Налоговые источники доходов бюджета РФ на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 15:49, контрольная работа

Описание работы

Роль налогов в формировании доходов государственного бюджета определяется показателями удельных весов:
- налоговых поступлений в общей сумме доходов бюджета;
- отдельной группы налогов (например, прямых или косвенных) в общей сумме доходов бюджета;
- конкретного налога (например, налога на прибыль организаций) в общей сумме доходов бюджета;
- отдельной группы налогов в общей сумме налоговых поступлений;
-конкретного налога в общей сумме налоговых поступлений.

Содержание работы

Введение...........................................................................................................3
Глава 1.Налоговые доходы федерального бюджета, их содержание.........5
Глава 2. Анализ состава, структуры налоговых доходов............................8
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования налоговых доходов федерального бюджета..................................................................................20
Заключение.....................................................................................................22
Список использованной литературы............................................................24

Файлы: 1 файл

Образец.docx

— 151.80 Кб (Скачать файл)

10% - для продовольственных товаров, по перечню установленному кодексом, товаров для детей, периодических печатных изданий, медицинских товаров

18% - для остальных товаров

Акцизы, как и НДС – федеральный косвенный налог, выступающий в виде надбавки  к цене товара. В настоящее время в налоговых доходах федерального бюджета они составляют около 3%6.

Плательщиками акцизов признаются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Объектом обложения акцизами признаются операции:

- реализация  на территории РФ лицами произведенных  ими подакцизных товаров, в том  числе передача прав собственности  на подакцизные товары на безвозмездной  основе;

- реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации;

- использование  нефтепродуктов для собственных  нужд налогоплательщиками, имеющими  свидетельство на оптовую или  оптово-розничную реализацию;

- получение  нефтепродуктов налогоплательщиками, имеющими свидетельство;

- ввоз  подакцизных товаров на таможенную  территорию РФ и др. операции  в соответствии со ст.182 гл.22 НК  РФ.

Необходимо отметить, что с введением в действие гл.22 НК РФ «Акцизы» вопросы правового регулирования практики применения акцизов в РФ поднялись на качественно новый уровень, что имеет большое значение для более полного использования государством фискальных возможностей этого налога.

В связи с отменой с 1 января 2004г. налога на реализацию ГМС в перечень подакцизных товаров были включены дизельное топливо и автомобильные масла, с 1 января 2003г. – прямогонный бензин.

Ставка акциза на газ установлена виде контрольной зафиксированной законом суммы средств, взимаемой с определенного количества реализуемого товара, а в процентах от стоимости реализованного газа и не зависит от финансовых результатов деятельности компаний, поставляющих газ. Также предусматривается взамен действующей сегодня адвалорной ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче газового конденсата специфической ставки.

С 2002 г. введен единый налог на добычу полезных ископаемых взамен действовавших до этого трех налогов: на право пользования недрами, акциз на сырье и налога на воспроизводство материально-сырьевой базы (гл.26 НК РФ).

Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр.

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно как стоимость добытых каждого вида полезных ископаемых, за исключением нефти и газового конденсата и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья.

Еще одним важным источником федерального бюджета РФ является налог на прибыль организаций, относится к прямым налогам и является важнейшим элементом налоговой системы РФ. Его значение как источника бюджетного дохода постепенно меняется по мере развития российской экономики.

В целях определения налоговой базы по налогу на прибыль, организация должна уменьшить полученные доходы на величину расходов, за исключением расходов, не учитываемых в целях налогообложения прибыли. При этом учитываются только обоснованные и документально подтвержденные расходы. Обоснованными считаются экономически оправданные затраты в денежной оценке.

Налоговые ставки на доходы иностранных организаций не связанные с деятельностью в РФ через постоянное представительство, устанавливаются в следующих размерах:

  1. 10% - от использования, содержания и сдачи в аренду судов, самолетов и др. транспортных средств и контейнеров в связи с осуществлением международных перевозок;
  2. 20% - со всех остальных доходов, за исключением доходов по ценным бумагам.

По доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие ставки:

  1. 6% - по доходам в виде дивидендов, полученным от российских организаций российскими организациями и физическими лицами – налоговыми резидентами РФ;
  2. 15% - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, а также по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями от иностранных организаций.

Налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы по ст.274 НК РФ. Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно, за исключением случаев, когда налог удерживается у источника получения дохода.

Кардинальные изменения произошли в налоге на прибыль с 1 января 2002 г., что определено в гл. 25 НК РФ. Совокупная ставка налога снижена с 35 до 24% с одновременной отменой всех льгот. Реформирование налогообложения прибыли предусматривает: снятие ограничений. На возможность отнесения налогоплательщиками на затраты таких расходов, связанных с извлечением прибыли, как расходы на рекламу, медицинское и имущественное страхование, принятие к вычету всех необходимых документально подтвержденных производственных расходов, установление единой ставки налога для всех сфер деятельности; либерализации амортизационной политики.

Отмена льгот по налогу на прибыль распространяется в том числе и на бюджетные учреждения, занимающиеся предпринимательской деятельностью.

Следует отметить, что возможность применения инвестиционного налогового кредита, определенная ст. 66-67 I части НК РФ, ни в коей мере не компенсирует потерь организаций от отмены льготы по финансированию капитальных вложений.

Единый социальный налог был отменен с 1 января 2010 г. Отчисления будут идти напрямую в каждый из внебюджетных фондов в виде установленного процента. При этом фонды получают право осуществлять контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов.

Доля ЕСН в структуре налоговых доходов бюджета РФ в 2009 году составила 17% от общей суммы [Приложение 2.]

С 2005г. введена в действие гл. 25.2 «Водный налог». В Налоговом кодексе РФ установлены все элементы налога: налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговая база, налоговые ставки, порядок исчисления налога, порядок и сроки его уплаты.

С 1 января 2005 года введена в действие гл. 25.3 «Государственная пошлина». С помощью этой главы удалось решить задачу разграничения платежей налогового и неналогового характера. Теперь наряду с конституционной нормой о том, что каждый должен уплачивать законно установленные налоги, появляется возможность реализовать зеркальный по отношению к ней принцип, согласно которому ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать какие-либо платежи, обладающее всеми признаками налога и сбора, если они прямо не поименованы в НК РФ. Обращаясь в те или иные уполномоченные государственные органы за совершением юридически значимых действий, налогоплательщик должен платить в размере, предусмотренных НК РФ. При этом размеры государственной пошлины во многих случаях снижены, а по большинству позиций установлены ее предельные размеры.

С введением в действие главы о государственной пошлине отменен налог на рекламу.

Совершенно очевидно, что это был не рыночный налог. В то же время представительным органом местного самоуправления предоставлено право введения единого налога на вмененный доход от деятельности по размещению наружной рекламы.

Отменен также налог на операции с ценными бумагами. Он заменяется государственной пошлиной в значительно меньших размерах и тоже с верхним ограничителем.

Таким образом видно, что основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями НДС (39%) и налога на добычу полезных ископаемых (33%).

Анализируя данные поступлений в федеральный бюджет, можно отметить доля налогов на добычу полезных ископаемых за последние годы (2007-2009) значительно выросла. Косвенные налоги же на данный момент имеют тенденцию к снижению.

Рассматривая текущие изменения в структуре налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации, необходимо отметить следующие изменения.

Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет Российской Федерации в январе-марте 2010 года составили 47 млрд. рублей, что в 2 раза меньше, чем в январе-марте 2009 года.

Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в январе-марте 2010 года поступило 407 млрд. рублей, что на 24% больше, чем в январе-марте 2009 года.

Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в январе-марте 2010 года поступило 8 млрд. рублей, что на 37% больше, чем в январе-марте 2009 года.

Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет в январе-марте 2010 года составили 26 млрд. рублей и выросли относительно января-марта 2009 года в 1,7 раза, что связано с переходом с 01.01.2010 на уплату налога один раз в месяц (не позднее 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом) вместо ранее действовавших 2 сроков (не позднее 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом, и не позднее 15 числа второго месяца).

Налога на добычу полезных ископаемых в январе-марте 2010 года поступило 325 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти – 295 млрд. рублей, газа горючего природного – 9 млрд. рублей, газового конденсата – 0,6 млрд. рублей. По сравнению с январем-мартом 2009 года поступления НДПИ выросли в 1,9 раза, что обусловлено повышением цены на нефть (с 41,1$ в декабре 2008 года - феврале 2009 года до 73,9$ в декабре 2009 года – феврале 2010 года, или в 1,8 раза).

 

3. Проблемы  и пути совершенствования налоговых  доходов федерального бюджета

 

Несовершенство налоговой системы является одним из факторов на пути развития экономики и предпринимательства. Налоговая система РФ долгое время (в течение 1990-х гг.) являлась фактором, сдерживающим экономическое развитие страны.

Налогообложение в целом направлено на текущее увеличение налоговых поступлений, что приводит к образованию фактически завышенного совокупного бремени начисленных налогов, которые не в состоянии нести даже среднестатистический российский налогоплательщик. Это одна из немаловажных причин того, что около половины промышленных предприятий в России убыточны, а еще столько же прибыльных предприятий являются низко рентабельными.

Нездоровая ориентация российской налоговой системы на косвенные формы налогообложения – еще один негативный стереотип в налоговой политике. До 70% всех налоговых поступлений в бюджет составляют косвенные налоги на бизнес. Высокие косвенные налоги, будучи ценно-образующим фактором, сокращают платежеспособный спрос, а следовательно, и объемы производства, реализации и потребления товаров и услуг, что влечет за собой сокращение налоговых поступлений7.

В целях снятия всех налоговых преград на пути экономического роста и превращения налоговой системы в эффективную систему налогообложения Правительством РФ определены приоритетные направления налоговой политики:

- создание  стабильной и ясной налоговой  системы;

- формирование  стимулов к повышению собираемости  налогов;

- создание  благоприятных условий для повышения  эффективности производства;

- укрепление  доходной части бюджета.

В основе разработки проекта федерального бюджет на 2010 г. и на период до 2012 г. лежали достигнутые в 2000-е годы результаты бюджетной политики, а также перспективные направления развития бюджетной системы, направленные на повышение уровня ее сбалансированности.

В соответствии с Федеральным законом от 02.12.2009 г. № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» прогнозируемый объем доходов федерального бюджета утвержден в размере 6 950 млрд. рублей.

В 2009 г. по уточнённой оценке доходы федерального бюджета составили 6 713,8 млрд. руб. В 2010, 2011 и 2012 гг. доходы прогнозируются в объёме 6950,0, 7455,7 и 8069,6 млрд. руб. соответственно. В целом по сравнению с уточненной оценкой 2009 года прогнозируемые доходы увеличатся в 2010 году на 236,2 млрд. рублей; в 2011 году – на 506,1 млрд. руб. (по сравнению с прогнозом 2010 г.) и в 2012 г. – на 613, 9 млрд. руб. (по сравнению с прогнозом 2011 г.). Таким образом, за три года доходы возрастут  на 1355,8 млрд. руб. или на 20,2%.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

Наибольший удельный вес в налоговых доходах федерального бюджета составляют налоги на товары, услуги (НДС, акцизы) и за анализируемый период происходит снижение удельного веса.

Значительное место в системе налоговых доходов федерального бюджета занимают и налоги на пользование природными ресурсами.

Аккумулируя налоги в бюджетном фонде, государство финансирует важнейшие направления жизни и деятельности как общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура, и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое. Таким образом, государство за счет налогов является плательщиком разнообразных потребностей его граждан.

Информация о работе Налоговые источники доходов бюджета РФ на современном этапе