Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 10:41, реферат
Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Государство, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Введение 3
1. Роль и значение налогового регулирования в экономике Республики Казахстан 5
2. Налоговое регулирование и его основные методы 10
Заключение 16
Список использованной литературы
Содержание
1. Роль и значение налогового
регулирования в экономике
2. Налоговое регулирование и
его основные методы
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
В обеспечении
нормального функционирования любой
современной экономической
По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов – от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению. Это еще раз получило подтверждение в ходе «кейнсианской революции», которая совершила переворот в классических воззрениях на рыночную экономику и доказала невозможность само исцеления экономического спада.
Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику, таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.
В любой экономической системе, в том числе и рыночной экономике, государство выступает в известном смысле как экономический агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например в сфере налоговой политики, государственного законодательства. Принуждение часто обосновывается политической философией, требующей подчинения личных интересов общественным.
Как бы там ни было, государство всегда, во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Таким образом, государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает самого пристального внимания.
Среди
множества экономических
Роль и значение налогового регулирования в экономике Республики Казахстан
Теоретический потенциал налога как
экономической категории
Налоги являются необходимым звеном
экономических отношений в
Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, как «взносы граждан, необходимые для содержания… публичной власти… «. «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», – подчеркивал К. Маркс. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться. Изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:
А. Смит в своем «Исследовании о природе и причинах богатства народов» считал основными принципами налогообложения всеобщность, справедливость, определенность и удобность. Со временем этот перечень был дополнен принципами обеспечения достаточности и подвижности налогов (налог может быть увеличен или сокращен в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства), выбора надлежащего источника и объекта налогообложения, однократности обложения.
Деятельность налоговой службы Республики Казахстан по обеспечению
полноты поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет началась и проходит в условиях нарушений платежной дисциплины, вынужденной остановки многих предприятий, банкротство, острой борьбы с преступностью в налоговой и финансовой сферах.
Несмотря
на большие трудности, работниками
налоговой службы проводится значительная
работа по реформированию и совершенствованию
налоговой системы. Налоговая система
Республики Казахстан находится
в стадии развития, одновременно совершенствуется
и налоговый механизм. В Республике
Казахстан правовое регулирование
налогообложения в своем
На первом этапе (с 1992 года по июнь 1995 года) из-за отсутствия собственного опыта в создании налоговой системы Казахстана в основном был использован опыт соседних государств, и, прежде всего, в Российской Федерации. Практически Закон «О налоговой системе в Республике Казахстан», принятый 24 декабря 1991 года, являлся скопированным вариантом законодательства России. В результате чего, в Казахстане была построена трехзвенная налоговая система, присущая федеративному государству.
Она включала в себя три группы налогов:
Большое
количество налогов (43 вида: 16 общегосударственных,
10 общеобязательных налогов и сборов,
17 местных налогов и сборов), нестабильность
законодательства, наличие множества
платежей, расчетной базой, для которых
является себестоимость, применение большого
количества льгот сделало налоговую
систему практически
В истории развития налоговой системы
Республики Казахстан определенное
место занимает 1994 год. Именно в этом
году сделаны первые конкретные шаги
на пути реформирования налоговой системы.
Изменения коснулись двух крупных
налогов: подоходного налога с физических
лиц и налога на прибыль предприятий.
Были приняты Указы Президента Республики
Казахстан, имеющие силу закона, «О
налогообложении доходов с
Так, в подоходном налогообложении физических лиц впервые был осуществлен переход от щедулярного налогообложения, применявшегося достаточно длительное время в республиках бывшего СССР, к глобальному обложению доходов физических лиц на основе определения совокупного годового дохода.
В части юридических лиц
Жестокая налоговая политика привела
к так называемой «налоговой ловушке»,
когда, несмотря на высокие ставки налогов,
поступления от них снижаются
в результате сокращения базы обложения
(отсутствия дохода), ухода части
предприятий в нелегальный
Исходя, из этого в качестве основных целей налоговой реформы в Республике Казахстан в последующие этапы были выдвинуты:
В соответствии с этими целями была сделана попытка изменить всю налоговую систему Республики Казахстан и приблизить ее к мировым стандартам.
Задачами второго этапа (с июля 1995 года по 1999 год) были: снижение налогового бремени, сокращение количества налогов, приближение налоговой системы Казахстана к мировым стандартам. В основном этим требованиям отвечало принятие Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24 апреля 1995 г. №2235.
Вышеуказанный законодательный акт был введен в действие с 1 июля 1995 г. В его разработке принимали участие представители и эксперты международных организаций: МВФ, Международной налоговой программы, ОЭСР, Гуверского института, Стэнфордского Университета, Гарвардского Университета США.
На данном этапе функционировало 11 видов налогов и сборов: 5 общегосударственных и 6 местных налогов и сборов. С 1 января 1999 года их количество увеличивается до 17.
Основной задачей третьего этапа(с 2000 года) является усиление правовых аспектов взаимоотношений между государственными органами, имеющими отношение к бюджету, фискальными органами и налогоплательщиками. На данном этапе возникла необходимость в очередном реформировании налогового законодательства и с 1 января 2002 года введен в действие Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый Кодекс), который принят Парламентом Республики Казахстан 12 июня 2001 года №209-II.
На сегодняшний день – 9 видов налогов, 13 сборов, 9 плат, государственные пошлины, 4 таможенные платежи.
Современная налоговая система Республики Казахстан в настоящий период действительно способствует регулированию экономических процессов. В то же время необходимость соответствия условиям сегодняшнего дня требует от нее постоянного совершенствования и модернизации.
Информация о работе Налоговое регулирование и его основные методы