Налоговая система в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

Налоговой системой называется совокупность взимаемых в стране налогов, правил их уплаты и налоговых органов. В России основы налоговой системы закреплены в Налоговом кодексе РФ.
Особенности национальной системы налогообложения определяются прежде всего структурой налогообложения и размерами налогового бремени. Налоговое бремя характеризует тяжесть выплаты налогов для налогоплательщиков.

Содержание работы

Введение 2
Глава1. Теоретические основы налоговой системы РФ 4
1.1 Понятие налоговой системы РФ 4
1.2 Сущность, принципы и функции налогов 6
1.3 Классификация налогов и их виды…………………………….…......8
Глава2. Методы налогового контроля в РФ 11
2.1 Формы и методы налогов 11
2.2 Анализ основных видов налогов 19
Глава3. Совершенствование налоговой системы 24
3.1 Перспективы налоговой системы государства 24
3.2 Пути совершенствования налогового законодательства 29
Заключение……………………………………………………………………36
Список используемых источников и литературы………………………….38

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ЭКОНОМ.ТЕОРИИ.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

Расходы федерального бюджета на 2009г сокращаться не будут. В среднесрочной перспективе правительство ожидает восстановления темпов экономического роста и, как следствие, увеличения налоговых поступлений в федеральный бюджет.

Вице-премьер - министр  финансов РФ Алексей Кудрин прогнозирует, что пик мирового финансового кризиса придется на 2009 г. и он станет самым трудным за последние 10 лет, а в 2010 г. ситуация начнет улучшаться. Именно на 2009 год, придется сокращение спроса на российскую продукцию: нефть, газ, металлы, оборудование, зерно, продукцию химии.

Система налогообложения  должна учитывать инфляцию.

Федеральная налоговая  служба начала по-своему бороться с  кризисом. Как стало известно «УНП», при центральном аппарате ФНС  и во всех региональных управлениях создаются специальные «ситуационные центры».

Представляют они собой, по сути, новую разновидность налоговых  комиссий. Они будут заниматься теми компаниями, которые в условиях кризиса  заметно понижают свои налоговые  платежи. Правда, крупных налогоплательщиков налоговики собираются «поддержать».

Итак, чтобы спасти план по сбору налогов от кризиса, в  ситуационных центрах прежде всего  собираются следить за банками, которые  задерживают перечисление налогов  в бюджет, а также за теми налогоплательщиками, которые через такие банки платят налоги. Более того, руководителей компаний начнут вызывать в центры «для дачи пояснений».

Туда же вызовут представителей компаний с другими опасными, с  точки зрения налоговиков, признаками.

Наконец, на особом контроле будут держать крупных налогоплательщиков региона. Если их налоговые поступления начнут уменьшаться, то руководство также вызовут на заседание ситуационного центра. Правда, налоговики собираются при этом обсудить, как можно помочь значимому налогоплательщику, если налоги снизились действительно из-за кризиса.

Состав ситуационных центров сформируют из сотрудников, умеющих «оперативно принимать  решения в нестандартных ситуациях». Первыми о создании такого центра отчитались специалисты УФНС по Тверской области.

Когда вызовут на «антикризисную» комиссию:

1. резко снижен объем  уплачиваемых налогов;

2. снизились выплаты  по ЕСН, НДФЛ и взносам;

3. подали «уточненку»  с уменьшением налога к уплате  более чем на 30%;

4. на фоне роста  «дебиторки» и снижения прибыли  увеличились затраты в капвложения либо, наоборот, выведены активы.

В соответствии с принципами среднесрочного финансового планирования Министерством финансов Российской Федерации в 2007 году был впервые  разработан документ, определяющий концептуальные подходы формирования налоговой политики в стране на трехгодичный плановый период 2008 - 2010 годов. Предлагаемые Минфином России мероприятия, предусматривающие изменение в 2008 - 2010 годах налогового законодательства в части налогового администрирования, а также порядка исчисления и уплаты отдельных налогов и сборов, отражены в Основных направлениях налоговой политики, одобренных Правительством РФ в марте 2007года.

Помимо решения задач  в области бюджетного планирования «Основные направления налоговой  политики в Российской Федерации» на трехлетний период позволяют определить для всех участников налоговых отношений среднесрочные ориентиры в налоговой сфере, что приводит к повышению стабильности и определенности условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации. Несмотря на то обстоятельство, что «Основные направления налоговой политики» не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства.

В трехлетней перспективе  приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой  политики остаются такими же, какими они и были запланированы на период 2008 - 2010 годов - создание эффективной, сбалансированной налоговой и бюджетной системы, отказ от необоснованных мер в области увеличения налогового бремени.

 С точки зрения  количественных параметров российской налоговой системы с учетом изменений, которые предполагается реализовать в среднесрочной перспективе, цели налоговой политики, поставленные в Основных направлениях налоговой политики на предыдущий плановый период, остаются неизменными. Речь идет о следующих стратегических целях:

1. сохранение неизменного  уровня номинального налогового  бремени в среднесрочной перспективе  при условии поддержания сбалансированности  бюджетной системы;

2. унификация налоговых  ставок, повышение эффективности и нейтральности налоговой системы за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию, оптимизации применяемых налоговых льгот и освобождений, интеграции российской налоговой системы в международные налоговые отношения.

 Введенные в действие к настоящему времени основы российской налоговой системы были сформированы во многом с учетом лучшей мировой практики в области налоговой политики. Вместе с тем эффективность функционирования российской налоговой системы хотя и соответствует нынешнему уровню развития экономики, но все же далека от ожидаемой. Однако проблемы с внедрением в России инструментов налоговой политики, которые успешно функционируют во многих зарубежных странах, свидетельствуют не о неэффективности данных инструментов, а о том, что причины этих проблем лежат вне системы принятия решений в отношении налоговой политики.

Отчасти подобные проблемы могут быть решены с помощью адаптации  широко используемых инструментов налоговой  политики к современным условиям российской экономики, примером чего является успешное использование в России плоской ставки налога на доходы физических лиц. Вместе с тем, во многих случаях неэффективность налоговой системы связана с недостаточной эффективностью системы применения и администрирования законодательства о налогах и сборах, судебной системы, органов государственной власти и управления в целом. В среднесрочной перспективе предполагается принимать последовательные меры по исправлению указанных недостатков налоговой системы, однако основным условием результативности таких мер будет их тесная координация с социально-экономическими преобразованиями в иных областях.

Таким образом, настоящие  «Основные направления налоговой  политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» составлены с  учетом преемственности базовых целей и задач, поставленных в документе, определяющем стратегию налоговой реформы на 2008 - 2010 годы.

 

3.2 Пути совершенствования  налогового законодательства

Текущий 2008 год характеризуется  новыми преобразованиями в налоговой  системе. Многие современные решения в области налогов диктуются конкретной обстановкой, сложившейся в экономике страны после начала мирового экономического кризиса. Налоговая система не может быть ни застывшей, ни оторванной от всего экономического процесса. Отсюда ее нестабильность, частые изменения и дополнения на протяжении всех последних лет, задержки с окончательной доработкой и принятием Налогового кодекса как единого комплексного и окончательного директивного документа.

Здесь не должна идти речь о радикальных изменениях. Имеется в виду укрепление налоговой системы, ее совершенствование. Нужно существенно повысить качество планирования и финансирования государственных расходов, укрепить доходную базу бюджетной системы, создать необходимые механизмы контроля за эффективностью использования государственных финансовых ресурсов. Основная задача этого этапа - обеспечение налоговыми доходами минимизации дефицита федерального бюджета с тем, чтобы за счет внутренних и внешних источников и приемлемой степенью надежности финансировать экономическое развитие страны.

Основные направления  налоговой реформы в России в  этом общем контексте видятся  следующими:

1) ослабление налогового  бремени и упрощение налоговой  системы путем отмены низко  эффективных налогов; 

2) расширение налоговой базы благодаря отмене ряда налоговых льгот, расширению круга плательщиков налогов и облагаемых доходов в соответствии с принципом «налоговой справедливости»;

3) постепенное перемещение  налогового бремени с предприятий  на физических лиц; 

4) решение комплекса проблем, связанных со сбором налогов и контролем за соблюдением налогового законодательства. [Смирнов А. Налогообложение: модели оптимизации. // Экономист -2007. - №2. - с. 70.]

На данный момент целесообразно:

- резко увеличить налогооблагаемую базу и ставки ресурсных платежей как основной составляющей дифференциальной ренты, которая должна поступать в доход государства;

- расширить права местных  органов при установлении ставок  налогов на имущество юридических  лиц и граждан;

- расширить меры по налоговому стимулированию инвестиционного процесса и преимущественного направления предприятиями средств на развитие, совершенствование и расширение производства, развитие малого бизнеса, поддержку аграрного сектора;

- усилить социальную  направленность налогов. Для этого нужно постоянно увеличивать, с одной стороны, необлагаемый минимум доходов граждан, а с другой - ставку подоходного налога для лиц с очень высокими доходами, а также расширить круг подакцизных предметов роскоши и повысить ставки акцизов на них.

В перспективе, когда  будет обеспечена финансовая стабилизация и в полную силу задействованы  рычаги рыночной саморегуляции экономики, можно ставить вопрос о формировании сбалансированной системы взимания налогов, выполняющей не только фискальную (для обеспечения потребностей государства), но и в должной мере стимулирующую и регулирующую функции. Стратегические цели в области планирования налогообложения должно иметь наше государство на ближайший период, это:

1) ужесточение налоговой  дисциплины, формирование цивилизованного института налогоплательщиков;

2) упрощение налоговой  системы; 

3) налоговое стимулирование  производства и реализации конкурентоспособных  отечественных товаров; 

4) совершенствование  принципов федерализма, развитие  в стране муниципальных налоговых систем.

Реформирование действующей  налоговой системы должно осуществляться в направлениях создания благоприятных  налоговых условий для товаропроизводителей, стимулирования вложения заработных средств  в инвестиционные программы, обеспечения  льготного налогового режима для иностранных капиталов, привлекаемых в целях решения приоритетных задач развития российской экономики. Эти направления имеют непосредственное отношение практически ко всем федеральным и региональным налогам. Среди них ключевое значение получают налоги на прибыль и на добавленную стоимость, которые в решающей мере определяют налоговое бремя на товаропроизводителей и благодаря этому способны либо подавить производство, либо стать мощным рычагом его стимулирования.

Улучшение качества налогового администрирования.

Налоговая политика не может  быть инструментом краткосрочного регулирования  экономики. Следует добиваться стабильности налогового законодательства и не допускать  изменений, снижающих устойчивость доходной части бюджета к резким изменениям внешнеэкономических факторов. Уточнение налогового законодательства должно быть направлено на ликвидацию неопределенности норм законодательства и возможности его неоднозначной трактовки. С учетом роста расходных обязательств бюджетной системы, неопределенности прогнозов внешнеэкономической конъюнктуры снижение нагрузки, возможно, прежде всего, за счет повышения качества налогового администрирования.

С 2007 года введен в действие комплекс изменений в налоговое  законодательство, направленных на совершенствование налогового администрирования. Внесенные в Налоговый кодекс Российской Федерации поправки касаются наиболее конфликтных сторон взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков, возникающих в процессе осуществления налогового контроля, истребования документов у налогоплательщика в ходе налоговых проверок, взыскания недоимки.

Начиная с 2009 года, обжалование  решений налоговых органов о  привлечении к ответственности  за совершение налогового правонарушения в судебном порядке будет возможно только после административного обжалования этого решения в вышестоящий налоговый орган. Мировой опыт показывает, что при эффективном функционировании досудебных процедур до разбирательства дела в суде доходит незначительное количество споров между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Совершенствование налогового администрирования основывается не только на законодательстве, но и требует  изменения культуры и идеологии  взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками. В  рамках этой деятельности проводятся организационные преобразования в системе налоговых органов. Будут приняты и внедрены административные регламенты деятельности налоговых органов, определяющие процедуры рассмотрения заявлений налогоплательщика, выдачи необходимых документов и т.д.

Утверждены критерии оценки деятельности налоговых органов, которые учитывают не только эффективность  мероприятий по контролю за соблюдением  налогового законодательства, но и  состояние работы с налогоплательщиками  в целом. Анализ результатов в  соответствии с этими критериями позволит более точно оценить результативность работы налоговых органов, в том числе и в отношении налогов, поступающих в бюджеты субъектов и местные бюджеты. На основании этих критериев утверждена и начала применяться система премирования сотрудников налоговых органов в зависимости от достигнутых результатов.

Информация о работе Налоговая система в РФ