Налоговая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 19:57, реферат

Описание работы

Налоговая система РФ - это основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения.
Налоговая система РФ представляет собой совокупность:
· системы налогов и сборов РФ;
· системы налоговых правоотношений;
· системы участников налоговых правоотношений;
· нормативно-правовой базы сферы налогообложения.

Содержание работы

1. Понятие и сущность налоговой системы.
2. Принципы построения налоговой системы.
3. Функции налогов.
4. Виды Налогов.
5. Методы налогообложения.
6. Заключение.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 28.13 Кб (Скачать файл)

                                               

  

 

 

                                                  Реферат

             По дисциплине: «Налоги и налогообложение»

                       На тему: «Налоговая система РФ»

 

 

Выполнила: Гришаева Виктория.

4 курс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и сущность налоговой системы.

2. Принципы построения налоговой  системы.

 3. Функции налогов.

4. Виды Налогов.

5. Методы налогообложения.

6. Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Сущность налоговой системы и налогов и их роль в экономике государства.

 

Налоговая система РФ - это основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения.

Налоговая система РФ представляет собой совокупность:

· системы  налогов и сборов РФ;

· системы  налоговых правоотношений;

· системы  участников налоговых правоотношений;

· нормативно-правовой базы сферы налогообложения.

Кроме того, к элементам налоговой системы  относят принципы ее организации  и функционирования, а также нормы  налогового права.

В широком  смысле под налогами понимаются обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами.

Система налогообложения, принятая законодательством, - это практический инструмент перераспределения  доходов потенциальных налогоплательщиков, следовательно, именно действующая  система налогообложения даёт представление  о полноте использования присущих налогообложению функций, т.е. о роли налоговой системы.

Все налоги содержат следующие элементы:

- объект налога - это имущество или доход, подлежащие обложению;

-субъект налога - это налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо;

- источник налога - т.е. доход, из которого выплачивается налог;

- ставка налога - величина налога с единицы объекта налога;

- налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога.

По Закону Российской Федерации «Об основах  налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. под налогом, сбором, пошлиной и другим платежам понимается обязательный взнос в  бюджет соответствующего уровня или  во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и  на условиях, определяемых законодательными актами. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых  в установленном порядке, образует налоговую систему.

Таким образом, в соответствие с Налоговым кодексом Налоговый кодекс РФ, ст. 8 в России под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и  физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях  финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных  образований; под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Принципы построения налоговой системы

 

В Налоговом  Кодексе РФ (ст.7) сформулированы основные принципы налоговой системы, регулирующие налогообложение на всей территории России:

1) Каждое  лицо (юридическое или физическое) обязано уплачивать установленные  налоговым законодательством налоги, в отношении которых это лицо  является налогоплательщиком.

2) Налоги  устанавливаются в целях финансового  обеспечения функционирования и  развития общества.

3) Налоги  не могут применяться, исходя  из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иных подобных  критериев.

4) Не  допускается установление налогов,  нарушающих экономическое пространство  и налоговую систему РФ.

5) Не  допускается устанавливать дополнительные  налоги, повышение либо дифференцирование  ставки налогов и налоговых  льгот в зависимости от форм  собственности, организационно-правовой  формы организации, гражданства  физического лица, а также от  государства, региона или географического  места происхождения уставного  капитала (фонда) или имущества  налогоплательщика.

Для того чтобы вникнуть в суть налоговых  платежей, важно определить основные принципы налогообложения. Как правило, они едины для налогообложения  любой страны и заключаются в  следующем:

1. Уровень  налоговой ставки должен устанавливаться  с учетом возможностей налогоплательщика,  т.е. уровня доходов. Налог с  дохода должен быть прогрессивным,  стимулирующим расширение производства.

2. Необходимо  прилагать все усилия, чтобы налогообложение  доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода  или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

3. Обязательность  уплаты налогов. Налоговая система  не должна оставлять сомнений  у налогоплательщика в неизбежности  платежа.

4. Система  и процедура выплаты налогов  должны быть простыми, понятными  и удобными для налогоплательщиков  и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5. Налоговая  система должна быть гибкой  и легко адаптируемой к меняющимся  общественно-политическим потребностям.

6. Налоговая  система должна обеспечивать  перераспределение создаваемого  ВВП и быть эффективным инструментом  государственной экономической  политики.

Этими принципами должно руководствоваться любое  государство при построении налоговой  системы, так как они обеспечивают выполнение всех функций налогов.

На данный момент налоговая система Российской Федерации построена на следующих  принципах:

1. Приоритетное  направление по налоговым изъятиям  приходится на обложение хозяйствующих  субъектов (юридических лиц). В  условиях рыночной экономики  такое явление требует поэтапного (постепенного) переноса налогового  бремени на граждан.

2. По сравнению с зарубежными странами достаточно высокий удельный вес доли косвенных налогов и относительно меньший - прямых. Причем доля косвенных налогов в последнее время возрастает.

3. Создание  разветвленной системы федеральной  Госналогслужбы РФ снизу доверху,  непосредственное подчинение входящих  в нее нижестоящих структур вышестоящим, главной задачей которых является обеспечение контроля над поступлением всех налогов, включая региональные и местные.

4. Наличие  широкого перечня разнообразных  льгот, преимущественно направленных  на стимулирование производства.

5. Разработаны  и утверждены жесткие санкции  за различные нарушения налогового  законодательства, включая меры  финансовой, административной и  уголовной ответственности.

6. Установлена  обязательность постановки всех  субъектов предпринимательской  и хозяйственной деятельности  на учет в налоговых органах,  с правом открытия расчетного  счета в банках только после  регистрации в налоговых органах.

7. Определена  первоочередность направления имеющихся  у предприятий на счетах средств на уплату налогов по сравнению с остальными расходами предприятия.

Для налогоплательщиков предусмотрена возможность получения  по их просьбе отсрочек и рассрочек  платежей в пределах текущего года, а также финансовых санкций, если их применение может привести к банкротству  и прекращению дальнейшей производственной деятельности налогоплательщика.

Перечисленные принципы налогообложения учитывались  и при формировании налоговой  системы России, адекватной рыночным преобразованиям.

Законодательством установлено, что объектами налогообложения  являются:

· прибыль (доход);

· стоимость  определённых товаров;

· добавленная  стоимость продукции, работ, услуг;

· имущество  юридических и физических лиц;

· передача имущества (дарение, наследование);

· операции с ценными бумагами;

· отдельные  виды деятельности;

· другие объекты, установленные законом.

Один  и тот же объект облагается налогом  данного вида только один раз за установленный период налогообложения (месяц, квартал, полугодие, год).

Общее количество налогоплательщиков определяется количеством  юридических лиц (коммерческих и  некоммерческих), численностью граждан, зарегистрированных в налоговых  органах в качестве предпринимателей без образования юридического лица, и численностью граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения  заработной платы.

Налоговая система РФ представлена совокупностью  налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке  с плательщиков - юридических и  физических лиц на территории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи «питают» бюджетную систему  РФ. Кроме того, существует государственные  внебюджетные фонды, доходная часть  которых формируется за счёт целевых  отчислений. Источником этих отчислений также является произведённый ВВП, за счёт которого на стадии образования  первичных доходов формируется  соответствующая часть платежей во внебюджетные фонды социального  назначения по тарифам страховых  взносов, привязанных к оплате труда  и включаемых в себестоимость  продукции.

 

 

 

 

 

3. Функции налогов

Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета.  
 
На первое место следует поставить функцию налогов, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Это функция - экономическая, которая состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, т.е. процессы в экономике страны, а так же социально-экономические процессы в обществе. 
 
Налоги в этой функции могут играть регулирующую, стимулирующую и распределительную роли. 
 
Регулирующая функция налогов 
. Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику в современном мире, не регулируемую государством, невозможно. Каковы бы ни были формы и методы регулирования, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам. 
 
Стимулирующая функция налогов 
. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения. 
 
Распределительная функция налогов. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др. 
 
С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др. 
 
Перераспределительная функция налогов носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите. 
 
Еще одна функция налогов - фискальная. Изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Виды  налогов.

Выделяют следующие  виды налогов:

  1. Прямые налоги. Налоги этого вида характерны тем, что взимаются непосредственно с того кто получает доход, продавая какой-либо товар или услугу. Например, мы покупаем в магазине стаканчик мороженного и платим за это деньги, а продавец в свою очередь со своего дохода платит налоги и они называются прямыми налогами.
  2. Косвенные налоги. Налоги этого вида характерны тем, что взимаются непосредственно с того кто получает товар или услуги за которую платит. Например, покупая тот же стаканчик мороженного мы с вами являемся участниками экономических отношений и платим косвенно налоги за этот стаканчик мороженного, но прямым плательщиком налогов является владелец магазина, продавшего нам стаканчик мороженного. Получается так, что владелец магазины получив от нас деньги за мороженое платит налог, например на добавленную стоимость, подоходный налог, налоги в пенсионный фонд и прочие налоги. Таким образом даже когда вы покупаете стаканчик мороженного или жевательную резинку вы являетесь косвенным плательщиком налогов. Каждый представитель представитель социального общества является налогоплательщиком прямым и косвенным.
  3. Налоги делят еще и на прогрессивные, регрессивные и пропорциональные налоги.  
     
    Прогрессивные налоги - это налоги у которых налоговая ставка прямо пропорционально зависит от уровня дохода плательщика. Это означает что при повышение дохода плательщика растет и налоговая ставка.  
     
    Регрессивные налоги -это налоги у которых налоговая ставка обратно пропорционально зависит от уровня дохода плательщика. Это означает что при повышении дохода плательщика налоговая ставка уменьшается.  
     
    Пропорциональные налоги - это налоги у которых налоговая ставка не зависит от дохода плательщика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Методы налогообложения.

МЕТОД НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ - порядок  изменения ставки налога в зависимости  от роста налоговой базы. Выделяют четыре основных М.н.: равное, пропорциональное, прогрессивное и регрессивное налогообложение.

РАВНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ - метод налогообложения, когда для  каждого плательщика устанавливается  равная сумма налога. Иначе - это  подушное налогообложение (самый древний  и простой вид). Этот метод не учитывает  имущественного положения и поэтому  применяется в исключительных случаях. Пример- некоторые целевые налоги.

РЕГРЕССИВНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ - (от лат. regressus -обратное движение) - порядок налогообложения, при котором с ростом налоговой базы происходит сокращение размера налоговой ставки (т.е. норма налогообложения уменьшается по мере возрастания дохода налогоплательщика). Имеет место, когда размер налога зафиксирован не в процентах от дохода, а в твердой сумме.

Информация о работе Налоговая система РФ