Налоговое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 15:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – анализ необходимости налогового планирования на предприятиях и в организациях.
В соответствии с поставленной целью в работе рассматриваются и решаются следующие задачи:
раскрытие теоретических аспектов налогового планирования;
изучение элементов, этапов и принципов налогового планирования;

Содержание работы

Введение 3
1. Базовые понятия и категории 5
1.1 Понятие налогового планирования 7
1.2 Элементы налогового планирования 10
1.3 Этапы налогового планирования 13
1.4 Пределы налогового планирования 15
2. Основы управления налогами на предприятиях и в организациях 17
3. Общая схема налогового планирования 20
4. Прикладные вопросы налогового менеджмента 24
4.1 Взаимодействие налогового и бухгалтерского учета 26
4.2 Разработка схем минимизации налогов 28
4.3 Оптимизация системы налогообложения в рамках действующего законодательства 30
Заключение 32
Список использованной литературы 33

Файлы: 1 файл

курсовая по налогам.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

•   построить такую  организацию финансовой (бухгалтерской) службы, которая способствовала бы своевременному и четкому решению  задач бухгалтерского учета и  налогообложения.

Учетная политика, отвечающая на все вышеперечисленные задачи, может оказать действенную помощь организации, а не стать тем формальным документом, который во избежание  проблем необходимо предоставить в  налоговый орган. При разработке учетной политики следует также учитывать специфику деятельности организации.

Учетные приемы, формирующие  оценку активов, порядок признания  выручки от реализации и списания затрат, имеют прямую связь с налогообложением предприятия и его финансовым положением. Варьируя учетной методологией в дозволенных законом пределах, имеется возможность выбирать наиболее выгодный способ учета. Поэтому определение и грамотное применение элементов учетной и налоговой политики — одно из направлений эффективного налогового планирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.  Прикладные  вопросы налогового менеджмента

Необходимость корпоративного налогового планирования в решающей степени зависит от тяжести налогового гнета. Если налоги составляют более  половины всех расходов хозяйствующего субъекта, то налоговое планирование принимает глобальный характер и становится важнейшим элементом всей управленческой работы на предприятии. В этом случае надзор за налоговыми вопросами должен осуществляться на уровне высшего руководства. В средних и больших фирмах обязательно наличие группы или отдела налогового планирования. Каждый проект не должен внедряться без предварительной экспертизы специалистов, работающих в области финансового, налогового менеджмента. А для новых масштабных программ обязательно привлечение квалифицированных внешних консультантов по налоговому планированию.

С практической точки  зрения управление налогами включает в себя несколько направлений.

Управление налогами на предприятии

1. Организация налогового  и бухгалтерского учета

2. Разработка схем  минимизации налогов

3. Контроль правильности  расчетов и сроков уплаты налогов

1.1 Верное толкование законодательства  о налогах и сборах с учетом  его изменений

2.1 Разработка учетной политики  для налоговых целей

3.1 Исключение арифметических и  счетных ошибок

1.2 Определение характера связи  бухгалтерского и налогового  учета

2.2 Определение совокупности льгот  по уплате налогов

3.2 Применение технологии внутреннего  контроля налоговых расчетов

1.3 Правильное оформление первичных  документов и регистров налогового учета

2.3 Анализ и правильная организация  сделок

3.3 Применение налогового календаря  для недопущения просрочки уплаты  налогов

4. Оптимизация системы  налогообложения в рамках действующего  законодательства

4.1 Разработка стратегии, бизнес  – плана, системы бюджетов

4.2 Разработка схем оффшорного  бизнеса (в случае необходимости)

4.3 Использование финансовых моделей  и имитационных расчетов


 Причем работы по  указанным ориентациям (кроме  двух последних) могут быть  выполнены силами самого предприятия,  тогда как минимизация и оптимизация системы налогов требует, как правило, привлечения квалифицированных сторонних специалистов в области налогообложения.

Не останавливаясь на многих очевидных подходах к управлению налогами на предприятии, приведенных  на этой схеме, следует сделать акцент на некоторых основных положениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.1 Взаимодействие  налогового и бухгалтерского  учета

 

Финансовый менеджер изначально должен понять достаточно сложный характер взаимодействия бухгалтерского учета и налогообложения. Поскольку система бухгалтерского учета не удовлетворяет в полной мере фискальным целям, в отечественной практике существуют три подхода к информационному обеспечению государственной налоговой инспекции об объектах налогообложения.

Самый первый из них предусматривает, что различные налоговые показатели формируются и исчисляются лишь посредством данных бухгалтерского учета (здесь речь идет о так называемом бухгалтерском налоговом учете).

Второй подход предполагает формирование показателей налогового учета путем корректировки бухгалтерских данных. В этом случае различные налоговые показатели формируются и исчисляются посредством данных бухгалтерского учета, но с использованием определенных методов для целей налогообложения. Этим объясняется употребление в российском законодательстве словосочетания «для целей налогообложения».

Третий подход предполагает расчет налоговой базы по правилам налогового учета, отличным от правил и процедур бухгалтерского учета. Речь уже идет об абсолютном налоговом учете. Именно этот способ законодательно введен с 1 января 2002 г. для расчета обязательств по налогу на прибыль. Принципиально новым является официальное признание налогового учета, который охватывает: первичные документы, аналитические регистры, расчет налоговой базы.                                                       

Налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы на основе данных первичных документов; его назначение — обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль. Данные налогового учета должны отражать: порядок формирования суммы доходов и расходов; порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде; сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах; порядок формирования сумм создаваемых резервов; сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.

Таким образом, в настоящее  время показатели, связанные с  исчислением облагаемой базы по налогу на прибыль организаций, формируются  по особым правилам, без участия  ряда показателей системного бухгалтерского учета. Поэтому налоговый учет по сравнению с бухгалтерским учетом можно считать внесистемным. Он организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Разработка схем минимизации налогов

 

Учетная политика — один из главных инструментов налогового планирования. Законодательство дает налогоплательщику возможность  самостоятельно выбрать способ учета  той или иной операции. На правильности оценки и применения альтернативных элементов учета и налогообложения и основана разработка схем минимизации налогов.

Основными разделами  документа «Учетная политика» являются:

1)   порядок организации  бухгалтерского учета;

2)   методы оценки активов и обязательств;

3)   порядок контроля  за хозяйственными операциями;

4)   порядок документооборота  и технология обработки учетной  информации;

5)   порядок проведения  инвентаризации активов и обязательств  организации:

6)   рабочий план  счетов бухгалтерского учета;

7)   формы первичных  учетных документов;

8)   порядок формирования  налоговой базы и налогового  учета для целей налогообложения.

Эффективность разработки схем минимизации налогов непосредственно  зависит от применения тех или  иных элементов учетной политики, базирующейся на ряде законодательных актов. В свою очередь, понятие «учетная политика» установлено как законодательством о бухгалтерском учете, так и в области налогообложения. Поэтому разработка учетной политики предусматривает тщательное изучение нормативных документов, которыми для бухгалтерского учета являются Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), а для целей налогообложения главный ориентир — Налоговый кодекс РФ.

С точки зрения налогового менеджмента наибольший интерес  представляют следующие элементы учетной политики в целях налогообложения:

•   оценка запасов  и расчет фактической себестоимости  материальных ресурсов в производстве (по полной себестоимости, ФИФО, ЛИФО):

•   начисление амортизации  по основным средствам (по установленным нормам, ускоренная амортизация);

•   создание резервов предстоящих расходов и платежей;

•   определение  выручки от реализации продукции (метод  начисления или кассовый) и др.

Выбирая позицию, предприятие  должно обосновать сделанный выбор  расчетами налогов, величина которых зависит от выбора альтернативного способа учета. Возможности получения налоговых экономий достигаются, в частности, за счет: применения ускоренной амортизации; сокращения срока полезного использования нематериальных активов; оценки товарно-материальных ценностей способом ЛИФО в условиях инфляции; определения выручки по мере оплаты расчетных документов, что приводит к отсрочке уплаты налога на прибыль по остатку дебиторской задолженности за отгруженные товары.

Следует отметить преимущества в части уменьшения налогообложения при создании резервов. В случае образовании резерва организация имеет двоякую возможность:

1) уменьшать налоговую  базу с начала налогового периода.  Тем самым не возникает излишней  переплаты в бюджет сумм налога  на прибыль.

2) снизить нагрузку  в части налога на прибыль  в течение всего налогового  периода. Для этого возможно  создание резерва под предстоящий  ремонт особо сложных и дорогостоящих  видов основных средств, а также  резерва по сомнительным долгам. Создание последнего резерва приводит и к отсрочке уплаты налога на прибыль.

4.3 Оптимизация системы налогообложения в рамках действующего законодательства

 

Отметим еще раз, что  конечной целью налогового менеджмента  должна быть не минимизация (снижение) отдельных налогов, а увеличение доходов предприятия после уплаты налогов. В системном окружении налоги влияют друг на друга в связи с тем, что их налоговые базы могут пересекаться. Это положение должны постоянно иметь в виду руководители и менеджеры, которые принимают решения в области финансово-хозяйственной деятельности организации с учетом возможных налоговых последствий. Поэтому с этой точки зрения необходимо говорить об оптимизации всей системы налогообложения, которая, безусловно, должна осуществляться на предприятиях и в организациях в рамках действующего законодательства о налогах и сборах.

Ключевая задача корпоративного финансового менеджмента — выбор  наилучшего пути управления всеми финансовыми  ресурсами. Поэтому если минимизацию  налогов рассматривать с точки  зрения финансовой оптимизации, то в первую очередь следует ответить на вопрос: что выгоднее - уплатить меньше налогов, но раньше, или больше — но в поздние сроки? Следовательно, система налогообложения органически связана с разработкой как стратегических решений, так и текущих финансовых проектов.

Стратегическое  налоговое планирование на предприятиях и в организациях усложняется эффектом взаимного влияния большого количества факторов, которые необходимо учитывать в практической деятельности. К этим факторам относятся: вид деятельности и структура объекта, элементы учетной политики для целей налогообложения, способы управленческого учета, политика ценообразования, структура затрат и т. д.

Определенная попытка  факторного анализа на предприятии  достигается при разработке документов среднесрочного (бизнес-план) и текущего планирования (бюджеты). В составе этих документов существенное место занимают динамические ряды показателей, включая налоговые, ибо удельный вес налоговых платежей в общей сумме расходов предприятия весьма значителен.

Обычно расчеты ведутся  путем использования финансовых моделей с помощью компьютерного  имитационного моделирования. В  настоящее время существует весьма широкий спектр программных продуктов  для поддержки управленческих решений  на предприятии (пакеты прикладных программ Project expert, COMFAR, «Аналитик », «Альт-прогноз» и др.). Каждый из этих продуктов содержит специализированный налоговый модуль (позволяет автоматически рассчитывать некоторые налоги). Наличие такого модуля позволяет по широкому спектру бизнес-процессов и прежде всего инвестиционного плана осуществлять расчеты финансовых показателей с учетом платежей по основным налогам, а также оценивать величину налоговых рисков. Поэтому применение компьютерных систем поддержки финансово-хозяйственных решений целесообразно, и оно приносит несомненную пользу.

В то же время упомянутые выше программные продукты не достаточно ориентированы на задачи корпоративного налогового планирования, некоторые  распространенные в налоговой сфере  ситуации не поддаются моделированию. С этой целью можно адаптировать имитационную модель и ориентировать ее на реализацию направления вариационно-сравнительного анализа в налоговом планировании.

Конкретный механизм налогового менеджмента состоит  также в создании оффшорных компаний, переводе капиталов и доходов по оптимальным налоговым маршрутам, использовании трансфертных цен во внутрифирменных поставках и связях.

Заключение

 

В ходе проведения научного исследования по теме «Налоговое планирование на предприятиях и в организациях» автором были детально изучены и использованы в работе законодательно-нормативные материалы, учебные пособия, монографии, публикации официальных сайтов Интернет. В курсовой работе были рассмотрены понятие налогового планирования, его элементы, этапы, пределы и основные принципы. Детально рассмотрены общая схема налогового планирования и этапы разработки схемы минимизации налогов.

Информация о работе Налоговое планирование