Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 11:15, реферат
Основу налоговой системы России составляет Налоговый кодекс. Кроме того, в налоговую систему РФ входят принятые в соответствии с данным кодексом федеральные законы о налогах и сборах в соответствии с п. 1 ст. 1 НК РФ [5].
Налоговый кодекс содержит описание системы налогов и сборов в Российской Федерации, в нем, в частности, зафиксированы основы налогообложения в России (п. 2 ст. 1 НК РФ):
В настоящее время не существует общепринятого определения, полноценно описывающего налоговую систему России. Понятие «налоговая система» является более широким по сравнению с понятиями «система налогов и сборов» и «система налогообложения» и включает в себя, помимо собственно налогов и сборов, весь комплекс отношений, непосредственно связанных с налогообложением.
Основу налоговой системы России составляет Налоговый кодекс. Кроме того, в налоговую систему РФ входят принятые в соответствии с данным кодексом федеральные законы о налогах и сборах в соответствии с п. 1 ст. 1 НК РФ [5].
Налоговый кодекс содержит описание системы налогов и сборов в Российской Федерации, в нем, в частности, зафиксированы основы налогообложения в России (п. 2 ст. 1 НК РФ):
Принципы налоговой системы Российской Федерации. Налоговая система Российской Федерации основана на ключевых принципах, в соответствии с которыми и разрабатываются все нормативно-правовые акты в данной сфере. К принципам налоговой системы относятся (в порядке следования соответствующих положений Налогового кодекса):
Понятие налога и сбора в налоговой системе РФ. Понятие налога и сбора установлено в статье 8 Налогового кодекса. В соответствии с данной нормой налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Сбор — это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. К участникам отношений, формирующихся в рамках налоговой системы России и регулируемых налоговым законодательством, принято относить две категории организаций и физических лиц, обязанных уплачивать налоги и сборы, а также две категории органов государственной власти, уполномоченных контролировать данный процесс, а именно:
Виды налогов и сборов в России. В налоговой системе России предусмотрены следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные (ст. 12 НК РФ). Налоги и сборы могут быть установлены и отметены только Налоговым кодексом. Не предусмотренные им федеральные, региональные и местные налоги не могут устанавливаться (п. 5 и п. 6 ст. 12 НК РФ).
При установлении налога должны быть определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно (ст. 17 НК РФ):
Кроме того, могут быть предусмотрены налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Федеральные налоги и сборы. Устанавливаются Налоговым кодексом и обязательны к уплате на территории всей России (п. 2 ст. 12 НК РФ). К таковым относятся (ст. 13 НК РФ):
Региональные налоги. Устанавливаются Налоговым кодексом и региональными законами. Они обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов России. Такие элементы налогообложения, как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов определяются законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов России в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом, если данные элементы им не установлены. Иные элементы налогообложения по региональным налогам, а также налогоплательщики определяются НК РФ. Кроме того, власти субъектов России могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения в порядке и пределах, предусмотренных Налоговым кодексом (п. 3 ст. 12 НК РФ).
К региональным налогам относятся (ст. 14 НК РФ):
Местные налоги. Устанавливаются Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Они обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются Налоговым кодексом и законами указанных субъектов РФ и обязательны к уплате на территориях этих субъектов (п. 4 ст. 12 НК РФ).
К местным налогам относятся (ст. 15 НК РФ):
Специальные налоговые режимы. Налоговым кодексом также устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать не перечисленные выше федеральные налоги. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов (п. 7 ст. 12 НК РФ).
К специальным налоговым режимам относятся (ст. 18 НК РФ):
К местным налогам относятся следующие: земельный налог, налог на имущество физических лиц.
Дадим краткую характеристику земельному налогу.
Земельный налог (далее в настоящей главе — налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований [8].
Земельный налог был введен в российской налоговой системе Законом РФ «О плате за землю» от 11 октября 1991 г. № 1738-1 в форме платы за землю. Этим Законом впервые в новейшей российской истории устанавливалось, что использование земли в России является платным [11].
Целью введения в России платы за землю является стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышение плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, а также формирование специальных фондов финансирования указанных мероприятий.
С самого начала внедрения земельный налог занял особое место в российской налоговой системе. Несмотря на сравнительно невысокую долю в общем объеме налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации, этот налог стал важным собственным источником формирования финансовой базы органов местного самоуправления. Достаточно сказать, что поступления этого налога за 2010 г. составили 115,4 млрд руб., а за 2011 г. 122,2 млрд руб. [25].
Одновременно с этим более чем десятилетняя практика функционирования данного налога показала и его достаточно серьезные слабые стороны. В первую очередь налог не побуждал к применению более эффективных методов землепользования, так как его ставки не зависели от потенциальной доходности земельных участков и не учитывали их реальной стоимости. При этом установленная дифференциация ставок налога в зависимости от характера использования земли (в основном сельскохозяйственного и несельскохозяйственного использования) не в полной мере отражала различие в местонахождении и плодородии земель даже в пределах одного и того же региона.
Не случайно поэтому, начиная с 1995 г. ежегодно на федеральном уровне продлилась индексация ставок земельного налога. В условиях установления ставок налога вне зависимости от экономической оценки земли и реальной стоимости земельных участков, налоговое бремя по данному налогу распределилось неравномерно и в определенной мере неспра-ведливо.
Одновременно с этим, хотя налог и считался местным, основной перечень льгот был установлен федеральным законодательством, что серьезно снижало роль органов местного самоуправления в формировании налоговой базы и стимулировании экономического развития на соответствующей территории.
Все это потребовало принципиально иных подходов к формированию земельного налогообложения, основанных на общественных представлениях о ценностях хмельных участков и на использовании рыночных подходов к общей стоимости земли.
С 1 января 2005 г. Федеральным законом от 29 ноября 2004 г. № 141-ФЗ была введена в действие глава 31 «Земельный налог» Налогового кодекса РФ [3].
Принципиальное
отличие от прежней системы
Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции от 27 декабря 2009 г.). Земельный кадастр в соответствии с данным Законом —это систематизированный свод сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель РФ; о местоположении, размерах и качественных характеристиках земельных участков; о владельцах земельных участков; о правовом режиме землепользования; об оценке земельных участков. Земельный кадастр используется для исчисления налогов на землю.
Земельный налог относится к местным налогам, полномочиями по его установлению и изменению обладают исключительно представительные органы муниципальных образований. Федеральное налоговое законодательство предоставляет органам местного самоуправления право самостоятельно устанавливать ставки в пределах, определенных главой 31 НК РФ, в том числе дифференцированные, порядок и сроки его уплаты, вводить дополнительные льготы [13].
Информация о работе Налоговая система РФ: понятие, система, уровни