Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 18:37, реферат
Налоговая система Кыргызской Республики является важнейшим элементом переходной экономики. Фундамент новой налоговой системы был заложен в результате реформы, начатой в конце 1991. Сущность преобразований сводилась к замене ряда действовавших налогов, характерных для административно-командной системы и фиксированных цен; налогами, приемлемыми для использования в рыночной экономике. Налоговая политика получила законодательное подтверждение, была создана налоговая инспекция, которая начала контролировать выполнение принятых законов и осуществлять администрирование налогов.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 5
2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 12
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 32
В этом направлении предусматривалось,
прежде всего, принятие Закона КР «О легализации
доходов» и специальных нормативных
актов по реструктуризации задолженностей
хозяйствующих субъектов. Первая мера
этого направления так и
В целом, анализируя выполнение Концепции,
можно отметить, что многое из того,
что намечено реализовано. Так, например,
в течение первого полугодия 2003
г. Правительство инициировало и
провело через парламент
Совершенствование Концепции может заключаться в доработке и реализации ряда мер.
Принятие новой редакции Налогового
кодекса. В нашей стране правительство
видит в налоговой политике преимущественно
инструмент повышения доходной части
бюджета и забывает о главном:
правильно построенная и
Особо важным является четкость формулировки
цели проведения налоговой реформы,
что должно способствовать повышению
эффективности бюджетной
В качестве приоритетов следующего шага налоговой реформы можно предложить:
а) снижение налога на прибыль с 20% до 10%;
б) снижение подоходного налога и переход к регрессивной шкале отчислений в Соцфонд;
в) прямое возмещение экспортёрам НДС за использованные материальные ресурсы;
г) отмена НДС на капитальные инвестиции (импортируемые технологии и оборудование);
д) отмена НДС на экспорт услуг;
е) вычеты из налогооблагаемой базы расходов на образование и здравоохранение.
По пяти из указанных выше предложений подготовлены расчёты и обоснования, которые показывают социально-экономическую целесообразность их дальнейшего продвижения в рамках государственной налоговой политики. По шестому приоритету следует совместно поработать.
Согласно широко распространённому
мнению предпринимателей Кыргызстана,
ныне действующая ставка налога на
прибыль в размере 20% является слишком
высокой. В случае добросовестной платы
данного налога предприятия лишаются
большой части прибыли, которая
в сегодняшних условиях является
практически единственным источником
для инвестиций. Это приводит к
тому, что многие предприятия ведут
двойную бухгалтерию, занижая истинные
доходы или завышая издержки, или
полностью функционируют в
В результате снижения ставки/отмены налога на прибыль предприятия частного сектора получают дополнительные средства для осуществления капитальных вложений, что способствует решению одной из главных проблем экономики Кыргызстана – увеличению инвестиций. Снижение номинального налоговогоуровня позволяет рассчитывать на постепенный выход значительной части предприятий из теневой экономики, что оздоровит ситуацию в экономике, увеличит спрос на кредитные ресурсы, раскроет большие возможности для экспорта продукции.
Что касается последствий для доходов
бюджета, то в настоящее время
большую часть поступлений в
бюджет по налогу на прибыль платят
предприятия, находящиеся под
Пути совершенствования
выплаты государству дивидендов, стоимости
лицензионных платежей и т.п. Поступления
от полностью частных предприятий
могут несколько сократиться
в краткосрочном периоде, но в
перспективе 2–3 лет будут компенсированы
за счёт расширения налогооблагаемой
базы (вследствие ускорившегося экономического
роста или расширения круга предприятий,
находящихся в официальной
Следует отметить, что предложение отмены налога на прибыль часто выдвигается в контексте политики заключения соглашения между государством и крупными частными предприятиями, по которому последние добровольно приняли бы на себя обязательство компенсировать бюджету в полном размере его потери от отмены налога. Однако неясно, насколько обязывающим будет такое соглашение, не предусмотренное действующим законодательством и какие санкции могут последовать за его нарушение.
Введение регрессивной шкалы тарифов в Социальный фонд. Отчисления в Социальный фонд являются одними из наиболее обязательных платежей для предприятий в отраслях промышленности и сфере услуг и едва ли не главной причиной их ухода в теневуюэкономику (или укрытия истинного размера заработной платы работников). Введение регрессивной шкалы тарифов отчислений позволит существенно снизить номинальное бремя для тех предприятий, которые платят своим работникам достаточно высокую заработную плату. Таких предприятий сейчас не мало, но почти все они занижают свою отчётность по заработной плате. Введение регрессивной шкалы должно существенно снизить налоговое бремя для предприятий, на которых используется квалифицированная рабочая сила и способствовать их полной легализации. Существенно, что облегчение получат только те предприятия, которые выйдут из тени и покажут реальные размеры заработной платы работников; те, кто будет продолжать скрывать истинные размеры фонда оплаты труда, ничего не выиграют.
С точки зрения доходов государства, данные меры затронут отчисления только тех предприятий, которые показывают достаточно высокую плату у своих работников. Однако предприятий, показывающих реальный уровень заработной платы, сейчас немного, соответственно потери для бюджета социального фонда не должны быть слишком большие, тем более, что можно ожидать увеличения налогооблагаемой базы за счёт выхода многих пред-приятий из тени.
Введение единой ставки подоходного на-лога на уровне 10%. Законопослушный налогоплательщик, указывающий достаточно большой налогооблагаемый доход, фактически штрафуется через систему прогрессивных ставок. Введение единой ставки в размере 10% должно способствовать выходу многих экономических агентов из «тени».
С точки зрения доходов государственного бюджета, ожидать, что легализация доходов относительно высокооплачиваемых работни-ков позволит перекрыть не очень значительные потери для бюджета, которые связаны со снижением ставки с 20% до 10% для доходов, начиная с приблизительно 6000 сомов в месяц (пока что не очень многие предприятия декларируют такой уровень заработной платы своих работников) не имеет большого значения.
Своевременный и полный зачёт НДС за использованные материальные ресурсы, в том числе и прямое возмещение НДС экспортёрам. Данное предложение призвано задействовать стимулы для инвестиций и экспорта, заложенные в природе НДС. Полный и безусловный зачёт НДС за приобретённые материальные ресурсы является совершенно необходимым элементом логики НДС, без которого он утрачивает смысл налога на потребление и превращается в разновидность налога с оборота. С этой точки зрения, альтернативы возможны только в части того, является ли принятие решений о зачёте/возмещении автоматическим или осуществляется налоговыми органами в отношении каждого предприятия в отдельности, а также того, какие формальные требования предъявляются для принятия подобного решения. Предлагается также отказаться от рассмотрения вопросов возмещения НДС ко-миссией, образуемой из представителей Министерства финансов и других государственных органов, поскольку это сильно снижает прозрачность принимаемых решений. Предлагается также отказаться от требований типа непрерывных экспортных поставок в течение, по крайней мере, 6 месяцев, которые являются весьма ограничительными для кыргызских экспортёров, особенно, представителей малого и среднего бизнеса.
Беспрепятственные зачёт и возмещение
НДС резко улучшат
Отмена обложения НДС импорта
основных средств. Введённое не так
давно обложение НДС импорта
основных средств создаёт дополнительные
расходы для предприятий, осуществляющих
инвестиции, поскольку отвлекает
весьма существенные оборотные средства.
Если учесть существующие трудности
с зачётом НДС, то объем выплат
оказывается ещё большим. Краткосрочный
выигрыш для бюджета при
Отмена НДС на импорт оборудования
и других основных средств позволит
значительно удешевить
Заключение
В заключение заметим, что налоговая
система является важнейшим инструментом
государства по стимулированию развития
экономики и социального
Налоговая система Кыргызской Республики создана только в 1992 г., и строго говоря, в настоящее время проходит только процесс ее апробирования и создания первоначальных предпосылок для новой налоговой системы. С введением Налогового Кодекса завершился первый этап формирования налоговой системы Кыргызской Республики. Налоговый Кодекс — это совокупность официально принятых, законодательно закрепленных юридических норм, устанавливающих виды налогов, порядок их взимания, а также отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязательств.
Рассматривая любую налоговую систему, следует сделать вывод, что она представляет собой сложный, эволюционный социальный феномен тесно связанный с состоянием экономики страны.
Налоговая политика страны меняется с учетом политических, экономических и социальных требований, предъявляемых к ней. Налоги из простого инструмента мобилизации доходов бюджетов государства превращаются в основной регулятор всего воспроизводственного процесса, влияя на все пропорции, темпы и условия функционирования экономического процесса.
При взимании налогов, обязательных отчислений возникает конфликт интересов между государством и налогоплательщиком, который хотя и является неотъемлемой его частью, вполне логично обращает больше внимания на состояние собственного бюджета, чем государственного. Однако полное отсутствие налогов неосуществимо. Проблема налогов одна из наиболее сложных и противоречивых в практике проводимых реформ. К числу наиболее значимых проблем налоговой системы можно отнести:
Необходимы следующие
Сделать НККР единственным актом, регулирующим налогообложение; укрепить стимулирующие функции налоговой системе. Освободить от уплаты налога на прибыль налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в рамках инвестиционных проектов по созданию новых производств; сокращение масштабов теневой экономики, контрабанды, коррупции в налоговых органах, содействовать экономической безопасности через профессиональное обучение предпринимателей, повышение их правовых знаний; использовать альтернативные источники для доходной части бюджета.