Налоговое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 22:43, контрольная работа

Описание работы

Налоговое планирование — это целенаправленные действия налогоплательщика, направленные на уменьшение его налоговых обязательств, производимых им в виде налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей.
Целью налогового планирования является построение оптимальной модели хозяйствования, обеспечивающей минимально возможный размер налоговой нагрузки.

Файлы: 1 файл

Налоговое планирование.docx

— 32.50 Кб (Скачать файл)
  1. Налоговое планирование: понятие и виды. Налоговое планирование в системе финансового менеджмента.

 

Налоговое планирование — это целенаправленные действия налогоплательщика, направленные на уменьшение его налоговых обязательств, производимых им в виде налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей.

Целью налогового планирования является построение оптимальной  модели хозяйствования, обеспечивающей минимально возможный размер налоговой  нагрузки.

Сущность  налогового планирования заключается в том, что каждый налогоплательщик имеет право использовать допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Налоговое планирование можно определить как планирование финансово-хозяйственной деятельности организации с целью минимизации налоговых платежей. Оно может быть как индивидуально направленным и носить адресный характер, так и применяться в финансово-хозяйственной деятельности широкого круга хозяйствующих субъектов.

Виды налогового планирования могут классифицироваться, в частности, по следующим основаниям:

1) в зависимости  от формы предпринимательской  деятельности:

  • налоговое планирование деятельности индивидуальных предпринимателей;
  • налоговое планирование деятельности организаций;

2) в соответствии  со стадией хозяйственной деятельности:

  • налоговое планирование на стадии создания и организации бизнеса налоговое планирование на стадии развития бизнеса;
  • налоговое планирование в процессе полномасштабной хозяйственной деятельности;
  • налоговое планирование на стадии ликвидации бизнеса;

3) исходя  из объемов хозяйственной деятельности:

  • налоговое планирование малого бизнеса;
  • налоговое планирование среднего бизнеса;
  • налоговое планирование крупного бизнеса;
  • налоговое планирование в интегрированных структурах

        4) в зависимости от объектов налогового планирования:

  • налоговое планирование деятельности организации (индивидуального предпринимателя) в целом;
  • налоговое планирование структурных подразделений (филиалов, представительств и иных территориально обособленных подразделений);

5) исходя  из направленности и масштабов налогового планирования:

  • стратегическое налоговое планирование, т.е. налоговое планирование всей деятельности организации (индивидуального предпринимателя) на продолжительный период;
  • оперативное (текущее) налоговое планирование, т.е. налоговое планирование отдельной хозяйственной операции либо совокупности взаимосвязанных хозяйственных операций.

Налоговое планирование представляет собой неотъемлемую составную  часть финансового менеджмента. [Д. Н. Тихонов, Л. Г. Липник. Налоговое планирование и минимизация налоговых рисков. М.: 2004].  Налоговые платежи для любого физического и юридического лица - одна из самых больших статей расходов, поэтому налоговое планирование так же способствует повышению рентабельности бизнеса, как сокращение издержек производства, транспортировки, хранения, сбыта. Поэтому его можно отнести к планированию расходов. Для предприятия эти расходы близки к накладным, т.е. расходам, увеличивающим издержки производителя и снижающим уровень чистого дохода. Уменьшение налоговых выплат, таким образом, для предприятия равноценно снижению издержек или увеличению доходности.

Налоговое планирование подразделяется на планирование в рамках одного предприятия (корпоративное  налоговое планирование) и на налоговое  планирование в рамках системы (группы) предприятий.

К основным видам  деятельности по налоговому планированию относятся:

сбор  и систематизация информации по проблемам  налогообложения (мониторинг налогового законодательства);

текущее налоговое  планирование и текущий  контроль за выполнением налоговых обязательств;

экспертиза  экономических  проектов, планов и управленческих решений с точки зрения налогового законодательства;

 разработка  и осуществление мероприятий   по оптимизации налоговых обязательств  в соответствии с изменениями   национального законодательства  или норм международного налогового  права.

В качестве основных инструментов налогового планирования можно выделить следующие:

1. Налоговые   льготы, предусмотренные налоговым   законодательством (например, льготы  по налогу на имущество организаций,  работниками которых являются  инвалиды, если их численность  составляет более 50%).

2. Оптимальная   с позиций налоговых последствий   форма договорных отношений (например, реализация продукции самостоятельно  или через комиссионера; производство  готовой продукции из собственного  сырья или из давальческого  сырья).

3. Цены  сделок (например, увеличение покупных  или  снижение продажных цен по  сделкам с контрагентами).

4. Отдельные   элементы налогообложения (например, дифференциация налоговых ставок  по прибыли (доходу) у индивидуальных  предпринимателей и у юридических  лиц).

5. Специальные  налоговые режимы, предусмотренные  ст.18 Налогового кодекса Российской  Федерации (НК РФ), и особые  системы налогообложения (например, упрощенная система налогообложения  субъектов малого предпринимательства,  система налогообложения в свободных  экономических зонах, единый налог  на вмененный доход).

6. Льготы, предусмотренные  соглашениями  об избежании двойного  налогообложения и иными международными  договорами и соглашениями (например, взаимодействие в своей коммерческой  деятельности фирм, зарегистрированных  в иностранных государствах и имеющих режим льготного налогообложения).

7. Элементы  бухгалтерского  учета в целях  налогообложения,  учетная политика  в целях налогообложения  (например, метод определения выручки   от реализации "по оплате" или  "по отгрузке", оценка материально-производственных  запасов и расчет их фактической   себестоимости при списании в   производство, порядок переоценки  основных средств, наличие или   отсутствие резервов предстоящих   расходов и платежей).

 

 

  1. Применение специального налогового режима «единый налог на вмененный доход» как способ налоговой оптимизации.

 

Налоговая оптимизация — это уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов.

ЕНВД  регулируется гл. 26.3 Налогового кодекса. Данный налог платят компании, которые  ведут определенные виды деятельности, перечисленные в п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса. Компании, которые переведены на ЕНВД, перестают платить:

- налог  на прибыль для фирм (НДФЛ для  индивидуальных предпринимателей);

- НДС  (кроме таможенного);

- налог на имущество;

- ЕСН.

Само  по себе применение единого налога выгодно для компании, так как  его размер не зависит от выручки  фирмы, ее доходы могут быть сколь  угодно велики, а налог останется  прежним. Это выгодно еще и  тем, что компания может заранее  спрогнозировать, сколько средств  ей нужно заплатить в виде налогов, если, конечно, физические показатели останутся без изменений.

 Платить  как можно меньше налогов - естественное желание каждого  предпринимателя и каждой компании. Казалось бы, в режиме ЕНВД  сэкономить на них не представляется  возможным, так как единый налог  не зависит ни от выручки,  ни от расходов фирмы. Физические  показатели и размер базовой  доходности по ним, а также  виды деятельности, переведенные  на уплату единого налога, четко  прописаны в Налоговом кодексе.  Однако представление о том,  что сэкономить на ЕНВД нельзя, обманчиво. Существуют способы,  которые помогут сэкономить на  ЕНВД, уйти или остаться на  данном режиме по желанию фирмы.

Экономим с помощью пенсионных вычетов

При расчете  ЕНВД выручка и расходы значения не имеют (ст. 346.29 НК РФ). При этом Налоговый  кодекс разрешает уменьшить сумму единого налога на:

- взносы, уплаченные в Пенсионный фонд с зарплаты сотрудников;

- фиксированный платеж предпринимателя;

- сумму  выплаченных работникам пособий  по временной нетрудоспособности.

 Есть  одно условие: уменьшить налог  можно не более чем наполовину (п. 2 ст. 346.32 НК РФ).

 Напомним, единый налог фирмы считают  поквартально. Если за квартал  фирма заплатит взносов и пособий  по болезни меньше, чем 50% единого налога, то придется отдать государству больше денег. А если вы уплатите взносов и пособий в сумме, большей, чем половина налога, то на это превышение единый налог уменьшить вы не сможете. В свою очередь, сумма пенсионных взносов зависит от заработной платы сотрудников.

Приостановка деятельности

Для того, чтобы применить этот метод, нужно  вспомнить абзац 3 пункта 6 статьи 346.29 Налогового кодекса: «...в целях учета  фактического периода времени осуществления  предпринимательской деятельности значение корректирующего коэффициента К2, учитывающего влияние различных факторов на результат предпринимательской деятельности, определяется как отношение количества календарных дней ведения предпринимательской деятельности в течение календарного месяца налогового периода к количеству календарных дней в данном календарном месяце налогового периода».

Для подтверждения  своего права использовать описанную  норму налогоплательщики могут  представлять любые документы, содержащие информацию о временном приостановлении  их деятельности. К таким документам, в частности, могут относиться: документы из органов здравоохранения о временной нетрудоспособности, документы (акты, предписания) о приостановлении предпринимательской деятельности, выданные органами Госпожнадзора, Роспотребнадзора, органами коммунального хозяйства, справки администраций рынков, ярмарок о количестве дней аренды торговых мест, договоры аренды (субаренды), копии платежных документов, подтверждающих оплату арендных платежей, организационно-распорядительные документы.

Перевод сотрудников

Этот  способ оптимизации может использоваться плательщиками ЕНВД, физическим показателем  у которых является количество работников, в том числе и индивидуальный предприниматель. Данный способ может  применяться при таких видах  деятельности, как оказание бытовых  услуг; оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств; развозная (разносная) торговля (за исключением торговли подакцизными товарами, лекарственными препаратами, изделиями из драгоценных камней, оружием и патронами к нему, меховыми изделиями и технически сложными товарами бытового назначения); оказание услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, не имеющие залов обслуживания посетителей.

Поскольку облагать налогом придется каждого  работника, то логично перевести  часть людей на другое юридическое  лицо (индивидуального предпринимателя) или в иной вид деятельности.

Выбор наименьшей площади

Если  же физическим показателем является площадь торгового зала (в метрах) или площадь стоянок, то имеет  смысл проверить, какая площадь  прописана в документах, относящихся  к данному объекту (БТИ, договор  аренды и т. д.) Соответственно по наименьшему  значению можно платить и налог, а выбранный документ будет являться доказательством расчетов налогоплательщика.

Описанный способ актуален для тех, кто занимается розничной торговлей, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, имеющей торговые залы, и оказанием  услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках.

Достройка метров

Такой совет, в корне противоположный предыдущему, можно дать тем налогоплательщикам, которые имеют достаточно большую  площадь, но не хотят применять ЕНВД. Итак, если вы занимаетесь розничной  торговлей, площадь торгового зала составляет чуть менее 150 квадратных метров, можно сконструировать легко  возводимую и убираемую дополнительную площадку, балкон, чтобы превысить  заветный показатель. Но эта часть  также должна являться площадью торгового  зала. Напомним, что, согласно статье 346.27 Налогового кодекса, под площадью торгового  зала понимается часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. В тоже время площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, к площади торгового зала не относится. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

Информация о работе Налоговое планирование