Налоговая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 22:31, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - проанализировать налоговую систему РФ, выявить проблемы и определить перспективы её развития.
Эта цель реализуется путем решения следующих задач:
1.изучить исторический аспект становления налоговой системы в России;
2.охарактеризовать основные принципы построения налоговой системы;
3.анализ текущего состояния налоговой системы РФ;
4.выявить основные проблемы, которые характерны для налоговой системы Российской Федерации;
5.оценить перспективы развития налоговой системы РФ.

Содержание работы

Введение
Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 История становления налоговой системы в России
1.2 Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы Российской Федерации
Глава 2. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
2.1 Правовое регулирование налоговой системы Российской Федерации
2.2 Структура действующей налоговой системы в РФ
2.3 Анализ налоговых поступлений Российской Федерации в 2010-2012 гг.
Глава3. ПРОБЛЕМА И ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
3.1 Проблемы современной налоговой системы РФ
3.2 Государственные меры совершенствования налоговой системы РФ на 2011-2013 гг.
3.3 Предложения по совершенствованию налоговой системы
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

готовая контр по налогам.doc

— 195.50 Кб (Скачать файл)

·запрет на введение налога без закона;

·запрет двойного взимания налога;

·запрет налогообложения факторов производства;

·запрет необоснованной налоговой дискриминации.

Экономическая сущность налогов непосредственно вытекает из их функций.

В условиях развитых рыночных отношений налогам присущи следующие функции:

1.Фискальная функция

Проявляется в обеспечении  государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления  его деятельности.

2.Регулирующая.

Государственное регулирование  осуществляется в двух основных направлениях. Регулирование рыночных, товарно-денежных отношений.

Регулирование развития народного  хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным  экономическим законом, действующим  в обществе, является закон стоимости.

3.Стимулирующая.

С помощью налогов, льгот  и санкций государство стимулирует  технический прогресс и социально-экономическую  деятельность приоритетных для государства  направлений, увеличивает число  рабочих мест. Эта функция проявляется  в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др.

4.Распределительная.

Посредством налогов  в государственном бюджете концентрируются  средства, направляемые затем на решение  народно-хозяйственных проблем, как  производственных; так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер.

Функции налогов отражают реальный базис, т.е. объективные закономерности движения налоговых отношений, используемых государством в налоговой политике.

Цель налоговой политики государства - выработка и принятие управленческих решений в области  налогообложения. Инструментами налоговой  политики являются: налоговая ставка, налоговая база, налоговые льготы.

Основные принципы, которые  должны находиться в основе налоговой  политики:

·соотношение прямых и косвенных налогов;

·применение прогрессивных ставок налогообложения и степень их прогрессии или преобладание пропорциональных ставок;

·дискретность или непрерывность налогообложения;

·широта применения налоговых льгот, их характер и цели;

·использование систем вычетов, скидок, изъятий и их целевая направленность;

·степень единообразия налогообложения для различного рода доходов и налогоплательщиков;

·методы формирования налоговой базы.

Можно сделать следующие  выводы:

1.Налоговый механизм является наиболее действенным и эффективным рычагом государственного регулирования. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность принимаемых экономических решений, принимаемых на уровне федерации и регионов.

2.Налоговая система является основной составляющей общей системы экономических отношений и мощным регулятором экономических процессов.

3.Эффективность функционирования налоговой системы достигается путем сбалансированного сочетания всех ее функций с учетом интересов государства и налогоплательщиков.

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ  НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

   2.1 Правовое регулирование налоговой системы Российской Федерации

      Состав налогового законодательства включает:

1) федеральное налоговое законодательство;

2) региональное налоговое законодательство;

3) муниципальные налоговые акты.

Федеральное налоговое  законодательство состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов, например, Закона РФ «О налоговых органах в Российской Федерации», а также норм, содержащихся в ряде иных федеральных законов: «О соглашениях о разделе продукции», «О закрытых административно-территориальных образованиях».

Налоговый Кодекс РФ занимает особое место в системе налогового законодательства. В частности, только им могут устанавливаться виды налогов  и сборов, взимаемых в РФ; основания  возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; принципы установления, введения в действие и прекращение действия ранее введенных налогов и сборов РФ и местных налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налоговых правонарушений; порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) должностных лиц (п. 2 ст. 1 НК).

Региональное налоговое законодательство включает в себя законы субъектов РФ. Налоговая компетенция субъектов РФ ограничена. Они уполномочены устанавливать региональные налоги, вводить указанные налоги на территории субъекта РФ и определять некоторые элементы налогообложения (налоговые ставки и налоговые льготы в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налогов, а также формы отчетности по региональным налогам).

Муниципальные налоговые  акты складываются из актов представительного  органа местного самоуправления, которыми устанавливаются и вводятся местные налоги и сборы. Налоговая компетенция местного самоуправления так же ограничена, налоговые акты могут регулировать лишь налоговые ставки местных налогов и сборов в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налогов, а также формы отчетности по местным налогам.

Часть первая НК РФ является основополагающим нормативным правовым актом, комплексно закрепляющим наиболее важные положения об организации  и осуществлении налогообложения  в России.

Налоговый Кодекс РФ дает определения налога и сбора.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный  платеж, взимаемый с организаций  и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций  и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в  отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) Ст. 8 Налогового Кодекса РФ.

Согласно общим условиям установления налогов и сборов налог  считается установленным лишь в  том случае, когда определены налогоплательщики.

К налогоплательщикам относятся, в частности:

1)организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов;

2)организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налоговыми агентами;

3)налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы).

Также должны быть определены элементы налогообложения:

4)объект налогообложения - им могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров, либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физические характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство связывает возникновение обязанности по уплате налога;

5)налоговая база - представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения;

6)налоговый период - под ним понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога

7)налоговая ставка - представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;

8)порядок исчисления налога;

9)порядок и сроки уплаты налога.

Причем налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму  налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

За неисполнение обязанностей по уплате налогов налогоплательщики  могут быть привлечены к административной (включая налоговую) и уголовной  ответственности.

В России общую линию налогового законодательства определяет Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ и Правительство РФ. Государственная Дума рассматривает вопросы налогового законодательства и принимает законы о налогообложении, которые с одобрения Совета Федерации после подписи Президента РФ вступают в силу.

Главным федеральным  органом исполнительной власти Российской Федерации, на который возложены  основные функции по надзору и  контролю соблюдения действующего на территории страны налогового законодательства, является Федеральная налоговая служба России (ФНС).

Федеральная налоговая служба также  обязана следить за правильностью  и полнотой исчисления налогов и  прочих обязательных платежей. Своевременностью налогов и сборов внесения в бюджеты  соответствующих уровней, в случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ.

Налоговые органы действуют  в пределах своей компетенции  и в соответствии с законодательством  Российской Федерации. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют  с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных НК РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, правовое регулирование  налоговой системы РФ осуществляется на основе Налогового кодекса РФ и  принятых в соответствии с ним  нормативно-правовых актов. Основу эффективности  налоговой системы составляют принципы ее построение, несоблюдение которых приводит к существенным проблемам.

 

 

2.2 Структура действующей налоговой системы в РФ

 

В состав налоговой системы  входят:

·виды налогов, установленные на территории государства;

·субъекты налога (налогоплательщики);

·законодательная база - законы и нормативно-правовые акты, регулирующие налоговые отношения;

·органы государственной власти, на которые возложена обязанность по взиманию налогов и сборов с налогоплательщиков и контролю за своевременной и полной уплатой соответствующих налогов и сборов.

В первой части Налогового Кодекса РФ дан перечень действующих  налогов и сборов.

В Российской Федерации  устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

1)Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Федеральные налоги:

·налог на добавленную стоимость;

·акцизы;

·налог на доходы физических лиц;

·налог на прибыль организаций;

·налог на добычу полезных ископаемых;

·водный налог;

·сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

·государственная пошлина.

2)Региональными налогами и сборами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

Региональные налоги:

·налог на имущество организаций;

·налог на игорный бизнес;

·транспортный налог.

3)Местными налогами и сборами признаются налоги, которые устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено НК РФ.

Местные налоги:

·земельный налог;

·налог на имущество физических лиц.

При этом следует отметить, что принадлежность налога (сбора) к  конкретному уровню системы налогов  и сборов не означает, что он является источником доходов только федерального бюджета, или региональных бюджетов, или местных бюджетов. Законодатель, например, может предусмотреть полное или частичное закрепление конкретных федеральных налогов в качестве источника доходов региональных и местных бюджетов. В соответствии с законодательством часть поступлений региональных налогов может направляться в доход местных бюджетов.

Налоговым кодексом устанавливаются  также специальные налоговые  режимы:

Информация о работе Налоговая система РФ