Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 00:09, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение налоговой системы Республики Беларусь, закономерностей её функционирования и развития, а также этапов её формирования.
При написании курсовой работы использовалась нормативная (законодательные акты и акты законодательства), литература белорусских авторов, ресурсы Интернет.
Введение...............................................................................................................3
Глава 1. Общая характеристика Налоговой системы Республики Беларусь....5
Глава 2. Основные этапы формирования налоговой системы Республики Беларусь.................................................................................................................8
2.1. первый этап 1996-2001 г................................................................................9
2.2 второй этап 2001-2004 г................................................................................12
2.3. третий этап 2004-2009 г................................................................................14
2.4. четвертый этап 2010-2012 г...........................................................................21
Глава 3. Упрощение и усовершенствование налоговой системы Республики Беларусь на современном этапе.........................................................................24
Заключение...........................................................................................................26
Список использованных источников.................................................................28
Выработанные и одобренные членами Консультативного совета предложения направляются в Министерство финансов для включения в законопроекты.
Упрощение налоговой системы будет осуществляться, в первую очередь, за счет сокращения числа налогов сборов, унификации объектов налогообложения и упрощения порядка исчисления налогов и сборов.
Так, в основу проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь по вопросам налогообложения» положены решения по упрощению налоговой системы и совершенствованию налогового законодательства Республики Беларусь, принятые рабочей группой, созданной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2006 года № 741.
Изменения и дополнения, предлагаемые законопроектом, направлены на упрощение как налоговой системы Республики Беларусь в целом, так и порядка исчисления и уплаты конкретных налогов, а также на решение проблемных вопросов налогообложения с учетом результатов практического применения норм налогового законодательства.
В 2007 году в рамках деятельности рабочей группы для подготовки предложений по упрощению налоговой системы Республики Беларусь, созданной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. № 741, была обеспечена разработка предложений по дальнейшему упрощению порядка исчисления и уплаты налоговых платежей, снижению налоговой нагрузки и совершенствованию налогового законодательства Республики Беларусь.
Выработанные рабочей группой предложения были реализованы в законах Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год» и «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам налогообложения» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам уплаты государственной пошлины».
Так, снижение налоговой нагрузки
с 1 января 2008 года обеспечено путем отмены
налога с пользователей автомобильных
дорог, 3 местных сборов (за осуществление
торговли на территории соответствующих
административно-
В период 2006—2009 г. отменено 17 налоговых платежей, 34 самостоятельных сбора и платы включено в состав государственной пошлины.
С 1 января 2009 года в налоговом законодательстве был реализован ряд мероприятий по дальнейшему снижению налоговой нагрузки на экономику и упрощению налогообложения. В их числе:
- уменьшение ставки сбора в
республиканский фонд
- установление единых ставок местного налога с продаж и местного налога на услуги в размере 5 процентов;
- уменьшение с 5 до 3 процентов
ставки налога на приобретение
автомобильных транспортных
- исключение из объекта
С 1 января 2009 года в отношении доходов физических лиц установлена единая ставка подоходного налога в размере 12 процентов вместо существовавшей ранее прогрессивной шкалы ставок от 9 до 30 процентов. Для индивидуальных предпринимателей установлена единая ставка подоходного налога в размере 15 процентов. Одновременно был увеличен размер стандартного налогового вычета до 250 тыс. руб. в месяц в отношении доходов, не превышающих 1,5 млн. руб. в месяц.
Установление единой ставки подоходного налога с увеличением размера налогового вычета обеспечило существенное упрощение налогообложения и снижение налоговой нагрузки на граждан.
В общую систему налогообложения налогом на прибыль включены доходы юридических лиц от реализации (погашения) ценных бумаг.В состав налоговой системы республики входит 30 платежей, имеющих налоговый характер. Однако в рамках обычной деятельности типичное предприятие на регулярной основе исчисляет и уплачивает только налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на недвижимость, экологический и земельный налоги.
С 1 января 2009 года вступил в силу Бюджетный кодекс Республики Беларусь . Его разработка была продиктована необходимостью обеспечить полное системное регулирование правовых норм, на основе которых осуществляется бюджетный процесс.
Сферой правового
В Кодекс включены нормы, регулирующие основные положения составления, рассмотрения, утверждения и исполнения местных бюджетов, что дает возможность для совершенствования системы межбюджетных отношений, повышения ответственности и заинтересованности местных органов власти в эффективности использования бюджетных средств.
2.4 четвертый этап 2010-2012 г.
За последние годы произошло
немало преобразований как в части
структуры налоговой системы, так
и с позиций методологии
Указ Президента
Республики Беларусь от 9 августа 2011 г
№ 349
”О некоторых вопросах применения упрощенной
системы налогообложения“ предусматривающий,
что организации и индивидуальные предприниматели
вправе применять УСН, если размер валовой
выручки не превышает 12 млрд. рублей нарастающим
итогом в течение календарного года (данный
показатель увеличен в 2,9 раза по сравнению
с ранее установленным – 4,1 млрд. руб.).
В той же пропорции, т.е. с 1,177 млрд. рублей
до 3,4 млрд. рублей, увеличен размер валовой
выручки, при которой возможно применение
УСН без уплаты НДС, а также с использованием
в качестве налоговой базы валового дохода;
В республике действует 6 свободных экономических зон, в которых на 1 января 2012 года зарегистрировано 524 резидента. Они имеют преференции по налогу на прибыль (льгота на 5 лет, впоследствии налог взимается в размере 50 % от общеустановленной ставки), налогу на недвижимость, ставка НДС уменьшена на 50 %. Создан Парк высоких технологий, резиденты которого не уплачивают налог на прибыль, НДС, налог на недвижимость по зданиям и сооружениям, расположенным на территории парка. В начале 2012 года действовало 106 резидентов ПВТ — 104 организации и 2 индивидуальных предпринимателя.
В ходе проводимой налоговой реформы, по последней оценке Всемирного банка, рейтинг республики по разделу «Налогообложение» в 2011 году поднялся на 27 позиций. В отчете «Ведение бизнеса-2012» (составленном по законодательству 2010 года) Беларусь находится на 156-й позиции. В сравнении с аналогичным отчетом предыдущего года прослеживается улучшение по всем показателям: налоговая нагрузка снижена с 80,4 % до 62,8 %, количество выплат уменьшено с 82 до 18, затрачиваемое на исчисление налогов время сокращено с 798 до 654 часов.
Нормы законодательства, принятые республикой в 2010—2012 годах, найдут отражение в следующих отчетах Всемирного банка. По предварительной оценке, в отчете «Ведение бизнеса-2013» показатель «Налогообложение» может подняться до 125-й позиции, а через год — до 119-й. Эти прогнозы базируются исключительно на положениях законодательства, курируемых налоговыми органами. На повышение позиции республики может также повлиять реформа уплаты платежей в ФСЗН. Кроме того, мы рассчитываем, что хозяйствующие субъекты будут предоставлять более достоверные сведения о затратах времени на налоговое администрирование: как показывает наш анализ, данные отчета «Ведение бизнеса-2012» в этой части не соответствуют действительности. Между тем в положительной оценке налоговой системы Беларуси мировыми рейтинговыми агентствами в равной степени заинтересованы и государство, и бизнес.
В 2012 году основные преобразования происходят в сфере администрирования. Дело в том, что перечень и ставки налогов, а также состав льгот практически достигли оптимального уровня. Сейчас время подумать о том, чтобы минимизировать временные издержки для налогоплательщиков.
Глава 3. Упрощение и усовершенствование налоговой системы республики Беларусь на современном этапе
В связи с принятием поправок
в Налоговый кодекс Республики Беларусь
с 2013 года предусмотрены значительные
изменения условий применения упрощенной
системы налогообложения (УСН). В
том числе проиндексирован пред
Вступающий в силу в 2013 году новый Налоговый кодекс Беларуси предусматривает упрощенную систему налогообложения, ставки налога снижены!
Законом Республики Беларусь от 26 октября 2012 г. № 431-З «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» ставки налога при упрощенной системе налогообложения с 2013 года снижены и установлены в следующих размерах:
5% – для организаций и
3% – для организаций и
Для плательщиков, осуществляющих розничную
торговлю и не уплачивающих НДС с
численностью работников не более 15 человек,
и индивидуальных предпринимателей,
валовая выручка которых
Организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги общественного питания, в 2013 году будут применять ставку налога по упрощенной системе в размере 5% без НДС либо 3% с НДС.
Кроме того, субъекты хозяйствования будут иметь право применять упрощенную систему налогообложения без уплаты НДС с численностью работников не более 50 человек (в 2012 году – 15 человек) и размером валовой выручки нарастающим итогом с начала года не более 8,2 млрд. руб. (в 2012 году – 3,4 млрд. руб.).
Для обеспечения сбалансированности бюджета планируется сохранить ставки основных налогов на 2013 год на действующем уровне. В связи с этим кардинальных изменений налоговой системы не произойдет. Основные мероприятия в этой сфере будут направлены на продолжение гармонизации налогового законодательства с партнерами по Таможенному союзу и придание ему дополнительных конкурентных преимуществ, отмену неэффективных и утративших экономическую актуальность налоговых льгот, включение непосредственно в Налоговый кодекс принятых в течение года изменений в области налогообложения на уровне решений главы государства и других законодательных актов. Также предусмотрены мероприятия, направленные на создание условий для вовлечения в хозяйственный оборот неэффективно используемого имущества, комплекс мер по инвестиционному стимулированию за счет совершенствования механизма взимания налога на добавленную стоимость, формирования инновационных фондов и упрощения процедур налогового администрирования.
Одновременно для безусловного выполнения первоочередных расходных обязательств в 2013 году потребуется мобилизация внутренних резервов налоговой системы. Но это не приведет к существенному усилению налогового давления на большинство предприятий реального сектора.
Заключение
В настоящее время налоговая система Республики Беларусь включает значительное число налогов и сборов. Каждый из них имеет свои особенности. Однако такая система является сложной и нерациональной. Она требует упрощения. Поэтому каждый год в налоговом законодательстве происходят изменения. Однако они не всегда являются последовательными и разумными. Существуют проблемы и в области налогового контроля.
Но тем не менее в общем практически все эти проблемы решаемы, и сейчас мы медленно, но верно движемся к заданной цели. В текущем году несколько снижена налоговая нагрузка, упрощена налоговая система. И в будущем основными направлениями налогового реформирования в Республике Беларусь должны продолжать оставаться: снижение налоговой нагрузки; равномерное распределение налогового бремени; упрощение налоговой системы. Повышение справедливости и нейтральности налоговой системы требует, прежде всего, ликвидации многочисленных налоговых льгот, урегулирования значительного объема задолженности предприятий по налоговым платежам и совершенствования процедур уплаты налогов, сборов.
При определении основных направлений налоговой политики следует исходить из особой важности стимулирования роста производства и его качественных параметров.
В стратегическом плане в основу налоговой политики должна быть заложена концепция приоритетных направлений развития тех отраслей, которые обеспечат эффективный экономический рост.
Реформирование налоговой
Применяемая в республике налоговая
система имеет общепризнанный набор
налоговых платежей, используемых в
европейских странах и в
Формирование равной налоговой нагрузки в пределах объединенной экономики является базовым условием формирования единого налогового пространства, обеспечивающим свободу движения товаров, труда и капитала и создающим равные условия развития национальных экономик.
Информация о работе Налоговая система республики Беларусь: основные этапы её формирования