Налоговое прогнозирование и планирование в разработке налоговой и бюджетной политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 14:10, реферат

Описание работы

Государственное налоговое планирование призвано обеспечить выполнение установленных законом количественных и качественных показателей в процессе текущего исполнения по налогам бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней власти (налоговую тактику), а также реализацию долговременных направлений экономической и налоговой политики государства в соответствии с принятой налоговой концепцией (налоговой стратегии). В конечном счете, основной целью государственного налогового планирования является обеспечение реализации налогами всех своих функций, включая максимальную собираемость запланированных объемов налоговых поступлений по всем их видам.

Содержание работы

1. Содержание государственного налогового планирования
2. Содержание государственного налогового прогнозирования
3. Методы государственного налогового планирования и прогнозирования
4. Основные направления планирования и прогнозирования налоговой и бюджетной политики на современном этапе

Файлы: 1 файл

реферат по П и П в н-о.docx

— 41.86 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

Восточно-Сибирский Государственный  университет технологии и    управления

(ФГБОУ ВПО ВСГУТУ)

 

 

Кафедра: «Налоги и налогообложение»

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Прогнозирование и планирование в налогообложении»

на тему: «Налоговое прогнозирование  и планирование в разработке налоговой  и бюджетной политики государства»

 

 

 

 

                                                                             Выполнила: студ-ка 5 курса гр. 5108

                                                                                                                   Закирова Л.Ф.

                                                                                              Проверил: Дондоков З.БД.

 

 

 

 

 

Улан-Удэ 2012

 

Содержание

  1. Содержание государственного налогового планирования
  2. Содержание государственного налогового прогнозирования
  3. Методы государственного налогового планирования и прогнозирования
  4. Основные направления планирования и прогнозирования налоговой и бюджетной политики на современном этапе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Содержание государственного налогового планирования

Государственное налоговое  планирование призвано обеспечить выполнение установленных законом количественных и качественных показателей в  процессе текущего исполнения по налогам  бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней власти (налоговую тактику), а также реализацию долговременных направлений экономической и  налоговой политики государства  в соответствии с принятой налоговой  концепцией (налоговой стратегии). В  конечном счете, основной целью государственного налогового планирования является обеспечение  реализации налогами всех своих функций, включая максимальную собираемость запланированных объемов налоговых  поступлений по всем их видам.

Государственное налоговое  планирование представляет собой совокупность форм и методов определения экономически обоснованных (оптимальных) налоговых  параметров и решений соответствующих  государственных органов управления, направленных на реализацию функций  налогов и обеспечение максимально  возможного объема налоговых поступлений  в бюджетную систему в рамках заданных параметров налогового потенциала.

Достижение цели налогового планирования возможно, с одной стороны, на основе оптимизации уровня и структуры  налогового бремени, состава и структуры  системы налогов и налогообложения  на текущий бюджетный год и  перспективу, поддержания высокого уровня собираемости налогов и эффективности  налогового контроля, а с другой стороны, с учетом закона растущих финансовых потребностей государства. При этом важно учитывать и структуру  источников налоговых поступлений. Так, в настоящее время в России основные бюджетные поступления  обеспечиваются за счет налогов с  организаций, а в их составе за счет косвенных налогов, тогда как  в большинстве развитых стран  наоборот – за счет налогов с  физических лиц и прямых налоговых  платежей. Объективный предельный уровень  налоговых изъятий (для каждой страны он индивидуален) ограничивает возможности  государства в увеличении своих доходов на основе увеличения налогового бремени. В этой связи, важнейшей проблемой научного налогового планирования является поиск компромиссных решений, учитывающих обе противодействующие закономерности в конкретных практических действиях государственных органов законодательной и исполнительной власти.

Государственное налоговое  планирование начинается с разработки или корректировки научно обоснованной концепции налоговой политики, в  соответствии с которой вносятся изменения в налоговую систему  государства, ее состав и структуру, соответствующую экономическому развитию. Далее устанавливаются цели, задачи и методы их достижения, опять же исходя из стратегических и тактических  параметров, заложенных в налоговой  политике.

Государственное налоговое  планирование решает следующие основные задачи:

  • формирование правового поля и налогового законодательства;
  • построение рациональной налоговой системы исходя из конкретной социально-экономической ситуации, основанной на оптимальных параметрах совокупного налогового бремени и структуры системы налогов;
  • оптимизация объектов налогообложения и налоговой базы;
  • разработка рациональной системы налоговых скидок и льгот;
  • разработка налогового бюджета на предстоящий финансовый год и среднесрочную перспективу.

В зависимости от периода, целей и задач планирования различают оперативное (на месяц, квартал), текущее (на один финансовый год) и стратегическое (долгосрочное) налоговое планирование. В основе текущего и стратегического планирования лежат прогнозные параметры налогового потенциала. Под налоговым потенциалом понимается способность базы налогообложения в пределах какой-либо административной единицы приносить доходы в виде налоговых поступлений (имеется в виду не фактическая сумма поступлений как таковых, а именно способность, возможность).

В целом процесс налогового планирования на государственном уровне можно представить в виде следующей  последовательности:

  1. устанавливаются цели, на достижение которых ориентирована система налогообложения;
  2. разрабатываются методы и конкретные мероприятия по реализации поставленных целей;
  3. разграничиваются налоговые полномочия и доходные источники между органами власти и управления различных уровней;
  4. определяются и устанавливаются конкретные пропорции распределения налогов между бюджетами различных уровней, составляющих основу налогового планирования;
  5. составляется прогнозный расчет общих сумм налогов, взимаемых в каждой территории (административной единице), что должно обеспечить экономически обоснованные плановые показатели;
  6. определяются общие объемы налоговых поступлений на краткосрочную и долгосрочную перспективу на основе прогнозных расчетов изменения доходности предприятий, отдельных отраслей, экономики в целом на федеральном, региональном и местном уровнях.

Формирование и принятие налоговой концепции как элемента государственных налоговой политики и налогового планирования представляет собой результат поиска наиболее приемлемого варианта налогового режима, выбираемого с учетом предполагаемых социально-экономических и политических условий. Следует отметить, что детальная  проработка налоговых режимов (состава  и структуры налоговых доходов, величины налоговых ставок, льгот  и санкций, других способов обеспечения  выполнения плановых налоговых заданий) составляет также содержание другого  элемента государственного налогового менеджмента – государственного налогового регулирования.

Методом государственного налогового планирования является оценка соотношения  налогового потенциала с фактическими поступлениями налогов и определение  на этой основе экономически обоснованных объемов и структуры поступлений  налогов в бюджетную систему  в планируемом периоде. При этом налоговое планирование осуществляется с ориентацией на обоснованно  высокий уровень мобилизации  налогов и сборов в бюджетную  систему.

В этой связи налоговое  прогнозирование и планирование правомерно рассматривать как единый процесс, в рамках которого происходит регулярная корректировка решений, пересмотр мер по достижению намеченных показателей на основе непрерывного контроля и мониторинга происходящих изменений.

  1. Содержание государственного налогового прогнозирования

Прогнозирование – это  предвидение, опережающее отображение  действительности. Не определяя параметры  развития с достаточной точностью, прогноз раскрывает альтернативы, положительные  и отрицательные тенденции, противоречия и намечает условия, при которых  обеспечивается решение поставленных задач. Задача прогноза – дать объективное, достоверное представление о  том, что будет при тех или  иных условиях. Постоянное видение  перспективы позволяет своевременно обнаружить риски и принимать  меры во избежание отрицательных  результатов.

Налоговое прогнозирование  выступает базой налогового планирования. Основная задача налогового прогнозирования – определение на заданный временной период экономически обоснованного размера поступлений налогов в соответствующий бюджет.

Государственное налоговое  прогнозирование, с одной стороны, служит основой для выработки  прогноза социально-экономического развития страны, субъектов РФ и муниципальных  образований на среднесрочный и  долгосрочный периоды, для своевременного и обоснованного составления  проектов федерального, региональных и местных бюджетов на предстоящий год, и на среднесрочную перспективу для принятия необходимых политических, экономических и социальных решений в ходе исполнения соответствующих бюджетов. С другой стороны, налоговое прогнозирование само строится в соответствии с прогнозом важнейших социально-экономических показателей развития экономики и ее ведущих отраслей, таких как прирост (снижение) валового внутреннего продукта, прибыль в целом по народному хозяйству и в разрезе отраслей и рядом других, а также показателями развития экономики субъектов РФ. Эти показатели разрабатываются центральными экономическими ведомствами: Минэкономразвития, Минфином, Центральным банком, а также уполномоченными органами субъектов РФ и муниципальных образований.

При прогнозе поступлений  налогов указанные органы управления ориентируются на максимально высокий  их уровень, что связано с постоянно  растущими потребностями государства  и муниципальных образований, вызванных  как объективными причинами (естественный прирост населения, необходимость  развития научно-технического прогресса, поддержание на должном уровне безопасности и обороноспособности страны, повышение  жизненного уровня и др.), так и  субъективными причинами (связаны  с завышенными запросами органов  власти и управления). Вместе с тем, потребности увеличения расходов и  вызванная этим ориентация на максимальное изъятие средств налогоплательщиков имеют определенные экономические  ограничения, связанные, во-первых, с  возможностями экономического роста  хозяйства страны и его отдельных  отраслей, повышения эффективности  экономики и, во-вторых, с уровнем  налоговых изъятий, за пределом которого налоги могут не только оказывать  негативное влияние на развитие экономики, но и при определенных условиях привести к свертыванию предпринимательской  деятельности. Поэтому в процессе налогового прогнозирования все  эти факторы должны непременно учитываться.

Налоговое прогнозирование  должно играть и фактически играет активную роль в выработке налоговой  и бюджетной политики государства. В его процессе Минфин России, в  частности, принимает решения о  необходимости внесения изменений  в налоговое законодательство, а  также сокращения расходов в тех  случаях, когда возможности сбалансирования  бюджета налоговыми методами на планируемый  период исчерпаны. В связи с этим одновременно с проектом федерального бюджета на предстоящий год в  Правительство РФ направляются проекты  соответствующих законов об изменениях и дополнениях в действующее  законодательство о налогах.

Процесс налогового прогнозирования  базируется на общеэкономических методах: экспертных оценок, анализа, корреляции, ранжирования и других. При этом выбор метода определяется целями, стоящими на конкретной стадии налогового прогнозирования, временными рамками, конкретными видами налога.

В процессе налогового прогнозирования происходит поиск  оптимального уровня налогообложения, отвечающего интересам обеих  сторон и способствующего достижению необходимого баланса их финансовых возможностей и интересов. Как показывает мировой опыт, при установлении оптимального уровня налоговых изъятий на первый план должны выдвигаться экономические стимулы развития производства, т. е. интересы товаропроизводителя.

  1. Методы государственного налогового планирования и прогнозирования

В связи с тем, что в  реальности невозможно разделить на отдельные этапы прогнозирование  и планирование, т. к. это взаимосвязанные  и взаимодополняющие процессы, то не представляется строго разграничить и методы налогового прогнозирования  и планирования. Практически каждый из представленных ниже методов в  равной степени применим и в рамках прогнозирования, и в рамках планирования.

Прогнозирование с помощью трендов считается одним из простейших методов статистического прогнозирования. Методика построения трендовых моделей представляет собой сочетание качественного экономического анализа и формальных математико-статистических процедур. Последние включают в себя выбор класса функций тренда, отбор которых осуществляется с ориентиром на выявленный тип изменения исследуемого показателя в ретроспективе. Далее с помощью регрессионного анализа осуществляется оценивание параметров функций тренда, а затем оценка близости тренда к аппроксимируемому динамическому ряду с помощью нескольких формальных критериев (коэффициента детерминации, остаточной дисперсии, суммы квадратов отклонений). После анализа остаточной компоненты динамического ряда на выполнение ряда требований выбирается функция тренда, с помощью которой и осуществляются прогнозные расчеты. Затем осуществляется расчет доверительного интервала, позволяющего определить область, в которой с определенной вероятностью следует ожидать прогнозируемую величину. Допустимость и правомерность использования трендовых моделей для прогнозирования определяется рядом условий: 1) период, для которого построен тренд, должен быть достаточным для выявления тенденции развития; 2) анализируемый период является устойчиво динамическим и обладает инерционностью; 3) не ожидается сильных внешних воздействий на изучаемый процесс, которые могут серьезно повлиять на тенденцию развития. В силу неустойчивого характера социально-экономических процессов в РФ и существенных изменений в налоговом законодательстве страны использование трендовых моделей для целей прогнозирования может иметь ограниченное применение: на короткий срок (краткосрочное прогнозирование) или как начальный этап комплексной методики прогнозирования. В последнем случае экстраполяционный прогноз интерпретируется как один из гипотетических вариантов, с которым сопоставляются другие варианты прогноза, полученные с помощью более совершенных методов. В частности, с помощью факторных моделей.

Информация о работе Налоговое прогнозирование и планирование в разработке налоговой и бюджетной политики государства