Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:01, контрольная работа
Налоговая система – это совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства.
Основные функции налоговой системы государства и, соответственно, установленных в государстве налогов являются:
1. Налоговая система: структура, функции и принципы построения……..………3
2. Налоговая система Российской Федерации…………………………………………………7
3. Проблемы и пути реформирования налоговой системы РФ…………………..…15
4. Заключение…………………………………………………………………………………………………..19
5. Список литературы……………
Федеральные налоги в РФ установлены НК РФ и являются обязательными к уплате на всей территории страны. Перечень региональных налогов установлен там же, но эти налоги вводятся в действие законами субъектов Федерации и являются обязательными к уплате на территории соответствующего субъекта Федерации. Вводя в действие региональные налоги, представительные (законодательные) органы власти субъектов Федерации определяют налоговые ставки по соответствующим видам налогов, но в пределах, установленных НК РФ, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налогов. Все остальные элементы региональных налогов установлены соответствующей главой НК РФ. Таков же порядок введения и местных налогов с той лишь разницей, что они вводятся представительными органами муниципальных образований.
Изначально в Российская системе налогообложения в части соотношения косвенного и прямого налогообложения предполагалось, что фискальную задачу должны выполнять преимущественно косвенные налоги, в то время как прямые налоги – роль экономического регулятора доходов корпораций и физических лиц. Одновременно налоговую систему России по обеспечению доходной части государственного бюджета с момента её образования и на протяжении всего периода формирования принято считать системой с преобладанием косвенного налогообложения.
Исключительные особенности имеет российская налоговая система в части классификации налогов по субъекту уплаты. Субъектами налога являются организации (юридические лица) и граждане (физические лица), на которых в соответствии с действующим законодательством возложена обязанность уплачивать налоги (сборы, пошлины). Приведенная в приложении структура налоговой системы РФ в зависимости от субъекта налога достаточно убедительно показывает преобладание налогов, уплачиваемых юридическими лицами. Из четырнадцати видов налогов, предусмотренных налоговой системой РФ - девять видов налогов уплачиваются юридическими лицами, уплата трех видов налогов возложена как на юридических, так и на физических лиц, и еще три вида налогов платят исключительно физические лица. Вместе с тем о роли соответствующей категории налогов в налоговой системе страны следует судить в основном не с позиции количества соответствующих видов налогов, а с качественной стороны – их доли в общей сумме налоговых поступлений. В отличие от стран с развитой рыночной экономикой, в данном секторе также наблюдается преобладание доли налогов, взимаемых с юридических лиц.
Распределение доходов от большинства налогов между бюджетами разных уровней осуществляется на основе бюджетного законодательства. В отдельных странах это происходит ежегодно при утверждении соответствующих бюджетов. В этом случае в ходе бюджетного планирования осуществляется регулирование доходной базы бюджетов путем установления доли доходов от каждого налога, поступившего на данной территории, в соответствующих бюджетах. В связи с этим указанные налоги называются регулирующими налогами. Таким образом, регулирующие налоги – это те налоги, от доходов которых в процессе бюджетного планирования производятся отчисления в бюджеты нижестоящего уровня с целью улучшения их сбалансирования. В БК РФ, начиная с 2005 года, установлено распределение доходов от федеральных налогов между субъектами Федерации и федеральным бюджетом на постоянной основе.
В отличие от регулирующих налогов закрепленные налоги, как следует из их названия, на постоянной основе закреплены за бюджетами соответствующего уровня и не могут зачисляться в бюджеты другого уровня. Таким образом, закрепленные налоги – это налоги, которые на постоянной основе зачисляются в определенный бюджет.
Как уже отмечалось, по
объекту обложения налоги также
подразделяются на несколько видов.
Среди прямых налогов в российской
налоговой системе выделяются реальные
(имущественные – земельный
По способам обложения налоги российской налоговой системы классифицируются по трем группам в зависимости от способов взимания налогового оклада: «у источника», «по декларации» и «по кадастру».
В зависимости от применяемых ставок налогообложения налоги подразделяются на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные и кратные минимальному размеру труда. В отличие от других стран в российской налоговой системе весьма редко используется прогрессивное налогообложение. Прогрессивные ставки применяются в отношении лишь отдельных налогов, не играющих существенной фискальной или регулирующей роли. Как правило, прогрессивное налогообложение применяется лишь в двух случаях:
Регрессивное налогообложение
возникло в России с принятием
НК РФ и начало действовать с 2001 года
только в отношении единого
В российской налоговой
системе преимущественно
В зависимости от назначения налоги в налоговой системе РФ подразделяются на общие (обезличенные) и специальные (целевые).
Характеризуя классификацию налогов РФ по источнику обложения, следует прежде всего подчеркнуть, что она относится исключительно к налогам, уплачиваемым юридическими лицами, поскольку источник уплаты налога у физических лиц может быть только один – доход. Все источники обложения подразделяются на четыре вида, при этом большинство налогов платится до распределения организацией балансовой прибыли, то есть за счет увеличения издержек или снижения прибыли. Тем самым уменьшается облагаемая база по налогу на прибыль.
Вместе с тем с точки зрения влияния на размер снижения налогооблагаемой прибыли их роль невелика. Решающее значение для финансового положения налогоплательщика играют налоги, уплачиваемые за счет выручки от реализации и остаточной прибыли, поскольку из этих источников уплачиваются наиболее значимые налоги, такие, как НДС, акцизы, налог на прибыль.
Подводя итог, представляется возможным отметить, что система классификации налогов в РФ отражает особенности национальной экономики.
3. Проблемы и пути реформирования налоговой системы Российской Федерации
На сегодняшний день российская налоговая система находится в плачевном состоянии. За последние два года она не только не стала совершенствоваться дальше, но и переходить в стадию деградации. Это видно потому, как изменяется налоговое законодательство, какие "заплатки" ставятся в отдельные нормы. Они абсолютно не систематизированы и уж точно не имеют серьезного экономического обоснования. И, что самое печальное, что у правительства нет программы по её реформе. По крайней мере, программы как набора последовательных действий, направленных на достижение конкретной цели. То, что сегодня представлено как "основные направления налоговой политики", - это просто набор разрозненных методов, неоднократно отвергавшихся ещё три - пять лет назад.
Оценивая прошедшие годы, следует помнить, что налоговая система России возникла и с первых же дней своего существования развивается в условиях экономического кризиса. В тяжелейшей ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности, в основном отвечает текущим задачам перехода к рыночной экономике. К созданию российской налоговой системы был широко привлечен опыт развития зарубежных стран.
Подобная оценка позволяет объективнее судить о реальности, но отнюдь не перечеркивает задачу улучшения налоговой системы, приведения ее постоянно в соответствие с текущими проблемами экономической политики.
Какими должны быть налоги - высокими или низкими - это извечная проблема в теории и практике мирового налогообложения.
Естественное и вполне объяснимое желание большинства населения уменьшить налоги вступает в противоречие с неотложными нуждами финансирования хозяйства, решения социальных вопросов, развития фундаментальной науки, обеспечения обороноспособности государства. С другой стороны, помимо насущных потребностей в расходах величина налогов должна определяться условиями расширения налоговой базы, которая может расти только тогда, когда учитываются интересы товаропроизводителей.
Однако нельзя и снижать налоги сверх меры. Ведь они играют не только стимулирующую, но и ограничивающую роль. Чрезмерно низкие налоги могут привести к резкому взлету предпринимательской активности, что также может вызвать ряд негативных последствий.
Сегодня под налоговой реформой имеется в виду, прежде всего, укрепление налоговой системы, ее совершенствование. Для этого нужно существенно повысить качество планирования и финансирования государственных расходов, укрепить доходную базу бюджетной системы, создать необходимые механизмы контроля за эффективностью использования государственных финансовых ресурсов.
Основные направления налоговой реформы в России в должны быть направлены на:
1. ослабление налогового
бремени и упрощение налоговой
системы путем отмены
2. расширение налоговой
базы благодаря отмене ряда
налоговых льгот, расширению
3. постепенное перемещение
налогового бремени с
4. решение комплекса
проблем, связанных со сбором
налогов и контролем за
На сегодняшний день наиболее целесообразным шагом в области реформирования налоговой системы можно предложить:
расширение прав местных органов при установлении ставок налогов на имущество юридических лиц (но исключить налогообложение оборотных средств) и граждан;
унифицирование прямого налогообложения всех юридических лиц, перейдя от налога на доход банков и страховых компаний к налогообложению их прибыли;
расширение мер по
налоговому стимулированию инвестиционного
процесса и преимущественного направлени
усиление социальной направленности налогов. Для этого нужно постоянно увеличивать, с одной стороны, необлагаемый минимум доходов граждан, а с другой - ставку подоходного налога лиц с очень высокими доходами, а также расширить круг подакцизных предметов роскоши и повысить ставки акцизов на них.
В перспективе, когда будет обеспечена финансовая стабилизация и в полную силу задействованы рычаги рыночной саморегуляции экономики, можно ставить вопрос о формировании сбалансированной системы взимания налогов, выполняющей не только фискальную, но и в должной мере стимулирующую и регулирующую функции.
Реформирование действующей налоговой системы должно осуществляться в направлениях создания благоприятных налоговых условий для товаропроизводителей, стимулирования вложения заработных средств в инвестиционные программы, обеспечения льготного налогового режима для иностранных капиталов, привлекаемых в целях решения приоритетных задач развития российской экономики. Эти направления имеют непосредственное отношение практически ко всем федеральным и региональным налогам. Среди них ключевое значение получают налоги на прибыль и на добавленную стоимость.
Успешность развития страны, в частности, зависит от способности привлечь в экономику капитал. В этих целях необходимо обеспечить достаточный уровень доходности на вложенные инвестиции, сопоставимый с уровнем доходности в других странах. Отдача на капитал формируется с учетом разных составляющих, в том числе и с учетом совокупного уровня налоговой нагрузки. Но благоприятный налоговый режим не может компенсировать низкую конкурентоспособность российской экономики (технологическую отсталость, макроэкономические проблемы, непривлекательный деловой климат и др.). В связи с этим одним из приоритетов налоговой реформы должно стать создание условий, позволяющих России конкурировать на рынке капиталов и других инвестиционных ресурсов.
Введение Налогового Кодекса обеспечило создание единой в рамках Российской Федерации налоговой системы, включая формирование единой правовой базы налогообложения. Именно с принятием Налогового Кодекса РФ представляется возможным говорить о завершении формирования налоговой системы РФ.
На основании всего сказанного можно сделать вывод, что налоги обеспечивают государство денежными ресурсами, необходимыми для развития общественного сектора страны. Налоги могут выступать как эффективный финансовый регулятор. Государство перераспределяет собранные в бюджетах налоговые поступления (доходы) в пользу требующих финансирования программ.