Налоговая система РФ, характеристика основных налогов и сборов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 12:50, контрольная работа

Описание работы

За период с начала формирования основ современной налоговой системы Российской Федерации в 1991 г. по сегодняшний день налоговая система претерпела значительные изменения.
С 1 января 1999 г. вступила в действие часть первая Налогового кодекса РФ, в которой заложены общие принципы, определены правила и процедуры, которыми должны руководствоваться участники налоговых правоотношений. К настоящему времени вступили в силу большинство разделов части второй Налогового кодекса РФ.

Содержание работы

1. Налоговая система РФ. Характеристика основных налогов и сборов РФ
2. Объект налогообложения, определение налогооблагаемой базы и установленные законом

Файлы: 1 файл

Налоги.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

1. Налоговая система  РФ. Характеристика основных налогов  и сборов РФ

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

     За период с начала  формирования основ современной  налоговой системы Российской  Федерации в 1991 г. по сегодняшний  день налоговая система претерпела  значительные изменения.

     С 1 января 1999 г. вступила  в действие часть первая Налогового  кодекса РФ, в которой заложены  общие принципы, определены правила  и процедуры, которыми должны  руководствоваться участники налоговых  правоотношений. К настоящему времени  вступили в силу большинство разделов части второй Налогового кодекса РФ.

     В частности, главы  о налоге на добавленную стоимость,  акцизах, налоге на доходы физических  лиц и едином социальном налоге  вступили в действие 1 января 2001 г. 

     Главы о налоге  на прибыль и налоге на добычу полезных ископаемых вступили в действие 1 января 2002 г.

     C 1 января 2003 г. вступил  в силу раздел Налогового кодекса  РФ, регулирующий налогообложение  в рамках специальных налоговых  режимов, в частности, главы  об упрощенной системе налогообложения, налогообложении в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, о едином сельскохозяйственном налоге, о налогообложении при выполнении соглашения о разделе продукции, а также глава, регулирующая процедуру налогообложения региональными налогами.

     С 1 января 2004 г. Налоговый  кодекс РФ был дополнен главой  о налогообложении пользования  объектами животного мира и  объектами водных биологических  ресурсов, а также в новой редакции  была принята глава о едином сельскохозяйственном налоге.

     С 1 января 2005 г. вступили  в силу главы, посвященные взиманию  государственной пошлины, земельного  и водного налогов. 

     С 1 января 2006 года  прекращено взимание налога на  доходы полученные в порядке  наследования или дарения.

     Так же с 1 января 2001 г. по 1 января 2010 г. взимался  единый социальный налог замененный  взносами на конкретные виды  страхования. 

     Положительным результатом  развития налоговой системы также  является признание международных  налоговых обязательств российскими налоговыми органами и расширение числа соглашений об избежании двойного налогообложения. В настоящий момент с учетом соглашений, заключенных бывшим СССР и признаваемых Российской Федерацией, действуют 68 таких соглашений, а более 15 находятся на различных стадиях переговоров или ратификации.

     В 2003-2005 гг. Государственная  Дума Российской Федерации приняла  целый ряд законов, направленных  на дальнейшее совершенствование  налоговой системы РФ и общее  снижение налогового бремени,  включая либерализацию налогового режима для малого бизнеса, снижение ставок налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, единого социального налога, совершенствование упрощенной системы налогообложения.

     Кроме того, в 2004 г.  закончилось противостояние Министерства РФ по налогам и сборам и Министерства финансов РФ в части регулирования налоговых правоотношений и ведения налогового учета. Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 Министерство РФ по налогам и сборам было преобразовано в Федеральную налоговую службу (ФНС) (в введении Министерства финансов РФ) с передачей функции по принятию нормативных правовых актов и ведению разъяснительной работы по законодательству Российской Федерации о налогах и сборах Министерству финансов РФ.

 

СТРУКТУРА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     Структура российской  налоговой системы предполагает  поступление налогов и сборов  в бюджеты трех уровней: федеральный,  региональные и местные. Законодательные  акты, регулирующие введение, изменение  или отмену налогов, порядок их расчета, а также налоговые льготы, принимаются на федеральном уровне. В отношении региональных и местных налогов региональные и местные органы власти обладают полномочиями по установлению налоговых ставок в пределах, утвержденных федеральным законодательством, порядка и сроков уплаты налогов, форм отчетности, а также налоговых льгот для определенных категорий налогоплательщиков. Ниже приводится перечень налогов и сборов, уплачиваемых юридическими и физическими лицами на территории Российской Федерации.

 

Федеральные налоги:

- налог на добавленную стоимость; 

- акцизы;

- налог на доходы физических  лиц; 

- налог на прибыль организаций; 

- налог на добычу полезных  ископаемых;

- водный налог; 

- сборы за пользование объектами  животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

- государственная пошлина. 

 

Региональные налоги:

 • налог на имущество организаций; 

 • налог на игорный бизнес;

 • транспортный налог. 

 

Местные налоги:

 • земельный налог; 

 • налог на имущество физических лиц.

 

 В отличие от налогов сборы  могут быть только федеральные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Объект  налогообложения,   определение  налогооблагаемой  базы  и  установленные законом  льготы и ставки по налогу  на имущество организаций 

Налогооблагаемая база. Основные положения

     Налогом на прибыль  организаций облагается прибыль  юридических лиц. 

 При определении налогооблагаемой  прибыли доход, полученный от  реализации товаров, работ, услуг,  имущественных прав, а также от  внереализационных операций, подлежит уменьшению на величину расходов, связанных с его получением. Российские юридические лица облагаются налогом на всю сумму получаемой прибыли, независимо от страны ее происхождения, а иностранные юридические лица – на сумму прибыли, в виде полученные в Российской Федерации через свои постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов. В число доходов не входят имущество и имущественные права полученные в качестве: залога, предоплаты, взносов в уставной капитал, безвозмездной помощи, средств полученных по договорам займа или полученых агентом по агентским договорам.

     Все российские юридические  лица обязаны вести бухгалтерский  учет в соответствии с российским  законодательством в области бухгалтерского учета. Начиная с 1 января 2002 г., наряду с бухгалтерским учетом, российские юридические лица обязаны вести налоговый учет, на основе данных которого определяется налогооблагаемая база по налогу на прибыль.     Начиная с 1 января 2002 г. для целей определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль доходы и расходы учитываются по методу начислений, то есть признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления или перечисления денежных средств. Исключение составляет небольшая группа налогоплательщиков, которые могут признавать выручку для целей налогообложения кассовым методом, то есть по моменту оплаты. Налоговый период равен календарному году.     Филиалы и другие обособленные подразделения не являются самостоятельными налогоплательщиками и могут только исполнять обязанности организаций по уплате налога в бюджет по месту своего нахождения.

 

Ставка налога на прибыль организаций 

     Ставка налога на  прибыль организаций с 1 января 2009 года составляет 20%. По доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями и физическими лицами - налоговыми резидентами РФ от российских и иностранных организаций ставка составляет 9% за некоторыми исключениями, где ставка составляет 0%.

     Ставки на доходы  иностранных организаций, не связанные  с деятельностью в Российской  Федерации через постоянное представительство  составляют:

20% - со всех доходов, кроме  указанных исключений;

10% - от использования, содержания  или сдачи в аренду (фрахта) подвижных транспортных средств или контейнеров в связи с осуществлением международных перевозок;

15% - по доходам, полученным в  виде дивидендов от российских  организаций; 

15% - по доходу в виде процентов  по государственным и муниципальным ценным бумагам (за исключением ценных бумаг, эмитированных до 20 января 1997 г.), в том числе ценным бумагам стран-участников Союзного государства, а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием после 1 января 2007 г.;

9% - по доходам в виде процентов  по муниципальным ценным бумагам,  эмитированным на срок не менее  трех лет до 1 января 2007 г.;

0% - по доходу в виде процентов  по государственным и муниципальным  облигациям, эмитированным до 20 января 1997 г. включительно, и облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 г., эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III, эмитированных в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга бывшего СССР и внутреннего и внешнего валютного долга Российской Федерации. Ставка налога на доходы, полученные в виде дивидендов иностранными акционерами, может быть снижена, либо отменена в соответствии с положениями соглашений об избежание двойного налогообложения.

 В соответствии с действующим  законодательством налог на прибыль  уплачивается в бюджеты двух  уровней по следующим ставкам  действующим с 1 января 2009г. :

 · федеральный бюджет – 2,0%;

 · региональный бюджет - до 18,0% (может быть снижена до 13,5%).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Перечислите права  налоговых органов

1. Налоговые органы вправе:

 

1) требовать в соответствии с  законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронном виде, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;

 

2) проводить налоговые проверки  в порядке, установленном настоящим  Кодексом;

 

3) производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

 

4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

 

5) приостанавливать операции по  счетам налогоплательщика, плательщика  сбора или налогового агента  в банках и налагать арест  на имущество налогоплательщика,  плательщика сбора или налогового агента в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

 

6) в порядке, предусмотренном  статьей 92 настоящего Кодекса,  осматривать любые используемые  налогоплательщиком для извлечения  дохода либо связанные с содержанием  объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов Российской Федерации;

 

7) определять суммы налогов,  подлежащие уплате налогоплательщиками  в бюджетную систему Российской  Федерации, расчетным путем на  основании имеющейся у них  информации о налогоплательщике,  а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;

 

8) требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых  агентов, их представителей устранения  выявленных нарушений законодательства  о налогах и сборах и контролировать  выполнение указанных требований;

 

9) взыскивать недоимки, а также  пени, проценты и штрафы в случаях  и порядке, которые установлены  настоящим Кодексом;

 

10) требовать от банков документы,  подтверждающие факт списания  со счетов налогоплательщика,  плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему Российской Федерации;

 

11) привлекать  для проведения налогового контроля  специалистов, экспертов и переводчиков;

 

12) вызывать в качестве свидетелей  лиц, которым могут быть известны  какие-либо обстоятельства, имеющие  значение для проведения налогового  контроля;

 

13) заявлять ходатайства об аннулировании  или о приостановлении действия  выданных юридическим и физическим  лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

 

14) предъявлять в суды общей  юрисдикции или арбитражные суды  иски (заявления):

 

о взыскании недоимки, пеней и  штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных настоящим  Кодексом;

 

о возмещении ущерба, причиненного государству  и (или) муниципальному образованию  вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств  со счета налогоплательщика после  получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

 

о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите;

 

в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

 

2. Налоговые органы осуществляют  также другие права, предусмотренные  настоящим Кодексом.

 

3. Вышестоящие налоговые органы  вправе отменять и изменять  решения нижестоящих налоговых  органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.

 

4. Формы и форматы предусмотренных  настоящим Кодексом документов, которые используются налоговыми  органами при реализации своих  полномочий в отношениях, регулируемых  законодательством о налогах  и сборах, а также порядок заполнения форм указанных документов и порядок представления таких документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если иной порядок их утверждения не предусмотрен настоящим Кодексом.

Информация о работе Налоговая система РФ, характеристика основных налогов и сборов РФ