Налоговое планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Сущность налогового планирования заключается в признании за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимые за-конами средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Налоговое планирование можно опре-делить как организацию деятельности хозяйственных объектов с це-лью минимизации налоговых обязательств без нарушения буквы и духа закона. В основе налогового планирования лежит максималь-но полное и правильное использование всех разрешенных законом льгот, оценка позиции налоговой администрации и основных на-правлений налоговой и инвестиционной политики государства.

Файлы: 1 файл

Теоретическая часть (БухУчет).docx

— 30.33 Кб (Скачать файл)

Теоретическая часть: «Налоговое планирование на предприятии»

 

Налоговое планирование

Сущность налогового планирования заключается в признании за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимые за-конами средства, приемы и способы для максимального  сокращения своих налоговых обязательств. Налоговое планирование можно опре-делить как организацию деятельности хозяйственных  объектов с це-лью минимизации  налоговых обязательств без нарушения  буквы и духа закона. В основе налогового планирования лежит максималь-но полное и правильное использование  всех разрешенных законом льгот, оценка позиции налоговой администрации  и основных на-правлений налоговой  и инвестиционной политики государства.

Как правило, какая-либо деловая или  коммерческая цель может быть достигнута разными путями. В зависимости  от выбора этого пути размеры и  даже виды сопутствующих налоговых  платежей будут различными. Целью  налогового планирования является выбор  такого пути, при котором налоговые  платежи были бы ми-нимальными. Поскольку  налоговые платежи представляют одну из статей расходов, то планирование налогов является составным элементом  общей стратегии оптимизации  расходов. Вместе с тем начисление и уплата налогов функционально  не связаны с производством, налоги представляют собой во всех случаях  простой вычет из доходов предпринимателя, которого он, естественно, желает избежать.

Этого можно добиться двумя путями:

1) используя все легальные возможности  снижения своих налоговых платежей  и перестраивая свою деятельность  таким образом, чтобы возникающие  при этом налоговые обязательства  были минимальными;

2) пытаясь скрыть свою деятельность  и свои доходы от налоговых  властей, не ос-танавливаясь перед  искажением налоговой отчетности  и пред-ставлением ложных данных  о своих действиях и доходах.

Первый, легальный путь называется избежанием налогов. Он может вызывать недовольство властей, но он находится под защитой закона, хотя в некоторых "пограничных" случаях ис-ход конфликта с налоговыми органами не может быть спрогнозирован с полной уверенностью. Второй путь связан с нарушением налоговых законов и называется уклонением от налогов. К налоговому планированию он имеет отноше-ние только в тех ситуациях, когда налогоплательщик под влиянием тех или иных обстоятельств вынужден нарушать закон, хотя сознает последствия этих нарушений и готов нести ответственность.

Следует подчеркнуть, что любые  законы, регулирующие функционирование рыночной экономики, в том числе и налоговые, предусматривают, что они могут нарушаться предпринимателями и что последние должны нести за это ответственность.

Важно и абсолютно необходимо для нормального коммерческого оборота, чтобы потери всех лиц, пострадавших от такого нарушения, были полностью и в адекватной форме компенсированы за счет средств нарушителя. Таким образом, если какого-то нарушения нельзя избежать, надо заранее предусмотреть все возможные последствия и быть готовым нести соответствующие расходы.

Необходимость налогового планирования заложена в самом современном  налоговом законодательстве, которое предусматривает разные налоговые режимы для разных ситуаций, допускает различные методы для исчисления налоговой базы и предлагает налогоплательщикам различные налоговые льготы, если они будут действовать в желательных властям направлениях и одобренными ими методами. В прошлом, когда были распро-странены в основном подушевые налоги и акцизы, исчисляемые в твердых ставках с объекта обложения, необходимость в налоговом планировании, очевидно, не возникала. От сборщика налогов можно было только спрятаться. Нельзя было уменьшить налога путем внесения каких-то корректив в свою деятельность. В наше время налоги играют роль не только кнута, но и пряника (нередки даже случаи возврата ранее уплаченных налогов), которым государство стремится привлечь налогоплательщиков к деятельности в льготируемых секторах и в желательных властям формах. Изучая и используя появившиеся возможности, а значит и планируя свои будущие налоговые платежи, налогоплательщик делает лишь то, чего от него ждет правительство.

Вместе с тем не следует забывать, что планирование налогов связано с определенными затратами, иногда значительными: на приобретение литературы о налогах, консультирование, переориентирование финансовых потоков, регистрацию новых фирм и другие меры, которые необходимо предпринимать в целях экономии налогов. Поэтому выгоду от налогового планирования, т.е. средства, сэкономленные на налогах, всегда следует сравнивать с затратами, которых оно требует, и если чистый эффект окажется невелик, то, видимо, нет смысла вовлекаться в сложные схемы и реорганизации. Кроме того, цели налогового планирования могут вступать в противоречие с общекоммерческими приоритетами предприятия. Например, предприятию в момент нового выпуска акций удобнее показать высокую прибыль, что повысит привлекательность акций для инвесторов и позволит получить дополнительный доход в виде курсовой надбавки (но тогда с высокой прибыли придется платить и повышенный налог).

Разумеется, мелкие и крупные фирмы располагают разными возможностями для налогового планирования. Многонациональные корпорации и концерны обычно содержат специальные службы налогового планирования, которые подчиняются непосредственно одному из первых вице-президентов корпорации.

Наконец, необходимость налогового планирования в решающей степени зависит от тяжести налогового бремени в той или иной стране. Если налоговое бремя в стране не превывшает 10 - 15% ВНП (или общего чистого дохода, если применить этот критерий к отдельному предприятию или предпринимателю), то потребность в налоговом планировании минимальна, а мелким предпринимателям лучше вообще не забивать себе голову этими вопросами.

Основные виды и этапы налогового планирования

 

Планирование налогов  – это совокупность мер, которые  должны выполняться на каждом этапе  существования и развития предприятия.

На этапе организации  фирмы планирование налогов –  это обязательный пункт бизнес-плана, который служит для оптимизации  налогообложения и расчета результативности хозяйственной деятельности.

Перспективное планирование налогов необходимо для выбора наилучшего вида налогообложения. Этот процесс  включает в себя ряд мероприятий, которые позволяют выработать грамотное  направление для налогового планирования. Прежде всего, необходимо оптимально выбрать  способ такого осуществления финансовой и экономической политики, чтобы  можно было в рамках закона уменьшить  размер налогового бремени предприятия.

Планирование налогов  в каждый текущий момент времени  осуществляется с использованием различных  методов и инструментов налогового планирования, которые являются наилучшими для каждого конкретного периода. В составе текущего планирования налогов принято различать налоговое  планирование сделок и планирование налогов различного характера. В  зависимости от этого и выбираются соответствующие инструменты оптимизации  налогообложения.

Особого внимания заслуживает  налоговое планирование при такой  форме организации деятельности компании, как холдинг. В зависимости  от этапа, на котором производится планирование налогов, различают налоговое планирования для создающихся холдингов и  для уже действующих.

Для того, чтобы налоговое  планирование было удачным и привело  к положительным последствиям необходимо проработать ряд важнейших моментов.

Прежде всего, руководству  компании следует провести детальный  анализ существующей и используемой на предприятии модели налогообложения, определить ее достоинства и слабые места.

Для представления полной картины дел на фирме также  потребуется рассмотреть ее организационную  структуру, заново очертить виды деятельности и составить список основных поставщиков  и потребителей продукции или  услуг предприятия. После этого  необходимо детально изучить систему  налогового планирования фирмы и  выяснить, в чем именно ее проблемы. Для этого можно провести детальное  исследование договорной деятельности компании и ознакомиться с первичными документами налогового учета. Следующим  шагом должен стать расчет уровня налоговой нагрузки на предприятие.

После этого можно приступить к выбору наилучших методов осуществления  хозяйственной деятельности предприятия. Перед принятием окончательного решения о налоговом планировании нужно проанализировать все возможные  результаты и последствия от внедрения  той или иной модели планирования налогов.

Следующим этапом на пути достижения оптимизации налогообложения компании является непосредственное претворение  в жизнь выбранной стратегии  по налоговому планированию. Для этого  необходимо составить перечень мероприятий  по планированию налогов с детальным  описанием каждого из них. Далее  следует непосредственный расчет объемов  налоговых платежей, разработка документации по налоговому планированию в соответствии с выбранной моделью планирования налогов.

Следует отметить, что все  перечисленные выше мероприятия, призванные достичь высокого уровня оптимизации  налогообложения, компания может выполнить  самостоятельно. Но в целях экономии времени и максимального эффекта  от изменений в налоговом планировании можно обратиться к специализированным консалтинговым фирмам и агентствам.

 

Советы по оптимизации  налогообложения

 

Каким бы идеальным не был  план по оптимизации системы налогового планирования, ненадлежащее его выполнение на всех уровнях производственно-коммерческой деятельности предприятия ведет  к его несостоятельности. Поэтому, руководство компании должно понимать, что не только грамотное налоговое  планирование, но и профессионализм  работников, правильное оформление документации позволят достичь поставленных целей  по совершенствованию налогового планирования.

Важным аспектом деятельности предприятия является конфиденциальность. Не следует предавать гласности  используемые фирмой методы налогового планирования, ведь «что позволено  юпитеру, то не позволено быку»: ваша система планирования налогов может  и не подойти предприятию с  аналогичным видом деятельности, и наоборот.

Общеизвестным фактом является то, что достаточно правильно вести  бухгалтерский учет на предприятии, вовремя сдавать всю отчетность и не придется платить штрафы и пеню, а это пусть в отдельных случаях и не на много, но все же позволит сократить тяжесть налогового бремени для предприятия.

Грамотность оформления первичной  документации – это тоже ступень, ведущая к оптимизации налогообложения, ведь от правильности исходников зависит  построение всей системы налогового планирования на предприятии.

 

 

Методы и инструменты  налогового планирования

 

Целью грамотного налогового планирования является минимизация  налоговых выплат предприятием. Планирование налогов – это одна из составных  частей финансовой политики любой компании.

В целом налоговое планирование представляет собой ряд мероприятий, которые включают в себя проведение расчетов величин прямых и косвенных  налогов для разных вариантов  модели налогообложения, определение  величины налогов с оборотов по результатам  коммерческой деятельности, расчет налогов  по отношению к каждой конкретной сделке в зависимости от видов  ее осуществления и прочее.

В состав методов по планированию налогов входит замена: налогового субъекта, вида осуществления деятельности и налоговой юрисдикции предприятия. Рассмотрим подробнее каждый из этих методов.

Замена налогового субъекта, по сути, является выбором такой  организационно-правовой формы предприятия, для которой законодательством  предусмотрены более выгодные условия  налогообложения. В случае использования  такого метода налогового планирования предприятие получает преимущества по налогообложению, которые позволяют  повысить эффективность финансовой деятельности компании.

Изменение вида деятельности фирмы в целях оптимизации  налогообложения представляет собой  выбор таких путей осуществления  хозяйственной деятельности, при  которых операции предприятия облагаются налогами в значительно меньшей  мере.

Замена налоговой юрисдикции характеризуется поиском наилучшего места для регистрации предприятия, где существуют наиболее оптимальные  налоговые условия для вида его  хозяйственной деятельности.

Таким образом, в зависимости  от вида деятельности предприятия, сферы  его функционирования и нормативно-правовой базы, оказывающей на него влияние, руководство фирмы самостоятельно выбирает тот или иной метод налогового планирования, который позволит минимизировать налоги и добиться оптимизации налогообложения.

К основным инструментам грамотного планирования налогов относятся:

  • особенности учетной политики предприятия;
  • различные налоговые режимы, которые можно использовать предприятию в процессе налогового планирования;
  • разнообразные льготы, которые могут быть применимы для конкретных видов деятельности фирмы в целях оптимизации налогообложения;
  • налоговые льготы, предусмотренные международным законодательством в целях исключения двойного налогообложения;
  • выбор наилучшей формы осуществления и документального оформления отношений по договорам с партнерами для рационального налогового планирования;
  • создание различных целевых резервов на предприятии и т.п.

 

Оптимизация налогообложения

Информация о работе Налоговое планирование на предприятии