Налоговые аспекты в финансовых интересах государства и хозяйствующих субъектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 07:00, лекция

Описание работы

В работе сделана попытка комплексного исследования финансовых интересов государства и хозяйствующих субъектов в области налогообложения, это объясняется тем, что рассмотрение налогов только как налоговых доходов или налоговых изъятий не может дать полной картины столь многогранной и важной проблемы построения налоговой системы, обеспечивающей и экономический рост, и паритет интересов государства и налогоплательщиков.

Файлы: 1 файл

Налоговые аспекты в финансовых интересах государства и хозяйствующих субъектов.docx

— 28.95 Кб (Скачать файл)

 «Налоговые аспекты  в финансовых интересах государства  и хозяйствующих субъектов»

Функционирование эффективной  финансовой системы государства  является одним из наиболее важных условий экономического развития и  политической стабильности страны, поскольку  она является одновременно и стержнем проведения общеполитических реформ, и средством обеспечения экономического благосостояния всех граждан. Особую актуальность построение стабильной финансовой системы  приобретает в периоды кардинальных изменений экономической жизни  общества. Разрушение основ социалистического  хозяйствования привело к резкому  разбалансированию системы государственных  финансов, что было обусловлено невозможностью быстрого приспособления сложного финансового  механизма к новым экономическим  и политическим условиям.

Необходимость обеспечения соответствия между доходной и расходной частями  бюджета, а также возможность  воздействия через финансовые рычаги на степень сбалансированности экономического развития, делает функционирование финансовой системы одним из наиболее сложных  противоречивых механизмов экономической  политики государства. Не следует забывать, что мощное воздействие на экономику могут оказывать не только расходные, но и доходные механизмы бюджета. Основу доходной части бюджета составляют налоги - отсюда следует актуальность обоснования и создания действенной налоговой системы, способной не только вовремя и в полном объеме мобилизовать в бюджет денежные средства, но и создать нормальные условия функционирования всех хозяйствующих субъектов, стимулирующие рост производства и его эффективности.

Еще совсем недавно в нашем государстве  вопросы налогообложения не стояли так остро и это было понятно: наше общество стремилось к построению бесклассового, а, следовательно - неналогового общества. Трансформация национального хозяйства России в экономику рыночного типа, приведшая к либерализации экономических отношений, разгосударствлению экономики,

поставила задачу формирования рациональной налоговой системы. Отсутствие собственного опыта в этой области и необходимость  формирования налоговой системы  практически с нуля привели к  тому, что она создавалась методами проб и ошибок, часто путем механического  перенесения некоторых черт современных  западных налоговых систем на российскую почву без учета текущих реалий и особенностей конкретного этапа  развития национального хозяйства. Основной ролью налоговой системы  была определена прежде всего ликвидация дефицита бюджета, поэтому нет увязки налоговой системы с развитием  экономики и деятельностью непосредственных ее субъектов -предприятий, потеря такой взаимосвязи привела к тому, что налоговая система развивается сама по себе, а предприятия, испытывая ее чрезмерное давление, -сами по себе. Налоговая система должна быть повернута к производству, стимулируя его рост и тем самым увеличивая базу налогообложения.

В работе сделана попытка комплексного исследования финансовых интересов  государства и хозяйствующих  субъектов в области налогообложения, это объясняется тем, что рассмотрение налогов только как налоговых  доходов или налоговых изъятий  не может дать полной картины столь  многогранной и важной проблемы построения налоговой системы, обеспечивающей и экономический рост, и паритет  интересов государства и налогоплательщиков.

Введение

Налоги являются фундаментом  финансового состояния государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием  налоговой системы. В современном  цивилизованном обществе налоги - основной источник доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый  механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Налоги стали известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями.

В развитии форм и методов  взимания налогов можно выделить три крупных этапа.

На начальном этапе  развития общества (от древнего мира до начала средних веков) государство  не имело финансового аппарата, способного определить, сколько и каких налогов  необходимо собрать. Определялась лишь общая сумма средств, которую  желательно было получить; процесс  сбора налогов возлагался на город  или общину.

На втором этапе (XVI - начало XIX вв.) государство организует сеть государственных учреждений, в том  числе финансовых, и берет на себя часть функций по пополнению казны: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора  налогов, ограничивает этот процесс  более или менее широкими рамками.

И, наконец, третий, современный, этап - государство берет в свои руки все функции установления и  взимания налогов, ибо на сегодняшний  день сложилась широкая практика применения государством правил налогообложения. Региональные и местные органы власти играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

1. История возникновения  налогов и их значение в  доходах государства

Известный русский финансист XIX века И.Я. Горлов в своей книге  «Теория финансов» выделял три  вида источников государственных финансовых ресурсов: домены, регалии, налоги.

Сущность домена (промыслового налога), первого источника формирования государственной казны, который  был выделен И.Я. Горловым, заключается  в том, что государство как  хозяйствующий субъект вправе осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность: сдавать имущество в аренду, организовывать казенные предприятия, приобретать ценные бумаги частных эмитентов и т.п. «Иногда правительство занимается каким-либо промыслом, как все частные люди».

Другой источник формирования финансовых ресурсов государства - регалии, которые являются доходами, полученными  от эксплуатации исключительного права  государства заниматься определенными  видами деятельности. Здесь уже проявляется  особенность государства, т.е. оно  может не только играть, но и устанавливать  правила игры. К примеру, к числу  регалий могут быть отнесены государственные  пошлины за рассмотрение дел в  судах (судебная регалия) или же право  собственности государства на имущество  безвестно отсутствующего лица (бесхозная  регалия).

И, наконец, третий источник - это налог, который направлен  на удовлетворение коллективных потребностей.

Потребность в сборе налогов  возникла еще в древности, с появлением в структуре общества особого  органа - государства, не участвующего в материальном производстве, в функции  которого входило защита интересов  самого общества.

Таким образом, налоги - «один  из древнейших финансовых институтов».

Ни одно государство, какие  бы то ни было времена, не могло обходиться без изымания налогов с граждан. Налогообложение, являясь элементом экономической структуры, присуще всем государственным системам как рыночного, так и не рыночного типа хозяйствования. Невозможно точно определить, когда появились первые налоги, так же, как и нельзя точно определить, когда появилось первое государство. Во многих источниках права Древнего мира содержится упоминание об обязательных платежах, взимаемых с населения того или иного государства для содержания органов государственной власти.

Еще в XIII - XII веках до н.э. имеется упоминание о подушном налоге в Вавилоне. Примерно к этому времени относятся первые известия о поголовном налоге в Китае и Персии. Во времена первых династий фараонов взимался земельный налог в Египте.

Средства, полученные от уплаты налогов, расходовались на укрепление городов, содержание армий, строительство  кораблей, дорог, сооружение храмов, устройство праздников, раздачу материальных благ неимущим.

14 июля 1990г. был принят  Закон СССР «О налогах с  предприятий, объединений и организаций», явившийся первым унифицированным  нормативным актом, регулирующим  налоговые правоотношения в стране. Но августовские события 1991г.  ускорили процесс распада СССР  и становления Российского государства.  В этот период была осуществлена  широкомасштабная комплексная реформа,  подготовлены и приняты основополагающие  налоговые законы: «Об основах  налоговой системы в Российской  Федерации», «О налоге на прибыль  предприятий и организаций», «О  налоге на добавленную стоимость», «О подоходном налоге с физических  лиц», «О государственной налоговой  службе РСФСР», который затем  был переименован в закон РФ  «О налоговых органах Российской  Федерации».

С введения части I Налогового кодекса РФ (НК РФ) с 1 января 1999г. был  сделан значительный шаг к стабилизации налоговой системы, положено начало упорядочению отношений между налогоплательщиком и государством в лице налоговых  органов. Закон РФ «Об основах  налоговой системы в РФ» утратил  силу. С 1 января 2001г. введена в действие часть II НК РФ, где каждый налог имеет  отражение по отдельности. Таким  образом, весь процесс развития налогообложения  со времени возникновения до наших  дней подразделяется на следующие этапы, обусловленные переходом его  из одного качественного состояния  в другое, более развитое:

- натуральная форма оплаты;

- денежная форма оплаты  налогов.

Налоги - важнейшая форма  аккумуляции бюджетом денежных средств. Без налогов нет бюджета; поддержание  эластичности налоговой системы - непременное  условие сбалансированности государственной  казны.

Сущность налогообложения  заключается в прямом изъятии  государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых ресурсов государства.

Связь бюджета и налогов  имеет двухсторонний и неразрывный  характер. Налоги как основной элемент  доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных  статей.

Роль налогов в формировании доходов государственного бюджета  определяется показателями удельных весов:

- налоговых поступлений  в общей сумме доходов бюджета;

- отдельной группы налогов  (например, прямых или косвенных)  в общей сумме доходов бюджета;

- конкретного налога (например, налога на прибыль организаций)  в общей сумме доходов бюджета;

- отдельной группы налогов  в общей сумме налоговых поступлений;

- конкретного налога в  общей сумме налоговых поступлений.

Эти показатели с разной степенью детализации характеризуют значимость налогов в формировании доходов  государственного бюджета в целом  и налоговых поступлений в  частности.

Как показывает вышеприведенный  экскурс в историю налогов, возникновение  налогообложения было вызвано появлением государства и государственного аппарата.

С появлением на земле первых государственных образований возникла необходимость в формировании материальных и финансовых источников их содержания и развития. Для этого использовались самые разные формы извлечения средств: обложения собственного и покоренного  народов непосильной данью (экономическое  закабаление); контрибуции; домены; регалии  и т.д. самым надежным и постоянным источником пополнения казны, за счет которого и содержалось само государство, стоящее на стороне защиты интересов  общества, являлась дань, размер которой  в разные времена и в разных местах устанавливалась в зависимости  от политической и социально-экономической  ситуации, складывающейся в обществе. Дань стала одной из первых форм налога.

Вся дальнейшая история налогообложения  показывает, что налоги являются важнейшим  и постоянным источником финансового  и материального обеспечения  государства.

Факт того, что налоги - наиболее древнее явление, существующее как таковое во все времена  и эпохи, бесспорен, независимо от того, в какие формы ни облекало бы его  сознание, и какие бы определения  наука ни формировала понятию  «налог». Уже это свидетельствует  о том, что налоги - это историческое явление, хрестоматийное (явление) понятие. Без налогов не существует ни одного общества, будь то родовое или цивилизованное общество XXI века. Поскольку это так, то, следовательно, понятие «налог»  в ассоциативном научном сознании представляет собой общественно  значимое явление, объективно необходимый  процесс в любом обществе, обеспечивающий его неуклонное развитие и совершенствование.

Несмотря на свою экономическую  природу, налогообложение не избежало идеологического влияния. Предназначение налогов различно в зависимости  от состояния общественного развития: если при капитализме налоги в  основном необходимы для содержания государственного аппарата и удовлетворения некоторых общественных потребностей, то при социализме налоги выступали  «одним из средств планового распределения и перераспределения национального дохода в интересах коммунистического строительства».

В одной из своих работ  К. Маркс пишет: «Налог - это материнская  грудь, кормящая правительство. Налог - это пятый бог рядом с собственностью, семьей, порядком и религией».

Иными словами, государство  не может существовать без взимания налогов: более того, налоги - это  органическая часть государства. Там, где существует государство и  государственное регулирование  экономики, существует и налогообложение.

Требовать ныне уничтожение  налогов, значило бы требовать уничтожения  самого общества. Государство, или точнее сказать, правительство ничего не может  делать для граждан, если граждане ничего не делают для государства. «Умирать и платить подати надобно везде»- сказал Франклин.

Мы находим, однако же, примеры  в истории, что в некоторых  государствах граждане, платя налоги, вместе с тем пользовались доходом  от правительства. В древнем Риме гражданам доставалась  часть  добычи военной. В Бернском кантоне  правительство разделяло между  гражданами деньги, купленные кровью их соотечественников.

Становясь выразителем интересов  общества, государство формирует  экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другие направления  внешней и внутренней политики, которые  в условиях гражданского общества превращаются в направление его деятельности и, соответственно, функциональные обязанности. Для осуществления своих функций  государство должно обладать правом собственности на часть валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в обществе за определенный период. В современных условиях это право  закреплено в конституциях многих стран. На основе этого разрабатываются  и принимаются законы по конкретным видам налогов, где излагаются формы и методы исчисления, а также уплаты плательщиками налогов, сборов и других платежей в бюджет и внебюджетные фонды государства.

Информация о работе Налоговые аспекты в финансовых интересах государства и хозяйствующих субъектов