Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 09:44, контрольная работа
Необходимость налогового планирования предопределена современным нелогичным российским законодательством, изначально предусматривающим различные налоговые режимы в зависимости от статуса налогоплательщика, направлений и результатов его финансово-хозяйственной деятельности, места регистрации и организационной структуры.
Налоговое планирование представляет собой совокупность правовых отношений между налогоплательщиком и государством, а следовательно обладает признаками правового явления. Сама возможность налогового планирования заложена в налоговом законодательстве, которое предусматривает специальные налоговые режимы для налогоплательщиков, допускает различные методы исчисления налоговой базы.
На сегодняшний день тема моей курсовой работы является весьма актуальной так как, налоговое планирование, вплотную взаимодействуя с такими управленческими функциями, как маркетинг, финансы, учет, кадровая политика, снабжение, является одним из базовых инструментов генерирования показателей эффективности функционирования предприятия, так как расчет последних без учета налоговых последствий представляется весьма неразумным и иррациональным. Следовательно, налоговое планирование должно являться обязательным инструментарием в комплекте менеджмента при принятии того или иного управленческого решения и иметь твердую нормативно-правовую базу.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1 Основы налогового планирования……………………………………5
1.1 Понятие и сущность налогового планирования……………………5
1.2 Классификация налогового планирования………………………….9
Глава 2 Развитие налогового планирования в организации на современном этапе………………………………………………………………………………13
2.1 Необходимость налогового планирования в современных
условиях на российских предприятиях………………………………………...13
2.2 Перспективы развития налогового планирования в
России и сравнение с зарубежным опытом……………………………………18
Заключение……………………………………………………………….28
Список используемых источников и литературы………………………30
Служба налогового планирования, то есть ее специалисты осуществляют работу по налоговому планированию в организации. Реализация процесса налогового планирования должна быть направлена на организацию безболезненной с точки зрения налогового законодательства деятельности организации в соответствии с требованиями налогового законодательства и возможностями получения необходимых ресурсов.
При организации налогового планирования необходимо учитывать опыт сторонних консультантов, что поможет избежать ошибок в налоговой оптимизации, так как внешнее налоговое консультирование предполагает перенос рисков, связанных с консультацией внешнего консультанта по проблемным вопросам налогового планирования, на консультанта. Опыт консультанта, полученный при проведении налогового планирования в десятках организаций, поможет выработать правильные и взвешенные решения.
Складывающаяся экономическая и политическая ситуация формирует перечень услуг, предоставляемых ведущими аудиторскими фирмами мира в области налогового консультирования и налогового планирования. Достаточно долгое время существуют за рубежом и начинают появляться в России фирмы, которые постоянно занимаются разработкой сложных схем по снижению налогообложения компаний и предлагают их как корпоративным, так и индивидуальным клиентам. Это свидетельствуют о том, что, несмотря на усиливающийся контроль со стороны налоговых органов, организации приспосабливаются к таким условиям, меняя стратегию и тактику исходя из положений меняющегося законодательства.
Следует отметить, что разработка и применение сложных налоговых схем при достаточной доле злого умысла или юридической неграмотности могут нанести значительный ущерб государству. Одной из главных проблем, c которыми сталкивается государство и налогоплательщики, является установление грани между собственно налоговым планированием и уклонением от уплаты налогов.
Государство способно существенно
влиять на организацию налогового планирования
путем совершенствования
В странах c развитой рыночной экономикой государство активно и целенаправленно осуществляет такую деятельность. Например, налоговое управление в США в 2005 году обязало аудиторские компании и консультантов раскрывать все схемы налоговой оптимизации, которые они продают клиентам. A Великобритания в 2007 году обратилась к Европейской комиссии c просьбой разрешить ей ввести новый порядок уплаты НДС, который позволил бы сократить масштабы налогового мошенничества.20
В Российской Федерации масштабы потерь бюджета в результате уклонения от уплаты налога c применением различного рода схем значительны. Анализируя практику налогового планирования в России, можно констатировать, что стремление уклониться от уплаты налогов носит достаточно массовый характер.
Одной из главных причин возникновения конфликтов между государством и налогоплательщиками является недостаточная проработанность налогового законодательства, наличие большого числа пробелов, которые не позволяют c достаточной точностью определить законность или незаконность того или иного способа минимизации налогов. Это в свою очередь создает возможность для разработки и применения схем уклонения от уплаты налогов.
Другой причиной создавшегося положения является отсутствие в российском законодательстве четких критериев оценки действий налогоплательщика по налоговому планированию. Для решения этой проблемы будет полезен опыт развитых стран, имеющих обширную деятельность и практику налогового планирования.
Например, во Франции, для оценки добросовестности действий налогоплательщика используется понятие «злоупотребление правом». В законодательстве Франции определено, что злоупотребление правом – результат юридических построений, производимых c целью полного или частичного освобождения от налога.21 Налоговые органы имеют возможность доказывать злоупотребление либо самостоятельно, либо c привлечением консультативного органа. Налоговым органам также предоставляется право устанавливать истинный характер гражданско-правовых договоров для выявления скрытой передачи или выявления прибыли. У налогоплательщиков имеется процедура, позволяющая исключить в дальнейшем квалификацию его действий в качестве злоупотребления правом. Данная процедура предоставляет налогоплательщику возможность направить в консультативный или налоговый орган запрос o правомерности характера и наличии признаков злоупотребления правом в операции, которую он намерен осуществить в будущем. При отсутствии в установленный срок ответа или отсутствие в ответе возражений ответ считается положительным, что лишает налоговый орган возможности впоследствии квалифицировать соответствующие операции в качестве действий, направленных на злоупотребление правом.
Наличие подобного порядка позволяет налоговым органам на предварительной стадии убедиться в наличии или отсутствии злоупотребления правом, тем самым, повышая эффективность дальнейших мероприятий по переквалификации и доказывая недобросовестность налогоплательщика.
В Швеции действует аналогичный порядок, при котором Комиссией по налоговому праву выдается предварительное заключение o налоговых последствиях сделки или совокупности сделок. Такое заключение может быть запрошено как налогоплательщиком, так и налоговой администрацией, a применение подобного заключения является обязательным для налоговых органов при условии согласия налогоплательщика.
В российском законодательстве такие положения недостаточно широко применяются. В связи c этим судебная практика пошла по пути введения понятий добросовестного и недобросовестного налогоплательщика. По мнению ряда специалистов, нормативное закрепление на законодательном уровне критериев недобросовестности позволило бы решить ряд комплексных проблем, имеющих место в работе налоговых органов при выявлении нарушений налогового законодательства, среди которых основной является проблема классификации действий налогоплательщиков при формальном соответствии последних нормам налогового и гражданского законодательства. Вместе c тем, законодательство не предусматривает возможности давать правовую оценку поведению лица (например, признавать добросовестным налогоплательщика) безотносительно обстоятельств конкретного дела: правовая оценка действий (или бездействия) лица может быть дана Арбитражным судом только при рассмотрении дела по конкретному спору. По мнению некоторых специалистов, в настоящее время введение понятий добросовестный и недобросовестный налогоплательщик является недостаточно обоснованным. При этом сам термин «добросовестность» должен применяться не в отношении самого налогоплательщика, a в отношении его действий22. C учетом мирового опыта представляется целесообразным ведение в отечественное законодательство понятия «злоупотребления правом», a также введения «доктрины деловой цели». Сущность «доктрины деловой цели заключается в том, что сделка, создающая налоговые преимущества считается недействительной, если она не достигает этой цели. В совокупности это даст положительный эффект в борьбе c массовым уклонением от уплаты налогов. Налогоплательщикам это позволит более обосновано отстаивать свои права в области оптимизации налоговых платежей, a презумпция невиновности не будет рассматриваться в качестве положения, противоречащего интересам государства. Введение подобных механизмов наряду c принципами налогового планирования позволит заполнить пробелы налогового законодательства и обеспечить понятные взаимоотношения между контролирующими органами и налогоплательщиками.
Таким образом, в России еще не достаточно проработанной является практика организации налогового планирования на предприятии. Существуют факторы, отрицательно влияющие на эффективность налогового планирования. Не многие предприятия в полной мере пользуются теоретическими разработками в области налогового планирования. Необходимо использовать всю совокупность имеющихся элементов и методов. Организация налогового планирования часто сводится соблюдению законодательства в сфере налогообложения, a не оптимизации налоговых платежей. Если c экономической точки зрения не выгодно содержать отдел по налоговому планированию, необходимо формировать группу специалистов, осуществляющих функции данного отдела. Так же, нам представляется целесообразным привлечение сторонних консультантов c целью переложения рисков по проблемным вопросам налогового планирования.
Необходимо внести изменения
в законодательство, которые бы позволяли
налоговым органам и
В России теоретически возможно
появление четкого
- это законный (легитимный)
способ оптимизации
- совокупность плановых
действий, воздействующих на
- важнейшая составная
часть общего планирования
- деятельность, целью и конечным результатом которой является не только снижение налогового бремени как такового, но и увеличение в целом финансовых ресурсов организации (индивидуального предпринимателя).
В целом же необходимо отметить, что вопрос разграничения способов уменьшения налогового бремени на законные и незаконные является чрезвычайно сложным, требующим более глубокого детального изучения, а потому решение проблем налогового уклонения только посредством точечных изменений действующего налогового и уголовного законодательства практически невозможно. Решение данных проблем требует более масштабных целенаправленных усилий со стороны государства по формированию у граждан осознания того, что уплата налогов — это не просто вынужденная необходимость, а конституционная обязанность, выражающаяся в реальном экономическом вложении граждан и организаций в экономику своей страны, исполнение которой в современных условиях обеспечивает формирование цивилизованного гражданского общества и правопорядка.24
Заключение
Налоговое планирование является составной частью финансового менеджмента и занимает в ней специфическое место, что обусловлено тем, что налоговый аспект присутствует в любом сегменте управления финансами хозяйствующих субъектов. Налоговая экономия увеличивает собственные финансовые ресурсы предприятия, поэтому конечной целью налогового планирования является не только и не столько оптимизация налогов, а в рамках достижения основных целей предпринимательской деятельности предприятия повышение его финансовой устойчивости и значимости.
В настоящее время
назрела острая необходимость выделения
налогового планирования в отдельное
самостоятельное направление
Многие теоретические вопросы налогового планирования являются дискуссионными. К таким вопросам относятся вопросы понятия, классификации, этапов налогового планирования.
Достаточно сложным является вопрос организационных основ налогового планирования в организации. Распространено мнение, что необходимость мероприятий налогового планирования зависит от степени налоговой нагрузки.
Эффективность налогового планирования в организации в условиях российской экономики ограничивается наличием нескольких обстоятельств. Далеко не все элементы и методы, описанные исследователями налогового планирования, используются хозяйствующими субъектами при организации налогового планирования. На российских предприятиях налоговое планирование часто сводится к своевременной уплате налогов, правильному исчислению налоговых платежей. Необходимостью оптимизации налоговых платежей часто пренебрегают.
Противоречие интересов
государства и