Налоговая политика России как элемент государственной политики на различных этапах развития общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 12:37, курсовая работа

Описание работы

Государство, устанавливая налоги, стремится, прежде всего, обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления возложенных на него задач, которые реализуются посредством налоговой политики, являющейся частью финансовой политики государства.
Государство широко использует налоговую политику (в частности, гибкое управление объемом изымаемой в виде налогов доли внутреннего валового продукта (ВВП)) в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1 Цели налоговой политики 5
1.2 Задачи налоговой политики 6
1.3 Осуществление налоговой политики 6
1.4 Основные принципы построения налоговой системы 7
1.5 Методы осуществления налоговой политики 7
1.6 Типы налоговой политики 8
1.7 Основные направления налоговой политики 9
ГЛАВА 2 НАЛОГОВАЯ СТРАТЕГИЯ И НАЛОГОВАЯ ТАКТИКА. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. ДИСКРЕЦИОННАЯ И АВТОМАТИЧЕСКАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 17
2.1 Налоговая стратегия и налоговая тактика 17
2.2 Фискальная политика 17
2.2.1 Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос 18
2.2.2 Воздействие инструментов фискальной политики на совокупное предложение 20
2.2.3 Достоинства и недостатки фискальной политики 21
2.3 Дискреционная и автоматическая фискальная политика 23
ГЛАВА 3 НАЛОГОВЫЙ МЕХАНИЗМ КАК РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ. ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ. КРИВАЯ ЛАФФЕРА 25
3.1 Налоговый механизм как результат реализации налоговой политики25
3.2 Эффективность налоговой политики 26
3.3 Кривая Лаффера 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПОСИК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Файлы: 1 файл

MINOBRNAUKI_ROSSII(1).doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

1.2 Задачи налоговой политики

Задачи налоговой политики сводятся к обеспечению государства финансовыми ресурсами, созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом, сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения. Всю совокупность задач налоговой политики можно условно разделить на 2 основные группы;

    1. Фискальная - мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровней для обеспечения государства необходимыми для выполнения его функций финансовыми ресурсами;
    2. Экономическая, или Регулирующая - направлена на повышение уровня экономического развития государства, оживление деловой и предпринимательской активности в стране и международных экономических связей, содействие решению социальных проблем.

Одна из основных задач государственной налоговой политики на современном этапе - создание благоприятных условий для активной финансово - хозяйственной деятельности субъектов экономики и стимулирования экономического роста посредством достижения оптимального сочетания личных и общественных интересов, т.е оптимального соотношения между средствами, остающимися в распоряжении налогоплательщика, и средствами, которые перераспределяются через налоговый и бюджетный механизм.

1.3 Осуществление налоговой политики

Налоговую политику России осуществляет Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и органы исполнительной власти, наделенные соответствующей компетенцией. Органом, непосредственно ответственным за проведение единой налоговой политики на территории Российской Федерации, является Министерство финансов РФ, а за ее выработку и осуществление - Федеральная налоговая служба. Налоговая политика должна быть целиком подчинена общепринятым принципам налогообложения.

В РФ субъектами налоговой политики являются Федерации, республики, области, края, автономные области, города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург, а также местное самоуправление - города, районы, районы в городах. Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленных налоговым законодательством.

Субъект Федерации и муниципалитеты имеют право вводить и отменять налоги в пределах перечня региональных и местных налогов, установленного федеральным налоговым законодательством. Им представляют широкие полномочия по установлению налоговых ставок, льгот и других преференций, а также установление налоговой базы. Проводя налоговую политику, ее субъекты могут воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков, создавать такие условия хозяйствования, которые наиболее выгодны как для самих налогоплательщиков, так и для экономики в целом.

1.4 Основные принципы построения  налоговой системы

Результативность налоговой политики зависит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу, опираясь на принципы налоговой системы.

    1. Соотношение прямых и косвенных налогов;
    2. Применение прогрессивных ставок налогообложения и степень их прогрессии или преобладание пропорциональных ставок;
    3. Дискретность или непрерывность налогообложения;
    4. Широта применения налоговых льгот, их характер и цели;
    5. Использование системы вычетов, скидок и изъятий и их целевая направленность;
    6. Степень единообразия налогообложения для различного рода доходов и налогоплательщиков;
    7. Методы формирования налоговой базы.

К принципам налоговой политики относят соотношение федеральных, региональных и местных налогов.

Через использование указанных принципов, налоговая политика России способствует решению задач, направленных на выход экономики из кризиса.

1.5 Методы осуществления налоговой  политики

Методы осуществления налоговой политики зависят от тех целей, которые стремится достичь государство, проводя налоговую политику. В России это следующие методы:

    1. Управление - заключается в организующей и распорядительной деятельности финансовых и налоговых органов, которая нацелена на создание совершенной системы налогообложения и основывается на познании и использовании объективных закономерностей ее развития.
    2. Информирование - деятельность финансовых и налоговых органов по доведению до налогоплательщиков информации, необходимой им для правильного исполнения налоговых обязанностей.
    3. Воспитание - привитие налогоплательщикам осознанной необходимости добросовестного исполнения своих налоговых обязанностей.
    4. Консультирование - это разъяснение финансовыми и налоговыми органами лицам, ответственным за исполнение налоговых обязанностей положений законодательства о налогах и сборах, применение которых на практике вызывает у налогоплательщиков затруднение.
    5. Льготирование - деятельность финансовых органов по представлению отдельным категориям налогоплательщиков возможности не уплачивать налоги и сборы.
    6. Контролирование - деятельность налоговых органов с использованием специальных форм и методов по выявлению нарушений законодательства о налогах и сборах, нацеленную на достижение высоких уровней налоговой дисциплины.
    7. Принуждение - деятельность налоговых органов по принудительному исполнению налоговых обязанностей посредством применения в отношении недобросовестных налогоплательщиков мер взыскания и других санкций.

До недавнего времени при проведении налоговой политики налоговыми органами преимущественно использовались методы управления, контролирования и принуждения. Теперь же достаточно активно осуществляется информирование, консультирование и воспитание населения. Это означает, что налоговая политика в большей степени стала учитывать интересы налогоплательщиков.

    1. Типы налоговой политики

Российские ученые выделяют несколько типов налоговой политики.

Первый тип - политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом «взять все, что можно». При этом государству уготовлена «налоговая ловушка», когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов.

Второй тип - политика разумных налогов, способствующая развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Предприниматель максимально выводится из налогообложения, но это ведет к ограничению социальных программ, поскольку государственные поступления сокращаются.

Третий тип - налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются увеличение различных социальных фондов. Такая политика ведет к раскручиванию инфляционной спирали.

    1. Основные направления налоговой политики

"Основные направления налоговой  политики в Российской Федерации  на 2008 - 2010 годы", одобренные Правительством  Российской Федерации (протокол от 2 марта 2007 г. №8), предусматривали внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:

1. Совершенствование налога на  прибыль организаций

2. Совершенствование налога на  добавленную стоимость

3. Индексация ставок акцизов

4. Совершенствование налога на  доходы физических лиц

5. Введение налога на недвижимость  взамен действующих земельного  налога и налога на имущество  физических лиц

6. Совершенствование налога на  добычу полезных ископаемых

7. Совершенствование налогообложения в рамках специальных налоговых режимов

8. Международное сотрудничество, интеграция  в международные организации  и соглашения, информационный обмен

По указанным направлениям в 2008 году был принят целый ряд решений. Большая часть из этих решений была принята в качестве антикризисных мер налогового стимулирования, отчет о которых, в том числе их бюджетная оценка, отражены в одобренной Правительством Российской Федерации Программе антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год.

1. Совершенствование налога на  прибыль организаций

Изменения, внесенные в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее по тексту - Кодекс) в 2008 году, предусматривали следующее:

- начиная с 1 января 2009 года ставка  налога на прибыль организаций  снижена с 24 процентов до 20 процентов;

- налогоплательщики получили право  перейти на уплату налога по  фактически полученной прибыли;

- предельная величина процентов  по долговым обязательствам, которая  может быть учтена в расходах  для целей налогообложения прибыли, установлена в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,5 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 22 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте;

2. Совершенствование налога на добавленную стоимость

Для преодоления кризиса ликвидности в 2008 году был изменен порядок уплаты налога на добавленную стоимость по результатам деятельности налогоплательщиков за квартал. Начиная с четвертого квартала 2008 года суммы налога, исчисленные налогоплательщиками по операциям по реализации товаров (работ, услуг), признаваемым объектом налогообложения этим налогом, уплачиваются в бюджет равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим кварталом, то есть фактическая уплата налога производится не единовременно до 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, как это было предусмотрено ранее, а ежемесячно в размере 1/3 в течение трех последующих месяцев. Данный порядок уплаты налога позволил снизить текущий дефицит оборотных средств и стабилизировать деятельность налогоплательщиков. Фактически подобная мера представляет собой беспроцентную рассрочку по уплате сумм налога в бюджет соответственно на 1 и 2 месяца на 1/3 общей суммы налога, исчисленной по итогам квартала.

3. Индексация ставок акцизов

В связи с уточнением размеров планируемой инфляции при составлении проекта федерального бюджета на 2009 - 2011 годы ставки акцизов были проиндексированы среднем до 10 процентов ежегодно (за исключением нефтепродуктов и табачных изделий). Таким образом, решается проблема применения максимальных розничных цен и, соответственно, уплаты акцизов, по табачным изделиям, реализуемым организациями общественного питания, в районах Крайнего Севера и других отдаленных регионах.

4. Совершенствование налога на  доходы физических лиц

В целях создания благоприятных налоговых условий для формирования добровольных пенсионных накоплений с привлечением государственного софинансирования было предусмотрено исключение из базы по налогу на доходы физических лиц взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, направляемых для обеспечения реализации государственной поддержки формирования пенсионных накоплений, установлено освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом взносов работодателя, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. №56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" и с 2009 года увеличен размер социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц со 100 000 рублей до 120 000 рублей.

5. Введение налога на недвижимость  взамен действующих земельного  налога и налога на имущество физических лиц

График работ по принятию главы Кодекса, регулирующей налогообложение недвижимости, которым предусматривается:

- разработка и принятие нормативных  правовых актов в связи с  вступлением в силу Федерального  закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (2008-2012 годы);

- принятие федерального закона "О внесении изменений в  Федеральный закон "Об оценочной  деятельности в Российской Федерации" и другие законодательные акты  Российской Федерации", предусмотренного  проектом №445126-4;

- разработка нормативных правовых  актов в целях реализации положений  Федерального закона "Об оценочной  деятельности в Российской Федерации" и другие законодательные акты  Российской Федерации" (2008 - 2009 годы);

- информационное наполнение кадастра объектов недвижимости, в том числе перенос сведений из Государственного земельного кадастра и данных БТИ (2008-2012 годы);

- определение эффективной налоговой  ставки и налоговых льгот для  исчисления местного налога на  недвижимость и подготовка проекта поправок Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона № 51763-4 "О внесении изменений в часть вторую Кодекса и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (2010 год).

6. Совершенствование налога на  добычу полезных ископаемых

В отношении налогообложения добычи нефти в дополнение к мерам, введенным с 2007 года, в целях стимулирования добычи нефти из месторождений, разработка которых связана с повышенными затратами, в 2008 году принят Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 158-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", направленный на решение проблемы сохранения уровня добычи нефти, а также вовлечение в разработку новых месторождений, разработка которых связана с повышенными затратами в неосвоенных регионах с неразвитой инфраструктурой.

7. Налогообложение водным налогом

На основании поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в 2008 году проводилась работа по подготовке нормативного правового акта, предусматривающего с 2009 года индексацию водного налога и платы за пользование водными объектами. Однако, учитывая сроки подготовки и согласования указанных нормативных актов, а также положения Налогового и Бюджетного кодексов Российской Федерации, данная работа в 2008 году не закончена и срок ее выполнения перенесен на 2009 год, имея в виду индексацию ставок водного налога, начиная с 1 января 2010 года. Представляется, что в условиях экономического кризиса является нецелесообразным существенное увеличение нагрузки на водопользователей путем значительного увеличения ставок водного налога.

Информация о работе Налоговая политика России как элемент государственной политики на различных этапах развития общества