Налоговая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 05:38, контрольная работа

Описание работы

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Содержание работы

1. СТАНОВЛЕНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ..4
1.1 История становления налоговой системы в России………………………………4
1.2 Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы
Российской Федерации………………………………………………………………..9
2. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ…………………….15
2.1 Правовое регулирование налоговой системы Российской Федерации…………15
2.2 Структура действующей налоговой системы в РФ……………………………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………22

Файлы: 1 файл

налоговая система РФ.docx

— 47.55 Кб (Скачать файл)

Региональное налоговое законодательство включает в себя законы субъектов РФ. Налоговая компетенция субъектов РФ ограничена. Они уполномочены устанавливать региональные налоги, вводить указанные налоги на территории субъекта РФ и определять некоторые элементы налогообложения (налоговые ставки и налоговые льготы в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налогов, а также формы отчетности по региональным налогам).

Муниципальные налоговые акты складываются из актов представительного органа местного самоуправления, которыми устанавливаются и вводятся местные налоги и сборы. Налоговая компетенция местного самоуправления так же ограничена, налоговые акты могут регулировать лишь налоговые ставки местных налогов и сборов в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налогов, а также формы отчетности по местным налогам.

Часть первая НК РФ является основополагающим нормативным правовым актом, комплексно закрепляющим наиболее важные положения об организации и осуществлении налогообложения в России.

Налоговый Кодекс РФ дает определения налога и сбора.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) Ст. 8 Налогового Кодекса РФ.

Согласно общим условиям установления налогов и сборов налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики.

К налогоплательщикам относятся, в частности:

1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов;

2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налоговыми агентами;

3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы).

Также должны быть определены элементы налогообложения:

1) объект налогообложения - им могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров, либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физические характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство связывает возникновение обязанности по уплате налога;

2) налоговая база - представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения;

3) налоговый период - под ним понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога

4) налоговая ставка - представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;

5) порядок исчисления налога;

6) порядок и сроки уплаты налога.

Причем налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

За неисполнение обязанностей по уплате налогов налогоплательщики могут быть привлечены к административной (включая налоговую) и уголовной ответственности.

В России общую линию налогового законодательства определяет Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ и Правительство РФ. Государственная Дума рассматривает вопросы налогового законодательства и принимает законы о налогообложении, которые с одобрения Совета Федерации после подписи Президента РФ вступают в силу.

Главным федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, на который возложены основные функции по надзору и контролю соблюдения действующего на территории страны налогового законодательства, является Федеральная налоговая служба России (ФНС).

Федеральная налоговая служба также обязана следить за правильностью и полнотой исчисления налогов и прочих обязательных платежей. Своевременностью налогов и сборов внесения в бюджеты соответствующих уровней, в случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ.

Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных НК РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, правовое регулирование налоговой системы РФ осуществляется на основе Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним нормативно-правовых актов. Основу эффективности налоговой системы составляют принципы ее построение, несоблюдение которых приводит к существенным проблемам.

 

2.2 Структура действующей налоговой системы в РФ

 

В состав налоговой системы входят:

- виды налогов, установленные на территории государства;

- субъекты налога (налогоплательщики);

- законодательная база - законы и нормативно-правовые акты, регулирующие налоговые отношения;

- органы государственной власти, на которые возложена обязанность по взиманию налогов и сборов с налогоплательщиков и контролю за своевременной и полной уплатой соответствующих налогов и сборов.

В первой части Налогового Кодекса РФ дан перечень действующих налогов и сборов.

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

1) Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Федеральные налоги:

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы;

- налог на доходы физических лиц;

- налог на прибыль организаций;

- налог на добычу полезных ископаемых;

- водный налог;

- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

- государственная пошлина.

2) Региональными налогами  и сборами признаются налоги, которые установлены НК РФ  и законами субъектов РФ о  налогах и обязательны к уплате  на территориях соответствующих  субъектов РФ.

Региональные налоги:

- налог на имущество организаций;

- налог на игорный бизнес;

- транспортный налог.

3) Местными налогами и  сборами признаются налоги, которые  устанавливаются НК РФ и нормативными  правовыми актами представительных  органов муниципальных образований  о налогах и обязательны к  уплате на территориях соответствующих  муниципальных образований, если  иное не предусмотрено НК РФ.

Местные налоги:

- земельный налог;

- налог на имущество физических лиц.

При этом следует отметить, что принадлежность налога (сбора) к конкретному уровню системы налогов и сборов не означает, что он является источником доходов только федерального бюджета, или региональных бюджетов, или местных бюджетов. Законодатель, например, может предусмотреть полное или частичное закрепление конкретных федеральных налогов в качестве источника доходов региональных и местных бюджетов. В соответствии с законодательством часть поступлений региональных налогов может направляться в доход местных бюджетов.

Налоговым кодексом устанавливаются также специальные налоговые режимы:

1.Система налогообложения  для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2.Упрощённая система налогообложения;

- Единый налог на вменённый доход;

- Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Данные специальные налоговые режимы, согласно с действующим законодательством, могут предусматривать возможность освобождения от уплаты некоторых действующих налогов и сборов.[14, с. 158]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В современных условиях одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятий с государством в условиях перехода к рыночному хозяйству, становится налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, стремясь создать при этом равные условия всем участникам общественного воспроизводства. Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирования единого целостного рынка, способствующего созданию рыночных отношений.

Выделяются следующие общепринятые принципы построения эффективной налоговой системы:

- экономическая эффективность;

- определенность налогообложения;

- справедливость налогообложения;

- простота налогообложения и низкий уровень издержек по взиманию налогов.

В условиях развитых рыночных отношений налогам присущи следующие функции:

1.фискальная;

2.регулирующая;

3.стимулирующая;

4.распределительная.

В состав налоговой системы входят:

- виды налогов, установленные на территории государства;

- субъекты налога (налогоплательщики);

- законодательная база;

- органы государственной власти, на которые возложена обязанность по взиманию налогов и сборов с налогоплательщиков и контролю за своевременной и полной уплатой соответствующих налогов и сборов.

Состав налогового законодательства включает:

1) федеральное налоговое законодательство;

2) региональное налоговое законодательство;

3) муниципальные налоговые акты.

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

Согласно статистическим данным по поступлению налогов и сборов в бюджет РФ, экономика страны показывает стабильный рост.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Конституция Российской Федерации: официальный текст. - М.: ОМЕГА-Л, 2009. - 40 с.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации: части первая и вторая: по сост. на 15 фев. 2007 г. - М.: Проспект, 2011. - 656 с.

3. Абдулгалимов А.М. Теория и история налогообложения: Учебное пособие / Алиев Б.Х. <http://shop.top-kniga.ru/persons/in/30566/> Алиев М.Б. АбдулгалимовHYPERLINK "http://shop.top-kniga.ru/persons/in/30567/" А.М. <http://shop.top-kniga.ru/persons/in/30567/> Вузовский учебник. - 2011. - 240 с.

4. Александров И.М. Налоги и налогообложение: учебное пособие / Александров И.М. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 370 с.

5. Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие / Под ред. Б.Х.Алиева. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 401 с.

6. Алиев Б.Х. Налоговая система: понятие, структура и параметры / Б.Х. Алиев // Налоги. - 2010. - №3. - С.16-18.

7. Грачев Е.Ю. Финансовое право: Учебник / Под ред. Е.Ю. Грачева. - М.: Проспект, 2011. - 325c.

8. Злобина Л.А. Налоги и налогоооблажение. Учебное пособие 2-е, издание / Злобина Л.А. - М.: Издательство МГУП, 2010. - 406 с.

9. Качур О.В. Налоги и налогообложение / Качур О.В. М.: Кнорус, 2009. - 304 с.

10. Майбуров И.А. Налоги и налогообложение: учебник / Майбуров И.А. - СПб.: Питер, 2011 - 505 с.

11. Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение: учебное пособие / Мамрукова О.И. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 326 с.

12. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система РФ (2-е издание): учебник / Пансков В.Г. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 496 с.

13. Перов А.В Налоги и налогообложение / Перов А.В., Толкушкин А.В. - М.: Юрайт-Издат, 2009. - 720 с.

14. Перов А.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие / Перов А.В. - М.: Юрайт-Издат, 2010. - 489 с.

15. Федеральная Налоговая Служба РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.nalog.ru <http://www.nalog.ru/>.

16. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение / Юткина Т.Ф.- ИНФРА-М, 2010. - 430 с.

 

 


Информация о работе Налоговая система РФ