Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 05:38, контрольная работа
Описание работы
Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Содержание работы
1. СТАНОВЛЕНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ..4 1.1 История становления налоговой системы в России………………………………4 1.2 Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы Российской Федерации………………………………………………………………..9 2. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ…………………….15 2.1 Правовое регулирование налоговой системы Российской Федерации…………15 2.2 Структура действующей налоговой системы в РФ……………………………..18 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….20 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………22
Региональное налоговое законодательство
включает в себя законы субъектов РФ. Налоговая
компетенция субъектов РФ ограничена.
Они уполномочены устанавливать региональные
налоги, вводить указанные налоги на территории
субъекта РФ и определять некоторые элементы
налогообложения (налоговые ставки и налоговые
льготы в пределах, установленных НК РФ,
порядок и сроки уплаты налогов, а также
формы отчетности по региональным налогам).
Муниципальные налоговые акты
складываются из актов представительного
органа местного самоуправления, которыми
устанавливаются и вводятся местные налоги
и сборы. Налоговая компетенция местного
самоуправления так же ограничена, налоговые
акты могут регулировать лишь налоговые
ставки местных налогов и сборов в пределах,
установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты
налогов, а также формы отчетности по местным
налогам.
Часть первая НК РФ является
основополагающим нормативным правовым
актом, комплексно закрепляющим наиболее
важные положения об организации и осуществлении
налогообложения в России.
Налоговый Кодекс РФ дает определения
налога и сбора.
Под налогом понимается обязательный,
индивидуально безвозмездный платеж,
взимаемый с организаций и физических
лиц в форме отчуждения принадлежащих
им на праве собственности, хозяйственного
ведения или оперативного управления
денежных средств в целях финансового
обеспечения деятельности государства
и (или) муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный
взнос, взимаемый с организаций и физических
лиц, уплата которого является одним из
условий совершения в отношении плательщиков
сборов государственными органами, органами
местного самоуправления, иными уполномоченными
органами и должностными лицами юридически
значимых действий, включая предоставление
определенных прав или выдачу разрешений
(лицензий) Ст. 8 Налогового Кодекса РФ.
Согласно общим условиям установления
налогов и сборов налог считается установленным
лишь в том случае, когда определены налогоплательщики.
К налогоплательщикам относятся,
в частности:
1) организации и физические
лица, признаваемые в соответствии с настоящим
Кодексом налогоплательщиками или плательщиками
сборов;
2) организации и физические
лица, признаваемые в соответствии с настоящим
Кодексом налоговыми агентами;
3) налоговые органы (федеральный
орган исполнительной власти, уполномоченный
по контролю и надзору в области налогов
и сборов, и его территориальные органы).
Также должны быть определены
элементы налогообложения:
1) объект налогообложения -
им могут являться операции по реализации
товаров (работ, услуг), имущество, прибыль,
доход, стоимость реализованных товаров,
либо иной объект, имеющий стоимостную,
количественную или физические характеристики,
с наличием которого у налогоплательщика
законодательство связывает возникновение
обязанности по уплате налога;
2) налоговая база - представляет
собой стоимостную, физическую или иную
характеристики объекта налогообложения;
3) налоговый период - под ним
понимается календарный год или иной период
времени применительно к отдельным налогам,
по окончании которого определяется налоговая
база и исчисляется сумма налога
4) налоговая ставка - представляет
собой величину налоговых начислений
на единицу измерения налоговой базы;
5) порядок исчисления налога;
6) порядок и сроки уплаты налога.
Причем налогоплательщик самостоятельно
исчисляет сумму налога, подлежащую уплате
за налоговый период, исходя из налоговой
базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
За неисполнение обязанностей
по уплате налогов налогоплательщики
могут быть привлечены к административной
(включая налоговую) и уголовной ответственности.
В России общую линию налогового
законодательства определяет Государственная
Дума, Совет Федерации, Президент РФ и
Правительство РФ. Государственная Дума
рассматривает вопросы налогового законодательства
и принимает законы о налогообложении,
которые с одобрения Совета Федерации
после подписи Президента РФ вступают
в силу.
Главным федеральным органом
исполнительной власти Российской Федерации,
на который возложены основные функции
по надзору и контролю соблюдения действующего
на территории страны налогового законодательства,
является Федеральная налоговая служба
России (ФНС).
Федеральная налоговая служба
также обязана следить за правильностью
и полнотой исчисления налогов и прочих
обязательных платежей. Своевременностью
налогов и сборов внесения в бюджеты соответствующих
уровней, в случаях, предусмотренных действующим
законодательством РФ.
Налоговые органы действуют
в пределах своей компетенции и в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
Налоговые органы осуществляют свои функции
и взаимодействуют с федеральными органами
исполнительной власти, органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации,
органами местного самоуправления и государственными
внебюджетными фондами посредством реализации
полномочий, предусмотренных НК РФ и иными
нормативными правовыми актами Российской
Федерации.
Таким образом, правовое регулирование
налоговой системы РФ осуществляется
на основе Налогового кодекса РФ и принятых
в соответствии с ним нормативно-правовых
актов. Основу эффективности налоговой
системы составляют принципы ее построение,
несоблюдение которых приводит к существенным
проблемам.
2.2 Структура действующей
налоговой системы в РФ
В состав налоговой системы
входят:
- виды налогов, установленные
на территории государства;
- субъекты налога (налогоплательщики);
- законодательная база - законы
и нормативно-правовые акты, регулирующие
налоговые отношения;
- органы государственной власти,
на которые возложена обязанность по взиманию
налогов и сборов с налогоплательщиков
и контролю за своевременной и полной
уплатой соответствующих налогов и сборов.
В первой части Налогового Кодекса
РФ дан перечень действующих налогов и
сборов.
В Российской Федерации устанавливаются
следующие виды налогов и сборов: федеральные,
региональные и местные.
1) Федеральными налогами и сборами
признаются налоги и сборы, которые установлены
НК РФ и обязательны к уплате на всей территории
РФ.
Федеральные налоги:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- налог на доходы физических
лиц;
- налог на прибыль организаций;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- водный налог;
- сборы за пользование объектами
животного мира и за пользование объектами
водных биологических ресурсов;
- государственная пошлина.
2) Региональными налогами
и сборами признаются налоги,
которые установлены НК РФ
и законами субъектов РФ о
налогах и обязательны к уплате
на территориях соответствующих
субъектов РФ.
Региональные налоги:
- налог на имущество организаций;
- налог на игорный бизнес;
- транспортный налог.
3) Местными налогами и
сборами признаются налоги, которые
устанавливаются НК РФ и нормативными
правовыми актами представительных
органов муниципальных образований
о налогах и обязательны к
уплате на территориях соответствующих
муниципальных образований, если
иное не предусмотрено НК РФ.
Местные налоги:
- земельный налог;
- налог на имущество физических
лиц.
При этом следует отметить,
что принадлежность налога (сбора) к конкретному
уровню системы налогов и сборов не означает,
что он является источником доходов только
федерального бюджета, или региональных
бюджетов, или местных бюджетов. Законодатель,
например, может предусмотреть полное
или частичное закрепление конкретных
федеральных налогов в качестве источника
доходов региональных и местных бюджетов.
В соответствии с законодательством часть
поступлений региональных налогов может
направляться в доход местных бюджетов.
Налоговым кодексом устанавливаются
также специальные налоговые режимы:
1.Система налогообложения
для сельскохозяйственных товаропроизводителей
(единый сельскохозяйственный налог);
2.Упрощённая система налогообложения;
- Единый налог на вменённый
доход;
- Система налогообложения при
выполнении соглашений о разделе продукции.
Данные специальные налоговые
режимы, согласно с действующим законодательством,
могут предусматривать возможность освобождения
от уплаты некоторых действующих налогов
и сборов.[14, с. 158]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современных условиях одним
из важнейших рычагов, регулирующих финансовые
взаимоотношения предприятий с государством
в условиях перехода к рыночному хозяйству,
становится налоговая система. Она призвана
обеспечить государство финансовыми ресурсами,
необходимыми для решения важнейших экономических
и социальных задач. Посредством налогов,
льгот и финансовых санкций, являющихся
неотъемлемой частью системы налогообложения,
государство воздействует на экономическое
поведение предприятий, стремясь создать
при этом равные условия всем участникам
общественного воспроизводства. Налоговые
методы регулирования финансово-экономических
отношений в сочетании с другими экономическими
рычагами создают необходимые предпосылки
для формирования и функционирования
единого целостного рынка, способствующего
созданию рыночных отношений.
Выделяются следующие общепринятые
принципы построения эффективной налоговой
системы:
- экономическая эффективность;
- определенность налогообложения;
- справедливость налогообложения;
- простота налогообложения
и низкий уровень издержек по взиманию
налогов.
В условиях развитых рыночных
отношений налогам присущи следующие
функции:
1.фискальная;
2.регулирующая;
3.стимулирующая;
4.распределительная.
В состав налоговой системы
входят:
- виды налогов, установленные
на территории государства;
- субъекты налога (налогоплательщики);
- законодательная база;
- органы государственной власти,
на которые возложена обязанность по взиманию
налогов и сборов с налогоплательщиков
и контролю за своевременной и полной
уплатой соответствующих налогов и сборов.
Состав налогового законодательства
включает:
1) федеральное налоговое законодательство;
2) региональное налоговое законодательство;
3) муниципальные налоговые
акты.
В Российской Федерации устанавливаются
следующие виды налогов и сборов: федеральные,
региональные и местные.
Согласно статистическим данным
по поступлению налогов и сборов в бюджет
РФ, экономика страны показывает стабильный
рост.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации:
официальный текст. - М.: ОМЕГА-Л, 2009. - 40
с.
2. Налоговый кодекс Российской
Федерации: части первая и вторая: по сост.
на 15 фев. 2007 г. - М.: Проспект, 2011. - 656 с.
3. Абдулгалимов А.М. Теория и
история налогообложения: Учебное пособие
/ Алиев Б.Х. <http://shop.top-kniga.ru/persons/in/30566/>
Алиев М.Б. АбдулгалимовHYPERLINK "http://shop.top-kniga.ru/persons/in/30567/"
А.М. <http://shop.top-kniga.ru/persons/in/30567/> Вузовский
учебник. - 2011. - 240 с.
4. Александров И.М. Налоги и
налогообложение: учебное пособие / Александров
И.М. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 370 с.
5. Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение:
Учеб. пособие / Под ред. Б.Х.Алиева. - М.:
Финансы и статистика, 2012. - 401 с.
6. Алиев Б.Х. Налоговая система:
понятие, структура и параметры / Б.Х. Алиев
// Налоги. - 2010. - №3. - С.16-18.
7. Грачев Е.Ю. Финансовое право:
Учебник / Под ред. Е.Ю. Грачева. - М.: Проспект,
2011. - 325c.
8. Злобина Л.А. Налоги и налогоооблажение.
Учебное пособие 2-е, издание / Злобина
Л.А. - М.: Издательство МГУП, 2010. - 406 с.
9. Качур О.В. Налоги и налогообложение
/ Качур О.В. М.: Кнорус, 2009. - 304 с.
10. Майбуров И.А. Налоги и налогообложение:
учебник / Майбуров И.А. - СПб.: Питер, 2011
- 505 с.
11. Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение:
учебное пособие / Мамрукова О.И. - М.: Финансы
и статистика, 2012. - 326 с.
12. Пансков В.Г. Налоги и налоговая
система РФ (2-е издание): учебник / Пансков
В.Г. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 496 с.
13. Перов А.В Налоги и налогообложение
/ Перов А.В., Толкушкин А.В. - М.: Юрайт-Издат,
2009. - 720 с.
14. Перов А.В. Налоги и налогообложение:
учебное пособие / Перов А.В. - М.: Юрайт-Издат,
2010. - 489 с.
15. Федеральная Налоговая Служба
РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http:// www.nalog.ru <http://www.nalog.ru/>.
16. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение
/ Юткина Т.Ф.- ИНФРА-М, 2010. - 430 с.