Налоговая система России. Налогоплательщики и налоговые агенты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 18:03, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявить сущности налогов, охарактеризовать основные виды налогов, а также рассмотреть главные элементы налоговой системы Российской Федерации. В работе необходимо использовать не только теоретические работы, но и определенные законы, имеющие практическое значение и регламентирующие налоговую систему России.
В курсовой работе ставились и решались следующие задачи: проанализировать понятие, цели, содержание и роль налоговой системы Российской Федерации; рассмотреть современную систему налогообложения в России, а именно виды налогов и классификацию налогов, а также выявить задачи совершенствования налоговой системы, сделать выводы по работе и сформулировать собственные предложения по изучаемой проблеме; дать характеристику и анализ поступлений основных налогов в бюджет Российской Федерации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Основы налогообложения в Российской Федерации в 2012 году 5
1.1 Основы законодательства о налогах и сборах в Российской Федерации 5
1.2. Участники налоговых отношений 13
2 Характеристика налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ 23
2.1Структура и динамика налоговых поступлений в консалидированный бюджет РФ 23
2.2 Анализ задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему Российской федерации 33
3 Совершенствование налогой системы РФ 41
3.1 Проблемы налоговой системы РФ 41
3.2 Реформирование налоговой системы РФ 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 253.38 Кб (Скачать файл)

В НК РФ изложены следующие общие условия  установления налогов и сборов: при  введении налогов должны быть определены все элементы налогообложения; в  необходимых случаях могут предусматриваться  налоговые льготы и основания  для их использования налогоплательщиком; акты законодательства о налогах  и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно  знал, какие налоги (сборы), когда  и в каком порядке он должен платить; все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов  законодательства о налогах и  сборах толкуются в пользу налогоплательщика  [6, стр 50].

Элементы  налогообложения

 Совокупность  налогов, сборов, пошлин, взимаемых  в установленном порядке, образует  налоговую систему.

 Налог  считается установленным лишь  в том случае, когда определены  налогоплательщики и элементы  налогообложения:

1) объект  налогообложения;

2) налоговая  база;

3) налоговый  период;

4) налоговая  ставка;

5) порядок  исчисления налога;

6) порядок  и сроки уплаты налога.

 В  необходимых случаях при установлении  налога в акте законодательства  о налогах и сборах могут  также предусматриваться налоговые  льготы и основания для их  использования налогоплательщиком.

При установлении сборов определяются их плательщики  и элементы обложения применительно  к конкретным сборам. [14, стр. 7]

В отдельных случаях  НК РФ устанавливает специальный  налоговый режим - особый порядок  исчисления и уплаты налогов и  сборов в течение определенного  периода. К специальным налоговым  режимам относятся:

  1. глава 26.1 — система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
  2. глава 26.2  — упрощенная система налогообложения;
  3. глава 26.3 — система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  4. глава 26.4 — система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции [8, стр. 13].

Классификация налогов

Значительное  место в теории налогов занимает вопрос их классификации, т. е. системной группировки налогов по различным признакам. Обычно в научной литературе используется специальный термин – таксономия. Она помогает составить более полное представление об изучаемом предмете.[10, стр.14]

Классификация налогов и сборов в соответствии с объектами налогообложения: налоги подразделяют на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с доходов  или имущества юридических и  физических лиц (земельный налог, платежи за пользование природными ресурсами, налог на прибыль и др.), т.е. прямой налог непосредственно связан с характеристиками плательщика.

Косвенные налоги взимаются через  цены товаров (работ, услуг) путем их прибавления к цене товара (НДС, акцизы, таможенные пошлины). Косвенные налоги накладывают обязательства на ресурсы, виды деятельности и продукцию этой деятельности (товары и услуги).

По видам ставок налоги подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные. Пропорциональные налоговые ставки устанавливаются в одинаковом проценте от дохода независимо от его размера (налог на прибыль). Прогрессивные ставки увеличиваются с ростом размера облагаемого дохода (транспортный налог). Регрессивные налоговые ставки понижаются по мере увеличения дохода (государственная пошлина, единый социальный налог).

По уровню управления налоги разделяются на федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги устанавливаются  Федеральным собранием Российской Федерации (Государственная дума и  Совет Федерации), действуют на всей территории России и взимаются по единым ставкам. К ним относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на прибыль организаций, единый социальный налог, налог на доходы физических лиц, налог на добычу полезных ископаемых, государственная пошлина, водный налог, сборы за пользование  объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических  ресурсов.

Федеральные налоги являются основой  формирования бюджетной системы  Российской Федерации. Федеральные  налоги могут зачисляться как  в федеральный, так и в региональные и местные бюджеты.

Региональными признаются налоги и  сборы, которые установлены Налоговым  кодексом и законами субъектов Российской Федерации, утверждаемыми и вводимыми  региональными законодательными (представительными) органами власти (областные советы, советы народных депутатов, областные  думы и др.). К ним относятся: налог  на имущество организаций, налог  на игорный бизнес, транспортный налог.

К местным налогам в соответствии с частью первой НК РФ относятся: земельный  налог, налоги на имущество физических лиц.[15, стр. 22]

Подчеркивается, что не могут устанавливаться региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом.

 

 

Таблица 2 - Классификация  налогов, сборов по уровню управления

Федеральные налоги и сборы

Установлены НК и обязательны  к уплате на всей территории РФ

  1. Налог на добавленную стоимость
  2. Акцизы
  3. Налог на доходы физических лиц
  4. Налог на прибыль организации
  5. Налог на добычу полезных ископаемых
  6. Водный налог
  7. Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами
  8. Государственная пошлина

Региональные налоги

Установлены НК и законами субъектов РФ и обязательны к  уплате на всей территории соответствующих  субъектов РФ

  1. Налог на имущество организации
  2. Транспортный налог
  3. Налог на игорный бизнес

Местные налоги

Установлены НК и нормативными правовыми актами представительных органов МО и обязательны к  уплате на территории соответствующих  МО

  1. Земельный налог
  2. Налог на имущество физических лиц

 

Рисунок 1 - Система налогов и сборов[3, стр.20].

По целям взимания различают целевые и нецелевые налоги. Налог, связанный с конкретным направлением использования средств и поступления от которого не могут расходоваться ни на какие другие цели, называется маркированным налогом (например единый социальный налог). Налоги, не предусматривающие определенной цели взимания, называются немаркированными (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и др.).

В соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации налоги и сборы  разделяют по группам в зависимости  от объектов налогообложения (табл. 1) [13, стр. 11].

Таблица 3 - Классификация  налогов, сборов и платежей в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации

Группа  налогов (сборов, платежей)

Вид налога (сбора, платежа)

Налоги на прибыль, доходы

  • Налог на прибыль организаций
  • Налог на доходы физических лиц

Налоги и взносы на социальные нужды

  • Единый социальный налог Страховые взносы
  • Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ
  • Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
  • Страховые взносы на обязательное медицинское страхование

Налоги на товары и услуги, ввозимые и реализуемые  на территории РФ

  • Налог на добавленную стоимость
  • Акцизы

Налоги на совокупный доход

  • Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения
  • Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности
  • Единый сельскохозяйственный налог

Налоги на имущество

  • Налог на имущество физических лиц
  • Налог на имущество организаций
  • Транспортный налог
  • Налог на игорный бизнес
  • Земельный налог
  • Налог на недвижимость, зачисляемый в доход бюджетов городов

Налоги, сборы  и регулярные платежи за пользование  природными ресурсами

  • Налог на добычу полезных ископаемых
  • Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции
  • Водный налог
  • Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

 

Принципы построения налоговой  системы России — это:

  1. детальная структурированность и целостность налоговой системы. Обеспечивается жесткой централизацией управления налогами со стороны государства на базе налогового законодательства. Данный принцип предполагает тесную взаимосвязанность налогов, исключающую двойное налогообложение, право выбора в отдельных случаях налогоплательщиком конкретного вида налога или налоговой ставки, а также строгое разделение налогов на центральные и местные;
  2. гибкость налоговой системы, обеспеченная возможностью ежегодно уточнять ставки налогов и осуществлять налоговую политику с учетом изменений политической и экономической конъюнктуры на основе ежегодно принимаемых законов по бюджету;
  3. социальная направленность налоговой системы, связанная со стимулированием социального и экономического развития страны с учетом таких факторов, как темпы развития, финансовое положение отраслей экономики, уровень инфляции и безработицы, выравнивание развития регионов.[9, стр. 43]

1.2. Участники налоговых отношений

На сегодняшний день в систему  участников налоговых правоотношений входят:

  1. налогообязанные лица;
  2. сборщики налогов и сборов;
  3. органы налоговой администрации;
  4. фискальные органы;
  5. временные участники налоговых правоотношений.

Кодекс  определяет, что налогоплательщиками  и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность  уплачивать соответственно налоги и  сборы. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций  исполняют обязанности этих организаций  по уплате налогов и сборов по месту  нахождения филиалов и обособленных подразделений.

Налоговыми  агентами являются лица, на которых  возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в бюджет или внебюджетные фонды налогов. Это происходит, например, когда налог взимается у источника  выплаты.

В отдельных  случаях прием от налогоплательщиков или плательщиков сборов платежей и  перечисление их в бюджет может осуществляться государственными органами, органами местного самоуправления, другими уполномоченными  органами или должностными лицами. Тогда они являются сборщиками налогов  или сборов.

Кодекс  определяет понятие взаимозависимых  лиц для целей налогообложения. Ими признаются физические и юридические  лица, отношения между которыми могут  оказывать влияние на условия  или экономические результаты их деятельности. Физические лица, например, могут состоять в родственных  отношениях пли в подчинении одно у другого. Организация может  непосредственно или косвенно участвовать  в другой. Все это влияет на условия  сделок между ними. Фискальные органы — органы, ответственные за формирование и использование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджете страны и государственных внебюджетных фондов. В России функции фискальных органов выполняют уполномоченные финансовые органы, в том числе органы казначейства и государственных внебюджетных фондов (например, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ) [6, стр. 14].

Налогоплательщик  имеет право участвовать в  налоговых правоотношениях лично  или через представителя. Личное участие не лишает его права иметь  представителя и наоборот.

Налоговый кодекс РФ существенно расширил права  налогоплательщиков по сравнению с  налоговым законодательством, действующим  до его принятия.

Налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты имеют право:

  • получать от налоговых органов бесплатную информацию о налогах и сборах, о налоговом законодательстве, о своих правах и обязанностях; о полномочиях налоговых органов;
  • получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
  • использовать налоговые льготы, естественно, при наличии у них для этого оснований;
  • получать отсрочку, рассрочку платежей, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит;
  • получить своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных, либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
  • представлять свои интересы в налоговых органах лично либо через своего представителя;
  • присутствовать при проведении выездной налоговой проверки, представлять пояснения по их актам, обжаловать акты налоговых органов;
  • требовать соблюдения налоговой тайны;
  • требовать возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконным решением налоговых органов или незаконными действиями или бездействием их должностных лиц.

Информация о работе Налоговая система России. Налогоплательщики и налоговые агенты