Налоговое регулирование и его основные методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 10:41, реферат

Описание работы

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Государство, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Содержание работы

Введение 3
1. Роль и значение налогового регулирования в экономике Республики Казахстан 5
2. Налоговое регулирование и его основные методы 10
Заключение 16
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Чудесный реферат.docx

— 56.81 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение                                                                                                     3

1. Роль и значение налогового  регулирования в экономике Республики  Казахстан                                                                                                              5

2. Налоговое регулирование и  его основные методы                            10       

Заключение                                                                                                16

Список использованной литературы                                                       18

Приложения                                                                                               19

 

Введение

 

В обеспечении  нормального функционирования любой  современной экономической системы  важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории  своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации  национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное  финансовое регулирование экономики  имеет долгую историю – даже в  период раннего капитализма в  Европе, существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров  и услуг, процентными ставками и  внешней торговлей. В современных  условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

По  вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и  направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и  подходов – от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость  выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению. Это еще раз получило подтверждение в ходе «кейнсианской  революции», которая совершила переворот  в классических воззрениях на рыночную экономику и доказала невозможность  само исцеления экономического спада.

Вне зависимости от господствующих экономических  доктрин никто не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое  положение страны. Таким образом, государственное регулирование  экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику, таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.

В любой  экономической системе, в том  числе и рыночной экономике, государство  выступает в известном смысле как экономический агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например в сфере налоговой политики, государственного законодательства. Принуждение  часто обосновывается политической философией, требующей подчинения личных интересов общественным.

Как бы там ни было, государство всегда, во все времена и во всех странах  оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Таким образом, государственное регулирование  является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает  самого пристального внимания.

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений налоговая система  является одним из важнейших экономических  регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования  экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного  регулятора воздействия на негативные явления рынка. Государство, как  и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько  правильно построена система  налогообложения, зависит эффективное  функционирование всего народного  хозяйства.

 

 Роль и значение налогового регулирования в экономике Республики Казахстан

Теоретический потенциал налога как  экономической категории реализует  система налогообложения, которой  свойственны определенные функции. Система налогообложения, принятая законодательство, - это практический инструмент перераспределения доходов  потенциальных налогоплательщиков, следовательно, именно действующая  система налогообложения дает представление  о полноте использования присущих налогообложению функций, т.е. о роли налоговой системы (приложение 1).

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства  и играют одну из важнейших ролей  в государственном регулировании  экономики. Развитие и изменение  форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой  системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Налоги  возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и  появлением государства, как «взносы граждан, необходимые для содержания… публичной власти… «. «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», – подчеркивал К. Маркс. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться. Изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:

  • работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;
  • хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

А. Смит в своем «Исследовании о природе и причинах богатства народов» считал основными принципами налогообложения всеобщность, справедливость, определенность и удобность. Со временем этот перечень был дополнен принципами обеспечения достаточности и подвижности налогов (налог может быть увеличен или сокращен в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства), выбора надлежащего источника и объекта налогообложения, однократности обложения.

Деятельность налоговой службы Республики Казахстан по обеспечению

полноты поступления налогов и  других обязательных платежей в бюджет началась и проходит в условиях нарушений  платежной дисциплины, вынужденной  остановки многих предприятий, банкротство, острой борьбы с преступностью в  налоговой и финансовой сферах.

Несмотря  на большие трудности, работниками  налоговой службы проводится значительная работа по реформированию и совершенствованию  налоговой системы. Налоговая система  Республики Казахстан находится  в стадии развития, одновременно совершенствуется и налоговый механизм. В Республике Казахстан правовое регулирование  налогообложения в своем развитии прошло 3 этапа.

На  первом этапе (с 1992 года по июнь 1995 года) из-за отсутствия собственного опыта в создании налоговой системы Казахстана в основном был использован опыт соседних государств, и, прежде всего, в Российской Федерации. Практически Закон «О налоговой системе в Республике Казахстан», принятый 24 декабря 1991 года, являлся скопированным вариантом законодательства России. В результате чего, в Казахстане была построена трехзвенная налоговая система, присущая федеративному государству.

Она включала в себя три группы налогов:

  1. Общегосударственные;
  2. Общеобязательные местные налоги и сборы;
  3. Местные налоги и сборы.

Большое количество налогов (43 вида: 16 общегосударственных, 10 общеобязательных налогов и сборов, 17 местных налогов и сборов), нестабильность законодательства, наличие множества  платежей, расчетной базой, для которых  является себестоимость, применение большого количества льгот сделало налоговую  систему практически неуправляемой  и совершенно неэффективной. Работа над совершенствованием налоговой  системы Казахстана началась уже  в 1992 году.

В истории развития налоговой системы  Республики Казахстан определенное место занимает 1994 год. Именно в этом году сделаны первые конкретные шаги на пути реформирования налоговой системы. Изменения коснулись двух крупных  налогов: подоходного налога с физических лиц и налога на прибыль предприятий. Были приняты Указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона, «О налогообложении доходов с физических лиц» и «О налогах на прибыль и  доходы юридических лиц». С принятием  указанных законодательных актов  произошли радикальные изменения  в механизме исчисления двух основных налогов.

Так, в подоходном налогообложении  физических лиц впервые был осуществлен  переход от щедулярного налогообложения, применявшегося достаточно длительное время в республиках бывшего СССР, к глобальному обложению доходов физических лиц на основе определения совокупного годового дохода.

В части юридических лиц изменения  коснулись следующих аспектов: отменена дифференциация ставок налога на прибыль  и утверждены две ставки: 30% – для всех юридических лиц и 45% – для банков и страховых компаний. Впервые к числу налогоплательщиков стали относиться бюджетные организации в части доходов, полученных от предпринимательской деятельности; были упорядочены льготы (вместо действовавших ранее 30 осталось 6 льгот) и т.д. Анализ изменений, произошедших в налоговой системе Республики Казахстан в 1994 году, позволяют сделать вывод об их преимущественно фискальном характере. Между тем, несмотря на столь решительные меры, удельный вес налоговых поступлений в ВВП в 1994 году снизился до 8,4% против 14,8% в 1993 году.

Жестокая налоговая политика привела  к так называемой «налоговой ловушке», когда, несмотря на высокие ставки налогов, поступления от них снижаются  в результате сокращения базы обложения (отсутствия дохода), ухода части  предприятий в нелегальный бизнес и сокрытие доходов от налогообложения.

Исходя, из этого в качестве основных целей налоговой реформы в  Республике Казахстан в последующие  этапы были выдвинуты:

  1. Стимулирование рыночных отношений, а именно:
  • Активная поддержка предпринимательства;
  • Стимулирование индивидуальных налогоплательщиков вкладывать получаемые доходы в предпринимательскую деятельность;
  • Подведение широкой законодательной базы под налогообложение;
  • Создание механизма защиты доходов от двойного, тройного налогообложения;
  1. Достижения определенной справедливости в налогообложении, а именно:
  • Обеспечение социальной защиты малоимущих;
  • Создание единой шкалы налогообложения независимо от источника получения дохода;
  • Учет национальных и территориальных интересов государства;
  • Стремление к творческому использованию мирового опыта построения системы налогообложения.

В соответствии с этими целями была сделана попытка  изменить всю налоговую систему  Республики Казахстан и приблизить ее к мировым стандартам.

Задачами  второго этапа (с июля 1995 года по 1999 год) были: снижение налогового бремени, сокращение количества налогов, приближение налоговой системы Казахстана к мировым стандартам. В основном этим требованиям отвечало принятие Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24 апреля 1995 г. №2235.

Вышеуказанный законодательный акт был введен в действие с 1 июля 1995 г. В его разработке принимали участие представители и эксперты международных организаций: МВФ, Международной налоговой программы, ОЭСР, Гуверского института, Стэнфордского Университета, Гарвардского Университета США.

На  данном этапе функционировало 11 видов  налогов и сборов: 5 общегосударственных  и 6 местных налогов и сборов. С 1 января 1999 года их количество увеличивается  до 17.

Основной  задачей третьего этапа(с 2000 года) является усиление правовых аспектов взаимоотношений между государственными органами, имеющими отношение к бюджету, фискальными органами и налогоплательщиками. На данном этапе возникла необходимость в очередном реформировании налогового законодательства и с 1 января 2002 года введен в действие Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый Кодекс), который принят Парламентом Республики Казахстан 12 июня 2001 года №209-II.

На  сегодняшний день – 9 видов налогов, 13 сборов, 9 плат, государственные пошлины, 4 таможенные платежи.

Современная налоговая система Республики Казахстан  в настоящий период действительно  способствует регулированию экономических  процессов. В то же время необходимость  соответствия условиям сегодняшнего дня требует от нее постоянного совершенствования и модернизации.

Информация о работе Налоговое регулирование и его основные методы