Налоговая система республики Беларусь: основные этапы её формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 00:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение налоговой системы Республики Беларусь, закономерностей её функционирования и развития, а также этапов её формирования.
При написании курсовой работы использовалась нормативная (законодательные акты и акты законодательства), литература белорусских авторов, ресурсы Интернет.

Содержание работы

Введение...............................................................................................................3
Глава 1. Общая характеристика Налоговой системы Республики Беларусь....5
Глава 2. Основные этапы формирования налоговой системы Республики Беларусь.................................................................................................................8
2.1. первый этап 1996-2001 г................................................................................9
2.2 второй этап 2001-2004 г................................................................................12
2.3. третий этап 2004-2009 г................................................................................14
2.4. четвертый этап 2010-2012 г...........................................................................21
Глава 3. Упрощение и усовершенствование налоговой системы Республики Беларусь на современном этапе.........................................................................24
Заключение...........................................................................................................26
Список использованных источников.................................................................28

Файлы: 1 файл

Курсовая по Фп 3 курс - копия.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

Выработанные  и одобренные членами Консультативного совета предложения направляются в  Министерство финансов для включения  в законопроекты.

Упрощение налоговой  системы будет осуществляться, в  первую очередь, за счет сокращения числа  налогов сборов, унификации объектов налогообложения и упрощения  порядка исчисления налогов и  сборов.

Так,  в основу проекта Закона «О внесении изменений  и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь по вопросам налогообложения» положены решения по упрощению налоговой системы и совершенствованию налогового законодательства Республики Беларусь, принятые рабочей группой, созданной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2006 года № 741.

Изменения и  дополнения, предлагаемые законопроектом, направлены на упрощение как налоговой  системы Республики Беларусь в целом, так и порядка исчисления и  уплаты конкретных налогов, а также на решение проблемных вопросов налогообложения с учетом результатов практического применения норм налогового законодательства.

В 2007 году в рамках деятельности рабочей  группы для подготовки предложений  по упрощению налоговой системы  Республики Беларусь, созданной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. № 741, была обеспечена разработка предложений по дальнейшему упрощению порядка исчисления и уплаты налоговых платежей, снижению налоговой нагрузки и совершенствованию налогового законодательства Республики Беларусь.

Выработанные рабочей группой  предложения были реализованы в  законах Республики Беларусь «О бюджете  Республики Беларусь на 2008 год» и «О внесении дополнений и изменений  в некоторые законы Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам налогообложения» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам уплаты государственной пошлины».

Так, снижение налоговой нагрузки с 1 января 2008 года обеспечено путем отмены налога с пользователей автомобильных дорог, 3 местных сборов (за осуществление торговли на территории соответствующих административно-территориальных единиц; за осуществление строительства объектов на территории соответствующих административно-территориальных единиц; за размещение наружной рекламы на иностранных языках, а также зарегистрированных товарных знаков (знаков обслуживания) на иностранных языках) и отчислений в государственный целевой бюджетный фонд развития строительной науки.

В период 2006—2009 г. отменено 17 налоговых  платежей, 34 самостоятельных сбора  и платы включено в состав государственной  пошлины.

С 1 января 2009 года в налоговом законодательстве был реализован ряд мероприятий  по дальнейшему снижению налоговой нагрузки на экономику и упрощению налогообложения. В их числе:

- уменьшение ставки сбора в  республиканский фонд поддержки  производителей сельскохозяйственной  продукции, продовольствия и аграрной  науки с 2 до 1 процента выручки;

- установление единых ставок  местного налога с продаж и  местного налога на услуги  в размере 5 процентов;

- уменьшение с 5 до 3 процентов  ставки налога на приобретение  автомобильных транспортных средств; 

- исключение из объекта обложения  налогом на недвижимость активной части основных производственных фондов. Налогообложению в настоящее время подлежат только здания и сооружения, в том числе не завершенные строительством.

С 1 января 2009 года в отношении доходов  физических лиц установлена единая ставка подоходного налога в размере 12 процентов вместо существовавшей ранее прогрессивной шкалы ставок от 9 до 30 процентов. Для индивидуальных предпринимателей установлена единая ставка подоходного налога в размере 15 процентов. Одновременно был увеличен размер стандартного налогового вычета до 250 тыс. руб. в месяц в отношении доходов, не превышающих 1,5 млн. руб. в месяц.

Установление единой ставки подоходного  налога с увеличением размера  налогового вычета обеспечило существенное упрощение налогообложения и  снижение налоговой нагрузки на граждан.

В общую систему налогообложения  налогом на прибыль включены доходы юридических лиц от реализации (погашения) ценных бумаг.В состав налоговой  системы республики входит 30 платежей, имеющих налоговый характер. Однако в рамках обычной деятельности типичное предприятие на регулярной основе исчисляет и уплачивает только налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на недвижимость, экологический и земельный налоги.

С 1 января 2009 года вступил в силу Бюджетный кодекс Республики Беларусь . Его разработка была продиктована необходимостью обеспечить полное системное регулирование правовых норм, на основе которых осуществляется бюджетный процесс.

Сферой правового регулирования  Бюджетного кодекса определены отношения, возникающие в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В Кодекс включены нормы, регулирующие основные положения составления, рассмотрения, утверждения и исполнения местных бюджетов, что дает возможность для совершенствования системы межбюджетных отношений, повышения ответственности и заинтересованности местных органов власти в эффективности использования бюджетных средств.

 

2.4 четвертый этап 2010-2012 г.

За последние годы произошло  немало преобразований как в части  структуры налоговой системы, так  и с позиций методологии исчисления отдельных платежей. Сегодня существует 6 основных налогов: на прибыль, НДС, на недвижимость, земельный, экологический, отчисления в социальный фонд. С 2007-го по 2011 год налоговая нагрузка на экономику без учета взносов в ФСЗН снизилась на 8 пунктов — за счет отмены 26 платежей и снижения ставок по 9 налогам. Упрощены механизмы основных налогов, изменены периоды их уплаты. Расширяется спектр электронных услуг, и плательщикам реже приходится посещать налоговые инспекции.

Указ Президента Республики Беларусь от 9 августа 2011 г  № 349  
”О некоторых вопросах применения упрощенной системы налогообложения“  предусматривающий, что организации и индивидуальные предприниматели вправе применять УСН, если размер валовой выручки не превышает 12 млрд. рублей нарастающим итогом в течение календарного года (данный показатель увеличен в 2,9 раза по сравнению с ранее установленным – 4,1 млрд. руб.). В той же пропорции, т.е. с 1,177 млрд. рублей до 3,4 млрд. рублей, увеличен размер валовой выручки, при которой возможно применение УСН без уплаты НДС, а также с использованием в качестве налоговой базы валового дохода;

В республике действует 6 свободных экономических зон, в которых на 1 января 2012 года зарегистрировано 524 резидента. Они имеют преференции по налогу на прибыль (льгота на 5 лет, впоследствии налог взимается в размере 50 % от общеустановленной ставки), налогу на недвижимость, ставка НДС уменьшена на 50 %. Создан Парк высоких технологий, резиденты которого не уплачивают налог на прибыль, НДС, налог на недвижимость по зданиям и сооружениям, расположенным на территории парка. В начале 2012 года действовало 106 резидентов ПВТ — 104 организации и 2 индивидуальных предпринимателя.

В ходе проводимой налоговой реформы, по последней оценке Всемирного банка, рейтинг республики по разделу «Налогообложение»  в 2011 году поднялся на 27 позиций. В отчете «Ведение бизнеса-2012» (составленном по законодательству 2010 года) Беларусь находится на 156-й позиции. В сравнении с аналогичным отчетом предыдущего года прослеживается улучшение по всем показателям: налоговая нагрузка снижена с 80,4 % до 62,8 %, количество выплат уменьшено с 82 до 18, затрачиваемое на исчисление налогов время сокращено с 798 до 654 часов.

Нормы законодательства, принятые республикой  в 2010—2012 годах, найдут отражение в  следующих отчетах Всемирного банка. По предварительной оценке, в отчете «Ведение бизнеса-2013» показатель «Налогообложение» может подняться до 125-й позиции, а через год — до 119-й. Эти прогнозы базируются исключительно на положениях законодательства, курируемых налоговыми органами. На повышение позиции республики может также повлиять реформа уплаты платежей в ФСЗН. Кроме того, мы рассчитываем, что хозяйствующие субъекты будут предоставлять более достоверные сведения о затратах времени на налоговое администрирование: как показывает наш анализ, данные отчета «Ведение бизнеса-2012» в этой части не соответствуют действительности. Между тем в положительной оценке налоговой системы Беларуси мировыми рейтинговыми агентствами в равной степени заинтересованы и государство, и бизнес.

В 2012 году основные преобразования происходят в сфере администрирования. Дело в том, что перечень и ставки налогов, а также состав льгот практически достигли оптимального уровня. Сейчас время подумать о том, чтобы минимизировать временные издержки для налогоплательщиков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Упрощение  и усовершенствование налоговой  системы республики Беларусь на современном этапе

В связи с принятием поправок в Налоговый кодекс Республики Беларусь с 2013 года предусмотрены значительные изменения условий применения упрощенной системы налогообложения (УСН). В  том числе проиндексирован предел выручки, при котором плательщики налога при УСН вправе не уплачивать НДС, снижены размеры ставок налога при УСН, установлена в отдельных случаях обязанность уплаты налога на недвижимость и земельного налога.

Вступающий в силу в 2013 году новый  Налоговый кодекс Беларуси предусматривает упрощенную систему налогообложения, ставки налога снижены!

Законом Республики Беларусь от 26 октября 2012 г. № 431-З «О внесении изменений  и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» ставки налога при упрощенной системе налогообложения с 2013 года снижены и установлены в следующих размерах:

5% – для организаций и индивидуальных  предпринимателей, не уплачивающих  НДС (вместо 7% действовавших в  2012 году);

3% – для организаций и индивидуальных  предпринимателей, уплачивающих НДС (вместо 5%).

Для плательщиков, осуществляющих розничную  торговлю и не уплачивающих НДС с  численностью работников не более 15 человек, и индивидуальных предпринимателей, валовая выручка которых нарастающим  итогом с начала года составляет не более 4,1 млрд. рублей, ставка налога при упрощенной системе установлена в размере 3% в отношении выручки от реализации в розничной торговле приобретенных товаров. В 2012 году налог уплачивался по ставке 15% от валового дохода.

Организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги общественного питания, в 2013 году будут применять ставку налога по упрощенной системе в размере 5% без НДС либо 3% с НДС.

Кроме того, субъекты хозяйствования будут иметь право применять  упрощенную систему налогообложения без уплаты НДС с численностью работников не более 50 человек (в 2012 году – 15 человек) и размером валовой выручки нарастающим итогом с начала года не более 8,2 млрд. руб. (в 2012 году – 3,4 млрд. руб.).

Для обеспечения сбалансированности бюджета планируется сохранить ставки основных налогов на 2013 год на действующем уровне. В связи с этим кардинальных изменений налоговой системы не произойдет. Основные мероприятия в этой сфере будут направлены на продолжение гармонизации налогового законодательства с партнерами по Таможенному союзу и придание ему дополнительных конкурентных преимуществ, отмену неэффективных и утративших экономическую актуальность налоговых льгот, включение непосредственно в Налоговый кодекс принятых в течение года изменений в области налогообложения на уровне решений главы государства и других законодательных актов. Также предусмотрены мероприятия, направленные на создание условий для вовлечения в хозяйственный оборот неэффективно используемого имущества, комплекс мер по инвестиционному стимулированию за счет совершенствования механизма взимания налога на добавленную стоимость, формирования инновационных фондов и упрощения процедур налогового администрирования.

Одновременно для безусловного выполнения первоочередных расходных  обязательств в 2013 году потребуется мобилизация внутренних резервов налоговой системы. Но это не приведет к существенному усилению налогового давления на большинство предприятий реального сектора.

 

 

 

 

Заключение

 

В настоящее время налоговая  система Республики Беларусь включает значительное число налогов и сборов. Каждый из них имеет свои особенности. Однако такая система является сложной и нерациональной. Она требует упрощения. Поэтому каждый год в налоговом законодательстве происходят изменения. Однако они не всегда являются последовательными и разумными. Существуют проблемы и в области налогового контроля.

Но тем не менее в общем  практически все эти проблемы решаемы, и сейчас мы медленно, но верно  движемся к заданной цели. В текущем  году несколько снижена налоговая  нагрузка, упрощена налоговая система. И в будущем основными направлениями налогового реформирования в Республике Беларусь должны продолжать оставаться: снижение налоговой нагрузки; равномерное распределение налогового бремени; упрощение налоговой системы. Повышение справедливости и нейтральности налоговой системы требует, прежде всего, ликвидации многочисленных налоговых льгот, урегулирования значительного объема задолженности предприятий по налоговым платежам и совершенствования процедур уплаты налогов, сборов.

При определении основных направлений  налоговой политики следует исходить из особой важности стимулирования роста  производства и его качественных параметров.

В стратегическом плане в основу налоговой политики должна быть заложена концепция приоритетных направлений развития тех отраслей, которые обеспечат эффективный экономический рост.

Реформирование налоговой системы  должно также включать установление жесткого оперативного контроля за соблюдением  действующих законов и усиление мер, направленных на пресечение противозаконной деятельности и теневых экономических операций, не подпадающих под налогообложение.

Применяемая в республике налоговая  система имеет общепризнанный набор  налоговых платежей, используемых в  европейских странах и в странах  СНГ, однако активное участие Беларуси в региональных экономических группировках и, в частности, в Евразийском экономическом сообществе вызывает необходимость реформирования национальной налоговой системы.

Формирование равной налоговой  нагрузки в пределах объединенной экономики является базовым условием формирования единого налогового пространства, обеспечивающим свободу движения товаров, труда и капитала и создающим равные условия развития национальных экономик.

Информация о работе Налоговая система республики Беларусь: основные этапы её формирования