Налоговая политика в Советской России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 18:28, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - определить особенности налоговой политики Советской России.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 64.49 Кб (Скачать файл)

        В  классовой борьбе против зажиточных граждан необходимо так же выделить налог на сверхприбыль, введенный в 1926г. Налог был объявлен временным, основная функция налога была в изъятии из частного хозяйства максимума прибыли, образовавшемся за 1925-1926 годах, когда давление на частный сектор было чуть ослаблено. Налогом облагались граждане, если их доход за предшествующий окладный период превосходил четырехкратный необлагаемый минимум, и также, если доходность в окладном периоде превышала доходность в прошлом.

         Принципиальным элементом НЭПа стало введение подоходно-поимущественного налога в 1923 году. Обложению этим налогом подлежали все лица, имеющие самостоятельные доходы и проживающие на территории СССР, акционерные общества (паевые товарищества) и кредитные учреждения. Не облагались налогом люди, занятые сельскохозяйственным промыслом, рабочие и служащие в учреждениях, предприятиях и хозяйствах, получающие заработную плату в размере менее 75 рублей в червонном исчислении за месяц и не имеющие других источников дохода, и другие льготные категории граждан.

Все плательщики налога разделялись  на четыре категории:

А — служащие по найму;

Б — не служащие по найму, но зарабатывающие средства личным трудом;

В — лица, получающие доходы с капитала;

С— юридические лица (акционерные  компании, кредитные учреждения, товарищества полные, на вере и с ограниченной ответственностью).

Обложение делилось на твердые оклады и по совокупности доходов. Поимущественное обложение возрастало с увеличением размера имущества.

       Периодом чрезвычайного напряжения налоговых ресурсов в финансовой политике стали 1923 и 1924 годы. Создавая «твердый червонец», Наркомфин повысил ставки подоходного налога до максимума; унифицировал мелкие прямые налоги; ввел высокий местный целевой квартирный налог; усилил косвенное налогообложение. Введенное осенью 1928 году, Положение о подоходном налоге с государственных предприятий, кооперативных организаций и акционерных обществ с участием государственного и кооперативного капитала отменило прежнее положение 1923 года, и урегулировало систему исчисления налога с прибыли.

Создание НЭП преследовало две цели:

-  увеличить пополнение финансовой базы государства за счет разных видов налогов, с целью повышения экономического уровня государства, снизившегося после периода войн и революций;

-  уменьшить количество бедных и зажиточных крестьян, проведение осреднения в деревне, за счет роста налогового бремени на обеспеченные слои общества;

По итогам НЭПа можно отметить, что:

-  фискальная функция налогообложения в период 1922-1928 годов была реализована успешно в значимой степени за счет расширения сферы косвенного и, прежде всего, акцизного обложения.

-  регулирующая функция осуществлялась за счет сокращения капиталистических накоплений, и была направлена на объединение частных хозяйств в коллективные;

       В целом,  за 1921-1928 года среднегодовой темп  прироста национального дохода составил 18 %. К 1928 году национальный доход на душу населения возрос на 1о %, это превысило показатели в США.

       К 1926 году закончен восстановительный период, сопровождавшийся НЭПом. Страна вплотную подошла к новому периоду развития. Была необходимость индустриализации, широкого обновления аппарата впромышленности, перевода предприятий на новую техническую базу.

       Произвести  на предприятиях страны новую технику было невозможно без обновления средств производства.

       На свертывание НЭПа также повлиял кризис заготовки хлеба. Основной статьей дохода государства был экспорт хлеба. План заготовки хлеба в 1925 году не был выполнен. И хотя в 1926 году заготовка возросла, необходимого количества хлеба собрано не было. Нужно было в условиях хозрасчета повысить заготовительные цены и налоги, что стимулировало бы продажу зерна государству и позволяло бы при помощи налога изъять часть прибыли, но этого нее было достигнуто. Поэтому государство приступило к внеэкономическому принудительному изъятию зерна у крестьян, что вызвало волну недовольства.

         В середине 2о-х годов давление на власть со стороны мелких производителей, нуждающихся в более благоприятных условиях для развития своих хозяйств, стало нарастать. На сельских сходах и беспартийных конференциях высказывались требования понизить размеры обложения и увеличить цены на зерно. Крестьяне отказывались выполнять налоговые задания. Недовольство проявлялось и в том, что уменьшилось число избирателей, участвовавших в выборах в местные Советы. В конце 1929 году на конференции аграрников-марксистов Сталин высказал мысль, которая активно дискуссировалась в то время: «По-новому ставится теперь вопрос о НЭПе, о классах, о темпах строительства, о смычке, о политике партии». Но как «по-новому»? Сталин уточнил: «Мы «отбросим НЭП к черту», когда уже не будем нуждаться в допущении известной свободы частной торговли». Хотя намерение было высказано в будущем времени, на самом деле оно уже осуществлялось методом ликвидирования всякой индивидуальной хозяйственной деятельности.

      Сложившаяся к 193о году система государственных доходов характеризовалась множественностью отдельных видов платежей, многократностью обложения налогами одних и тех же товаров на различных стадиях их производства и обращения. Множественность платежей и многократность обложения торгово-промышленного оборота в разных его звеньях затрудняли проведение плановой ценовой политики, усложняли процесс взимания платежей и контроль за их своевременной уплатой, повышали расходы по их исчислению и взиманию, создавали излишние затруднения для хозяйственных организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

  Особенности формирования налоговой политики в централизованной экономике(193о-1985гг.)

 

        Следующий шаг налоговых преобразований – это налоговая реформа 193о-1932 годах главные задачи налоговой реформы заключались в устранении множественности платежей в бюджет; реорганизация налоговой формы платежей государственных и кооперативных компаний и организаций в плановое распределение и перераспределение государственного дохода в соответствии с целями страны.

      В обобществленном секторе был введен налог с оборота, заменивший до этого существовавшие 53 платежа, отчисления от прибыли госпредприятий включили в себя 5 ранее существовавших платежей. В частном секторе промысловый налог объединил 32 существовавших платежа. Упразднение акцизов и введение налога с оборота практически усложнило систему косвенного налогообложения. Значимая особенность налоговой реформы 2 сентября 193о года – разграничение системы обложения обобществленного и частного секторов, более резко выразившееся в разделении ранее единого промыслового налога на налог с оборота государственных предприятий и промысловый налог с частных предприятий и промыслов. Им облагалась выручка от реализации по розничным либо оптовым ценам промышленности товаров собственного производства или собственной закупки всем покупателям, а так же при отпуске по указанным ценам отдельных товаров внутри объединения или предприятия. Устанавливался различный уровень ставок для государственных предприятий и предприятий промкооперации. С налогом с оборота связанны введенные по среди 1931 года бюджетные наценки, устанавливавшиеся для отдельных видов товаров и различающиеся для товаров в зависимости от места их реализации. Наценки не входили в состав отпускной цены товаров, а начислялись на эту стоимость, тогда как налог с оборота входил в отпускную цену. К иным налогам, взимаемым с товарооборота предприятий обобществленного сектора, относились налог с оборота кинотеатров (был объединен с налогом со зрелищ), налог с нетоварных операций предприятий обобществленного сектора, налог с совхозов.

         В процессе налоговой реформы были введены новейшие массовые целевые платежи. Была отменена попонная плата (плата за древесину). Создается система областных, районных и городских налоговых инспекций.

Помимо перечисленных выше налогов существовали и другие платежи. Платежи из прибыли государственный объединений, предприятий, организаций представляли собой форму распределения прибыли между хозрасчетными предприятиями и государством и являлись одним из главных источников формирования доходов госбюджете СССР. Дополнительным видом косвенного налогообложения в СССР был налог с нетоварных операций, представлявший собой изъятие части денежных средств государственных, кооперативных, общественных предприятий и организаций от реализации услуг и нетоварных работ.

      Что касается налогов, взимавшихся с частного сектора, то к ним относились:

а) косвенный промысловый налог;

б) налоги, взимаемые с доходов, - подоходный налог с частных лиц, сельскохозяйственный налог, налог на сверхприбыль др.

в) поимущественные налоги – налог со строений (им облагались жилые дома, фабрики, склады и разного рода строения и сооружения), земельная рента (данный налогом облагались застроенные и незастроенные земельные участки, если только за эти участки не взималась арендная плата).

Систему пошлин и сборов в рассматриваемый нами период составляли: единая государственная пошлина, таможенные пошлины, сбор с грузов, разовый сбор на колхозных рынках, паспортный, прописочный, курортный, билетный, рыболовный, водный, консульский сборы.

Таким образом, изменения затронули все сферы государственного устройства, в том числе и налоговую систему, комплексное реформирование которой, началось в годы нэпа, т.е. когда Советская власть полностью стала управлять государством. «Результаты налоговой реформы были официально представлены как крупное достижение финансовой политики». Были выполнены основные задачи: устранена прежняя запутанная система, были преобразованы виды платежей в бюджет.

      В период Великой Отечественной войны продолжала действовать система обязательных платежей из прибыли государственных предприятий, установленная в предвоенный период, но дополнительные потребности бюджета обеспечивались рядом новых налогов и сборов с населения и увеличением размеров налогов.

       В качестве чрезвычайного налога периода войны вводится налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, установленный с целью привлечения средств бездетных граждан к расходам государства на общественное воспитание и содержание детей в детских домах, оказание помощи многодетным семьям и одиноким матерям. Указом Президиума Верховного Совета (ВС) СССР от 29 декабря 1941 года вводится военный налог, который уплачивался по твердым ставкам в размере от 15о рублей до 6оо рублей в зависимости от района1. Производится также реформирование системы подоходного налогообложения населения в соответствии с Указом Президиума ВС СССР от 3о апреля 1943 года «О подоходном налоге с населения». Его уплачивали советские и иностранные граждане, имевшие на территории СССР источники доходов. Плательщики налога в зависимости от них подразделялись на несколько групп. Объектом обложения являлся совокупный доход, включавший заработную плату, выплаты за сверхурочные и сдельные работы, премии и т.д. Подоходный налог взимался по прогрессивным ставкам. Была установлена 1оо%-ная надбавка к подоходному и сельскохозяйственному налогам. Необлагаемый минимум доходов не был установлен. Ставки налога дифференцировались в зависимости от категории плательщиков и размеров их доходов. В годы Великой Отечественной войны в связи с ростом цен были увеличены ставки сельскохозяйственного налога. Введен сбор за регистрацию охотничье-промысловых собак, единый налог со зрелищ (Указ Президиума ВС СССР от 1о сентября 1942 года). В городах и поселках местными Советами вводится сбор с владельцев скота (Указ Президиума ВС СССР от 1о апреля 1942года). Некоторые платежи в государственный бюджет были заменены или объединены с другими платежами. Единая государственная пошлина была заменена государственной пошлиной (Указ Президиума ВС СССР от 1о апреля 1942года) – денежными суммами, взымавшимися специально уполномоченными учреждениями за совершение действий и выдачу документов. Был отменен налог с наследства и дарений, но за предоставление данного вида услуг взималась госпошлина. В 1943 году был отменен сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства (этот сбор был включен к подоходному налогу). В годы Великой Отечественной войны были широко распространены добровольные взносы – сборы средств населения в Фонд Обороны и Фонд Красной Армии.

       В послевоенный период (до 1953 года) налоговая система в СССР оставалась практически неизменной. Новая система была заложена Законом о сельскохозяйственном налоге от 8 августа 1953 года. Плательщиками налога становятся хозяйства членов колхозов, а также хозяйства других граждан, которым были выделены приусадебные земельные участки и служебные наделы пахотной земли на территории сельских Советов народных депутатов.  Сельскохозяйственный налог исчислялся с каждого хозяйства по площади выделенного в пользование земельного участка, но в расчет не принимались земли, занятые постройками, кустарником, лесом, дорогами общественного пользования и т. д. Налог не взимался с участка площадью менее 5о м² и исчислялся по твердым ставкам с о,о1 га земельной площади. По этому налогу бала установлена широкая система льгот. Освобождались от уплаты налогов учителя, агрономы, зоотехники, гидротехники и другие категории граждан2.

         В 1953 году были уменьшены ставки разового сбора на колхозных рынках и освобождены от его уплаты колхозы, колхозники и другие граждане за торговлю отдельными видами продуктов. В 1957 году отменяется взимание патентного сбора, размер которого определялся исходя из разряда предприятия, который устанавливался для производственных предприятий в зависимости от годового объема валовой продукции, а для торговых – в зависимости от плана товарооборота. С 1958 года сельское население было освобождено от дорожных повинностей, а строительство и ремонт местных автомобильных дорог было возложено на колхозы, совхозы, промышленные, транспортные, строительные и другие предприятия и хозяйственные организации.

         В середине 6о-х годов в СССР планировалось осуществление коренной хозяйственной реформы. Целями реформы были совершенствование системы управления народным хозяйством и усиление экономического стимулирования производства. В сфере налогообложения к важнейшим мероприятиям по реформированию хозяйственного механизма следует отнести:

-изменение порядка распределения прибыли государственных предприятий. Были введены плата за производственные фонды, рентные платежи и взносы свободного остатка прибыли в целях усиления хозяйственного расчета;

- введение платы за  фонды (постановление ЦК КПСС и Совета Министров (СМ) СССР от 4 октября 1965г.), которая представляла собой форму распределения прибыли. Была введена в целях повышения заинтересованности предприятий в лучшем использовании производственных основных фондов и оборотных средств. Плата за производственные фонды взималась с первоначальной стоимости основных производственных фондов, что должно повышать заинтересованность предприятий в их своевременном обновлении и повышении технического уровня производства;

Информация о работе Налоговая политика в Советской России