Налоговая система России. Налогоплательщики и налоговые агенты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 18:03, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявить сущности налогов, охарактеризовать основные виды налогов, а также рассмотреть главные элементы налоговой системы Российской Федерации. В работе необходимо использовать не только теоретические работы, но и определенные законы, имеющие практическое значение и регламентирующие налоговую систему России.
В курсовой работе ставились и решались следующие задачи: проанализировать понятие, цели, содержание и роль налоговой системы Российской Федерации; рассмотреть современную систему налогообложения в России, а именно виды налогов и классификацию налогов, а также выявить задачи совершенствования налоговой системы, сделать выводы по работе и сформулировать собственные предложения по изучаемой проблеме; дать характеристику и анализ поступлений основных налогов в бюджет Российской Федерации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Основы налогообложения в Российской Федерации в 2012 году 5
1.1 Основы законодательства о налогах и сборах в Российской Федерации 5
1.2. Участники налоговых отношений 13
2 Характеристика налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ 23
2.1Структура и динамика налоговых поступлений в консалидированный бюджет РФ 23
2.2 Анализ задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему Российской федерации 33
3 Совершенствование налогой системы РФ 41
3.1 Проблемы налоговой системы РФ 41
3.2 Реформирование налоговой системы РФ 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 253.38 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЩССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  

 

 

  

 

 

 

Факультет:                                     Факультет бизнеса

Кафедра:                                         Финансы и налоговая политика

Дисциплина:              Налоги и налогообложение 

 

 

  

 

 

Курсовая работа 

 

На тему: Налоговая система России в 2012 году. Налогоплательщики и налоговые агенты.

 

 

 

 

 

  

Исполнитель                   Студентка Группа: ФБЭ-01 

 

Руководитель                                       Ворническо Н.И. 

 

 

  

 

 

Сдана на проверку   “___” __________ 2012 г. 

 

Оценка  “____________”

 

Новосибирск 2012 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1 Основы налогообложения в Российской  Федерации в 2012 году 5

1.1 Основы законодательства о  налогах и сборах в Российской  Федерации 5

1.2. Участники налоговых отношений 13

2 Характеристика налоговых поступлений  в консолидированный бюджет РФ 23

2.1Структура и динамика налоговых  поступлений в консалидированный  бюджет РФ 23

2.2 Анализ задолженности по налогам  и сборам в бюджетную систему  Российской федерации 33

3 Совершенствование налогой системы  РФ 41

3.1 Проблемы налоговой системы  РФ 41

3.2 Реформирование налоговой системы  РФ 48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Среди множества  существующих в современном обществе проблем наиболее актуальным в настоящее  время является проблема налогообложения. Это связано с тем, что она  глубоко затрагивает интересы, как  хозяйствующих субъектов, так и  большинства граждан. От налоговой  политики в наибольшей степени зависит  решение задач глубокой структурной  перестройки экономики, стимулирования деловой активности, роста производства и его эффективности, стабилизации финансовой системы государства. Заметный объем расчетных операций коммерческой фирмы приходится на ее взаимодействие с бюджетом и внебюджетными фондами  по перечислению налогов, сборов и других платежей, обеспечивающих деятельность различных элементов финансовой системы государства.

Налоговая система является одним из важнейших  рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения  предприятия с государством в  условиях рынка. Необходимость налогов  обусловлена потребностями общественного  развития и вытекает из функций и  задач государства, выполнений которых  требует средств. С помощью налогов  государство достигает относительного равновесия между общественными  потребностями и ресурсами для  их удовлетворения.

Налоги, бюджет государства и благосостояние граждан тесно взаимосвязаны  между собой. Налоги являются важным источником бюджетных поступлений. Бюджет в свою очередь играет значительную роль в формировании дохода граждан. А налоговое поступление в  бюджет государства зависит от дохода граждан. Поэтому необходимо разумное проведение налоговой политики государства. Делая из этого выводы, можно сказать, что проблема проведения налоговой  политики является актуальной проблемой.

Целью данной курсовой работы является выявить  сущности налогов, охарактеризовать основные виды налогов, а также рассмотреть  главные элементы налоговой системы  Российской Федерации. В работе необходимо использовать не только теоретические  работы, но и определенные законы, имеющие  практическое значение и регламентирующие налоговую систему России.

В курсовой работе ставились и решались следующие  задачи: проанализировать понятие, цели, содержание и роль налоговой системы  Российской Федерации; рассмотреть  современную систему налогообложения  в России, а именно виды налогов  и классификацию налогов, а также  выявить задачи совершенствования налоговой системы, сделать выводы по работе и сформулировать собственные предложения по изучаемой проблеме; дать характеристику и анализ поступлений основных налогов в бюджет Российской Федерации.

Объект  исследования: современная налоговая  система Российской Федерации.

Предметом исследования является совокупность принципов, способов, форм и методов взимания налогов и сборов в РФ.

В написании  курсовой работы нами использовались учебные пособия, монографии авторов - Аронов А.В., Кашин В.А., А.С., Колчин С.П., Миляков Н.В., Скрипниченко В.В., Черник Д.Г. В качестве информационной базы использовались : законодательные и нормативные акты Российской Федерации по вопросам налогообложения, статистические данные Росстата, Управления Федеральной налоговой службы России, материалы периодической печати и официальных сайтов органов государственной власти Российской Федерации.

Работа  выполнена с использованием диалектического  метода познания, метода сравнительного анализа, экономико-статистических методов (группировка, сравнение), системного подхода.

Курсовая  работа выполнена на 59 страницах, состоит из введения, 3 глав и заключения, проиллюстрирована 26 рисунками и 11 таблицами, содержит список литературы из 28 источников. В первой главе рассматривается общая характеристика налоговой системы Российской Федерации, во второй главе характеристика налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ и задолженностей по налогам и сборам в бюджетную систему РФ. В третьей главе рассматривается совершенствование налоговой системы РФ.

Автором составлена cструктура налоговых органов на стр. 18, рассчитаны показатели динамики и представлены в виде таблиц на стр. 38, составлены диаграммы структуры налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации за 7 лет (с 2005-2011 гг.) на страницах 25-28, диаграмма динамики поступлений налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2005-2011 гг. на странице 29. Составлены диаграммы структуры налоговых доходов консолидированного бюджета РФ по федеральным округам за 2006 -2011 гг. на страницах 30-32. Составлены диаграммы по задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему РФ за 2006-2011 года на страницах 36-39. Рассчитана динамика налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ за 2011-2012 года на странице39, так же рассчитана динамика изменения задолженности за 2011-2012 года на странице 40-41.

 

 

1 Основы налогообложения в Российской Федерации в 2012 году

1.1 Основы законодательства о налогах и сборах в Российской Федерации

Основу  функционирования налоговой системы  РФ на современном этапе составляет НК РФ, в соответствии с которым  законодательство РФ о налогах и  сборах включает в себя:

  • НК РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах;
  • законы и нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ в соответствии с НК РФ;
  • нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ.

Налоговый кодекс Российской Федерации состоит  из двух частей. Часть первая (Общая) действует с 1 января 1999 г. и устанавливает налоговую систему РФ, основы правоотношений, возникающих при уплате налогов и сборов, виды налогов и сборов, порядок возникновения и исполнения обязанностей налогоплательщиков, формы и методы налогового контроля, ответственность за налоговые нарушения, порядок обжалования действий (бездействия) налоговых органов, методы взимания налогов и т.д. В части первой НК РФ определен порядок изменение перечня налогов, ставок, методов исчисления налогооблагаемой базы, объектов налогообложения и методов взимания налогов, а также установлен порядок внесения изменений в налоговое законодательство.

Действующим налоговым законодательством не допускается установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых  льгот в зависимости от формы  собственности, гражданства физических лиц или места происхождения  капитала (ст. 3 НКРФ).

Налоги  и сборы не могут иметь дискриминационного характера и применяться в  зависимости от социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Допускается установление особых видов пошлины  либо дифференцированных ставок ввозных  таможенных пошлин в зависимости  от страны происхождения товара в  соответствии с НК РФ и таможенным законодательством РФ.

Налоги  и сборы должны иметь экономическое  основание и не могут быть произвольными. Не правомерно вводить налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Не допускается  устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ, в частности прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение  в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать не запрещенную  законом экономическую деятельность физических и юридических лиц  или создавать препятствия для  такой деятельности.

Часть первая НК РФ регулирует властные отношения  по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ.

При уплате налога возникают имущественные  отношения между плательщиком и  получателем, основанные на властном подчинении первого последнему. Именно поэтому  к налоговым отношениям неприменимы  нормы гражданского законодательства, основанного на равенстве, автономии  воли и имущественной самостоятельности  сторон, т.е. нормы Гражданского кодекса  Российской Федерации (далее — ГК РФ).

К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к  отношениям, возникающим при контроле уплаты таможенных платежей, обжаловании  актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц  и привлечении к ответственности  виновных лиц законодательство о  налогах и сборах не применяется, если иное непосредственно не предусмотрено  НК РФ.

В соответствии с НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и  сборы. Законодательство о налогах  и сборах основывается на признании  всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается  фактическая способность налогоплательщика  к уплате налога.

Важной  характеристикой законодательства о налогах и сборах является действие его актов во времени, которое  определено ст. 5 НКРФ.

Таблица 1 - Действие во времени законодательства о налогах и сборах

Направленность  актов

Не ранее

Акты законодательства о налогах

Одного месяца со дня официального опубликования  и 1-го числа очередного налогового периода

Акты законодательства о сборах

Одного месяца со дня их официального опубликования

Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части  установления новых налогов и  сборов

1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца  со дня официального опубликования

Акты субъектов  РФ и местные акты, вводящие новые налоги и сборы

1 января года, следующего за годом принятия, но не ранее одного месяца со дня официального опубликования

Акты законодательства о налогах и сборах, улучшающие положение налогоплательщика

С момента официального опубликования


 

Официальным опубликованием федеральных законов  считается первая публикация их полного  текста в «Парламентской газете», «Российской  газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации», а не дата их подписания.

Часть вторая НК РФ устанавливает порядок исчисления и уплаты отдельных налогов: федерального, регионального и местного уровней, а также порядок применения специальных  налоговых режимов.

Дополняют нормативную базу налогового законодательства РФ федеральные и региональные законы по отдельным налогам (например, налоге на землю), инструкции Министерства по налогам и сборам РФ (МНС России) — теперь Федеральной налоговой  службы (ФНС России), циркулярные  письма, указания, телеграммы ФНС России. Кроме того, сложилась обширная арбитражная  практика по вопросам налогообложения. Таким образом, нормативно-правовая база, регламентирующая налоговые правоотношения, достаточно велика, что, кстати, является существенным недостатком действующей  системы налогообложения.

Все, что  предусмотрено НК РФ, обязательно  к исполнению. Все, что противоречит НК РФ, трактуется в пользу налогоплательщика. Можно признать любой нормативный  правовой акт не соответствующим  НК РФ, если он изменяет или ограничивает права налогоплательщиков, запрещает  им какие-либо действия (бездействие), разрешает или запрещает положения, установленные НК РФ.

Информация о работе Налоговая система России. Налогоплательщики и налоговые агенты