Налоговая система республики Беларусь: основные этапы её формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 00:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение налоговой системы Республики Беларусь, закономерностей её функционирования и развития, а также этапов её формирования.
При написании курсовой работы использовалась нормативная (законодательные акты и акты законодательства), литература белорусских авторов, ресурсы Интернет.

Содержание работы

Введение...............................................................................................................3
Глава 1. Общая характеристика Налоговой системы Республики Беларусь....5
Глава 2. Основные этапы формирования налоговой системы Республики Беларусь.................................................................................................................8
2.1. первый этап 1996-2001 г................................................................................9
2.2 второй этап 2001-2004 г................................................................................12
2.3. третий этап 2004-2009 г................................................................................14
2.4. четвертый этап 2010-2012 г...........................................................................21
Глава 3. Упрощение и усовершенствование налоговой системы Республики Беларусь на современном этапе.........................................................................24
Заключение...........................................................................................................26
Список использованных источников.................................................................28

Файлы: 1 файл

Курсовая по Фп 3 курс - копия.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Частное учреждение образования

«БИП - институт правоведения»

 

                                                               Кафедра финансового права

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине: «Финансовое право»

на тему: «Налоговая система республики Беларусь: основные  этапы её формирования»

 

 

 

Подготовил:

Студент  3 курса,3 группы                                              Зиневич А.В.

Юридического  факультета

Специальности: правоведение

д/о №А01-10/025

 

 

Научный руководитель:                                                         Станкевич О.Г.

 

 

 

МИНСК 2012

 

Содержание

Введение...............................................................................................................3

Глава 1. Общая характеристика Налоговой системы Республики Беларусь....5

Глава 2. Основные этапы формирования налоговой системы Республики Беларусь.................................................................................................................8

2.1. первый этап 1996-2001 г................................................................................9

2.2  второй этап 2001-2004 г................................................................................12

2.3. третий этап 2004-2009 г................................................................................14

2.4. четвертый этап 2010-2012 г...........................................................................21

Глава 3. Упрощение и усовершенствование налоговой системы Республики Беларусь на современном этапе.........................................................................24

Заключение...........................................................................................................26

Список использованных источников.................................................................28                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В течение нескольких тысячелетий истории человечества налогам уделяется пристальное  внимание всех слоев населения. Любое  изменение в налоговой системе  становится объектом политической борьбы, критики в средствах массовой информации. Такое внимание было и остается оправданным, поскольку налоги – это вычеты из доходов налогоплательщиков, основной источник доходов современного государства, эффективный инструмент регулирования рыночной экономики.

Сегодня комплекс вопросов, связанных с состоянием налоговой системы Республики Беларусь, ее возможностями полноценной реализации своих функций приобретает первостепенное значение как для большинства  предприятий и граждан налогоплательщиков, так и для самого государства. Необходимость изъятия в пользу государства части полученных с таким большим трудом средств всегда воспринималась очень болезненно, особенно на современном этапе. Налоговая система Республики Беларусь включает в себя достаточно большое число налогов и различных других платежей как на республиканском так и на и местном уровнях.

Применение  налогов является одним из экономических  методов управления и обеспечения  взаимосвязи общегосударственных  интересов с коммерческими интересами предпринимателей, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения субъектов предпринимательской деятельности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность налогоплательщиков, включая привлечение иностранных инвестиций путем предоставления налоговых льгот инвесторам.

Проблемам налоговой  системы государства сегодня  уделяется довольно пристальное внимание, так как, успешно решая их, государство через налоги сможет успешно решать экономические, социальные и многие другие общественные проблемы.

Целью данной курсовой работы является изучение налоговой системы Республики Беларусь, закономерностей её функционирования и развития, а также этапов её формирования.

При написании  курсовой работы использовалась нормативная (законодательные акты и акты законодательства), литература белорусских авторов, ресурсы Интернет. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общая характеристика налоговой системы Республики Беларусь 

Понятие «налоговая система» является дальнейшим развитием и конкретизацией понятия «налоги». Если налоги рассматриваются как финансовые отношения налогоплательщиков с бюджетом по поводу формирования централизованных фондов финансовых ресурсов и их концентрация в госбюджете и во внебюджетных фондах, то налоговая система развивает и конкретизирует этот процесс, определяя задачи, формы, методы и принципы.

Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин, сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с налоговым законодательством, а также совокупность норм и правил, форм и методов, определяющих правомочие и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.[2; с. 30]

Налоговая система есть единство экономических, правовых и организационных принципов, обусловливающих ее самостоятельность и функционирование.

Экономическая и юридическая наука выделяют следующие общие характеристики налоговой системы:

  • порядок установления и ввода в действие налогов;
  • виды налогов или система налогов, классификация налогов в соответствии с национальной бюджетной классификацией;
  • порядок распределения налогов между звеньями бюджетной системы;
  • налоговые органы;
  • права и обязанности налогоплательщиков;
  • права и обязанности налоговых органов;
  • ответственность участников налоговых отношений;
  • защита прав и интересов налогоплательщиков;
  • налоговое законодательство.

 

Для всех современных государств независимо от их устройства общим правилом является прерогатива органов представительской власти на установление и введение в действие налогов. Делается это по средством законом или иных законодательных актов

Налоговое законодательство Республики Беларусь представляет собой систему принятых на основании и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь нормативных правовых актов, которая включает:

  • Налоговый Кодекс и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения;
  • декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения;
  • постановления Правительства Республики Беларусь, регулирующие вопросы налогообложения и принимаемые на основании и во исполнение Налогового Кодекса, принятых в соответствии с ним законов, регулирующих вопросы налогообложения, и актов Президента Республики Беларусь;
  • нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения и издаваемые в случаях и пределах, предусмотренных Налоговым Кодексом, а также принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь и постановлениями Правительства Республики Беларусь.

Включение положений, регулирующих вопросы налогообложения, в другие акты законодательства запрещается, если иное не установлено Налоговым Кодексом или Президентом Республики Беларусь.

Положения нормативных правовых актов, принимаемых на основании и во исполнение Налогового Кодекса, не могут противоречить его положениям, а равно выходить за пределы содержания этих положений или предоставленных ими соответствующему органу полномочий.

Следует отметить, что в случае расхождения акта налогового законодательства с Конституцией Республики Беларусь действует Конституция.

В случае расхождения декрета или указа Президента Республики Беларусь с Налоговым Кодексом или другим законом, регулирующим вопросы налогообложения, Налоговый Кодекс или другой закон имеют верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.

Налоговая система  Беларуси формировалась на классических принципах налогообложения, с учетом разработанных налоговой практикой  других стран принципов налогообложения. В силу сложных условий переходного  периода не все они легли в основу нашей налоговой системы, другие дополнены и уточнены положениями, вытекающими из практической необходимости.

В основу налоговой  системы Республики Беларусь положены следующие принципы:

  • однократность обложения, то есть один и тот же объект одного вида налогов облагается только один раз за определенный законом период;
  • оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов;
  • одинаковый подход ко всем хозяйствующим субъектам обложения;
  • установленный порядок введения и отмены органами власти разного уровня налогов, их ставок, налоговых льгот;
  • четкая классификация налогов, взимаемых на территории страны, в основу которой положена компетенция соответствующей власти;
  • обоснование и точное распределение налоговых доходов между бюджетами разных уровней;
  • стабильность ставок налога в течение довольно длительного периода и простота исчисления платежа

Глава 2. Основные этапы формирования налоговой системы Республики Беларусь

 

Налоговая система  Республики Беларусь была сформирована в 1992 году. Основу ее составил Закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», а также специальные акты налогового законодательства, определяющие по каждому виду налога конкретные объекты налогообложения, порядок уплаты, ставки и льготы. Первоначально налоговая система включала 15 основных налогов и 8 видов отчислений в различные внебюджетные фонды. Принятый перечень налогов и некоторые методики исчисления имели формальные признаки налогообложения рыночного типа. Однако ее логику и внутреннее содержание определяли потребности сложившегося соотношения доходов и расходов государственного бюджета. В дальнейшем налоговая система постоянно корректировалась: изменялись состав налогов и сборов, порядок расчета.

Необходимо  отметить, что в 1992 году налоговая  система формировалась в условиях нарастающего экономического кризиса, который обострил проблему мобилизации доходов в государственный бюджет, и потому налоговая политика того периода приобрела исключительно фискальный характер, который выразился в чрезмерном изъятии доходов у налогоплательщиков и в недостаточно эффективных способах его осуществления. С 1992 года проводились многочисленные корректировки налогового законодательства, которые несколько уменьшали уровень налоговых изъятий, но принципиально не улучшали саму налоговую систему. Уровень налоговой нагрузки на экономику снизился по сравнению с 1992 годом, но все равно остается достаточно высоким.

Отчасти такой  уровень налоговой нагрузки на экономику  объясняется тем, что налоговые  поступления являются основным источником доходов бюджета Республики Беларусь. В 2000 году они составляли 76,5 % доходов консолидированного бюджета, в 2002 - 72,5 %. [1, стр. 111]. А если сюда добавить доходы целевых бюджетных фондов, то и вовсе получается более 90%. В тоже время в развитых странах основу доходов бюджета также составляют налоги, однако, уровень налоговой нагрузки на экономику в большинстве из них ниже.

В 2006 году этот показатель составил 94,8 %, что на 2,3 % превышает уровень 2005 года. Это является результатом поэтапного совершенствования налоговой системы в целом,  свидетельствует о повышении налоговой культуры плательщика и соответственно улучшении работы налоговых органов в этом направлении.

Одной из наиболее приоритетных задач, которая стоит  перед налоговыми органами – является совершенствование налогового законодательства. Работа в этом направлении налоговыми органами  ведется постоянно, путем систематизации налогового законодательства, сокращения перечня налогов и величины налоговых ставок.      

Наиболее наглядно очертить контуры реформирования налоговой системы нашей страны  и показать наиболее прогрессивные направления ее совершенствования представляется возможным сквозь призму истории, так как  именно в ее контексте можно четче увидеть все то, что уже сделано, и понять то, что еще необходимо сделать.

 

2.1 первый этап 1996-2001 г.

Одной из наиболее приоритетных задач, которая стоит  перед налоговыми органами – является совершенствование налогового законодательства. Работа в этом направлении налоговыми органами  ведется постоянно, путем систематизации налогового законодательства, сокращения

Первый этап реформирования созданной в 1992 – 1994 годах налоговой системы начался  с принятия Указа Президента Республики Беларусь от 14 ноября 1996 г. № 464, которым  были утверждены Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996 – 2000 годы, предусматривающие конкретные меры по преобразованию налоговой системы страны. Главными ориентирами служили классические принципы построения налоговых систем, но с учетом особенностей развития национальной экономики на текущем этапе. В частности, указанным документом были определены следующие основные задачи:

  • совершенствование структуры и сокращение количества применяемых налогов за счет отмены малоэффективных сборов и отчислений в различного рода целевые бюджетные и внебюджетные фонды;
  • введение общепринятых правовых норм и принципов налогообложения;
  • существенная модернизация методов расчета, механизмов и принципов взимания таких основных налогов, как налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль и доходы предприятий, подоходный налог с граждан;
  • пересмотр и сокращение налоговых льгот по всем применяемым налогам и сборам для расширения их налоговой базы с целью обеспечения возможности снижения ставок и дальнейшего количества налогов и сборов;
  • поиск и выбор оптимального соотношения республиканских и местных налогов и сборов, а также эффективного взаимодействия республиканского и местных бюджетов.

Информация о работе Налоговая система республики Беларусь: основные этапы её формирования