Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 15:37, курсовая работа
Цель исследования – анализ необходимости налогового планирования на предприятиях и в организациях.
В соответствии с поставленной целью в работе рассматриваются и решаются следующие задачи:
раскрытие теоретических аспектов налогового планирования;
изучение элементов, этапов и принципов налогового планирования;
Введение 3
1. Базовые понятия и категории 5
1.1 Понятие налогового планирования 7
1.2 Элементы налогового планирования 10
1.3 Этапы налогового планирования 13
1.4 Пределы налогового планирования 15
2. Основы управления налогами на предприятиях и в организациях 17
3. Общая схема налогового планирования 20
4. Прикладные вопросы налогового менеджмента 24
4.1 Взаимодействие налогового и бухгалтерского учета 26
4.2 Разработка схем минимизации налогов 28
4.3 Оптимизация системы налогообложения в рамках действующего законодательства 30
Заключение 32
Список использованной литературы 33
• построить такую организацию финансовой (бухгалтерской) службы, которая способствовала бы своевременному и четкому решению задач бухгалтерского учета и налогообложения.
Учетная политика, отвечающая
на все вышеперечисленные задачи,
может оказать действенную
Учетные приемы, формирующие оценку активов, порядок признания выручки от реализации и списания затрат, имеют прямую связь с налогообложением предприятия и его финансовым положением. Варьируя учетной методологией в дозволенных законом пределах, имеется возможность выбирать наиболее выгодный способ учета. Поэтому определение и грамотное применение элементов учетной и налоговой политики — одно из направлений эффективного налогового планирования.
Необходимость корпоративного налогового планирования в решающей степени зависит от тяжести налогового гнета. Если налоги составляют более половины всех расходов хозяйствующего субъекта, то налоговое планирование принимает глобальный характер и становится важнейшим элементом всей управленческой работы на предприятии. В этом случае надзор за налоговыми вопросами должен осуществляться на уровне высшего руководства. В средних и больших фирмах обязательно наличие группы или отдела налогового планирования. Каждый проект не должен внедряться без предварительной экспертизы специалистов, работающих в области финансового, налогового менеджмента. А для новых масштабных программ обязательно привлечение квалифицированных внешних консультантов по налоговому планированию.
С практической точки зрения управление налогами включает в себя несколько направлений.
Управление налогами на предприятии
1. Организация налогового и бухгалтерского учета |
2. Разработка схем минимизации налогов |
3. Контроль правильности
расчетов и сроков уплаты |
1.1 Верное толкование |
2.1 Разработка учетной политики для налоговых целей |
3.1 Исключение арифметических и счетных ошибок |
1.2 Определение характера связи бухгалтерского и налогового учета |
2.2 Определение совокупности |
3.2 Применение технологии |
1.3 Правильное оформление |
2.3 Анализ и правильная |
3.3 Применение налогового |
4. Оптимизация системы
налогообложения в рамках | ||
4.1 Разработка стратегии, бизнес – плана, системы бюджетов | ||
4.2 Разработка схем оффшорного
бизнеса (в случае | ||
4.3 Использование финансовых |
Причем работы по
указанным ориентациям (кроме
двух последних) могут быть
выполнены силами самого
Не останавливаясь на многих очевидных подходах к управлению налогами на предприятии, приведенных на этой схеме, следует сделать акцент на некоторых основных положениях.
Финансовый менеджер изначально должен понять достаточно сложный характер взаимодействия бухгалтерского учета и налогообложения. Поскольку система бухгалтерского учета не удовлетворяет в полной мере фискальным целям, в отечественной практике существуют три подхода к информационному обеспечению государственной налоговой инспекции об объектах налогообложения.
Самый первый из них предусматривает,
что различные налоговые
Второй подход предполагает формирование показателей налогового учета путем корректировки бухгалтерских данных. В этом случае различные налоговые показатели формируются и исчисляются посредством данных бухгалтерского учета, но с использованием определенных методов для целей налогообложения. Этим объясняется употребление в российском законодательстве словосочетания «для целей налогообложения».
Третий подход предполагает
расчет налоговой базы по правилам
налогового учета, отличным от правил
и процедур бухгалтерского учета. Речь
уже идет об абсолютном налоговом учете. Именно этот способ законодательно введен
с 1 января 2002 г. для расчета обязательств
по налогу на прибыль. Принципиально новым
является официальное признание налогового
учета, который охватывает: первичные
документы, аналитические регистры, расчет
налоговой базы.
Налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы на основе данных первичных документов; его назначение — обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль. Данные налогового учета должны отражать: порядок формирования суммы доходов и расходов; порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде; сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах; порядок формирования сумм создаваемых резервов; сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.
Таким образом, в настоящее время показатели, связанные с исчислением облагаемой базы по налогу на прибыль организаций, формируются по особым правилам, без участия ряда показателей системного бухгалтерского учета. Поэтому налоговый учет по сравнению с бухгалтерским учетом можно считать внесистемным. Он организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому.
Учетная политика — один из главных инструментов налогового планирования. Законодательство дает налогоплательщику возможность самостоятельно выбрать способ учета той или иной операции. На правильности оценки и применения альтернативных элементов учета и налогообложения и основана разработка схем минимизации налогов.
Основными разделами документа «Учетная политика» являются:
1) порядок организации бухгалтерского учета;
2) методы оценки активов и обязательств;
3) порядок контроля за хозяйственными операциями;
4) порядок документооборота
и технология обработки
5) порядок проведения
инвентаризации активов и
6) рабочий план счетов бухгалтерского учета;
7) формы первичных учетных документов;
8) порядок формирования
налоговой базы и налогового
учета для целей
Эффективность разработки
схем минимизации налогов
С точки зрения налогового менеджмента наибольший интерес представляют следующие элементы учетной политики в целях налогообложения:
• оценка запасов и расчет фактической себестоимости материальных ресурсов в производстве (по полной себестоимости, ФИФО, ЛИФО):
• начисление амортизации по основным средствам (по установленным нормам, ускоренная амортизация);
• создание резервов предстоящих расходов и платежей;
• определение выручки от реализации продукции (метод начисления или кассовый) и др.
Выбирая позицию, предприятие должно обосновать сделанный выбор расчетами налогов, величина которых зависит от выбора альтернативного способа учета. Возможности получения налоговых экономий достигаются, в частности, за счет: применения ускоренной амортизации; сокращения срока полезного использования нематериальных активов; оценки товарно-материальных ценностей способом ЛИФО в условиях инфляции; определения выручки по мере оплаты расчетных документов, что приводит к отсрочке уплаты налога на прибыль по остатку дебиторской задолженности за отгруженные товары.
Следует отметить преимущества в части уменьшения налогообложения при создании резервов. В случае образовании резерва организация имеет двоякую возможность:
1) уменьшать налоговую
базу с начала налогового
2) снизить нагрузку
в части налога на прибыль
в течение всего налогового
периода. Для этого возможно
создание резерва под
Отметим еще раз, что конечной целью налогового менеджмента должна быть не минимизация (снижение) отдельных налогов, а увеличение доходов предприятия после уплаты налогов. В системном окружении налоги влияют друг на друга в связи с тем, что их налоговые базы могут пересекаться. Это положение должны постоянно иметь в виду руководители и менеджеры, которые принимают решения в области финансово-хозяйственной деятельности организации с учетом возможных налоговых последствий. Поэтому с этой точки зрения необходимо говорить об оптимизации всей системы налогообложения, которая, безусловно, должна осуществляться на предприятиях и в организациях в рамках действующего законодательства о налогах и сборах.
Ключевая задача корпоративного
финансового менеджмента —
Стратегическое налоговое планирование на предприятиях и в организациях усложняется эффектом взаимного влияния большого количества факторов, которые необходимо учитывать в практической деятельности. К этим факторам относятся: вид деятельности и структура объекта, элементы учетной политики для целей налогообложения, способы управленческого учета, политика ценообразования, структура затрат и т. д.
Определенная попытка факторного анализа на предприятии достигается при разработке документов среднесрочного (бизнес-план) и текущего планирования (бюджеты). В составе этих документов существенное место занимают динамические ряды показателей, включая налоговые, ибо удельный вес налоговых платежей в общей сумме расходов предприятия весьма значителен.
Обычно расчеты ведутся
путем использования финансовых
моделей с помощью
В то же время упомянутые выше программные продукты не достаточно ориентированы на задачи корпоративного налогового планирования, некоторые распространенные в налоговой сфере ситуации не поддаются моделированию. С этой целью можно адаптировать имитационную модель и ориентировать ее на реализацию направления вариационно-сравнительного анализа в налоговом планировании.
Конкретный механизм налогового менеджмента состоит также в создании оффшорных компаний, переводе капиталов и доходов по оптимальным налоговым маршрутам, использовании трансфертных цен во внутрифирменных поставках и связях.
В ходе проведения научного исследования по теме «Налоговое планирование на предприятиях и в организациях» автором были детально изучены и использованы в работе законодательно-нормативные материалы, учебные пособия, монографии, публикации официальных сайтов Интернет. В курсовой работе были рассмотрены понятие налогового планирования, его элементы, этапы, пределы и основные принципы. Детально рассмотрены общая схема налогового планирования и этапы разработки схемы минимизации налогов.