Налоговая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:01, контрольная работа

Описание работы

Налоговая система – это совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства.
Основные функции налоговой системы государства и, соответственно, установленных в государстве налогов являются:

Содержание работы

1. Налоговая система: структура, функции и принципы построения……..………3
2. Налоговая система Российской Федерации…………………………………………………7
3. Проблемы и пути реформирования налоговой системы РФ…………………..…15
4. Заключение…………………………………………………………………………………………………..19
5. Список литературы……………

Файлы: 1 файл

контрольная Налоговая система РФ.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

Всероссийский заочный финансово экономический институт

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Налоги и налогообложение»

на тему: «Налоговая система РФ»

 

 

 

Выполнила:

 

Нелюбова Светлана Дмитриевна

Факультет: Финансово-кредитный

Специальность: Финансы  и кредит

Специализация: «Финансовый  менеджмент»

Зачетная книжка 09ФФД 41451

Курс 5

Поток 1

 

Руководитель:

 

Гребенникова В.А.

 

 

 

 

 

 

 

Краснодар, 2011

Содержание

 

1. Налоговая система:  структура, функции и принципы  построения……..………3

2. Налоговая система  Российской Федерации…………………………………………………7

3. Проблемы и пути реформирования налоговой системы РФ…………………..…15

4. Заключение…………………………………………………………………………………………………..19

5. Список литературы……………………………………………………………………………………….21

 

1. Налоговая система: структура, функции и принципы построения.

 

Налоговая система –  это совокупность предусмотренных  налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства.

Основные функции налоговой  системы государства и, соответственно, установленных в государстве  налогов являются:

  1. Фискальная, суть которой состоит в пополнении доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций.
  2. Распределительная, суть которой состоит в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством в целом и его территориально-административными образованиями.
  3. Регулирующая, суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.
  4. Контрольная, суть которой состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики.

Принципы построения налоговой системы государства обсуждаются практически с тех пор, как возникло государство. Ещё Адам Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» в 1776 г. сформулировал четыре правила («максимы»):

  • налоги должны уплачиваться в соответствии со способностями и силами подданных;
  • размер налогов и сроки их уплаты должны быть точно определены до начала налогового периода;
  • время взимания налогов устанавливается удобным для налогоплательщика;
  • каждый налог должен быть задуман и разработан так, чтобы он брал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.

В современных условиях могут быть сформулированы следующие  принципы построения налоговой системы:

  1. Обязательность. Этот принцип означает, что все налогоплательщики обязаны своевременно и полно уплатить налоги.
  2. Справедливость. Принцип справедливости означает, что, с одной стороны, все налогоплательщики, находящиеся в равных условиях по объектам налогообложения, платят одинаковые налоги, а, с другой стороны, справедливым должны быть налоги, которые платят разные по доходам налогоплательщики. Богатые платят больше, чем бедные.
  3. Определённость. Нормативные акты до начала налогового периода должны определить правила исполнения обязанностей налогоплательщиком.
  4. Удобство (привилегированность) для налогоплательщика. Процедура уплаты налогов должна быть удобной прежде всего для налогоплательщика, а не для налоговых служб.
  5. Экономичность. Издержки по собиранию налогов не должны превышать сумму собираемых налогов, а должны быть минимальны.
  6. Пропорциональность. Предполагает установление ограничения (лимита) налогового бремени по отношению к валовому внутреннему продукту.
  7. Эластичность. Подразумевает быструю адаптацию к изменяющейся ситуации
  8. Однократность налогообложения. Один и тот же объект налогообложения должен облагаться налогом за установленный период один раз.
  9. Стабильность. Изменение налоговой системы не должно производиться часто и очень резко.
  10. Оптимальность. Цель взимания налога, например, фискальная, или природоохранная и т. д., должна достигаться наилучшим образом с точки выбора источника и объекта налогообложения.
  11. Стоимостное выражение. Налоги должны уплачиваться в денежной форме.
  12. Единство. Налоговая система действует на всей территории страны для всех типов налогоплательщиков.

Анализ налоговых систем различных государств показывает, что, несмотря на различия, они имеют  в своем составе (структуре) сходные  элементы, хотя и в разных сочетаниях.

Элементами, характеризующими любую налоговую систему, являются:

    • виды налогов, законодательно принятые в государстве органами законодательной власти соответствующих территориальных образований (федеральные, региональные, местные);
    • субъекты налога (налогоплательщики), уплачивающие налоги и сборы в соответствии с принятыми в государстве законами;
    • органы государственной власти и местного самоуправления как институты власти, которые наделены определенными правами по изъятию налогов с субъектов налога и установлению контроля над уплатой налогов налогоплательщиками;
    • законодательная база (Налоговый кодекс, законы, постановления, распоряжения, инструкции) по налогообложению, правам, обязанностям и ответственности субъектов налога и институтов изъятия налогов и контроля над их уплатой налогоплательщиками.

Специфика структуры российской налоговой системы в части субъекта уплаты налогов характеризуется следующими обстоятельствами:

    • низкий жизненный уровень абсолютного большинства населения РФ и вызванная этим недостаточность налоговой базы;
    • преобладание в структуре населения лиц предпенсионного и пенсионного возраста, доходы которых объективно ниже доходов остальной части населения;
    • высокая роль системы уклонения от уплаты налогов, используемой преимущественно лицами, имеющими наиболее высокий уровень доходов.

В результате вышеперечисленного в РФ отсутствует реальная налоговая база налогоплательщиков – физических лиц. При этом следует отметить, что в России степень сокрытия личных доходов значительно выше, чем доходов корпораций.

 

2. Налоговая  система Российской Федерации

 

В первую очередь систему налогов РФ необходимо характеризовать как совокупность федеральных, региональных и местных налогов. Согласно законодательству РФ налоговая система является трехуровневой по исчислению налогов и сборов. В зависимости от уровня законодательной базы и изъятия налогов различают три вида налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. Первой частью НК РФ установлено в целом 14 видов налогов и сборов, в том числе  9 федеральных, 3 региональных и 2 местных. А именно:

  • Федеральные налоги и сборы
    • Налог на добавленную стоимость
    • Акцизы
    • Налог на доходы физических лиц
    • Единый социальный налог (с 01.01.2010 - страховые взносы)
    • Налог на прибыль организаций
    • Налог на добычу полезных ископаемых
    • Водный налог
    • Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
    • Государственная пошлина
  • Региональные налоги
    • Налог на имущество организаций
    • Налог на игорный бизнес
    • Транспортный налог
  • Местные налоги
    • Земельный налог
    • Налог на имущество физических лиц

Федеральными  налогами признаются налоги, которые устанавливаются кодексом и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные  налоги установлены кодексом и законами субъектов РФ и обязательны к уплате на всей территории субъектов РФ. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с кодексом и законами субъектов.

Для понятия распределения  поступлений в федеральном бюджете, прилагаются данные:

Структура налоговых  поступлений в начале 2011г. в Федеральный бюджет.

  1. НДС-53%
  2. НДПИ-33%
  3. ЕСН-5%
  4. Акцизы-4%
  5. Прочие-3%
  6. Налог на прибыль-2%

Кроме того, НК РФ предусмотрена  возможность применения специальных налоговых режимов, при которых устанавливаются соответствующие федеральные налоги с одновременным освобождением от уплаты отдельных федеральных, региональных и местных налогов. В настоящее время в российской налоговой системе установлены четыре вида таких налогов. А именно:

  • Специальные налоговые режимы
    • Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог - ЕСХН)
    • Упрощенная система налогообложения
    • Система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности
    • Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

В зависимости от классификационных признаков все платежи подразделяются на виды, ставки которых определены не теоретическим методом, а волевым решением законодательных и исполнительных органов власти в процессе обсуждения на заседаниях и закреплены соответствующими законодательными актами. Кроме того, законодательными актами предусмотрено перераспределение налоговых ставок между различными территориальными образованиями, что делает налоговую систему более сложной как в сфере законодательства, так и в сфере изъятия налогов и сборов.

При этом следует отметить, что предприятие-налогоплательщик уплачивает гораздо меньше налогов, чем это предусмотрено НК РФ, поскольку в их числе достаточно много специфических налогов, уплата которых возложена на ограниченное число предприятий. К таким налогам относятся, в частности, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов, сборы за пользование объектами животного мира, государственная пошлина, налог на игорный бизнес, транспортный налог. Кроме того, значительное число включенных  в налоговую систему РФ налогов уплачивается физическими лицами.

Акцизы на отдельные виды товаров, плательщиками которых формально  являются юридические лица, фактически (не номинально, как другие косвенные  налоги) платят непосредственно потребители, то есть физические лица.

Вместе с тем из налоговой  системы России с принятием поправок  в части I НК РФ исключена таможенная пошлина.

Одновременно с этим следует  отметить, что из всего многообразия видов налогов, установленных в налоговой системе России, фактически четыре налога (налог на прибыль, НДС, акцизы и налог на доходы физических лиц) и таможенная пошлина с фискальной точки зрения являются решающими.  То есть указанные виды налогов оказывают наибольшее влияние на формирование консолидированного бюджета РФ.

Особое место в российской налоговой  системе занимает единый социальный налог, поступления по которому зачисляются  как в бюджетную систему страны, так и в соответствующие государственные  внебюджетные социальные фонды.

При этом важно подчеркнуть, что  перечень региональных и местных  налогов является исчерпывающим, то есть ни один орган законодательной  власти субъекта Федерации и представительный орган местного самоуправления не имеют  права ввести ни одного налога, не предусмотренного НК РФ. Данный постулат качественным образом меняет условия хозяйствования для предприятий, резко повышает уверенность предпринимателей в стабильности налоговой системы.

Информация о работе Налоговая система РФ