Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 05:38, контрольная работа
Описание работы
Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Содержание работы
1. СТАНОВЛЕНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ..4 1.1 История становления налоговой системы в России………………………………4 1.2 Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы Российской Федерации………………………………………………………………..9 2. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ…………………….15 2.1 Правовое регулирование налоговой системы Российской Федерации…………15 2.2 Структура действующей налоговой системы в РФ……………………………..18 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….20 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………22
Действующая ныне налоговая
система России практически введена с
1992 г. Перечень применяемых видов налогов
практически соответствует общепринятому
в современной рыночной экономике и в
значительной части набору налогов и сборов,
применявшихся в нашей практике ранее.
31 июля 1998 г. была принята первая часть
Налогового кодекса Российской Федерации,
а с 1 января 2001 - вторая.
Согласно Федеральному закону
«О введении в действие части второй Налогового
кодекса Российской Федерации и внесении
изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации о налогах»
с первого января 2001 г. вводятся в действие
следующие главы части второй Кодекса:
гл.21 «Налог на добавленную стоимость»,
гл.22 «Акцизы», гл.23 «Налог на доходы физических
лиц», гл.24 «Единый социальный налог (взнос)».
С введением второй части НК
РФ отменяются следующие федеральные
налоги: налог на доходы банков, налог
на доходы от страховой деятельности,
налог с биржевой деятельности (биржевой
налог), которые практически не были установлены,
а вопросы налогообложения доходов организаций
в указанных сферах деятельности регулировались
Законом РФ от 27.12.91 № 2116-1 «О налоге на
прибыль предприятий и организаций». Из
перечня федеральных налогов исключается
сбор за пограничное оформление и гербовый
сбор.
На втором этапе (2002-2003 гг.) Правительством
РФ предлагалось отменить налог с продаж,
налог на покупку иностранных денежных
знаков и платежных документов, выраженных
в иностранной валюте, отчисления на воспроизводство
минерально-сырьевой базы. Налог на имущество
предприятий, физических лиц, а также земельный
налог предлагалось заменить налогом
на недвижимость.
В процессе формирования налоговой
системы в России налог с оборота, налог
с продаж были заменены на НДС и акцизы,
также был модернизирован действовавший
налог на прибыль, введены налог на имущество
предприятий, налоги в дорожные фонды,
расширился круг обязательных платежей
предприятий.
Принятие Налогового кодекса
позволяет систематизировать действующие
нормы и положения, регулирующие процесс
налогообложения, приводит в упорядоченную,
единую, логически цельную и согласованную
систему, устраняет такие недостатки существующей
налоговой системы, как отсутствие единой
законодательной и нормативной базы налогообложения,
многочисленность и противоречивость
нормативных документов и отсутствие
достаточных правовых гарантий для участников
налоговых отношений.
1.2 Понятие, принципы
построения и основные функции налоговой
системы Российской Федерации
Для того чтобы охарактеризовать
налоговую систему Российской Федерации
необходимо исследовать теоретические
основы ее построения, рассмотреть принципы
и основные функции.
В «Экономическом словаре»
под ред. Архипова А. И. содержится следующее
определение налоговой системы - «совокупность
налогов, сборов, пошлин и других обязательных
платежей в бюджет, взимаемых на условиях,
определяемых законодательными актами».[11,
с.5]
Алиев Б. Х. дает следующее определение:
«Налоговая система - система экономико-правовых
отношений между государством и хозяйствующими
субъектами, возникающих по поводу формирования
доходной части государственного бюджета
путем отчуждения части дохода собственника,
посредством системы законодательно установленных
налогов и сборов и других обязательных
платежей, исчисление, уплата и контроль
за поступлением которых осуществляется
по единой методологии налогообложения,
разработанной в данном обществе».[6, с.16]
Налоговую систему можно определить
как целостное единство четырех основных
ее элементов: системы законодательства
о налогах и сборах, системы налогов и
сборов, плательщиков налогов и сборов
и систем налогового администрирования,
каждый из которых при этом находится
друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
Налоговый механизм является
наиболее действенным и эффективным рычагом
государственного регулирования. От успешного
функционирования налоговой системы во
многом зависит результативность принимаемых
экономических решений, принимаемых на
уровне федерации и регионов. Устанавливая
налоги, субъекты и объекты налогообложения,
налоговые базы, ставки налогов, льготы
и санкции, изменяя условия налогообложения,
государство стимулирует предпринимательскую
деятельность в одних направлениях и сдерживает
её в других исходя из общенациональных
интересов.
К системообразующим условиям
(факторам) формирования и функционирования
налоговых систем относятся:
- собственная налоговая доктрина
и налоговая политика государства;
- законодательная база для
строительства налоговой системы;
- механизм установления и ввода
в действие налогов и сборов;
- виды налогов;
- порядок распределения налогов
по уровням бюджетной системы;
- система налоговых органов;
- формы и методы налогового
контроля и др.
Выделяются следующие общепринятые
принципы построения эффективной налоговой
системы:
- Экономическая эффективность
Налоговая система не должна
мешать развитию предпринимательства
и эффективному использованию ресурсов
(материальных, трудовых и финансовых).
- Определенность налогообложения
Налоговая система должна быть
построена таким образом, чтобы налоговые
последствия принятия экономических решений
предпринимателем (и юридическим, и физическим
лицом) были определены заранее и не изменялись
в течение длительного периода времени.
Таким образом, этот принцип практически
смыкается с принципом стабильности налоговой
системы.
- Справедливость налогообложения
Этот принцип является основным
при построении налоговой системы и предполагает
справедливый подход к различным налогоплательщикам,
а также приоритет интересов налогоплательщика
в отношениях между ним и налоговой администрацией.
- Простота налогообложения
и низкий уровень издержек по взиманию
налогов
Налоговое законодательство
должно содержать простые формулировки,
понятные большинству налогоплательщиков,
а процедура взимания налогов должна быть
относительно дешевой.
Воздействие налоговой системы
на налогоплательщиков и на экономические
процессы проявляется в нескольких плоскостях:
- с экономической точки зрения,
поскольку налог представляет собой форму
изъятия части доходов налогоплательщиков
в бюджет для последующего перераспределения
в интересах всего общества;
- с правовой точки зрения, поскольку
налоговая система устанавливается законами,
а все конфликты между налогоплательщиками
и государством в конечном итоге призваны
разрешать суды;
- с социологической и психологической
точки зрения, поскольку воздействие налогов
на экономическую жизнь страны - это воздействие
на субъекты рыночных отношений (как производителей,
так и потребителей) с целью побудить их
на определенные действия (или воздержаться
от каких-либо действий).
Система налогообложения Российской
Федерации базируется на следующих принципах
(часть 1 НК РФ, статья 3):
- Каждое лицо должно уплачивать
законно установленные налоги и сборы.
Законодательство о налогах и сборах основывается
на признании всеобщности и равенства
налогообложения.
- Налоги и сборы не могут иметь
дискриминационный характер и различно
применяться исходя из социальных, расовых,
национальных, религиозных и иных подобных
критериев. Не допускается устанавливать
дифференцированные ставки налогов и
сборов, налоговые льготы в зависимости
от формы собственности, гражданства физических
лиц или места происхождения капитала.
- Налоги и сборы должны иметь
экономическое основание и не могут
быть произвольными. Недопустимы
налоги и сборы, препятствующие реализации
гражданами своих конституционных прав.
- Не допускается устанавливать
налоги и сборы, нарушающие единое экономическое
пространство РФ и, в частности, прямо
или косвенно ограничивающие свободное
перемещение в пределах территории РФ
товаров (работ, услуг) или финансовых
средств, либо иначе ограничивать или
создавать препятствия не запрещенной
законом экономической деятельности физических
лиц и организаций.
- Федеральные налоги и сборы
устанавливаются, изменяются или отменяются
НК. Налоги и сборы субъектов РФ (региональные
налоги и сборы), местные налоги и сборы
устанавливаются, изменяются или отменяются
соответственно законами субъектов РФ
о налогах и (или) сборах и нормативными
правовыми актами представительных органов
местного самоуправления о налогах и сборах
в соответствии с НК.
- При установлении налогов
должны быть определены все элементы налогообложения.
Акты законодательства о налогах и сборах
должны быть сформулированы таким образом,
чтобы каждый точно знал, какие налоги
(сборы), когда и в каком порядке он должен
платить.
- Все неустранимые сомнения,
противоречия и неясности актов законодательства
о налогах и сборах толкуются в пользу
плательщика налога или сбора.
В мировой практике налогообложения
и построения используются также следующие
принципы и правила:
- презумпции невиновности;
- правило совершившегося факта;
- принцип обложения реально
полученного дохода;
- принцип достаточной информированности
налогоплательщика;
- принцип стабильности налогового
законодательства;
- принцип создания максимальных
удобств для налогоплательщиков;
- принцип доступности и открытости
информации по налогообложению;
- запрет на введение налога
без закона;
- запрет двойного взимания
налога;
- запрет налогообложения факторов
производства;
- запрет необоснованной налоговой
дискриминации.
Экономическая сущность налогов
непосредственно вытекает из их функций.
В условиях развитых рыночных
отношений налогам присущи следующие
функции:
1.Фискальная функция
Проявляется в обеспечении
государства финансовыми ресурсами, необходимыми
для осуществления его деятельности.
2.Регулирующая.
Государственное регулирование
осуществляется в двух основных направлениях.
Регулирование рыночных, товарно-денежных
отношений.
Регулирование развития народного
хозяйства, общественного производства
в условиях, когда основным объективным
экономическим законом, действующим в
обществе, является закон стоимости.
3.Стимулирующая.
С помощью налогов, льгот и санкций
государство стимулирует технический
прогресс и социально-экономическую деятельность
приоритетных для государства направлений,
увеличивает число рабочих мест. Эта функция
проявляется в изменении объекта обложения,
уменьшении налогооблагаемой базы, понижении
налоговой ставки и др.
4.Распределительная.
Посредством налогов в государственном
бюджете концентрируются средства, направляемые
затем на решение народно-хозяйственных
проблем, как производственных; так и социальных,
финансирование крупных межотраслевых,
комплексных целевых программ - научно-технических,
экономических и др. Перераспределительная
функция налоговой системы носит ярко
выраженный социальный характер.[2, с.176]
Функции налогов отражают реальный
базис, т.е. объективные закономерности
движения налоговых отношений, используемых
государством в налоговой политике.
Цель налоговой политики государства
- выработка и принятие управленческих
решений в области налогообложения. Инструментами
налоговой политики являются: налоговая
ставка, налоговая база, налоговые льготы.
Основные принципы, которые
должны находиться в основе налоговой
политики:
- соотношение прямых и косвенных
налогов;
- применение прогрессивных
ставок налогообложения и степень их прогрессии
или преобладание пропорциональных ставок;
- дискретность или непрерывность
налогообложения;
- широта применения налоговых
льгот, их характер и цели;
- использование систем вычетов,
скидок, изъятий и их целевая направленность;
- степень единообразия налогообложения
для различного рода доходов и налогоплательщиков;
- методы формирования налоговой
базы.
Можно сделать следующие выводы:
1.Налоговый механизм является
наиболее действенным и эффективным
рычагом государственного регулирования.
От успешного функционирования
налоговой системы во многом
зависит результативность принимаемых
экономических решений, принимаемых
на уровне федерации и регионов.
2.Налоговая система является
основной составляющей общей
системы экономических отношений
и мощным регулятором экономических
процессов.
3.Эффективность функционирования
налоговой системы достигается
путем сбалансированного сочетания
всех ее функций с учетом
интересов государства и налогоплательщиков.
2. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ
НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
2.1 Правовое регулирование
налоговой системы Российской Федерации
Состав налогового законодательства
включает:
1) федеральное налоговое законодательство;
2) региональное налоговое законодательство;
3) муниципальные налоговые
акты.
Федеральное налоговое законодательство
состоит из Налогового кодекса Российской
Федерации и принятых в соответствии с
ним федеральных законов, например, Закона
РФ «О налоговых органах в Российской
Федерации», а также норм, содержащихся
в ряде иных федеральных законов: «О соглашениях
о разделе продукции», «О закрытых административно-территориальных
образованиях».
Налоговый Кодекс РФ занимает
особое место в системе налогового законодательства.
В частности, только им могут устанавливаться
виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;
основания возникновения (изменения, прекращения)
и порядок исполнения обязанностей по
уплате налогов и сборов; принципы установления,
введения в действие и прекращение действия
ранее введенных налогов и сборов РФ и
местных налогов и сборов; права и обязанности
налогоплательщиков, налоговых органов
и других участников налоговых отношений;
формы и методы налогового контроля; ответственность
за совершение налоговых правонарушений;
порядок обжалования актов налоговых
органов и действий (бездействия) должностных
лиц (п. 2 ст. 1 НК).[2]