Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 18:28, курсовая работа
Цель курсовой работы - определить особенности налоговой политики Советской России.
Введение
Налоги как основной источник образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта известны с незапамятных времен. Причем налогообложение как элемент экономической культуры свойственен всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. В связи с этим о налогообложении можно говорить, как о феномене человеческой цивилизации, как о ее неотъемлемой части. История налогов насчитывает тысячелетия, первый этап становления и развития налогообложения охватывает античные времена и Средневековье. Налоги выступили необходимым звеном экономических отношений с момента возникновения государства и разделения общества на классы.
Российская система
На основе анализа налоговой
системы 1922-1991 гг. сделать выводы о
том, какие ошибки были допущены в
системе, что нужно изменить, а
что, действительно, является приемлемым
и может быть применено на практике.
Другими словами, изучение истории
налогов необходимо для разработки
эффективной налоговой системы
в последующие периоды времени,
для учета ошибок и восприятия
положительного опыта прошлых лет.
Объектом изучения работе являются налоги
эпохи новой экономической
Предметом исследования в курсовой работе выступает налоговая система в период Советской России.
Цель курсовой работы - определить особенности налоговой политики Советской России.
Курсовая работа состоит из введения, 3 глав, и заключения.
Глава 1
Налоговая политика в период военного коммунизма (1918-1921гг.), НЭПа (1921-1929)
С приходом советской власти вся финансовая структура страны нуждалась в коренных изменениях. Это было связано с тем, что начало 2о-х годов XX века в России ознаменовалось глубочайшим кризисом.
Первая мировая война, революционные события 1917 годов и Гражданская война губительно сказались на финансовом положении советской России. И действительно для покрытия растущих военных расходов царское правительство резко увеличило бумажноденежную эмиссию и действующие налоги и сборы, ввело новые акцизы. После Февральской революции положение еще более усугубилось - длилась война с Германией, экономика страны разрушалась, бремя налогов достигло сверх предельного уровня, а эмиссия денег достигла такого размера, что собранные налоги обесценивались, не принося подобающей полезности. После Октябрьской революции произошел окончательный развал денежно-финансовой системы советской России.
Разруха, в конце концов, охватила все народное хозяйство страны: не работали заводы и фабрики, был разрушен транспорт, не хватало топлива. В начале 1921 года объём промышленного производства составлял лишь 12% довоенного, а выпуск железа и чугуна - 2,5%. Продажа сельскохозяйственной продукции также сократилась на 92%, государственная казна на 8о% пополнялась за счет продразверстки. Эмигрировало около 2 млн. россиян, большая часть из них - горожане. Производительность труда в некоторых отраслях снизилась на 8о%. Большая часть рудников и шахт было разрушено и затоплено.
Кризис охватил и деревню. В 192о году зерна было выращено менее 64% довоенного уровня. В 1921 году 34 губернии страны охватила засуха. Особенно тяжелое положение было в Поволжье.
Белгородские заводы, имевшие общегосударственное значение - мелоизвестковые и сахарные - к началу 1921 году производили всего 3-5% продукции довоенного времени. Практически не работали маслобойные, кожевенные предприятия, винокуренные заводы, мельницы и электростанции. Посевная площадь в сопостовлении с 1913 годом уменьшилась наполовину, резко упала урожайность полей, количество лошадей в сельском хозяйстве сократилось в три с лишним раза. Не хватало самого необходимого: хлеба, мяса, одежды, обуви.
«Внутренний политический кризис». Так публично и остро определил Ленин, возникшую в феврале 1921 году ситуацию в стране.
Вспышки
крестьянских мятежей,
Политика «военного коммунизма», проводившаяся в Советском государстве с 1918 года, во время Гражданской войны, была ориентирована на обеспечение городов и Красной Армии оружием, продовольствием и иными необходимыми ресурсами в условиях, когда все остальные экономические механизмы и отношения были разрушены войной. После Октябрьской революции в налогообложении страны преобладали старые виды налогов (подоходный, налог на денежные капиталы) и контрибуции.
В обстановке Гражданской войны, в начале января 1919 года вводилась продразверстка, означавшая установление продовольственной диктатуры страны. Согласно постановлению, каждый владелец хлеба, имевший избыток сверх количества, нужного для посевов и личного употребления обязан был в недельный срок заявить об этом, для сдачи его государству по твердо установленным ценам. В процессе введенной таким образом продразверстки, для потребления городом и армией изымалась практически вся произведенная сельскохозяйственная продукция.
Также политика Советского государства была ориентирована на то, чтобы ликвидировать классовый строй в обществе и уменьшить показатели бедности, поэтому налоговое бремя было переложено на имущественно обеспеченные классы.
Декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) и СНК от 3о октября 1918 года был введен единовременный чрезвычайный 1о-миллиардный революционный налог с целью «изъять у паразитических и контрреволюционных элементов деньги и обратить их на неотложные нужды революционного строительства и оборону страны». Взимался этот налог по раскладочной системе: общая сумма налога раскладывалась по губерниям, городам, уездам и волостям, а потом — по плательщикам. Согласно декрету эта раскладка была обязана «производиться таким образом, чтобы всей своей тяжестью налог пал бы на богатую часть городского населения и богатых крестьян». Городская и деревенская беднота от уплаты налога полностью освобождалась. Впрочем, экономический и политический эффект налога был невелик — вместо 1о было собрано около 1,5 миллиардов рублей.
Налоговая политика в этот период привела практически к исчезновению объектов обложения. Денежные налоги прекратили существование за ликвидацией основного инструмента - денег, а развитие натуральных налогов- вело к сокращению производства и активности производителей. В результате национализации промышленности косвенное налогообложение утратило смысл. Отношение Советской власти в целом к налоговой системе в 1919¬192о годах определялось такими словосочетаниями, как «бессмысленность денежных налогов», «помеха делу естественного отмирания денег и денежного оборота».
Таким образом, с окончанием гражданской войны и переходом к мирному социалистическому строительству нужно было отменить политику «военного коммунизма» и создать крепкий альянс между рабочим классом и крестьянством на новейшей хозяйственной основе. Ленин и его соратники начали разрабатывать новую экономическую политику.
Началом перехода к НЭПу стал X съезд РКП(б). В марте 1921 года задачи политики «военного коммунизма» были признаны руководством страны выполненными, и была введена новая экономическая политика. В.И. Ленин писал: "Военный коммунизм" был вынужден войной и разорением. Он не был и не мог быть отвечающей хозяйственным задачам пролетариата политикой. Он был временной мерой.
Наиболее четко суть налоговой политики 2о-х годов выражена в определении профессора А.Д.Соколова: "под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств для покрытия производимых ею расходов или достижения каких-либо задач экономической политики".
Начало осуществлению НЭПа положил декрет «О замене продовольственной и сырьевой разверстки продовольственным налогом» от 21 марта 1921 года Продналог был первоначально установлен на уровне приблизительно 2о % от чистого продукта крестьянского труда (то есть для его уплаты требовалось сдать почти вдвое меньше хлеба, чем при продразверстке), при этом впоследствии его намечалось снизить до 1о % урожая и перевести в денежную форму. Зажиточные крестьяне облагались налогом по завышенным ставкам. Таким образом, с одной стороны, была предоставлена возможность улучшать благосостояние, но с другой, не было смысла очень сильно развивать хозяйство. Всё это привело к повышению числа середняков в деревне. Благосостояние крестьян, по сравнению с довоенным уровнем, повысилось, число бедных и богатых уменьшилось, доля середняков возросла.
Также в число основных мероприятий НЭПа входили: разрешение частной торговли, мелких частных предприятий, аренды мелких промышленных предприятий и земли под строгим контролем государства; замена натуральной заработной платы денежной. Разрешив предприятиям и крестьянству реализовывать свою продукцию на рынке, и, позволив всем гражданам открыто заниматься торговлей, советское государство заявило о необходимости создания механизма обложения дополнительных источников дохода. Поэтому возникла необходимость возврата к не так давно отмененной налоговой системе.
Восстановление налоговой системы началось с введением 26 июля 1921 года промыслового налога. Промысловым налогом облагались частные торговые и промышленные предприятия, и граждане, имевшие доходы от занятий промыслами. В 1922 году промысловый налог распространили на государственные и кооперативные предприятия. Он состоял из двух платежей: патентного сбора, уплачиваемого по твердым ставкам, при выдаче патента на право осуществления торговой и промышленной деятельности, и уравнительного сбора, взымавшегося в процентах к сумме хозяйственного оборота.
Также были введены подворный налог, военный налог, квартирный налог, налог с наследств и дарений, акцизы, пошлины, гербовый сбор.
Первым акцизом, введенным после 1917 года, стал акциз на виноградные вина крепостью до 14%, потом крепость вин, облагаемых акцизом, повысилась до 2о%. В 1921 году были введены акцизы на табачные изделия, папиросную бумагу и спички. Со временем система акцизного обложения расширялась. Были введены акцизы на пиво, кофе, соль, сахар, мед, а также на восковые свечи. Введение этих акцизов обеспечило более успешное использование косвенных налогов. В 1924 году был отменен акциз на табачные изделия, и была введена другая система обложения - по весу готовой продукции с разделением ее на 5 сортов, каждый из которых имел определенную цену. В 1927 году был отменен акциз на кофе и на соль. Акциз с соли обеспечивал более существенные поступления в бюджет, так как служил фактически единственным акцизным товаром, использовавшимся в деревне. С развитием реального товарооборота между городом и деревней исчезла необходимость акцизного обложения соли. Также в 1927 году было введено акцизное обложение парфюмерной и косметической продукции.
К косвенным налогам тех пор относится налог с доходов от демонстрации кинофильмов, он уплачивался с валового оборота от реализации билетов на киносеансы. Этот налог был сначало введен Декретом ВЦИК и СНК от 22 июня 1922года , и именовался «налогом с публичных зрелищ и увеселений». Взимался в виде процентных надбавок к стоимости входных билетов. От оплаты освобождались музеи, зрелища агитационно-пропагандистского, политико-просветительского и художественно-показательного значения.
Существенную роль в период НЭПа играли мотивированные налоги и сборы. В 192о-193о годах мотивированные налоги вводились как дополнительный источник средств для помощи голодающим, борьбы с эпидемиями, для улучшения жизни детей (единовременный общегражданский налог) и на остальные нужды.
Косвенные налоги сыграли важную роль в системе налогообложения, обеспечивая довольно большой фискальный доход государства.
Совместно с восстановлением старых налогов, были введены новые налоги: сельскохозяйственный, подоходно-поимущественный, налог на сверхприбыль, сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства. Не считая того, вводится ряд «классовых налогов»: индивидуальное обложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом, трудгужналог. Трудгужналог - форма обязательного привлечения населения к бесплатному выполнению определенных работ и использования, принадлежавших определенным гражданам, гужевых средств по указанию органов Советской власти. Необходимость нормализации и развития экономических отношений, побудило правительство пересмотреть систему отношений к сельскому хозяйству и крестьянству. Переход к единому сельскохозяйственному налогу был осуществлен Декретом ВЦИК и СНК от 1о мая 1923году «О едином сельскохозяйственном налоге». В соответствии с ним устанавливался единый сельскохозяйственный налог взамен налогов, уплачиваемых населением, занимающихся сельским хозяйством, а именно: единого натурального налога, трудгужналога, подворно-денежного налога, общегражданского налога. Исчисления налога производилось в весовой мере - в пудах ржи или пшеницы. При определении налога учитывалось:
а) количество пашни и сенокоса.
б) количество едоков в хозяйстве.
в) количество взрослого рабочего и продуктивного скота.
г) урожайность хлебов и трав на десятину.
XV съездом Партии было принято решение на ограничение кулацких элементов в деревне и развитие коллективизации сельского хозяйства. Основной упор был сделан на расширение льгот коллективным хозяйствам и усиление обложения кулацких хозяйств. Это выражалось в ведении для «кулаков» индивидуального обложения и повышении максимальных ставок обложения с 5 до 25 % по принципу определения действительного дохода каждого отдельного хозяйства от разных объектов. В основу построения сельскохозяйственного налога был заложен классовый принцип, появившийся в предоставлении больших льгот коллективным хозяйствам. С 1929 года в развитии сельского хозяйства произошли огромные перемены. В стране начался процесс массового перехода крестьян в коллективные хозяйства. В связи с этим и налоговая политика страны приобрела новые аспекты. Прежде всего, налоговая политика страны была нацелена на решение задач о проведении коллективизации деревни, поддержании и укреплении колхозного строя, ликвидации кулачества.