Налоговые аспекты в финансовых интересах государства и хозяйствующих субъектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 07:00, лекция

Описание работы

В работе сделана попытка комплексного исследования финансовых интересов государства и хозяйствующих субъектов в области налогообложения, это объясняется тем, что рассмотрение налогов только как налоговых доходов или налоговых изъятий не может дать полной картины столь многогранной и важной проблемы построения налоговой системы, обеспечивающей и экономический рост, и паритет интересов государства и налогоплательщиков.

Файлы: 1 файл

Налоговые аспекты в финансовых интересах государства и хозяйствующих субъектов.docx

— 28.95 Кб (Скачать файл)

В XX в. основной была точка  зрения о том, что налог - это принудительный взнос (сбор), взимаемый государством, который идет на покрытие общегосударственных  потребностей на основе изданного закона.

Налоговый кодекс РФ (п.1.ст.8) определяет налог - как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и  физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Налоги - категория комплексная, которая имеет экономическое  и юридическое значения. Рассматривая категорию «налог» с экономической  точки зрения, выделить его из состава  других государственных изъятий  и установить его отличие от сборов, пеней, штрафов, пошлин и платежей достаточно сложно. Поэтому при определении  экономической природы налога важнейшим  критерием являются его сущность, принадлежность к финансово-бюджетной  системе общества. Экономическая  сущность налогов характеризуется  денежными отношениями, складывающимися  у государства с юридическими и физическими лицами. Данные отношения  объективно обусловлены и имеют  специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.

Однако, на практике решающее значение при определении категории  «налог» приобретает именно его  правовая интерпретация. Научное толкование содержания категории «налог» способствует правильному установлению норм и  правил налогового законодательства стран, ограничивающих право плательщика  на собственность, подлежащую отчуждению при налогообложении. Конкретными  формами проявления категории «налог»  являются виды налоговых платежей, установленных законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны налог - это обязательный платеж, поступающий в бюджетный  фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки.

В настоящее время преобладает  взгляд на налог как на способ реализации преимущественно фискальных интересов  государства.

Налог обычно рассматривают  как обязательный взнос в бюджет, взимаемый в соответствии с законом. Некоторые авторы при определении  налога акцентируют свое внимание на фактах отчуждения собственности в  пользу государства.

Отчуждение собственности  в результате налоговых отчислений действительно происходит в денежной форме, однако, при этом отчуждается  не вещественная форма имущества  и не любые денежные средства, а  часть денежного дохода, полученного  от реализации товаров (работ, услуг), подлежащих обложению налогом или собственности, которая служит основой экономических  отношений.

Категория «налог» представляет собой систему налоговых отношений, возникающих между налогоплательщиками, с одной стороны, и центральными, региональными властями - с другой, по поводу перераспределения части  дохода собственника, обособленного  от государства.

Всеобщий характер налогов  обусловлен тем, что основное место  в финансовой системе любого государства  занимает бюджетная система, посредством  которой образуются и используются общегосударственные централизованные денежные фонды. Формирование бюджета  любого уровня осуществляется через  систему государственных доходов. Доходы представляют собой часть  национального дохода страны, обращаемого  через различные виды денежных поступлений  в собственность государства  с целью создания финансовой базы для осуществления задач и  функций.

Источники и виды государственных  доходов, назначение каждого их них - определяется экономической и правовой системами страны.

2. Структура налоговых  доходов государства

Согласно ст.10 Бюджетного кодекса бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих  уровней:

1. федеральный бюджет и  бюджеты государственных внебюджетных  фондов;

2. бюджеты субъектов РФ  и бюджеты территориальных государственных  внебюджетных фондов;

3. местные бюджеты, в  том числе:

- бюджеты муниципальных  районов, бюджеты городских округов,  бюджеты внутригородских муниципальных  образований городов федерального  значения Москвы и Санкт-Петербурга;

- бюджеты городских и  сельских поселений.

Совокупный объем доходов  консолидированного бюджета по итогам 2008 года составил 5703,48 млрд. рублей (4386,30 млрд. рублей по итогам предыдущего  года), из которых 85,9% составляют налоговые  поступления. Таким образом, доля федерального бюджета в объеме доходов консолидированного бюджета РФ возросла на 76,4% и составила 4896,65 млрд. руб. (3741,86 млрд.руб. 2007 год).

Основными источниками поступлений  налоговых доходов 2008 году стали (млрд. руб.):

- НДС- 1025,66;

- НДПИ-908,73;

- Налога на прибыль-1353,78;

- ЕСН-267,51;

- Акцизов-236,15.

Налоговые доходы федерального бюджета с учетом ЕСН составили 2668,38 млрд. руб., что на 136,3 % больше к 2007 году (1958,32 млрд. руб.- 2004год). Объем налоговых поступлений консолидированных бюджетов субъектов РФ также возрос на 124,9% в 2008 году и достиг отметки в 2228,27 млрд. руб. (1783,55 млрд. руб. 2007

Рисунок 1 - Структура поступлений  администрируемых ФНС России доходов в Федеральный бюджет по видам налогов в январе - ноябре 2007 года (в %)

3. Основные недостатки  действующей системы налогообложения  и пути их оптимизации

Оптимально построенная  налоговая система должна не только обеспечивать финансовыми ресурсами  потребности государства, но и не снижать стимулы налогоплательщика  к предпринимательской деятельности, обязывать его к постоянному  поиску путей повышения эффективности  хозяйствования.

Мировой опыт налогообложения  показывает, что изъятие у налогоплательщика  до 30 - 40% от дохода является пределом, после  которого начинается процесс сокращения сбережений, а тем самым и инвестиций в экономику. Если же число налогов  предусматривает изъятие у налогоплательщика  более 40 - 50% его доходов, то это полностью  ликвидирует стимулы к предпринимательской  инициативе и расширению производства.

В мировой налоговой практике в качестве показателя налоговой  нагрузки на макроуровне служит отношение суммы всех взысканных с налогоплательщиков налогов к объему полученного валового внутреннего продукта.

В Российской экономике по различным оценкам от 25 до 40% ВВП  создается в теневом секторе  экономики, подавляющая часть которого не охватывается налогами. По данным Минфина  России из-за сокрытия доходов и  объектов налогообложения в консолидированный  бюджет страны не поступает ежегодно от 30 до 50% налогов. В результате законопослушные  налогоплательщики, а это, в основном, легальные товаропроизводители (их около 17%), производят отчисления в государственную  казну в виде налогов, составляющих более половины произведенного ВВП. Немногие предприятия могут выдержать  такую нагрузку.

Другая проблема сводится к тому, что доля изъятия через  налоги около 33% ВВП рассчитана, исходя из фактически уплаченных или же запланированных  к поступлению в бюджет налогов. Однако из-за хронических недоплатежей в бюджет долги превышают предполагаемые поступления налоговых отчислений.

Налоги должны распределяться в равной степени между федеральным  центром и регионами. Однако самые  собираемые налоги (НДС, акцизы, налог  на прибыль) уходят в Москву, а оставшиеся на местах должным образом не собирают. Некоторые местные налоги вообще не окупают затраты на их сбор (например, налог на собак).

Еще одна проблема заключается  в том, что наряду с законами действуют  многочисленные подзаконные акты: инструкции, дополнения, изменения к ним, разъяснения  и т.д. Это, прежде всего, затрудняет работу самих налоговых служб. Этого  сложно избежать из-за высокого динамизма  процессов, которые происходят в  хозяйственной жизни страны. Другое дело, что не все новшества оправданы.

Наиболее спорным на сегодняшний  день является вопрос о тяжести налогового бремени. Налоговая система России строилась по образу и подобию  налоговых систем западных стран. В  некоторых случаях налоговые  ставки вообще не отличаются от западных аналогов.

Проблематичен также вопрос неравномерности распределения  налогов между категориями плательщиков. Практически не предусмотрена градация и соответствие уровня налоговых  отчислений налогоплательщиков в зависимости  от уровня их доходов. К тому же весь упор налоговой службы направлен  на тех налогоплательщиков, которых  легко проверить (т.е. мелких и средних  предпринимателей), тогда как основная часть уходит от оплаты налогов как на законном, так и на незаконном основании.

Особенно сильные дебаты в настоящее время ведутся  в связи с введением налога с продаж и единого налога на вмененный  доход.

Вместо посильной поддержки  развития налогоплательщиков нынешняя налоговая политика направлена на всяческое  препятствование такому развитию.

Несмотря на очевидную  необходимость реформирования налоговой  системы ее кардинальная ломка привела бы лишь к негативным последствиям. Очевидно, что налоговые реформы будут проводиться исходя из того, что существующая система совокупности налогов, механизмов их исчисления и методов контроля не должна принципиально измениться. Уже сейчас наблюдается тенденция (хотя и не совсем удачная) к снижению налоговых ставок и снижению налогового бремени.

Сегодня под налоговой  реформой имеется в виду, прежде всего, укрепление налоговой системы, ее совершенствование. Для этого  нужно существенно повысить качество планирования и финансирования государственных  расходов, укрепить доходную базу бюджетной  системы, создать необходимые механизмы  контроля за эффективностью использования государственных финансовых ресурсов.

Основные направления  налоговой реформы в России в  должны быть направлены на:

1. ослабление налогового  бремени и упрощение налоговой  системы путем отмены низкоэффективных  налогов и отчислений во внебюджетные  фонды;

2. расширение налоговой  базы благодаря отмене ряда  налоговых льгот, расширению круга  плательщиков налогов и облагаемых  доходов в соответствии с принципом  «налоговой справедливости»;

3. постепенное перемещение  налогового бремени с предприятий  на физических лиц;

4. решение комплекса проблем,  связанных со сбором налогов  и контролем за соблюдением налогового законодательства.

На сегодняшний день наиболее целесообразным шагом в области  реформирования налоговой системы  можно предложить:

- расширение прав местных  органов при установлении ставок  налогов на имущество юридических  лиц (но исключить налогообложение  оборотных средств) и граждан;

- унифицирование прямого налогообложения всех юридических лиц, перейдя от налога на доход банков и страховых компаний к налогообложению их прибыли;

- расширение мер по  налоговому стимулированию инвестиционного  процесса и преимущественного  направления предприятиями средств  на развитие, совершенствование  и расширение производства, развитие  малого бизнеса, поддержку аграрного  сектора;

- усиление социальной  направленности налогов. Для этого  нужно постоянно увеличивать,  с одной стороны, необлагаемый  минимум доходов граждан, а  с другой - ставку подоходного  налога лиц с очень высокими  доходами, а также расширить круг  подакцизных предметов роскоши  и повысить ставки акцизов  на них.

В перспективе, когда будет  обеспечена финансовая стабилизация и  в полную силу задействованы рычаги рыночной саморегуляции экономики, можно ставить вопрос о формировании сбалансированной системы взимания налогов, выполняющей не только фискальную, но и в должной мере стимулирующую и регулирующую функции.

Реформирование действующей  налоговой системы должно осуществляться в направлениях создания благоприятных  налоговых условий для товаропроизводителей, стимулирования вложения заработных средств  в инвестиционные программы, обеспечения  льготного налогового режима для  иностранных капиталов, привлекаемых в целях решения приоритетных задач развития российской экономики. Эти направления имеют непосредственное отношение практически ко всем федеральным  и региональным налогам. Среди них  ключевое значение получают налоги на прибыль и на добавленную стоимость.

Заключение

На основании всего  выше сказанного можно сделать следующие  выводы:

1. Налоги обеспечивают  государство денежными ресурсами,  необходимыми для развития общественного  сектора страны. Налоги могут  выступать как эффективный финансовый  регулятор. Государство перераспределяет  собранные в бюджетах налоговые  поступления (доходы) в пользу  требующих финансирования программ.

2. В России действует  трехуровневая система налогообложения,  включающая федеральные налоги, налоги субъектов Российской  Федерации, местные налоги. Трехуровневая  система налогообложения наиболее  рационально и жестко закрепляет  за администрацией каждого уровня  определенные налоги с тем,  чтобы средства, обеспечивающие его деятельность непосредственно поступали в соответствующую казну.

3. Налоговая система России  еще несовершенна, нуждается в  улучшении. Основные направления  совершенствования налоговой системы  включают в себя снижение налогового  бремени, оптимального распределения средств между бюджетами различных уровней, повышение эффективности экономической функции налогов. Нестабильность налоговой системы не позволяет привлекает инвесторов в предприятии России, отрицательно влияет на экономическую и социальную динамику общества.

Информация о работе Налоговые аспекты в финансовых интересах государства и хозяйствующих субъектов