Налоговое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 15:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – анализ необходимости налогового планирования на предприятиях и в организациях.
В соответствии с поставленной целью в работе рассматриваются и решаются следующие задачи:
раскрытие теоретических аспектов налогового планирования;
изучение элементов, этапов и принципов налогового планирования;

Содержание работы

Введение 3
1. Базовые понятия и категории 5
1.1 Понятие налогового планирования 7
1.2 Элементы налогового планирования 10
1.3 Этапы налогового планирования 13
1.4 Пределы налогового планирования 15
2. Основы управления налогами на предприятиях и в организациях 17
3. Общая схема налогового планирования 20
4. Прикладные вопросы налогового менеджмента 24
4.1 Взаимодействие налогового и бухгалтерского учета 26
4.2 Разработка схем минимизации налогов 28
4.3 Оптимизация системы налогообложения в рамках действующего законодательства 30
Заключение 32
Список использованной литературы 33

Файлы: 1 файл

курсовая по налогам.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

Первый этап — появление идеи об организации бизнеса, формулирование цели и задач, а также решение вопроса о возможном использовании налоговых льгот, предоставляемых законодателем.

Второй этап — выбор наиболее выгодного с налоговой точки зрения места расположения производств и конторских помещений предприятия, а также его филиалов, дочерних компаний и руководящих органов.

Третий этап — выбор организационно-правовой формы юридического лица и определение ее соотношения с возникающим при этом налоговым режимом.

Следующие этапы относятся  к текущему налоговому планированию, которое должно органически входить во всю систему управления хозяйствующего субъекта.

Четвертый этап предусматривает формирование так называемого налогового поля предприятия с целью анализа налоговых льгот. На основе проведенного анализа формируется план их использования по выбранным налогам.

Пятый этап -  разработка (с учетом уже сформированного налогового поля) системы договорных отношений предприятия. Для этого с учетом налоговых последствий осуществляется планирование возможных форм сделок: аренда, подряд, купля-продажа, возмездное оказание услуг и т. п. В итоге образуется договорное поле хозяйствующего субъекта.

Шестой этап начинается с составления журнала типовых хозяйственных операций, который служит основой ведения финансового и налогового учета. Затем выполняется анализ различных налоговых ситуаций, сопоставление полученных финансовых показателей с возможными потерями,  обусловленными  штрафными  и иными санкциями.

Седьмой этап непосредственно связан с организацией надежного учета и контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов. Основным способом уменьшения риска ошибок может быть использование технологии внутреннего контроля налоговых расчетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Пределы  налогового планирования

 

В ряде стран сложились  специальные методы для предотвращения уклонения от уплаты налогов, позволяющие  также ограничить сферу применения налогового планирования. В США, Великобритании, странах ЕС существует весьма жесткое «антитрансфертное», «антиоффшорнюе» и «антидемпинговое» законодательство. Поэтому поиск возможностей для сокращения налоговых потерь осуществляется лишь в рамках действующей системы ограничений.

К пределам налогового планирования принято относить следующие:

Законодательные ограничения — это обязанность экономического субъекта зарегистрироваться в налоговом органе, предоставлять документы, необходимые для исчисления и уплаты налога, и др. К ним также можно отнести установленные меры ответственности за нарушения налогового законодательства.

Меры административного  воздействия выражаются в том, что налоговые органы вправе требовать своевременной и правильной уплаты налогов, предоставления необходимых документов и объяснений, обследовать помещения. Они могут проводить проверки и принимать решения о применении соответствующих санкций, в частности приостанавливать операции по счетам плательщика, обращать взыскание по недоимке на имущество налогоплательщика.

Специальные судебные доктрины применяются судами для признания сделок не соответствующими требованиям законодательства по мотивам их заключения с целью уклонения от уплаты или незаконного обхода налогов. К ним относятся доктрина «существо над формой» и доктрина «деловая цель».

Можно выделить другие способы, при помощи которых государственные  органы ограничивают сферу применения налогового планирования. В частности, это заполнение пробелов в налоговом законодательстве, презумпция облагаемости, право на обжалование сделок налоговыми и иными органами.

Основное же ограничение  налогового планирования заключается  в том, что налогоплательщик имеет  право лишь на законные методы уменьшения налоговых обязательств. В противном  случае вместо налоговой экономии возможны огромные финансовые потери, банкротство и лишение свободы. С другой стороны, в случае слишком жесткого государственного воздействия на налогоплательщиков следует вспомнить высказывание Джеймса Ньюмена: «От налогов за границу убегает никак не меньше людей, чем от диктаторов».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основы управления  налогами на предприятиях и  в организациях

Хозяйствующие субъекты обладают правом защищать свои имущественные  права любыми, не запрещенными законом  способами. Налоговые платежи составляют значительную долю в финансовых потоках хозяйствующих субъектов. Зачастую от  профессионального решения, связанного с учетом налоговых рисков, зависят возможности роста и развития бизнеса, а иногда и его судьба. Поэтому управление налогообложением (налоговый менеджмент) как вид деятельности все чаще входит в практику хозяйственной жизни.

Корпоративный налоговый  менеджмент — составная часть управления финансами хозяйствующего субъекта; это выработка и оценка управленческих решений исходя из целевых установок организации и учета величины возможных налоговых последствий. Одна из его главных целей - оптимизация налоговых платежей путем использования всех особенностей налогового законодательства. В процессе управления налогами регулирующие воздействия со стороны менеджеров следует рассматривать в общем контексте финансового менеджмента. Поэтому налоговый менеджмент на уровне предприятий и организаций в последующем изложении представлен налоговым планированием и налоговым контролем (внутренним контролем).

Корпоративное налоговое планирование — необходимая составляющая финансово-экономической деятельности хозяйствующего субъекта; это законный способ обхода налогов с использованием предоставляемых законом льгот и приемов сокращения налоговых обязательств.

Другими словами, это законное средство уменьшения налогового бремени налогоплательщика. Налоговое планирование на предприятии является составной частью единой триады: 1) стратегического финансового планирования (более широкое понятие, чем налоговое планирование) предпринимательской деятельности, 2)бизнес-плана и 3) бюджета организации.

В своей деятельности хозяйствующие  субъекты всегда стремятся максимизировать  свой доход и прибыль, а это  может совпасть с минимизацией налоговых  отчислений. Но в целом субъектов  интересует не сама по себе величина уплачиваемых налогов, а конечный финансовый результат. С этих позиций основной задачей корпоративного налогового планирования является выбор варианта уплаты налогов, позволяющий оптимизировать систему налогов.

Основные принципы корпоративного налогового планирования раскрываются следующими положениями:

• уменьшение налоговых платежей - способ улучшения финансового состояния  предприятия и повышения инвестиционной привлекательности. Снижать налоги целесообразно до тех пор, пока расчеты  показывают, что это дает прирост свободной прибыли;

• снижение налогов в ряде случаев  достигается за счет ухудшения финансовых показателей. Поэтому любой способ минимизации, прежде чем его применять, следует оценить с точки зрения общих финансовых последствий для хозяйствующего субъекта;

• последствия применения одних и тех же способов минимизации  неодинаковы для разных объектов и даже для условий, работы предприятия  в разные периоды. Поэтому применению конкретной рекомендации должны обязательно  предшествовать расчеты прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, и свободной прибыли;

• уменьшение налога на прибыль (путем использования чистой прибыли  на льготируемые цели)  экономически обосновано лишь в случае роста общей  прибыли в последующие периоды.

Внутренний  налоговый контроль — это первичный контроль, осуществляемый на уровне работников бухгалтерских и финансовых служб предприятия. Такой контроль предусматривает обеспечение достоверности учета налогооблагаемых объектов, качественное составление налоговых расчетов и отчетов, а также соблюдение установленных сроков уплаты в бюджет налогов и сборов. (Основные способы и особенности внутреннего налогового контроля будут рассмотрены ниже.)

Для создания и успешного  функционирования системы управления налогами на предприятиях и в организациях должны быть созданы определенные условия, а именно:

•  наличие взаимосвязанных  стратегии развития, бизнес – планов и бюджетов;

•   готовность администрации  осуществлять налоговое планирование на основе стратегических и тактических  планов, а также четко сформулированных принципов управления;

•   организация  системы сбора и обработки  информации, ориентированной на использование  сетевых технологий и ресурсов Интернета;

•  выделение структурного подразделения (лица), ответственного за организацию налогового планирования как целостно ориентированной системы;

•   разработка схемы  налогового планирования (налоговое  поле, договорное поле, технология внутреннего  контроля налоговых расчетов);

•  мониторинг системы  факторов, влияющих на условия реализации налоговых планов и налоговое поле предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Общая схема  налогового планирования

Важный элемент, способствующий проведению налогового планирования на предприятии, — это организация  бухгалтерского и налогового учета: выбранная форма, методология, содержание и способы ведения. С этих позиций рассматривается общая схема текущего налогового планирования на коммерческих предприятиях, где С — различные ситуации с учетом налоговых, договорных и хозяйственных наработок, выполненных специалистами предприятия.

О бщая схема налогового планирования на предприятиях и в организациях


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Ниже показана последовательность  налогового планирования, состоящего  условно из восьми укрупненных  процедур.

1. Как уже отмечалось, текущее планирование в первую  очередь предусматривает формирование налогового поля. В соответствии со статусом предприятия, на основании его устава и законодательных актов в области налогообложения определяется спектр основных налогов, которые надлежит уплачивать в бюджет и внебюджетные фонды. Составляется налоговая таблица, характеризующая налоговое поле хозяйствующего субъекта, в которой каждый налог описывается с помощью следующих основных показателей (параметров):

•   источник платежа (статья расходов);

•   бухгалтерская  проводка;

•   налогооблагаемая база;

•   ставка налога;

•   сроки уплаты;

•   пропорции перечисления в бюджеты разных уровней;

•   реквизиты организации, в адрес которых делаются перечисления,

•   льготы или особые условия исчисления налога.

После этого специалистами  предприятия анализируются все предоставленные законодательством льготы по каждому из налогов на предмет их использования в практической деятельности. С   учетом результатов этого анализа составляется детальный план использования льгот по выбранным налогам.

2. Согласно уставу предприятия и на основе гражданского законодательства, формируется система договорных отношений (договорное поле). В рамках текущей предпринимательской деятельности осуществляется планирование возможных форм сделок: аренда, подряд, купля-продажа, возмездное оказание услуг и т. п. Каждая сделка должна быть оценена с точки зрения возникающих при ней налоговых последствий на момент подготовки документов, т. е. еще до того, как она будет заключена.

Далее выполняются действия в следующей последовательности:

3. Подбираются типичные  хозяйственные операции, которые  предстоит выполнять предприятию;

4.  Разрабатываются  различные ситуации с учетом  налоговых, договорных и хозяйственных  наработок;

5. Выбираются наилучшие  варианты, которые оформляются в  виде блоков бухгалтерских и/или налоговых проводок;

6.  Из оптимальных  блоков составляется журнал типовых  хозяйственных операций, который  служит основой ведения финансового  и налогового учета;

7. Оценивается получение  максимального финансового результата  с учетом налоговых рисков (возможных штрафных санкций), осуществляется наиболее рациональное с налоговой точки зрения размещение активов и прибыли предприятия;

8.  Определяются альтернативные  способы учетной политики организации.

Учетная политика — это определенные принципы, правила и практические приемы, принятые хозяйствующим субъектом для формирования бухгалтерского и налогового учета, подготовки финансовой отчетности. С помощью учетной политики проще разобраться в системе налогообложения, а также создать модель минимизации налогов, приемлемую для конкретной организации.

При разработке учетной  политики предстоит, решить следующие  задачи:

•   сделать бухгалтерский  учет прозрачным и доступным для  понимания;

•   создать систему  налогового учета;

•   предусмотреть определенные направления снижения налогов, не противоречащие действующему законодательству;

Информация о работе Налоговое планирование