Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 21:43, реферат
Сбалансированность и обоснованность системы налогов и сборов имеет большое значение в любом государстве, поскольку ни одно государство не может существовать без экономической основы, регулируемой законодательством, значительную часть которой составляет налоговая система. Налогообложение известно с тех пор, как существует государство. К настоящему времени достоверно установлено, что первые материальные свидетельства о налогах относятся к 3300-3200 годам до н.э.1 Немногим позже появились и первые специализированные органы, занимающиеся сбором налогов. Современную историю налоговой системы России ведут с 1918 г, когда была разрушена система налоговых органов Российской империи и начали создаваться новые структуры.
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Возникновение и развитие налогообложения……………………………….......5
1.1 Возникновение налогообложения……………………………………………....5
1.2 Становление современной налоговой системы……………………………..…9
2 Налоги и налоговая система в современной России…………………………...11
2.1 Противоречия действующей налоговой системы России…………………...13
2.2 Пути реформирования налоговой системы…………………………………...14
Заключение………………………………………………………………………….16
Задача……………………………………………………………………………..…19
Тестовые задания………………………………………………………………...…21
Список литературы……...………………………………………...………………..22
Содержание
Налоговая система России и ее реформирование…………………………………3
Введение…………………………………………………………
1 Возникновение и развитие налогообложения………………………………...
1.1 Возникновение налогообложения………………………………………
1.2 Становление современной налоговой
системы……………………………..…9
2 Налоги и налоговая система в современной
России…………………………...11
2.1 Противоречия действующей налоговой
системы России…………………...13
2.2 Пути реформирования налоговой системы…………………………………...14
Заключение……………………………………………………
Задача………………………………………………………………
Тестовые задания……………………………………………………………
Список литературы……...………………………………………
Налоговая система России и ее реформирование.
Введение
Сбалансированность и обоснованность системы налогов и сборов имеет большое значение в любом государстве, поскольку ни одно государство не может существовать без экономической основы, регулируемой законодательством, значительную часть которой составляет налоговая система.
Налогообложение известно с
тех пор, как существует государство.
К настоящему времени достоверно
установлено, что первые материальные
свидетельства о налогах
Налоги олицетворяют собой
ту часть совокупности финансовых отношений,
которая связана с
Особенность налоговой системы
Российской Федерации состоит в
том, что законодательство, регулирующее
эту область жизни общества, еще
не обрело необходимой стабильности,
поскольку не достигло сбалансированности,
четкости и обоснованности, способной
удовлетворить все нужды
Актуальность темы характеризуется тем, что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов и надлежащей дисциплины налогоплательщиков.
В современных условиях одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения в экономике, становится налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, стремясь создать при этом равные условия всем участникам общественного воспроизводства. Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирования единого целостного рынка, способствующего созданию рыночных отношений.
Целью работы является анализ и изучение налоговой системы Российской Федерации.
Объектами налогообложения
служат имущество, прибыль, доход, стоимость
реализованных товаров, выполненных
работ, оказанных услуг либо другое
экономическое основание, имеющее
стоимостную, количественную или физическую
характеристики, с наличием которого
у налогоплательщика
1.1 Возникновение налогообложения
Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей различных эпох. Один из основоположников налогообложения А. Смит (1723 – 1790) говорил о том, что налоги для того, кто их выплачивает, – признак не рабства, а свободы. Ф.Аквинский (1226 – 1274) определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689 – 1755) с полным основанием полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им.
Значит, можно сказать, что налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних ступенях государственной организации начальной формы налогообложения можно считать жертвоприношение. Оно было неписанным законом и, таким образом, становилось принудительной выплатой или сбором. Причем процентная ставка сбора была достаточно определенной. В Пятикнижии Моисея сказано: «… и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу». Первоначальная ставка налога составляла 10% от полученных доходов.
По мере развития государства возникла «светская» десятина, которая взималась в пользу влиятельных князей наряду с десятиной церковной. Данная практика существовала в различных странах на протяжении многих столетий: от Древнего Египта до средневековой Европы. Так, в Древней Греции в VII – VI вв. до н.э. представителями знати были введены налоги на доходы в размере одной десятой или одной двадцатой части доходов. Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание наемных армий, возведение укреплений вокруг городов государств, строительство храмов, водопроводов, дорог, устройство праздников, раздачу денег и продуктов беднякам и на другие общественные цели.
Позже Римской, Греческой
и Византийской стала складываться
финансовая система Руси. Объединение
Древнерусского государства началось
лишь с конца IX в. Основным источником
доходов княжеской казны была
дань. Это был сначала нерегулярный,
а позже все более
После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала басками – уполномоченными хана, а затем самими русскими князьями. «Выход» взимался с каждой души мужского пола и со скота.
Помимо «выхода», или дани, были и другие ордынские тяготы. Например, «ям» – обязанность доставлять подводы ордынским чиновникам, или содержание посла Орды с огромной свитой.
Взимание прямых налогов в казну самого Русского государства было уже невозможным. Главным источником внутренних доходов стали пошлины.
Уплата «выхода» была прекращена
Иваном III (1440 – 1505) в 1480 г., после чего
вновь началось создание финансовой
системы Руси. В качестве главного
прямого налога Иван III ввел «данные»
деньги с черносошных крестьян и
посадских людей. В результате различных
способов составления «сошного»
письма, которое служило для
Несколько упорядочена она была в царствование Алексея Михайловича (1629 – 1676), создавшего в 1655 г. Счетный приказ. Но войны со шведами и поляками, которые он вел, требовали огромных расходов. К тому же Россию во второй половине сороковых годов XVII в. постигло несколько неурожайных лет и падеж скота от эпидемических болезней. Правительство прибегало к экстренным сборам. С населения взимали сначала двадцатую, потом десятую, затем пятую деньгу. То есть прямые налоги «с животов и промыслов» поднялись до 20%. Увеличивать их дальше стало невозможно. Введенный для поправки финансового положения косвенный налог – акциз на соль – вскоре был временно отменен, т.к. начались народные соляные бунты среди беднейшего населения России. Началась работа по упорядочению финансов на более разумных основаниях.
Эпоха Петра I (1672 – 1725) характеризуется постоянной нехваткой финансовых ресурсов из-за многочисленных войн, большого строительства, крупномасштабных государственных преобразований. Для пополнения казны изобретались все новые способы, вводились дополнительные налоги, вплоть до налога на усы и бороды.
В то же время Петром I был
принят ряд мер, чтобы обеспечить
справедливость налогообложения, равномерную
раскладку налоговых тягот. Тяжесть
некоторых прежних налогов была
ослаблена, причем в первую очередь
для малоимущих людей. И даже на протяжении
XIX в. главным источником доходов
государства Российского
Кроме государственных прямых
налогов функционировали
К концу XIX в. все суммы, включая земские, стали поступать в кассу государственного казначейства.
В восьмидесятых годах XIX в. наряду с общей отменой подушной подати стало внедряться подоходное налогообложение. Был установлен налог на доходы с ценных бумаг. Затем государственный квартирный налог.
Действовали пошлины с имущества, переходящего по наследству или по актам дарения. В зависимости от степени родства они имели ставку от 1 до 6% стоимости имущества.
Существовали паспортные сборы, в том числе с заграничных паспортов. Облагались полисы по страхованию от пожаров.
Среди косвенных налогов в XIX в. крупные доходы Российскому государству давали акцизы на табак, сахар, керосин, соль, спички, прессованные дрожжи, осветительные нефтяные масла и ряд других товаров. Значительными были поступления от производства и торговли алкогольными напитками.
Но система акцизов, как
и таможенные пошлины, имела отнюдь
не только фискальный характер. Она
обеспечивала государственную поддержку
отечественным
Наиболее крупным из прямых налогов был налог с недвижимых имуществ. В указанный период он взимался по ставке 9%.
Значительную сумму среди прямых налогов давал налог на право в Москве торговли и промыслов. Сюда входили стоимость патентов, купеческих свидетельств, свидетельств на право мелкой торговли, сборы с торговых и промышленных заведений и др.
Косвенные сборы и пошлины взимались за клеймение мер, гирь и весов, за утверждение планов и чертежей на постройки в частных владениях, за прописку, выдачу справок из адресного стола. К этой же статье относились сборы с аукционной продажи векселей, заемных писем и договоров, судебных пошлин.
1.2 Становление современной налоговой системы
Определенный этап в налаживании финансовой системы страны наступил в период новой экономической политики, когда были сняты запреты на торговлю, на местный кустарный промысел. Была разработана система налогов, займов, кредитных операций, приняты меры по укреплению денежной единицы. Опыт НЭПа показал, что нормальное налогообложение возможно лишь при определенном построении отношений собственности, которые обеспечивали бы правовую обособленность предприятий от государственного аппарата управления, что необходимо также для нормального механизма перелива капитала между отраслями и предприятиями, для формирования рынка капиталов.
Финансовая система во время НЭПа имела много специфических особенностей, но, тем не менее, она отталкивалась от налоговой системы дореволюционной России, как от исходного пункта и воспроизводила ряд ее черт. Однако складывающаяся система налогообложения характеризовалась почти полным отсутствием данных для определения финансового положения различных категорий налогоплательщиков, что предопределяло весьма примитивные способы обложения.
В дальнейшем финансовая система
России эволюционировала в направлении,
противоположном процессу общемирового
развития. От налогов она перешла
к административным методам изъятия
прибыли предприятий и
Начало девяностых годов явилось также периодом возрождения и формирования налоговой системы Российской Федерации.
В новой налоговой системе одно из главных мест заняли косвенные налоги на потребление: налог на добавленную стоимость и акцизы, входящие в цену товара (работ, услуг), т.к. реформирование экономики России с самого начала было ориентировано на переход к либеральной модели рынка. Это привело, начиная с 1992 года к освобождению цен на 90% товаров и услуг, что дало сильный их скачок и увеличению налоговых поступлений в бюджет в первоначальный период.
Но эти первые годы рыночных
преобразований в России привели
к значительному спаду
Информация о работе Налоговая система России и ее реформирование