Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 03:37, контрольная работа
Понятие налога, функции налогов. Система налоговых платежей в РФ. Виды налогов.
Налоговая система — основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманием налогов и сборов.
Контрольная работа
По дисциплине Финансовое право
На тему НАЛОГОВОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Транквилицкий николай Александрович
Краснодар 2014
Понятие налога, функции налогов.
Система налоговых платежей в РФ. Виды
налогов.
Налоговая система — основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманием налогов и сборов.
Нынешнее налоговое
законодательство не содержит определения
понятия налоговой системы. Однако действовавший
в прошлом Закон Российской Федерации
«Об основах налоговой системы в Российской
Федерации» содержал указанное выше понятие.
Это понятие используется в теории и по
сей день, с тем лишь отличием, что ранее
самостоятельным компонентом налоговой
системы считались пошлины — но в соответствии
с вступившими в силу главами Налогового
кодекса России государственная
пошлина отнесена к сборам;
что же касается таможенных пошлин, в прежние времена
считавшихся институтом, общим для налоговой
системы и для таможенного регулирования, —
то по мере совершенствования налогового и таможенного закон
Основой налоговой системы являются налоги и сборы. С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще.
Система налогового права, впрочем, как и любого другого, — это его внутреннее строение. Для налогового права характерно традиционное для отраслей российского права деление на Общую и Особенную части.
К Общей части налогового права относятся:
Особенная часть содержит:
Систему налогового права следует отличать от системы налогов и сборов. Налоговая система и система налогов и сборов соотносятся как общее и частное. Система налогов и сборов является неотъемлемой частью налоговой системы Российской Федерации и представляет собой совокупность отдельных видов налогов и сборов. Она представлена тремя уровнями: федеральные, региональные и местные налоги.
Основными функциями налоговой системы государства и, соответственно, установленных в государстве налогов являются:
Принципы построения налоговой системы государства обсуждаются практически с тех пор, как возникло государство. Ещё Адам Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» в 1776 г. сформулировал четыре правила («максимы»):
В современных условиях могут быть сформулированы следующие принципы построения налоговой системы:
Реализация принципов налогообложения в разных странах осуществляется с учётом особенностей развития, существующей социально-экономической ситуации.
Наличие собственной, независимой
от других государств налоговой системы
является одним из признаков суверенного государс
Налоговое право РФ: понятие, принципы, источники.
Налоговое право как раздел науки финансового права изучает нормы налогового права и регулируемые ими налоговые отношения, анализирует их, систематизирует и классифицирует. Наука налогового права изучает основные налогово-правовые категории (налоги и сборы, налоговая обязанность, налоговый контроль, налоговое правонарушение и др.) и налогово-правовые нормы (как действующие, так и отмененные), способствует их разработке и совершенствованию. Наука налогового права исследует закономерности и тенденции развития законодательства о налогах и сборах, принципы налогового права, анализирует правоприменительную практику в сфере налогообложения. Важными направлениями налогово-правовой науки являются история налогового права и сравнительно-правовое исследование налогового законодательства зарубежных стран.
Если налоговое право как подотрасль финансового права и совокупность соответствующих правовых норм регулирует налоговые отношения и устанавливает определенный порядок в сфере публичных (государственных и муниципальных) финансов, то наука налогового права представляет собой систему знаний о правовом регулировании налогообложения.
Источники налогового права образуют иерархически выстроенную систему, включающую Конституцию РФ, международные договоры, а также нормативные правовые акты Российской Федерации. Особое место в механизме нормативно-правового регулирования налоговых отношений занимают судебные прецеденты.
По принципу убывания юридической силы Конституция РФ занимает первый, верхний уровень системы источников налогового права. Она закрепляет обязанность каждого лица платить законно установленные налоги и сборы, а также устанавливает некоторые другие общие начала налогового права.
Уровнем ниже в системе источников налогового права размещаются международные договоры, среди которых выделяют соглашения об избежании двойного налогообложения, о сотрудничестве и взаимной помощи налоговых и иных государственных органов Российской Федерации и зарубежных стран в сфере налогообложения и т.д. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем те, которые установлены актами законодательства о налогах и сборах, включая Налоговый кодекс РФ, то применяются правила и нормы международного договора.
Среди нормативных правовых актов Российской Федерации выделяют налоговое законодательство, которое именуется законодательством о налогах и сборах, и подзаконные акты в сфере налогообложения.
В соответствии со ст. 1 Налогового кодекса РФ законодательство о налогах и сборах включает три уровня:
1) законодательство Российской
Федерации о налогах и сборах,
состоящее из Налогового
2) законодательство субъектов
3) нормативные правовые акты
муниципальных образований о
местных налогах и сборах, принимаемые
представительными органами
Налоговый кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:
- виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
- основания возникновения (изменения,
прекращения) и порядок исполнения
обязанностей по уплате
- формы и методы налогового контроля;
- ответственность за совершение налоговых правонарушений;
- порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
Подзаконные нормативные акты, ранее игравшие существенную роль в регулировании налоговых отношений, в результате налоговых реформ постепенно теряют прежние позиции в системе источников налогового права. Завершилась "эпоха указного права", в течение которой Президент РФ своими указами заполнял правовой вакуум в сфере налогообложения.
Основные принципы налогового законодательства Российской Федерации закреплены в ст. 3 Налогового кодекса РФ. Перечислим их:
1. Принцип всеобщности налогообложения — каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
2. Принцип
равенства налогообложения —
предполагается равенство всех
налогоплательщиков перед
3. Принцип
справедливости — учитывается
фактическая способность
4. Принцип
соразмерности, или экономической
сбалансированности, — учитывается
сбалансированность интересов
5. Принцип
отрицания обратной силы
6. Принцип
однократности налогообложения
— один и тот же объект
может облагаться налогом
7. Принцип льготности налогообложения — налоговые законы должны иметь правовые нормы, устанавливающие для отдельных и (или) определенных групп налогоплательщиков как юридических, так и физических лиц льготы по налогам, облегчающие налоговое бремя.
8. Принцип
равенства защиты прав и
9. Принцип недискриминационности — налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться по-разному исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками. Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 3 Налогового кодекса РФ не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
Структура налоговых правоотношений, т. е. общественных отношений, регулируемых нормами налогового права, включает субъект, объект и содержание.
Субъектами налоговых правоотношений, или их участниками, являются: налогоплательщики (юридические и физические лица), налоговые агенты (организации — государственные налоговые инспекции и физические лица — налоговые представители), Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные подразделения. Государственный таможенный комитет РФ и его территориальные подразделения. Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления администраций краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов и городов, иные уполномоченные органы.
Объектом налоговых правоотношений является недвижимое и движимое имущество (материальные и нематериальные объекты).
Содержанием налоговых правоотношений выступают субъективные права и субъективные обязанности их участников.
Кроме того, Налоговым кодексом РФ устанавливаются права и обязанности налогоплательщиков (ст. 21 и ст. 23 соответственно), возможность обеспечения и защиты их прав (ст. 22), права и обязанности налоговых органов (ст. 31 и ст. 32 соответственно), обязанности должностных лиц налоговых органов (ст. 33) и ответственность налоговых органов, таможенных органов и их должностных лиц (ст. 35).