Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 10:41, реферат
Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Государство, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Введение 3
1. Роль и значение налогового регулирования в экономике Республики Казахстан 5
2. Налоговое регулирование и его основные методы 10
Заключение 16
Список использованной литературы
2. Налоговое регулирование и его основные методы
Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения внутреннего валового продукта и национального дохода страны. В ходе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода реализуются фискальная и регулирующая функции налогов. Государство формирует свои доходы и целенаправленно воздействует на экономику.
Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:
Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами – путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.
Известны три основных способа увеличения налоговых поступлений в бюджет:
Стремление государства
В зарубежных странах используется такой показатель уровня налогообложения, как «эластичность налоговой системы». Согласно ему ставки налогов должны быть столь высоки, чтобы предотвратить инфляцию, но в то же время столь низким, чтобы стимулировать вложение капитала, обеспечивать развитие производства. Математически точно определить величину такой ставки сложно, но есть три признака, по которым можно судить, превышена ли критическая точка налогообложения:
Все это свидетельствует об отрицательном
воздействии роста налогов на
экономику; ослабляет финансовые и
экономические стимулы
Таким образом, существуют объективные границы отчисления налогов, которые позволяют, с одной стороны, увеличить доходы государства, с другой стороны – заинтересовать предпринимателей в развитии производства, оживлении экономики.
Вопрос о размерах критического налогообложения давно волнует политиков, ученых практиков. Известный английский писатель Дж. Свифт предупреждал политиков всех времен о том, что повышение налогов «дважды два не означает, что окажется обязательно четыре, вполне возможно при этом получить единицу». Свифт предостерегал правительство от повышения таможенных тарифов на шелк и вино и оказался прав: рост налогов подорвал базу налогообложения, поступления в казну уменьшились. Адам Смит, анализируя принципы налогообложения, отмечал важность его равномерности, точности, удобства по форме, экономичности сбора, предостерегал от чрезмерной тяжести налогов.
Исследуя связь между
Дело в том, что более низкая
налоговая ставка увеличивает число
объектов налогообложения, привлекает
к предпринимательской
Исследования А. Лаффера теоретически доказали, чем богаче граждане, тем богаче государство.
Следуя этому, многие государства
стараются сделать
Налоги воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Если при выполнении своей фискальной функции они оказывают влияние лишь при смене капитала из его товарной в денежную форму и наоборот, то система налогового регулирования, ко всему прочему, воздействует и на стадии производства, и на стадии потребления. Это позволяет государству контролировать массовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов, так как доход является основой спроса населения и конечным результатом функционирования капитала в фазе производства.
Наиболее распространены следующие методы налогового регулирования:
Налоговое регулирование призвано активно влиять на структуру общественного воспроизводства. С помощью налогового механизма государство создает необходимые условия для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс, а также в малорентабельных, но жизненно необходимых сферах производства и услуг.
Налоговый механизм используется для
выравнивания регионального уровня
развития страны, стимулируя ускоренный
рост в экономически слабо развитых
районах путем частичного или
полного освобождения от налогов
находящихся там предприятий, предоставления
им возможности ускоренного
Налоговое регулирование затрагивает и социальную сферу. Это относится к экологии, социальной инфраструктуре, социальной защите населения. Расходы фирм, инвестирующих подобного рода мероприятия, как правило, исключаются из налогооблагаемой прибыли.
Наряду с другими элементами налогообложения налоговая льгота устанавливается в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.
Распространены следующие виды налоговых льгот:
Таким образом, у большинства компаний на выплату налогов уходит доля прибыли меньшая, чем ставка налогообложения. В первую очередь, благодаря различным вышеперечисленным налоговым льготам. Во-вторых, компании легально могут уменьшать размер подлежащей налогообложению суммы за счет увеличения отчислений в необлагаемые налогом фонды (амортизационный и др.). В-третьих, компании с небольшим оборот во многих странах облагаются более низким налогом. В-четвертых, в ряде стран налог на прибыль корпораций может выплачиваться не только отдельной фирмой, но и ее материнской компанией (если фирма входит в группу компаний), что на практике позволяет снизить налоговую базу компаний, входящих в группу. В-пятых, почти всюду действует система покрытия убытков компании за счет ее прибылей нескольких предшествующих лет или будущих прибылей.
Заключение
Экономические преобразования в Казахстане
и реформирование отношений собственности
существенно повлияли на реализацию
государством своих экономических
функций и закономерно
Однако, как позывает опыт развития благополучных стран, успех национальной реформы, прежде всего, зависит от надежности государственных гарантий свободы, обоснованности и стабильности правоотношений. Отсутствие или неэффективность таких гарантий, как правило, создает угрозу экономической безопасности государства, о реальности которой в условиях казахстанской действительности свидетельствуют кризис неплатежей, падение объемов производства, инфляция и др.
Особенность реформирования экономики в Казахстане такова, что налоги и налоговая система не смогут эффективно функционировать без соответствующего правового обеспечения. При этом речь идет не только о защите бюджетных интересов, но и об обеспечении консультационных прав и законных интересов каждого налогоплательщика.
По мнению экономистов, существующие
в Казахстане налоги даже после реформирования
Налогового кодекса слишком завышены.
Такие высокие налоги не способствуют
развитию малого и среднего бизнеса,
так как реально не дают возможности
предпринимателю с нуля начать свое
дело. Более того, высокие налоги
означают, что большинство
В настоящее время все
Так налоговым законодательством
РК создан достаточно благоприятный
климат для субъектов малого бизнеса.
Согласно Налоговому Кодексу субъекты
малого бизнеса вправе на добровольной
основе применять специальный
Одним из главных условий успешного
осуществления налоговой
Хотелось бы увидеть в ближайшем
будущем еще более существенные
изменения налоговой политики в
отношении малого и среднего бизнеса,
тем более что от этого однозначно
выиграют все. То есть, таким образом,
экономическая политика государства
выиграет вдвойне – снижение уровня
теневой экономики и получение
соответствующих доходов в
Список использованной литературы
Информация о работе Налоговое регулирование и его основные методы