Налоговое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 09:44, контрольная работа

Описание работы

Необходимость налогового планирования предопределена современным нелогичным российским законодательством, изначально предусматривающим различные налоговые режимы в зависимости от статуса налогоплательщика, направлений и результатов его финансово-хозяйственной деятельности, места регистрации и организационной структуры.
Налоговое планирование представляет собой совокупность правовых отношений между налогоплательщиком и государством, а следовательно обладает признаками правового явления. Сама возможность налогового планирования заложена в налоговом законодательстве, которое предусматривает специальные налоговые режимы для налогоплательщиков, допускает различные методы исчисления налоговой базы.
На сегодняшний день тема моей курсовой работы является весьма актуальной так как, налоговое планирование, вплотную взаимодействуя с такими управленческими функциями, как маркетинг, финансы, учет, кадровая политика, снабжение, является одним из базовых инструментов генерирования показателей эффективности функционирования предприятия, так как расчет последних без учета налоговых последствий представляется весьма неразумным и иррациональным. Следовательно, налоговое планирование должно являться обязательным инструментарием в комплекте менеджмента при принятии того или иного управленческого решения и иметь твердую нормативно-правовую базу.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1 Основы налогового планирования……………………………………5
1.1 Понятие и сущность налогового планирования……………………5
1.2 Классификация налогового планирования………………………….9
Глава 2 Развитие налогового планирования в организации на современном этапе………………………………………………………………………………13
2.1 Необходимость налогового планирования в современных
условиях на российских предприятиях………………………………………...13
2.2 Перспективы развития налогового планирования в
России и сравнение с зарубежным опытом……………………………………18
Заключение……………………………………………………………….28
Список используемых источников и литературы………………………30

Файлы: 1 файл

налоговое планирование чистовик.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

В зависимости от юрисдикции применения методов оптимизации  налогового портфеля различают планирование налоговых отчислений с учетом действия местных налоговых нормативных  актов, законодательных актов субъектов  Российской Федерации, федеральных  законов, а также в соответствии с международным налоговым правом. Последняя группа методов, которая в литературе получила устойчивое наименование - международное налоговое планирование - является настолько специфичной и значимой в развитии мировой экономики, что заслуживает особо тщательного анализа. Принципы международного налогового планирования, в общем, аналогичны тем, что применяются на национальном уровне: предприниматель стремится обеспечить максимальное уменьшение облагаемой налогами базы. Для этого анализируются особенности прогрессии налоговой шкалы в разных странах, правила погашения убытков, амортизации различных видов активов, а также система налоговых льгот и режимов для отдельных видов корпораций. В некоторых случаях необходим анализ местных и косвенных налогов. Особенностью налогового планирования на международном уровне является то, что предприниматель имеет возможность выбрать наиболее подходящую юрисдикцию.

Несмотря на то, что  мероприятия по международному налоговому планированию в последнее время стали очень перспективной сферой финансовых услуг, ими пользуются практически все участники внешнеэкономической деятельности, минимизируя таким образом свои налоговые издержки, в современный период развития мировой экономики использование, например, офшорных схем сталкивается с некоторыми трудностями, вызванными желанием ряда высокоразвитых стран, прежде всего членов Организаций экономического сотрудничества и развития, ликвидировать существующие офшорные зоны.

Следует отметить, что  в настоящее время предлагаемая учеными классификация не является исчерпывающей, а представляет собой одну из попыток упорядочить знание в данной сфере. 13

 

Глава 2 Развитие налогового планирования в организации  на современном этапе

 

 

2.1 Необходимость налогового планирования в современных условиях на российских предприятиях

 

В настоящее время  еще достаточно немного предприятий, на которых хорошо организовано налоговое  планирование. Существует мнение, что  организация налогового планирования и его объемы зависят от величины налогового давления (нагрузки) на предприятие. Необходимость мероприятий налогового планирования по степени налоговой нагрузки можно представить следующим образом.

При налоговой нагрузке 10-20% потребность в мероприятиях налогового планирования минимальна. Для исключения налоговых рисков достаточно четко вести бухгалтерский учет и внутренний документооборот, использовать прямые льготы.

Если налоговая нагрузка на предприятии составляет 20-40 %, потребность  в налоговом планировании выражается в регулярных мероприятиях. Налоговое планирование становится частью общей системы финансового управления и контроля, ведется специальная подготовка (планирование) контрактных схем типовых, крупных и долгосрочных контрактов. При значении показателя налоговой нагрузки 40-60% потребность в налоговом планировании выражается в обязательном использовании мероприятий налогового планирования, которое становится элементом создания и стратегического планирования деятельности организации по всем внешним и внутренним направлениям.14 Для организации налогового планирования необходимо иметь специально подготовленный персонал и организовать тесное взаимодействие со всеми службами, налоговые консультанты должны проводить обязательный налоговый анализ и экспертизу любых организационных, юридических или финансовых мероприятий и инноваций.

При налоговой нагрузке более 70% ситуацию можно считать  критической. Вряд ли в этом случае целесообразно вести бизнес в  дальнейшем. Единственно правильным действием налогоплательщика будет  изменение сферы деятельности и (или) территории осуществления бизнеса.

Налоговая нагрузка (доля налоговых платежей) рассчитывается как суммарная доля налоговых  платежей, причитающихся организации, за рассматриваемый период в добавленной  стоимости продукции, произведенной  организацией за тот же период.15

На мой взгляд, не совсем корректно определять необходимость налогового планирования на предприятии только с точки зрения налоговой нагрузки.

Во-первых, налоговое  планирование, если под ним понимать планирование с целью оптимизации  налоговых платежей, не может зависеть только от уровня налоговой нагрузки на предприятие. Если предприятие воспринимает концепцию налогового планирования, то его реализация может проводиться при любом, даже наименьшем уровне налоговой нагрузки. При этом должны использоваться все возможные инструменты, формы и методы налогового планирования; конечно, подчеркнем, лишь те инструменты, формы и методы, которые не нарушают действующее законодательство.

Во-вторых, наличие на предприятии специального структурного подразделения, которое занимается налоговым планированием, его штат, возможность обслуживания в аудиторских и консалтинговых фирмах не столько будут зависеть от уровня налоговой нагрузки на предприятие, сколько от ее финансовых возможностей.

Если у предприятия нет средств на организацию службы налогового планирования, то даже при высокой налоговой нагрузке оно не сможет ее организовать. Поэтому каждое предприятие, формируя службу налогового планирования, должно исходить, во-первых, из того, какие средства оно может выделить на организацию такой деятельности, и, во-вторых, смогут ли эти затраты окупиться, а если окупятся, то за какое время. Конечно, на малых предприятиях, где кроме рабочих, есть только руководитель (директор) и бухгалтер, ни о какой специальной службе речь идти не может, а функции налогового планирования должны на себя взять они самостоятельно.

Что касается крупных  предпринимательских структур, то в  их организационной структуре следует  формировать специальные отделы налогового планирования.

В состав этих подразделений целесообразно вводить:

- финансистов, которые  разрабатывают схемы налогового  планирования и оценивают их  возможную эффективность; 

- бухгалтеров - анализируют  возможность отображения таких  схем в бухгалтерском учете  в соответствии с нормами действующего налогового законодательства и положений бухгалтерского учета;

- юристов - готовят  необходимые документы для оформления  и выполнения соглашений, а также  анализируют схемы налогового  планирования с точки зрения  их правовой защищенности с учетом норм налогов, финансового, хозяйственного, гражданского и международного права. 16 В организации служба налогового планирования осуществляет следующие функции:

- готовит среднесрочные  и долгосрочные комплексные налоговые  планы, согласовывает и взаимно увязывает все их разделы, организует контроль за выполнение подразделениями плановых налоговых заданий, а также статистический учет по показателям налогового планирования, периодической отчетности в установленные сроки, систематизацию статистических материалов;

- подготавливает предложения по  конкретным направлениям изучения  практики налогового планирования  в российских и зарубежных  организациях с целью определения  перспектив развития организации;

- осуществляет координацию проведения  исследований, направленных на повышение эффективности мероприятий налогового планирования;

- следит за изменениями и  дополнениями, вносимыми в нормативные  правовые документы;

- осуществляет методическое руководство  и организует работу по налоговому  учету и анализу результатов производственно-хозяйственной деятельности в целях налогообложения, разработку рациональной с точки зрения налоговых последствий учетной политики;

- осуществляет контроль за соблюдением  порядка оформления первичных  документов, составление экономически  обоснованных отчетных калькуляций себестоимости продукции, выполняемых работ (услуг), правильное начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды;

- оказывает методическую помощь работникам подразделений организации по вопросам налогообложения и налогового учета, контроля, отчетности и экономического анализа.17

В случае если отдел налогового планирования на предприятии не создается, к реализации отдельных схем по минимизации налоговых платежей целесообразно привлекать, кроме руководителя предприятия, юриста, бухгалтера и специалиста по налоговому планированию.

Руководитель предприятия  принимает решение относительно целесообразности определенной деятельности или схемы, дает юристу и бухгалтеру распоряжения относительно фактических  условий реализации и ожидаемых  результатов налоговой оптимизации.

Юрист анализирует правовые аспекты соглашения и его соответствие законодательству, согласовывает особенности реализации соглашения с контрагентами.

Бухгалтер осуществляет расчеты финансовых параметров, порядок  их отражения в бухгалтерском  учете и налоговой отчетности, расчет налогов, которые следует уплатить.

Специалист по налоговому планированию оценивает всю информацию, которая поступила от руководителя, юриста и бухгалтера и дает заключение относительно возможности и целесообразности реализации такой схемы.

Таким образом, эффективность налогового планирования значительно повышается при условии правильной и целенаправленной организации, которая предусматривает формирование коллектива людей, которые будут заниматься этой работой, разработкой плана, целей и задач налогового планирования, а также разработкой и реализацией схем оптимизации налоговых платежей.

 

 

2.2 Перспективы развития налогового планирования в России и сравнение с зарубежным опытом

 

 

 

 

Налоговое планирование, как одно из важных направлений налогового менеджмента, получает в Российской Федерации все большее распространение. Эффективность применения широкого спектра методов налогового планирования в рамках конкретной организации в условиях экономики России ограничивается в достаточно сильной мере несколькими факторами.

Во-первых, налоговые  последствия в виде сумм уплачиваемых налогов в большинстве случаев  оцениваются после совершения хозяйственных  операций, a не на стадии планирования, что существенно сокращает возможности  применения тех или иных методов.

Во-вторых, процесс управления налоговой нагрузкой в отечественной практике сводится в основном к снижению только одного налога или осуществлению нескольких оптимальных сделок. Преодоление сложившейся ситуации возможно только c помощью четкой формулировки задач налогового планирования при их обоснованности на теоретическом уровне. Данный подход пока не получил в современной российской экономической мысли должного междисциплинарного развития, включающего в себя финансовый, правовой, экономический и бухгалтерский аспекты.

В-третьих, процесс налогового планирования независимо от его сроков, возможен только в условиях неизменной и стабильной макроэкономической ситуации, что в условиях реалий России представляется пока трудновыполнимым. 18

В то же время, несмотря на вышеуказанные ограничения, в настоящее время создаются условия существования и функционирования организаций, формируются предпосылки для перехода к цивилизованным формам и способам налогового планирования, основанным на нормах закона. Существенно укрепляется законодательная база; усиливается контроль со стороны государства за уплатой налогов и ужесточение мер, применяемых к организациям-неплательщикам. Процесс укрупнения организаций путем реорганизаций, слияния, поглощения мелких фирм более крупными, создание многопрофильных объединений также является одной из причин создания и внедрения методов налогового планирования.

По результатам анализа  налогового планирования на основе материалов периодической печати и информационных источников из Интернета можно сделать вывод o том, что далеко не все элементы и методы, описанные исследователями налогового планирования, используются хозяйствующими субъектами. Хотя, чтобы налоговое планирование приняло системный характер, необходимо рассматривать всю совокупность имеющихся элементов и методов и проводить анализ на предмет возможности применения их в практической деятельности, так как возможно, это приведет к большей эффективности проектов по налоговому планированию, чем использование только лишь ситуационного подхода и построения схем.

Современная организация  налогового планирования на российских предприятиях, помимо своей узкопрактической направленности на снижение налоговых  поступлений, отличается от принятых за рубежом стандартов чрезмерно высокой  ролью бухгалтерии предприятия в данной области планирования и некоторой толерантностью и индифферентностью экономических и финансовых служб. Последние либо вовсе не принимают участия в планировании налогов, либо занимаются сбором статистической информации, причем постфактум.19

Организационная структура налогового планирования должна строиться, базируясь на двух принципах: быть неотъемлемой составляющей организационной структуры бюджетного процесса в рамках финансового планирования и использовать навыки, потенциал иных служб предприятия при планировании мероприятий по оптимизации совокупности налогооблагаемых баз.

Организация налоговой  деятельности и выполнение работ  по налоговому планированию невозможны без организации соответствующей  службы или подразделения. Отдел  организации налоговой деятельности фактически должен выполнять функции подразделения налоговой службы, на которое возложено планирование налоговой деятельности организации в целом и самой налоговой службы в частности.

Информация о работе Налоговое планирование