Налоговая система России и ее реформирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 21:43, реферат

Описание работы

Сбалансированность и обоснованность системы налогов и сборов имеет большое значение в любом государстве, поскольку ни одно государство не может существовать без экономической основы, регулируемой законодательством, значительную часть которой составляет налоговая система. Налогообложение известно с тех пор, как существует государство. К настоящему времени достоверно установлено, что первые материальные свидетельства о налогах относятся к 3300-3200 годам до н.э.1 Немногим позже появились и первые специализированные органы, занимающиеся сбором налогов. Современную историю налоговой системы России ведут с 1918 г, когда была разрушена система налоговых органов Российской империи и начали создаваться новые структуры.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Возникновение и развитие налогообложения……………………………….......5
1.1 Возникновение налогообложения……………………………………………....5
1.2 Становление современной налоговой системы……………………………..…9
2 Налоги и налоговая система в современной России…………………………...11
2.1 Противоречия действующей налоговой системы России…………………...13
2.2 Пути реформирования налоговой системы…………………………………...14
Заключение………………………………………………………………………….16
Задача……………………………………………………………………………..…19
Тестовые задания………………………………………………………………...…21
Список литературы……...………………………………………...………………..22

Файлы: 1 файл

налоги.docx

— 41.33 Кб (Скачать файл)

В настоящий период вносятся изменения в законодательство, устанавливающие  новый порядок налогообложения  физических лиц, принимается целый  ряд законов, касающихся земельного, дорожного налога. В это же время  формируется Государственная налоговая  служба (с 1998 г. – министерство Российской Федерации по налогам и сборам). В 1998 году принимается первая часть  Налогового кодекса Российской Федерации, в 2000 году – вторая. В настоящее  время продолжается совершенствование  налогового законодательства, что, в  первую очередь, связано с происходящими  изменениями в экономической  и социальной сфере государства.

 

 

 

 

 

2. НАЛОГИ И НАЛОГОВАЯ  СИСТЕМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 

Одним из основных инструментов макроэкономического регулирования  является фискальная политика. Под  фискальной политикой понимают совокупность мер, предпринимаемых правительственными органами по изменению государственных  расходов и налогообложения. Ее основными  задачами являются: сглаживание колебаний  экономического цикла, обеспечение  устойчивых темпов экономического роста, достижение высокого уровня занятости, снижение инфляции.

Фискальная политика в  зависимости от механизмов ее регулирования  на изменение экономической ситуации делится на дискреционную и автоматическую (политику встроенных стабилизаторов).

Переход экономики России на рыночные отношения потребовал создания системы налогообложения предприятий  и граждан (юридических и физических лиц). Принятие Верховным Советом  Российской Федерации в 1995-1996 годах  новых законов является продолжением и углублением важнейшего элемента экономической реформы в России.

Созданная целостная система  налогообложения четко устанавливает  перечень налогов, которые могут  применяться на территории РФ, права  и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, разграничены полномочия органов государственной  власти различного уровня по введению налогов на соответствующей территории, установлению ставок налогов и льгот  по ним.

Принятый в России новый  пакет законов о налогах воплотил в себе весь мировой опыт, что  важно для страны, выходящей из экономического кризиса, отвечает в  основном требованиям переходного  к рыночным отношениям периода, имеет  определенную социальную направленность. Бесспорно, он не лишен серьезных  недостатков и просчетов, подвергается серьезной и нередко обоснованной критике со стороны налогоплательщиков и специалистов. Важно сопоставить новую налоговую систему России с налогами, действующими в разных зарубежных странах, так как переход к рыночной экономике немыслим без использования опыта западных государств наряду со всем лучшим, что имелось в нашей стране.

Так, например налог на добавленную  стоимость дополняется акцизами на отдельные виды продукции. Это  сравнительно новая для России, но общепринятая в мировой практике форма изъятия сверхприбыли, получаемой от производства товаров со значительной разницей между ценой, определяемой потребительной стоимостью, и фактической  себестоимостью. На протяжении многих лет в РФ эту роль выполнял налог  с оборота. Рыночная экономика неизбежно  порождает необходимость в акцизах.

В условиях спада производства, продолжающейся инфляции и ограниченности ресурсов важное значение имеет принятие в налоговом законодательстве мер  по стимулированию инвестиционной деятельности. Освобождена от налогообложения  прибыль всех предприятий и организаций, направляемая на инвестиции, включая  развитие собственной производственной и непроизводственной базы при условии  полного использования сумм начисленного износа (амортизации).

Налоговая реформа охватывает и налоги с физических лиц. Принципиальные изменения претерпел порядок  взимания подоходного налога. Объектом налогообложения теперь служит не месячный заработок, а совокупный годовой  доход, что отвечает мировой практике. Кроме денежных поступлений в  понятие совокупного годового дохода входят доходы, полученные в натуральной  форме, оплаченные предприятиями услуги работнику, дивиденды по акциям. Существенно  изменена прогрессия шкалы подоходного  налога.

 

 

 

2.1 Противоречия  действующей налоговой системы  России

Основы налоговой системы  России законодательно оформлены в 1995г. Создание новой особой формы  взаимоотношений государства и  налогоплательщика не обошлось без  противоречий между налогообложением и отдельными элементами хозяйственного механизма: кредитованием, ценообразованием, валютным регулированием и др. Главным  препятствием к становлению эффективной  налоговой системы является кризис экономики.

Нынешние налоги в своей  основе формировались в условиях экономического кризиса, что не могло  не отразиться на их количестве, структуре  и ставках. Характерным является крен в сторону выполнения фискальной функции налогов. Это не удивительно, т.к. в условиях бюджетного дефицита, падения объемов производства, инфляции был велик соблазн все экономические  проблемы государства решить при  помощи налогов. Отсюда их чрезмерное количество, завышенные ставки, противоречивое воздействие на процессы воспроизводства. Как следствие, попытки налогоплательщиков разными путями уйти от налогов, отсюда чрезмерно высокая недоимка налогов  в бюджеты разных уровней.

Во многом действующая  налоговая система соответствует по форме налоговым системам зарубежных стран. Слишком велико было желание внедрить сразу все атрибуты рыночной экономики уже на переходном этапе, который переживает российская экономика. Новые налоги тяжелым бременем легли на предприятия, экономика которых и без того была подорвана непродуманными мерами в области политики цен.

Нестабильность налоговой  системы является существенным, если не основным, экономическим фактором, сдерживающим привлечение иностранного капитала в российскую экономику. По мнению большинства специалистов, она недопустимо жестка по числу и качеству налогов и слишком сложна для налогоплательщика.

 

2.2 Пути реформирования  налоговой системы

 

Ключевым звеном формирования рыночной экономики, достижения экономического роста, обеспечения цивилизованного  уровня жизни российских граждан  является создание эффективно работающей налоговой системы. За последние  годы в основном определились контуры  этой системы, требующие дополнительной отладки и шлифовки в соответствии с объективными экономическими и  социальными условиями. Для того чтобы налоги в полной мере соответствовали  предъявленным требованиям, необходима выработка долгосрочной концепции  развития и совершенствования налоговой  системы России, в которой были бы четко сформулированы цели и задачи ее развития, обоснована налоговая  политика.

На стадии становления  налоговой системы, когда сама налоговая  материя эмпирична, подвижна и нестабильна, правовая форма налогообложения  не может быть совершенной. Идут разговоры  о корректировке курса реформ, о приоритете социальных аспектов в  их проведении. В этих условиях оценка системы налогообложения на макроуровне, как справедливо отмечают многие экономисты, может быть дана лишь при  наличии четко сформулированных целей социально-экономической политики, проводимой государством на определенном этапе развития общества. Только при  совместимости налоговой системы  с общеэкономическими целями и задачами, которые ставят перед собой и  пытаются решить общество и государство, возможна ее относительная стабилизация, что в свою очередь является важнейшей  предпосылкой для того, чтобы не повторить ошибок в конструировании  правовой формы налогообложения, допущенных на ранних стадиях становления налоговой  системы.

Важным фактором повышения  собираемости налогов должно стать  урегулирование проблемы просроченной задолженности путем ее реструктуризации.

На базе налоговой политики, увязанной с политикой цен  и политикой доходов, необходима разработка концепции развития и  совершенствования налоговой системы  РФ на длительную перспективу. Одним  из начальных шагов в формировании концепции является доработка и  принятие Налогового кодекса РФ.

Важным направлением эффективного использования налогов является повышение их роли в стимулировании малого предпринимательства. Малый  бизнес имеет ряд преимуществ. Именно он формирует конкурентную сферу, создаёт  дополнительные рабочие места, оперативно внедряет передовые достижения, перестраивает  производство в зависимости от соотношения  спроса и предложения, не требует  повышенных первоначальных затрат.8

Несомненно, что мировой  опыт должен использоваться в налоговом  законодательстве и налоговой практике, но с учетом различий, связанных  с состоянием и уровнем развития экономики, судебной системы, уровнем  правовой культуры населения и работников налоговых органов, исторических факторов.

Однако, не смотря ни на что, накопленный западными странами опыт применения налоговых систем для  обеспечения финансового благополучия и регулирования экономики имеет  большое практическое значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным  инструментом воздействия государства  на развитие хозяйства, определения  приоритетов экономического и социального  развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Налоги как очень мощное орудие могут сыграть свою роль в  стабилизации экономики и финансов только в случае целенаправленного  и дозированного использования. Но для создания такой политики необходимо определить место налогов в механизме  стабилизации. В настоящее время  в России идет этап становления механизма  налогового регулирования посредством  реформирования налоговой системы.

Анализ реформаторских преобразований в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения  касаются в лучшем случае отдельных  элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых  льгот и привилегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов  на другие).

На сегодняшний день существует огромный обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов  в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку  было бы совершенно неразумно не уделять  первостепенное внимание специфике  экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного  хозяйства.

Правовая форма налогообложения  еще весьма несовершенна. Налоговое  законодательство излишне усложнено, обладает неполнотой, противоречивостью, наличием пробелов. Попытки устранить  эти недостатки путем многочисленных изменений и дополнений действующих законодательных актов, а также посредством спорадического и бесконтрольного издания различного рода подзаконных актов, приводят лишь к еще большему запутыванию, усложнению и деформации правовой базы налогообложения, создавая почву как для налоговых нарушений со стороны плательщиков, так и для произвола налоговых органов.

Действующая налоговая система  подвергается обоснованной критике. Непомерное налоговое бремя для предприятий  – основной экономический порок  российской системы налогообложения.

Нестабильность российских налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов и льгот играет отрицательную роль, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным.

На Западе налоговые вопросы  давно уже занимают почетное место  в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых  ставок неправильный или недостаточный  учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство  предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных  налоговым законодательством льгот  и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или  даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к  упрощению налоговой системы, т.е. чем проще налоговая система, тем, проще определять экономический  результат, меньше забот при составлении  отчетных документов и тем больше остается времени у предпринимателей на обдумывание того, как снизить  себестоимость продукции, а не на то, как снизить налоги. Налоговым  же органам проще следить за правильностью  уплаты налогов, что позволяет уменьшить  число работников в финансовых органах.

В России стране система  налогов имеет очень сложную  структуру. В ней присутствуют различные  налоги, отчисления, акцизы и сборы, которые по сути почти ничем друг от друга не отличаются. Однако такая масса платежей приводит к тому, что бухгалтерия предприятий часто ошибается при отчислениях налогов, в результате чего предприятие платит пени за несвоевременную уплату налога.

Работа по применению опыта  в организации налоговой системы  России активно ведется и в  настоящее время и направлена не только на усугубление налогового бремени, но и на смягчение экономических  кризисов при спадах общего производства, а также предусматривает определенные льготные налоговые периоды по уплате налогов для определенных категорий  предприятий.

Так как налоговые органы являются единственными законными  сборщиками налогов и сборов, которые  формируют бюджеты всех уровней  государства, то от их компетенции зависит  эффективное функционирование всей налоговой системы РФ и всего  народного хозяйства страны.

Информация о работе Налоговая система России и ее реформирование