Налоговая тайна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 22:06, реферат

Описание работы

Актуальность темы исследования. Возмещению вреда, причиненного органами и должностными лицами государства, в отечественной науке гражданского права всегда уделялось большое внимание, несмотря на то, что само государство, осуществляя правовое регулирование общественных отношений, мало способствовало решению этой задачи. Одной из функций государства является осуществление налогового контроля и надзора.
При осуществлении налогового контроля и надзора налоговые органы и их должностные лица причиняют имущественный и неимущественный вред физическим и юридическим лицам, в связи с этим возникает необходимость возмещения данного вреда. Вред причиняется в результате незаконных действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц, которые влекут возникновение внедоговорной гражданско-правовой ответственности.

Файлы: 1 файл

Налоговое право.docx

— 46.46 Кб (Скачать файл)

Элементом состава преступления является и цель совершения данных действий - разглашение сведений, составляющих тайну предпринимателя, либо незаконное использование этих сведений.

Часть 2 ст. 183 регламентирует ответственность за незаконное разглашение  или использование лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, коммерческой, налоговой или банковской тайны  без согласия ее владельца.

Этот состав полностью  соответствует положениям ст.102 НК РФ. Использование здесь следует  понимать распоряжение субъектом этими  сведениями (продажа, обмен, применение их в других целях). Наказываются такие  деяния штрафом в размере до ста  двадцати тысяч рублей или в размере  заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет.

Коммерческую, налоговую или банковскую тайну должны соблюдать все работники организации и иные лица, которым эта тайна известна в связи с профессиональной или служебной деятельностью. Это могут быть как рядовые или управленческие работники, так и руководители организаций, должностные лица и служащие органов прокуратуры, следствия и дознания, Комитета по финансовому мониторингу, налоговых и таможенных органов, арбитражного суда, нотариата, органов валютного контроля, антимонопольных органов, аудиторских организаций, Госстандарта и др. В соответствующих нормативных актах установлена их обязанность соблюдать коммерческую (банковскую) тайну. Тайна должна соблюдаться лицами, ею владеющими, и после увольнения их с работы - до тех пор пока эти сведения не перестали быть охраняемой тайной, к которой нет свободного доступа.

Способы разглашения или  использования коммерческой, налоговой или банковской тайны различны, но во всех случаях лицо, совершающее эти действия, знает, что разглашаемые или используемые им сведения являются тайной.

Разглашение - это незаконное предание огласке конфиденциальных сведений, вследствие чего они без  согласия владельца стали известны постороннему лицу, т.е. тому, кто не имел права на ознакомление с этими  сведениями. Незаконное использование  сведений, являющихся чужой тайной, будет иметь место, в частности, при применении этих сведений в экономической (предпринимательской) деятельности без  разрешения владельца всеми, кому эта  тайна стала известна в связи  с профессиональной или служебной  деятельностью.

Состав преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 183 УК (в редакции от 7 августа 2001 г.), сконструирован по типу формального; следовательно, для признания преступления оконченным не требуется наступления  каких-либо последствий. В новой  редакции ч. 2 ст. 183 УК отсутствует и  указание на корыстную или иную личную заинтересованность, как на обязательные мотивы данного преступления. Данное деяние является преступлением средней тяжести.

Деяния, предусмотренные  ст. 183 УК РФ, характеризуются наличием прямого умысла у лица, их совершившего.

Часть 3 ст. 183 (в редакции от 7 августа 2001 г.) предусматривает  повышенную ответственность за деяния, указанные в ч. 1 или ч. 2 этой же статьи, причинившие крупный ущерб  или совершенные из корыстной  заинтересованности. Крупный ущерб - это наступление неблагоприятных  последствий имущественного плана (как в реальном исчислении, так  и в виде упущенной выгоды) для  владельца охраняемой данной статьей  УК информации ввиду ее утраты. Корыстная  заинтересованность предполагает стремление виновного извлечь из своих действий материальную выгоду. Наказываются такие  деяния штрафом в размере до двухсот  тысяч рублей или в размере  заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы  на срок до пяти лет.

Систематическое толкование уголовного закона дает основание для  утверждения, что квалифицирующие  признаки, содержащиеся в ч. 3 (и, разумеется, в ч. 4) ст. 183 УК РФ, относятся только к незаконному разглашению или  незаконному использованию сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе.

Причинение крупного ущерба должно находиться в причинной связи  с незаконным разглашением или использованием чужой тайны. Это могут быть большие  материальные убытки, понесенные хозяйствующим  субъектом в конкурентной борьбе, вызванные спадом производства, необходимостью его переориентации, уменьшением клиентуры, потерей рынков сбыта и т.д. Крупный ущерб определен в законе в сумме, превышающей 250 тыс. руб.

Виновное лицо, разглашая  или используя чужую коммерческую, налоговую или банковскую тайну, понимает, что это повлечет или может повлечь причинение крупного ущерба владельцу тайны, желает этого или сознательно допускает или безразлично относится к такому последствию. Конструкция уголовного закона не исключает возможность причинения крупного ущерба как последствия данного деяния и по неосторожности. Последнее замечание равным образом относится и к случаям причинения тяжких последствий (ч. 4 ст. 183 УК РФ). Часть 4 рассматриваемой статьи конструирует состав данного преступления при особо отягчающих обстоятельствах: если указанные деяния повлекли тяжкие последствия. Их определение (как и размера крупного ущерба) - вопрос факта, и зависит от конкретных обстоятельств дела. К таким последствиям (тяжким) может относиться, например, вынужденное банкротство предпринимателя, заболевание тяжким недугом владельца соответствующей информации, разумеется, при установлении причинной связи между указанными действиями и последствиями. Наказываются такие деяния лишением свободы на срок до десяти лет.

Тяжкие последствия преступления понимаются более широко, чем причинение материальных убытков. Это может  быть банкротство и ликвидация организации, банкротство индивидуального предпринимателя, причинение серьезного вреда здоровью людей, самоубийство потерпевшего и  др., если эти последствия находятся  в причинной и виновной связи  с незаконным разглашением или использованием соответствующих сведений.

Незаконное разглашение или  использование сведений, составляющих коммерческую, налоговуюили банковскую тайну, предусмотренное ч. 3 ст. 183 УК РФ, отнесено к категории преступлений средней тяжести, а ч. 4 ст. 183 УК РФ - к тяжким преступлениям.

Так, уголовная ответственность  за разглашение государственной  тайны не превышает 7 лет лишения  свободы (статья 283 УК РФ), а разглашение  коммерческой, налоговой или банковской тайны наказывается максимально лишением свободы на срок до 10 лет (статья 183 УК РФ).

С учетом конкретных обстоятельств должностное лицо, виновное в утрате документов, составляющих налоговую тайну, может быть привлечено к ответственности по ст.293 УК РФ - «Халатность». Под халатностью понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей, повлекшее причинение крупного ущерба. Такое неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом налогового органа, органа внутренних дел или таможенного органа, может повлечь за собой выход документов, содержащих сведения, составляющие налоговую тайну, из владения соответствующего органа или лица, в том числе их уничтожение.

Общие положения имущественной ответственности налоговых органов установлены ст.35, 103 НК РФ и ст.13 ФЗ «О налоговых органах». В соответствие с указанными статьями, убытки, причиненные налогоплательщику или его имуществу неправомерными действиями (бездействием) налоговых органов или их должностных лиц (в том числе предусмотренные п.2,4 ст.102 НК РФ), подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду, за счет федерального бюджета (ст. 1069 ГК РФ).

Следует отметить, что в указанных  статьях речь идет лишь об имущественной ответственности обязанных лиц, однако многие авторы признают, что в случае нарушения режима налоговой тайны возмещению может подлежать и моральный вред, на основании ст.151, 1099-1101 ГК РФ. Такой вывод можно сделать из Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.1994 №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», согласно которому отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации морального вреда по конкретным правоотношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на его возмещение. Определяющим в вопросе компенсации морального вреда является согласно ст. 151 ГК РФ нарушение личных неимущественных прав и других нематериальных благ граждан, причинившее тяжкие нравственные и физические страдания. В случае разглашения информации о личной, семейной жизни гражданина, охраняемой в режиме налоговой тайной, подобное нарушение может возникнуть.

Ст.12 ФЗ «О налоговых органах» предусматривает дисциплинарную ответственность должностных лиц налоговых органов за невыполнение или ненадлежащее выполнение ими своих обязанностей. Это положение сходно с составом преступления, предусмотренным ст.293 УК РФ, о котором было сказано выше, однако в отличие от халатности, такие действия не обязательно должны влечь за собой причинение крупного ущерба.

Судебная практика по данному вопросу (разглашение сведений, составляющих налоговую тайну), в справочно-правовых системах отсутствует.

В литературе встречается мнение, что в отношении должностных  лиц, допустивших нарушение режима налоговой тайны, возможно применение мер административной ответственности. Ст.13.14 КоАП РФ предусматривает, что разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, влечет наложение административного штрафа. Однако в этой статье указывается, что подобная ответственность наступает только в тех случаях, когда за аналогичные действия не предусмотрена уголовная ответственность. Так как разглашение сведений является уголовно наказуемым деянием в соответствии со ст.183 УК РФ, то о привлечении должностных лиц, виновных в разглашении сведений, составляющих налоговую тайну, к административной ответственности говорить нельзя.

Подводя итоги по двум параграфам данной главы, можно сделать следующие выводы:

1) основным признаком сведений, составляющих налоговую тайну,  отличающим ее от других видов  тайн, является то, что сведения  о налогоплательщике должны быть  получены налоговым органом при  исполнении своих полномочий;

2) для любого налогоплательщика  существует возможность затребовать  информацию о добросовестности  контрагента у ИФНС;

3) в ст. 102 НК РФ предусмотрен  закрытый перечень сведений, исключаемых  из объекта налоговой тайны.  Вместе с тем, единого критерия  разграничения сведений, составляющих  налоговую тайну, и сведений, таковой  не являющихся, законодателем не  предусмотрено;

4) действующим законодательством  за разглашение и незаконное  использование сведений, составляющих  налоговую тайну, предусмотрена  уголовная, административная, дисциплинарная  ответственность;

5) разглашение налоговой тайны  наказывается максимально лишением  свободы на срок до 10 лет (статья 183 УК РФ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

В результате проведенного исследования были уточнены понятия «налоговые органы», «должностные лица налоговых органов», было определено понятие гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный  налоговыми органами и их должностными лицами. Под ней необходимо понимать внедоговорную гражданско-правовую ответственность за причинение имущественного и неимущественного вреда противоправными  действиями (бездействием) должностных  лиц налоговых органов при  осуществлении налогового контроля. Было определено понятие налоговой  тайны.

Гипотеза исследования подтвердилась. Было выявлено, что целостной концепции  гражданско-правовой ответственности  за вред, причиненный налоговыми органами и их должностными лицами до настоящего времени не выработано, что обусловлено  рядом обстоятельств как объективного, так и субъективного порядка.

Было установлено следующее:

1) Ст. 102 НК РФ вводит новое  по содержанию, чем коммерческая  тайна, понятие - налоговая тайна;  согласно ст. 102 НК РФ налоговую  тайну составляют любые сведения  о налогоплательщике; налоговую  тайну составляют лишь сведения, относящиеся к конкретному налогоплательщику ;

2) Ст. 102 НК РФ определяет два  вида нарушений режима налоговой  тайны: разглашение налоговой  тайны и утрата документов, в  которых есть сведения, являющиеся  налоговой тайной организации.  Однако привлечение к такой  ответственности возможно только  в случае, когда лицо, допустившее  нарушение режима налоговой тайны,  было обязано в соответствии  с законодательством его соблюдать;

3) Информация, составляющая налоговую  тайну, может быть раскрыта  достаточно широкому кругу лиц,  в том числе приставам-исполнителям  и взыскателю, у которого есть  исполнительный лист;

4) В ст. 102 НК РФ предусмотрен  закрытый перечень сведений, исключаемых  из объекта налоговой тайны.  Вместе с тем, единого критерия  разграничения сведений, составляющих  налоговую тайну, и сведений, таковой  не являющихся, законодателем не  предусмотрено;

5) В качестве общих условий  гражданско-правовой ответственности  за вред, причиненный налоговыми  органами и их должностными  лицами необходимо рассматривать  противоправность поведения налогового  органа (его должностного лица), причинение  вреда налогоплательщику, причинную  связь между противоправным поведением  налогового органа (его должностного  лица) и вредом, вину налогового  органа (его должностного лица) в  причинении вреда.

Информация о работе Налоговая тайна