Налоговая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 12:28, курсовая работа

Описание работы

Целями данной курсовой работы являются:
1. Изучение налоговой политики Российской Федерации, её становления, развития и совершенствования.
2. Рассмотрение основных проблем российской налоговой системы.
3. Рассмотрение эффективности налоговой политики в Российской Федерации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1.НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
1.2.ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
1.3. УПРАВЛЕНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕМ
1.4. НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ И НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
ГЛАВА 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ И ПО Г. СТАВРОПОЛЮ.
2.1. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ
2.2. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ПО Г. СТАВРОПОЛЮ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Налоговая политика государства.doc

— 803.50 Кб (Скачать файл)

Эффективность управления во многом определяется тем, насколько правомерно распределены полномочия и ответственность за принятие и реализацию решений между отдельными элементами системы управления налогообложением.

Важную роль в обеспечении налоговых поступлений в бюджетную систему и в государственные внебюджетные фонды играет уровень налоговой культуры населения. Под налоговой культурой следует понимать осведомленность населения относительно своих налоговых обязанностей и готовность добровольно уплачивать налоги для выполнения функций, возложенных на государство.

НК РФ установлено, что информация и копии законов об установлении и отмене региональных и местных налогов и сборов должны направляться региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления в ФНС России и Минфин России, а также в соответствующие региональные налоговые и финансовые органы. Сведения о действующих региональных налогах и сборах и об их основных положениях должны ежеквартально публиковаться ФНС России, а сведения о действующих местных налогах и сборах и их основных положениях не реже одного раза в год – соответствующими региональными налоговыми органами.10

Согласно п. 4. ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах. В соответствии с Положением «Об информировании налогоплательщиков по вопросам налогов и сборов», утвержденным приказом ФНС России от 05.09.1999 г. № ГБ-3-15/120 налоговые органы обязаны предоставлять налогоплательщикам по месту их учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, а также правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц.

Информацию по вопросам налогов и сборов обязан предоставлять любой налоговый орган в течение месяца (возможно продление ещё на один месяц), в который обратился налогоплательщик с соответствующим письменным запросом.

Информация, содержащаяся в актах с грифами «Особая важность», «Совершено секретно», «Секретно», «Для служебного пользования», «Не для печати», предоставляется в случаях, объеме и порядке, исключающих разглашение сведений, составляющих государственную тайну, или сведений конфиденциального характера. Если информация непосредственно затрагивает права, свободы и законные интересы конкретного, поименованного в тексте налогоплательщика, то она предоставляется только этому налогоплательщику или его уполномоченному представителю.

Информация, касающаяся прав и обязанностей налоговых органов и их должностных лиц, также предоставляется только в случае и в части, непосредственно затрагивающих права, свободы и законные интересы данного налогоплательщика.

В целях осуществления комплекса мер по активизации пропаганды и разъяснения налогового законодательства, доведения до общественности достоверной информации о деятельности налоговых органов, разработки и претворения в жизнь концепции повышения налоговой грамотности населения в налоговых инспекциях созданы отделы информации и общественных связей. На них возложена организация работы по комплексной пропаганде налогового законодательства на региональном и местном уровнях на основе единой информационной политики.

Указанные подразделения также призваны проводить сбор информации, анализ и информирование руководителей налоговых органов законодательной и исполнительной власти, общественности к проектам законов о налогах и других обязательных платежах, отслеживание и оценку информации об альтернативных предложениях, возникающих в процессе обсуждения в СМИ.

Кроме того, эти подразделения осуществляют сбор и анализ сообщений в СМИ о деятельности налоговых органов, реализации стратегических направлений единой государственной налоговой политики, участвуют в подготовке материалов, пропагандирующих деятельность и создающих объективный облик налоговых органов.

В целях обеспечения эффективности управления налоговой системой особое внимание со стороны государства должно уделяться налоговому воспитанию населения и в первую очередь у подрастающего поколения.

Следует отметить, что проблеме «государство – налогоплательщик» уделяется особое внимание во всех развитых странах, ею занимаются непосредственно налоговые органы, органы образования, средства массовой информации. В отличие от государства, налогоплательщики в современном обществе стремятся уменьшать суммы выплат по налогам законными и незаконными способами.

По-прежнему частые изменения налогового законодательства не доводятся своевременно до налогоплательщиков. В современных условиях идет процесс развития информационной структуры налоговых органов. Информационный вакуум постарались заполнить частные издательские фирмы, печатая официальные документы по налогообложению, различные методические рекомендации по «уходу» от уплаты налогов.

В настоящее время Министерство образования Российской Федерации на основе специально подготовленного учебника «Введение в налогознание» проводит эксперимент по преподаванию в некоторых школах основ налоговых знаний. Этот учебный курс включает сведения об истории налогообложения, налоговом законодательстве и налоговых поступлениях, основных правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и других участников налоговых правоотношений. По инициативе ФНС России в рамках программы «Основы налоговой грамотности» подготовлен учебник «Налоги России». Ознакомление с элементами налогообложения в начальной школе позволит в будущем существенно повысить уровень налоговой культуры населения.

Как было отмечено выше, НК РФ (в отличие от ранее действующего налогового законодательства) предусмотрены определенные меры по обеспечению налогового консультирования путем проведения разъяснительной работы с налогоплательщиками.

В соответствии с п. 4 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, объяснить порядок заполнения форм установленной отчетности, исчисления и уплаты налогов и сборов.

 

1.4. Налоговое бремя и налоговая нагрузка. Современное состояние, направления и перспективы налоговой политики

 

Налоговая политика может считаться эффективной лишь в том случае, когда она не только обеспечивает финансовыми результатами текущие потребности государства, но и не снижает стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, обязывает его к постоянному поиску путей повышения результативности хозяйствования. В этой связи показатель налоговой нагрузки, или налогового бремени, на налогоплательщика является достаточно серьезным измерителем качества налоговой системы.

Выражения «налоговое бремя», «налоговая нагрузка», или «тяжесть налогов» и т.п. появились в самых первых текстах, в которых речь шла о налогах. Но их наполнение реальными количественными оценками можно отнести ко времени окончания первой мировой войны, когда расчеты по международной задолженности и репарационные платежи потребовали сопоставления общего уровня обложения в разных странах. Для таких межгосударственных сопоставлений и используется показатель налогового бремени.

Имеются ещё две наиболее важные сферы применения этого показателя, на что указывают авторы многих публикаций:

  1. урегулирование финансовых взаимоотношений между субъектами в федеративных государствах;
  2. проведение финансовых (налоговых) реформ при определении высоты возможного обложения.11

Налоговое бремя (на макроуровне) - это обобщенный показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества и определяемый как отношение общей суммы налогов и сборов к ВВП. Иными словами, налоговое бремя отражает ту часть произведенного обществом продукта, которая перераспределяется посредством бюджетных механизмов. Этот показатель чаще всего используется в практике для расчета налоговой нагрузки в целом по стране и сопоставления его с другими государствами.

Теория и практика налогов свидетельствуют о многочисленных попытках установить границу налогов, но так как налоговый предел зависит от многих переменных показателей, каждое исследование характеризует конкретную ситуацию.

Оптимальный размер налогового бремени – центральная макроэкономическая проблема любого государства. В тоже время иногда как в специальной, так и публицистической литературе приходится сталкиваться с мнением о том, что чем ниже уровень налогового бремени, тем стремительней и динамичней развивается экономика государства. В качестве главного примера такого положения обычно приводят реформы президента США Рональда Рейгана, осуществившего в начале 1980-х гг. глобальные налоговые преобразования. Однако в настоящий момент даже в США к налоговым реформам «рейганомики» отношение неоднозначное, а в теории налогообложения постулат «низкие налоги – высокая экономика» до сих пор не доказан и не обоснован.

Наоборот, многие зарубежные экономисты убеждены, что снижение налогов может навести серьезный ущерб экономике. Так, несмотря на широкое снижение налоговых ставок, в 1980-е гг. в США резко возрос дефицит государственного бюджета. Норма сбережений в 1986 г. составляла всего 3,9% (самый низкий уровень этого показателя среди всех промышленных стран того периода).

Необходимо учитывать, что общепризнанной в теории налогообложения выступает кривая Лаффера (Laffer curve), показывающая связь между налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений в бюджет. В тоже время повышение ставок после предельной точки влечет за собой сокращение налоговых доходов. Представляется, что именно этот аспект следует учитывать в первую очередь, рассматривая вопрос о влиянии размера налогов на темпы экономического развития, тогда как постановка во главу налогового реформирования непроверенных и спорных положений необоснованна.

Для характеристики изменения налоговых поступлений под влиянием определяющих экономических факторов (ВНП, доходов населения, уровня розничных цен и т.д.) в макроэкономике применяется такой показатель как коэффициент эластичности налогов (tax elasticity). Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов изменяется начальный уровень налоговых поступлений при изменении определяющего фактора на 1%.

Коэффициент эластичности рассчитывается по формуле

 

Kэ =∆X ∆Y

X Y

 

где Kэ – коэффициент эластичности;

X – начальный уровень налоговых  поступлений (отдельного налога  или группы налогов);

∆X – прирост налоговых поступлений;

Y – начальный уровень определяющего  фактора (например, ВВП, доход, прибыль и др.);

∆Y – прирост определяющего фактора12.

Kэ может быть больше, равен  или меньше 1. Если Kэ=1, то доля  налоговых доходов государства  в ВВП остается стабильной. В  том случае, если Kэ (всех налогов) > 1, то налоговые доходы увеличиваются более быстрыми темпами, чем возрастает ВВП, и удельный вес налоговых доходов в ВВП возрастает. При Kэ < 1 доля налоговых поступлений в ВВП снижается.

За 2006 год во все уровни бюджета мобилизовано налоговых и других платежей 32555,6 млн. руб., что на 33,3% больше, чем за соответствующий период 2005 год. При этом темп роста поступлений налогов и сборов в 2006 году выше темпа роста аналогичного периода предыдущего года, который составлял 115,3% на 18,0 процентных пункта.

 

Рисунок 1 – Динамика поступлений налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации по Ставропольскому краю за 12 месяцев 2006 и 2005 г.

 

Основная часть доходов консолидированного бюджета сформирована за счет поступлений четырех видов налогов. Так, поступления налога на доходы физических лиц составили 7874,9 млн. рублей или 24,2% от общего объема поступлений, налога на добавленную стоимость – 6510,9 млн. рублей или 20,0%, налога на прибыль – 7657,4 млн. рублей или 23,5%, платежей за пользование природными ресурсами – 3372,5 млн. рублей или 10,4 процента. Перечисленные четыре вида налогов в совокупности обеспечили 25415,7 млн. рублей, или 78,1% от общего объема поступлений в консолидированный бюджет. (См. Приложение - Таблица 1).

 

Рисунок 2 – Структура поступлений основной части консолидированного бюджета

 

В федеральный бюджет за 2006 год поступило налогов и сборов 12561,7 млн. рублей, или 127,7% к соответствующему периоду 2005 года (9839,3 млн. рублей).

Структура налоговых поступлений федерального бюджета несколько отличается от структуры поступлений консолидированного бюджета. Так, налог на добавленную стоимость обеспечил 51,8% поступлений налогов и сборов в федеральный бюджет, платежи за пользование природными ресурсами – 25,6%, налог на прибыль организаций – 10,5 процентов.

За 2006 год поступления ЕСН (без учета расходов на нужды государственного социального страхования) составили 12144,5 млн. руб., в т.ч. в федеральный бюджет – 2763,8 млн. руб., в федеральные внебюджетные фонды – 9380,7 млн. рублей. В Территориальный фонд обязательного медицинского страхования поступило 893,8 млн. рублей.

Поступления социальных платежей (без учета расходов на нужды государственного социального страхования) за январь-декабрь 2006 года в сравнении с соответствующим периодом прошлого года увеличилось на 2175,3 млн. рублей или 21,8 процента.

За 2007 год в бюджетную систему РФ поступило 53755,5 млн. рублей, доходов администрируемых налоговыми органами, что на 19,7% больше поступлений прошлого года.

В федеральный бюджет поступило 17145,7 млн. рублей, или 111,9% к соответствующему периоду 2006 года (15325,5млн. рублей).

Основная доля поступлений федерального бюджета (92,1%) состоит из четырех видов налогов. Так, налог на добавленную стоимость обеспечил – 43,6% поступлений налогов и сборов в федеральный бюджет, единый социальный налог – 19,9%, платежи за пользование природными ресурсами – 19,2%, налог на прибыль организаций – 9,4 процента. (См. Приложение – Таблица 2).

 

Рисунок 3 – Структура поступлений основной части доходов федерального бюджета

 

За январь-февраль 2008 года в бюджетную систему РФ поступило 7791,1 млн. рублей, доходов администрируемых налоговыми органами, что на 24,3% больше поступлений прошлого года.

В федеральный бюджет поступило 2618,1 млн. рублей, или 108,0% к соответствующему периоду 2007 года (2425,0млн. рублей).

Основная доля поступлений федерального бюджета (88,9%) состоит из четырех видов налогов. Так, налог на добавленную стоимость обеспечил – 32,9% поступлений налогов и сборов в федеральный бюджет, платежи за пользование природными ресурсами – 30,6%, единый социальный налог – 18,8%, налог на прибыль организаций – 6,6 процента. (См. Приложение – Таблица 3)

 

Рисунок 4 – Структура поступлений основной части доходов федерального бюджета

 

Основные направления налоговой политики на 2007-2009 годы должны позволить в среднесрочной перспективе снизить налоговую нагрузку на экономику на 221,5 миллиарда рублей. По расчетам Минфина, уже в 2007 году планируемые меры позволят снизить налоговую нагрузку на 204,2 миллиарда рублей.

Информация о работе Налоговая политика государства