Налоговое регулирование и его основные методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 10:41, реферат

Описание работы

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Государство, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Содержание работы

Введение 3
1. Роль и значение налогового регулирования в экономике Республики Казахстан 5
2. Налоговое регулирование и его основные методы 10
Заключение 16
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Чудесный реферат.docx

— 56.81 Кб (Скачать файл)

 

2. Налоговое регулирование и его основные методы

 

Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения внутреннего  валового продукта и национального  дохода страны. В ходе распределения  и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода реализуются фискальная и регулирующая функции налогов. Государство формирует свои доходы и целенаправленно воздействует на экономику.

Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:

  • регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении «правил игры», то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;
  • регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.

Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами – путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

Известны три основных способа  увеличения налоговых поступлений  в бюджет:

  • Расширение круга налогоплательщиков;
  • Увеличение числа тех объектов, с которых взимаются косвенные налоги;
  • Повышение налоговых ставок и при прямом и при косвенном налогообложении.

Стремление государства увеличить  поступления в бюджет принять  можно, однако уровень налоговых  ставок не должен превышать размера, при повышении которого их дальнейший рост не просто теряет смысл, но отрицательно сказывается на состоянии экономки.

В зарубежных странах используется такой показатель уровня налогообложения, как «эластичность налоговой системы». Согласно ему ставки налогов должны быть столь высоки, чтобы предотвратить инфляцию, но в то же время столь низким, чтобы стимулировать вложение капитала, обеспечивать развитие производства. Математически точно определить величину такой ставки сложно, но есть три признака, по которым можно судить, превышена ли критическая точка налогообложения:

  • если при очередном превышении налоговой ставки поступления в бюджет растут непропорционально медленно или, хуже того, сокращаются;
  • если снижаются темпы экономического роста. Уменьшаются долгосрочные вложения капитала, ухудшается материальное положение населения;
  • если растет «теневая» экономика – скрытое и явное уклонение от уплаты налогов.

Все это свидетельствует об отрицательном  воздействии роста налогов на экономику; ослабляет финансовые и  экономические стимулы производственной деятельности, тормозится и деформируется  производство в целом. Если ставка налогов  снижается, действие экономических  стимулов усиливается, растут подлежащие налогообложению доходы, поступающие  в государственный бюджет.

Таким образом, существуют объективные  границы отчисления налогов, которые  позволяют, с одной стороны, увеличить  доходы государства, с другой стороны  – заинтересовать предпринимателей в развитии производства, оживлении  экономики.

Вопрос о размерах критического налогообложения давно волнует  политиков, ученых практиков. Известный  английский писатель Дж. Свифт предупреждал политиков всех времен о том, что повышение налогов «дважды два не означает, что окажется обязательно четыре, вполне возможно при этом получить единицу». Свифт предостерегал правительство от повышения таможенных тарифов на шелк и вино и оказался прав: рост налогов подорвал базу налогообложения, поступления в казну уменьшились. Адам Смит, анализируя принципы налогообложения, отмечал важность его равномерности, точности, удобства по форме, экономичности сбора, предостерегал от чрезмерной тяжести налогов.

Исследуя связь между величиной  ставки налогов и поступлений  налоговых средств в государственный бюджет, американский экономист Артур Лаффер показал, что не всегда повышение ставки налога ведет к росту налоговых доходов государства. Если налоговая ставка превышает некую объективную границу, то налоговые поступления начнут уменьшаться. А. Лаффер доказал, что один и тот же по величине доход в государственный бюджет может быть обеспечен и при высоких, и при низких налоговых ставках.

Дело в том, что более низкая налоговая ставка увеличивает число  объектов налогообложения, привлекает к предпринимательской деятельности большее число людей, чем при  высоких налоговых ставках. И, наоборот, с ростом налогов доходы в казну, как это ни парадоксально, уменьшаются, так как часть предпринимателей разориться, часть уйдет в теневую экономику, стимулы к труду угаснут.

Исследования А. Лаффера теоретически доказали, чем богаче граждане, тем богаче государство.

Следуя этому, многие государства  стараются сделать предпринимательскую  деятельность привлекательной, а налоги – унифицированными, стабильными, легкими  и гибкими. Налоговая политика в  современных условиях должна обеспечивать равно выгодность производства продуктов  на предприятиях, независимо от их принадлежности к той или иной форме собственности, стимулировать производство конкурентных видов товаров, ресурсоснабжение, технический прогресс.

Налоги воздействуют на капитал  на всех стадиях его кругооборота. Если при выполнении своей фискальной функции они оказывают влияние лишь при смене капитала из его товарной в денежную форму и наоборот, то система налогового регулирования, ко всему прочему, воздействует и на стадии производства, и на стадии потребления. Это позволяет государству контролировать массовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов, так как доход является основой спроса населения и конечным результатом функционирования капитала в фазе производства.

Наиболее распространены следующие методы налогового регулирования:

    • изменение массы налоговых поступлений;
    • замена одних способов или форм обложения другими;
    • дифференциация ставок налогов;
    • изменение налоговых льгот и скидок;
    • изменение сфер распространения налогов и др.

Налоговое регулирование призвано активно влиять на структуру общественного воспроизводства. С помощью налогового механизма государство создает необходимые условия для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс, а также в малорентабельных, но жизненно необходимых сферах производства и услуг.

Налоговый механизм используется для  выравнивания регионального уровня развития страны, стимулируя ускоренный рост в экономически слабо развитых районах путем частичного или  полного освобождения от налогов  находящихся там предприятий, предоставления им возможности ускоренного списания на издержки производства основных средств  и т.д.

Налоговое регулирование затрагивает  и социальную сферу. Это относится  к экологии, социальной инфраструктуре, социальной защите населения. Расходы  фирм, инвестирующих подобного рода мероприятия, как правило, исключаются  из налогооблагаемой прибыли.

Наряду с другими элементами налогообложения налоговая льгота устанавливается в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

Распространены следующие виды налоговых льгот:

  • необлагаемый минимум объекта налога;
  • изъятие из обложения определенных элементов объекта налога (например, затрат на НИОКР);
  • освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков (например, инвалидов);
  • понижение налоговых ставок;
  • вычет из налоговой базы (налоговый вычет);
  • изменение срока уплаты налогов и сборов (в виде отсрочки, рассрочки, налогового кредита);
  • списание безнадежных долгов по налогам.

Таким образом, у большинства компаний на выплату налогов уходит доля прибыли  меньшая, чем ставка налогообложения. В первую очередь, благодаря различным вышеперечисленным налоговым льготам. Во-вторых, компании легально могут уменьшать размер подлежащей налогообложению суммы за счет увеличения отчислений в необлагаемые налогом фонды (амортизационный и др.). В-третьих, компании с небольшим оборот во многих странах облагаются более низким налогом. В-четвертых, в ряде стран налог на прибыль корпораций может выплачиваться не только отдельной фирмой, но и ее материнской компанией (если фирма входит в группу компаний), что на практике позволяет снизить налоговую базу компаний, входящих в группу. В-пятых, почти всюду действует система покрытия убытков компании за счет ее прибылей нескольких предшествующих лет или будущих прибылей.

 

Заключение

 

Экономические преобразования в Казахстане и реформирование отношений собственности  существенно повлияли на реализацию государством своих экономических  функций и закономерно обусловили реформирование системы налогов. На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических  отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социально инфраструктуры, укрощать инфляцию.

Однако, как позывает опыт развития благополучных стран, успех национальной реформы, прежде всего, зависит от надежности государственных гарантий свободы, обоснованности и стабильности правоотношений. Отсутствие или неэффективность  таких гарантий, как правило, создает  угрозу экономической безопасности государства, о реальности которой  в условиях казахстанской действительности свидетельствуют кризис неплатежей, падение объемов производства, инфляция и др.

Особенность реформирования экономики  в Казахстане такова, что налоги и налоговая система не смогут эффективно функционировать без  соответствующего правового обеспечения. При этом речь идет не только о защите бюджетных интересов, но и об обеспечении  консультационных прав и законных интересов  каждого налогоплательщика.

По мнению экономистов, существующие в Казахстане налоги даже после реформирования Налогового кодекса слишком завышены. Такие высокие налоги не способствуют развитию малого и среднего бизнеса, так как реально не дают возможности  предпринимателю с нуля начать свое дело. Более того, высокие налоги означают, что большинство предпринимателей будут стремиться скрыть свои доходы, чтобы не разориться после их уплаты. Результат – низкие поступления  в бюджет, огромный теневой капитал, преобладание нецивилизованных форм торговли. Без пересмотра налоговой политики государства дело с мертвой точки не сдвинется даже при том, что осуществляются программы импортозамещения и инновационного развития.

В настоящее время все предлагаемые изменения в Налоговом законодательстве направлены на стимулирование конкуренции, экспорта казахстанской продукции  и притока инвестиций в экономику  страны, что полностью согласуется  с направлениями индустриально-инновационного развития страны, а также на упрощение  процедур при исполнении налогоплательщиками  налоговых обязательств.

Так налоговым законодательством  РК создан достаточно благоприятный  климат для субъектов малого бизнеса. Согласно Налоговому Кодексу субъекты малого бизнеса вправе на добровольной основе применять специальный налоговый  режим, суть которого заключается в  упрощенном порядке исчисления и  уплаты отдельных видов налогов.

Одним из главных условий успешного  осуществления налоговой реформы  является максимальное сближение несовпадающих,а то прямо противоположных интересов и точек зрения,всех участвующих в процессе налогообложения сторон.   

Хотелось бы увидеть в ближайшем  будущем еще более существенные изменения налоговой политики в  отношении малого и среднего бизнеса, тем более что от этого однозначно выиграют все. То есть, таким образом, экономическая политика государства  выиграет вдвойне – снижение уровня теневой экономики и получение  соответствующих доходов в бюджет соизмеримые экономической деятельности в Республике Казахстан.

 

Список использованной литературы

 

  1. Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 12.06.2001 г. №209-II.
  2. Конституция 1995 г.
  3. Указ президента РК «О налогах налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24.04.1995 г. №2235.
  4. К. Маркс, Ф. Энгельс. Том 21, издание 2.
  5. Назарбаев Н.А. «На пороге XXI века». 1996 г.
  6. Назарбаев Н.А. «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства». 1992 г.
  7. Идрисов Э.К. «Налоговое регулирование предпринимательской деятельности в сфере малого и среднего бизнеса. Алматы. 1999 г.
  8. Ильясов К.К., Сейткалиев. «Государственный бюджет». Алматы. 1999 г.
  9. Камаев В.Д. «Учебник по основам экономической теории», М., 1995 г.
  10. Касенов У. «Итоги внешнеполитической деятельности РК и ее приоритетные задачи».

Информация о работе Налоговое регулирование и его основные методы