Налоги и налогообложение»
на тему:
«Налоговая политика государства»
Ставрополь 2008
Содержание
Переход России к рынку актуализировал проблему взаимоотношений государства и экономики. Социально-экономические проблемы переходного периода обусловили необходимость усиления роли государства в российской экономике. Одним из основных рычагов государственного регулирования экономических процессов из всего комплекса финансовых инструментов является налоговая политика.
Налоговая политика - многоаспектная категория, непосредственно связанная с взаимоотношениями государства и каждого человека, государства и предприятий, различных организаций друг с другом, межгосударственными отношениями.
В доперестроечной России создавалась иллюзия, что налоговая система играет чисто прикладную роль: с её помощью государство аккумулирует финансовые ресурсы, необходимые для реализации его функций. В этой связи налоговая политика как экономическая категория фактически отсутствовала. Так, в финансово-кредитном словаре отмечалось, что «налоговая политика – это система мероприятий, проводимых государством в области налогов».
В действительности понятие налоговой политики выходит за рамки мероприятий в области налогов. Проводя налоговую политику, государство активно вмешивается в «работу» рынка, регулирует развитие производства, способствует ускоренному росту одних отраслей экономики по сравнению с другими, влияет на инвестиционную политику и структурную перестройку. От успешного проведения налоговой политики во многом зависит результативность принимаемых экономических решений. Эффективной может считаться только та налоговая политика, которая стимулирует накопление и инвестиции, способствует экономическому росту.
Целями данной курсовой работы являются:
1. Изучение налоговой политики Российской Федерации, её становления, развития и совершенствования.
2. Рассмотрение основных проблем российской налоговой системы.
3. Рассмотрение эффективности
Как будет рассмотрено ниже, налоговая политика государства является отражением проводимой экономической политики. При этом имеет она относительно самостоятельное значение, поскольку от результатов проводимой налоговой политики государства в значительной степени зависит и то, какие изменения вынужденно вносить государство в свою экономическую политику.
Некоторые современные ученые сводят налоговую политику к законодательным актам, упуская из виду её экономическую роль. В частности, Т.Ф. Юткина отмечает, что «налоговая политика – комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов».1
Более широкую трактовку налоговой политики, исходя из сущности налогов, их места и роли (не только фискальной, но и экономической) в обществе, дает В.Г. Князев: «Налоговая политика – это составная часть экономической политики государства, направленная на формирование налоговой системы, обеспечивающей экономический рост, способствующей гармонизации экономических интересов государства и налогоплательщиков с учетом социально-экономической ситуации в стране».2
Реализация налоговой политики осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность форм и методов налоговых отношений государства и налогоплательщиков.3
При проведении налоговой политики государство должно преследовать следующие цели:
Выделяют, как правило, три типа налоговой политики государства.
Первый тип – политика максимальных налогов, характеризуется принципом «взять все, что возможно». При этом государству уготована «налоговая ловушка», когда повышение налогов не сопровождается ростом доходов. Поэтому данная политика проводится государством, как правило, в экстренных случаях, таких, как экономический кризис или ведение военных действий.
Второй тип – политика разумных налогов, способствующая развитию предпринимательства, но снижает объем социальных гарантий.
Третий тип – налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите населения. Налоговые доходы направляются на увеличение социальных фондов. Недостатком такой политики является то, что она вызывает инфляцию.4
При развитой экономике все типы налоговой политики успешно сочетаются. В РФ с начала экономических реформ (1992 г.) стал реализовываться первый тип налоговой политики. Однако экономических, социальных и политических предпосылок для проведения политики максимальных налогов в это время не существовало, вследствие чего произошло падение темпов роста производства в отраслях экономики, увеличился масштаб уклонения от уплаты налогов, рост задолженности и взаимные неплатежи субъектов предпринимательства.
В целях преодоления негативных последствий воздействия налогов на развитие экономики возникла объективная необходимость продолжения налоговой реформы, выражением которой стал Налоговый Кодекс Российской Федерации. Налоговые преобразования, предусмотренные им, направлены на реализацию второго типа налоговой политики. Основные задачи, которые должны быть решены посредством налоговой реформы, - снижение налогового бремени, упрощение налоговой системы, повышение уровня администрирования, создание равных условий для всех налогоплательщиков.
Принятие и введение в действие НК РФ позволили существенным образом систематизировать действовавшие нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения, привести их в упорядоченную, единую, логически цельную и согласованную систему.
Если для законодательства начала 1990-х гг. было характерно практически полное отсутствие регламентации налоговых органов, их взаимоотношений с налогоплательщиками, то НК РФ, вступивший в силу с 1999 г., четко регламентирует действия налоговых органов во многих стандартных ситуациях, возникающих при сборе налогов. Фактически он включает не только собственно налоговый, но и по аналогии с Гражданским процессуальным и Уголовно - процессуальным кодексами Налогово-процессуальный кодекс. Именно эти «процессуальные» элементы и оказывают определяющее влияние на технологию сбора налогов в условиях действия НК РФ.5
НК РФ упорядочивает систему ответственности за нарушение налогового законодательства, дифференцирует её в зависимости от степени вины налогоплательщика, уменьшает ранее действовавшие чрезмерно жесткие нормы ответственности. Кодексом установлены более четкие и конкретные формулировки состава налоговых правонарушений.
Целью изменений налоговой системы, предусмотренных НК РФ, является построение стабильной налоговой системы на территории РФ. Она должна стать рациональной, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействовать развитию предпринимательства, наращиванию национального богатства России и благосостояния её граждан.
С принятием и введением в действие НК РФ в России начался новый этап налоговой реформы. НК РФ устанавливает принципы построения и функционирования налоговой системы, порядок введения и отмены федеральных, региональных и местных налогов, а также других обязательных платежей. Полномочия всех уровней власти и местного самоуправления по установлению, изменению или отмене налогов и сборов реализуются в пределах установленного перечня и в соответствии с общими принципами налогообложения.
В специальном налоговом послании Президента РФ, направленном 23 мая 2000 г. в Государственную Думу Федерального Собрания РФ, были изложены основные направления налоговой реформы на ближайшую перспективу. В частности, в нем предлагались:
На первом этапе налоговой реформы (2000-2001 гг.) были отменены налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, налог на реализацию ГСМ, целевые сборы на содержание милиции и благоустройство территорий. Для обеспечения социальной справедливости налогообложения предполагалось введение единой ставки налога на доходы физических лиц, существенно увеличив не облагаемый налогом минимум дохода.
На втором этапе (2002 – 2003 гг.) в целях обеспечения нейтральности налогообложения снижена ставка по налогу на прибыль организации и одновременно отменены существующие льготы, а также изменена методика формирования налоговой базы по указанном налогу (гл. 25 НК РФ).
Реформирована система налогообложения природных ресурсов, в частности введен налог на добычу полезных ископаемых (гл.26 НК РФ) взамен регулярных платежей за добычу полезных ископаемых, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциза на нефть.
Характерной особенностью НК РФ является введение специальных налоговых режимов (с освобождением от уплаты большинства предусмотренных НК РФ налогов). Так, специальный режим налогообложения предусмотрен для сельскохозяйственных товаропроизводителей (гл. 26.1 НК РФ), а также для субъектов малого предпринимательства (гл. 26.2, 26.3 НК РФ). С 2004 г. отменен налог с продаж.
Следует отметить незавершенность и недостаточную продуманность правительственной налоговой реформы. Так, например, из-за принятия в 2000 г. части второй НК РФ (гл.21,22,23,24) региональные власти столкнулись с проблемой невозможности планирования собственных налоговых доходов в 2001 г. и неясности сферы своих налоговых полномочий, а инвесторы – с проблемой необходимости пересчета инвестиционных проектов вследствие увеличения совокупной ставки налогообложения прибыли.
Методика исчисления и уплаты отдельных налогов (НДС, акцизы, ЕСН) не только не упрощается, но и продолжает усложняться. Так, изменения в законодательстве по ЕСН, вступившие в силу с 1 января 2002 г., вызвали большое количество организационных и методологических проблем в организациях, имеющих обособленные подразделения, решить которые можно лишь при тщательном планировании всех последствий предпринимаемых шагов по централизации уплаты ЕСН.
Взвешенная налоговая политика должна проводиться с учетом финансовых интересов не только государства, но и налогоплательщиков. Кроме того, налоговая политика должна быть целиком подчинена общепринятым принципам налогообложения.
В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач налоговую политику можно подразделить на налоговую стратегию и налоговую тактику. Налоговая стратегия определяет долговременный курс государства в области налогов и предусматривает решение крупномасштабных задач. Налоговая тактика предусматривает решение задач конкретного периода развития путем внесения оперативных, своевременных изменений и дополнений в налоговую систему.
Стратегические направления налоговой политики определяются:
Тактические задачи налоговой политики решаются совместно с: