Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 18:46, доклад
В настоящее время активно обсуждается возможность модернизации российской экономики путем стимулирования инновационной деятельности в нашей стране. При этом налоговое стимулирование научно-технической и внедренческой деятельности компаний признается одним из главных условий формирования эффективной инновационной среды. В связи с этим рассматриваются различные подходы к созданию благоприятных налоговых условий для инновационных компаний, однако какова будет система будущих льгот и преференций, предугадать трудно
12.07.2010
æóðíàë «Íàëîãîâûé âåñòíèê»
Автор: С.В. Зобнина, Е.Ю. Балта
На сегодня список налоговых льгот и преференций, предусмотренных для компаний, занимающихся инновационной деятельностью, относительно невелик. Такие льготы могут быть разделены на две группы: применяющиеся ко всем налогоплательщикам, осуществляющим инновационную деятельность, и специально предусмотренные в отношении компаний, являющихся резидентами техниковнедренческих особых экономических зон (технопарков).
Рассмотрим кратко существующие налоговые льготы и правоприменительную практику в их отношении. Таможенные льготы, предоставляемые участникам инновационной деятельности, не входили в предмет нашего анализа.
Стандартные налоговые льготы и преференции
Íàëîã íà äîáàâëåííóþ ñòîèìîñòü
Освобождение от НДС при реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
Освобождение от уплаты НДС предоставляется при выполнении на территории Российской Федерации следующих научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР):
1)
относящихся к созданию новых
или усовершенствованию
——
разработка конструкции инженерного
объекта или технической
—— разработка новых технологий;
—— создание опытных образцов машин, оборудования, материалов, не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание;
2) осуществляемых учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров (подп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ);
3)
осуществляемых за счет
Коммерческим организациям, не являющимся специальными учреждениями и не получающим бюджетные средства, может быть интересна первая из перечисленных выше льгот. Для целей ее применения важно определить, какие именно виды работ будут квалифицироваться в качестве НИОКР и какими конкретно характеристиками должна обладать деятельность, чтобы соответствовать приведенным в НК РФ определениям. Учитывая, что эта норма является относительно новой, вопросы квалификации видов деятельности организаций в качестве поименованных в НК РФ не становились предметом судебных споров и разъяснений налоговых органов. При этом существует достаточно обширная практика, касающаяся трактовки непосредственно определения НИОКР для целей применения льгот специализированными организациями и пользователями бюджетных средств. На наш взгляд, логика, прослеживающаяся в соответствующих судебных решениях и письмах налоговых органов, может быть использована и коммерческими организациями.
В отсутствие определения НИОКР для целей освобождения от НДС при оценке обоснованности применения льготы налоговыми органами и судами используется понятие, предусмотренное законодательством о научной деятельности (ст. 2 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 ? 127-ФЗ; далее — Закон о науке), а также нормы гражданского законодательства, регулирующие выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (гл. 38 Гражданского кодекса РФ). Исходя из правоприменительной практики при квалификации реализованных работ в качестве НИОКР во внимание принимается фактическое содержание выполненных работ, направленных на получение новых решений и знаний (в т.ч. разработка новых продуктов, тех- нологий, документации) (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.05.2009 ? А10-3022/08-Ф02-2085/09, Московского округа от 14.07.2009 ? КА-А40/6488-08-П, Волго-Вятского округа от 11.01.2010 ? А82- 2270/2008-27), при этом получение результатов от использования НИОКР не является необходимым условием применения льготы (постановление ФАС Московского округа от 14.10.2009 ? КА-А40/10616-09). При квалификации работ в качестве НИОКР судами могут приниматься во внимание формулировки договоров (постановление ФАС Московско- го округа от 29.03.2006 ? КА-А40/2158-06), в отдельных случаях судами дополнительно используются экспертные заключения о соответствии реализованных работ критериям научной деятельности (постановление ФАС Поволжского округа от 19.02.2008 ? А55-6449/2007-44).
По мнению судов, выполнение НИОКР должно осуществляться на основании технического задания, а результаты выполненных работ должны быть подтверждены соответствующими расчетами и зафиксированы на носителе (см., например, постановление ФАС Московского округа от 02.07.2009 ? КА- А40/5975-09). На практике арбитражные суды встают на сторону налогоплательщика, когда налоговые органы пытаются оспорить применение льготы в части работ, не связанных непосредственно с научно-исследовательской деятельностью (например, транспортировка изделия), если такие работы поименованы в техническом задании и связаны с выполнением НИОКР (постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.01.2010 ? А56-20453/2008). Суды также не соглашаются с требованием налоговых органов о необходимости государственной регистрации НИОКР для целей применения льготы (приказ Миннауки России от 17.11.1997 ? 125, постановление ФАС Московского округа от 23.09.2009 ? КА-А40/9487-09).
Предметом споров специализированных
организаций с налоговыми органами
может быть также статус такой
научной организации или
При реализации НИОКР за счет средств бюджета или специальных фондов льготу по НДС вправе применять компании вне зависимости от их статуса, причем как исполнители, так и соисполнители по договору на НИОКР (письма Минфина России от 26.07.2007 ? 03-07-07/25, УФНС России по г. Москве от 29.02.2008 ? 19-11/19194). На практике финансирование может осуществляться не денежными средствами, а иными способами, например путем предоставления векселя или проведения зачета. В этих случаях суды признают такие способы финансирования обоснованными, исходя из того, что для применения льготы важна не форма оплаты, а источник финансирования НИОКР (постановления ФАС Московского округа от 17.04.2009 ? КА-А40/2876-09, от 27.11.2009 ? КА-А40/11847-09). Согласно позиции ФНС России для обоснования льготы по НДС налоговые органы могут запросить договоры на выполнение работ с указанием источника финансирования и письменного уведомления, однако вправе затребовать и иные дополнительные документы (письма УФНС Рoccии по г. Москве от 23.12.2008 ? 19-11/119609, от 16.02.2009 ? 16-15/013746).
Налогоплательщик вправе отказаться от применения данной льготы.
Освобождение от НДС реализации прав на результаты интеллектуальной деятельности
Не подлежит обложению НДС реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ). При этом налогоплательщик не вправе отказаться от использования указанного освобождения.
Контролирующие органы неоднократно разъясняли порядок и условия применения данного освобождения, но соответствующая судебная практика практически отсутствует. В соответствии с разъяснениями финансового ведомства реализация (передача) прав на результаты интеллектуальной деятельности освобождается от обложения НДС, только если такие операции осуществляются на основании договора на отчуждение исключительного права на соответствующие объекты или лицензионного договора, заключенного в соответствии с ГК РФ (письмо Минфина России от 03.02.2009 ? 03-07-07/04), независимо от способа передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности (письмо Минфина России от 18.08.2008 ? 03-07-07/79). При приобретении прав на использование результатов интеллектуальной деятельности по лицензионным договорам у иностранных компаний российская организация удерживать налог не должна (письмо Минфина России от 01.09.2009 ? 03-07-08/192). В целях применения данной льготы финансовое ведомство в своих разъяснениях фактически приравнивает сублицензионные договоры к лицензионным.
По мнению Минфина России, реализация материальных носителей, в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности (например, продажа информационных систем) (письмо Минфина России от 29.12.2007 ? 03-07-11/649), равно как и передача по «оберточной» лицензии (п. 3 ст. 1286 ГК РФ) путем присоединения к договору лицензирования (письма Минфина России от 01.04.2008 ? 03-07-15/44, от 21.02.2008 ? 03-07-08/36), подлежат обложению НДС. Отметим, что реализация материальных носителей с программным обеспечением в товарной упаковке, содержащей условия лицензионного договора, не освобождается от НДС, т.к. фактически лицензионный договор будет заключен пользователем позднее путем внесения регистрационных данных на официальном сайте.
Выполнение работ по созданию или модификации программ для ЭВМ по договору подряда (письма Минфина России от 03.02.2009 ? 03-07-07/04, от 11.08.2008 ? 19- 11/75222), а также оказание информационных, сервисных и технических услуг, связанных с использованием переданных прав (письмо Минфина России от 12.01.2009 ? 03-07-05/01), также не освобождаются от обложения НДС.
Налоговые преференции в части учета расходов для целей налога на прибыль
Льготы при учете расходов на НИОКР
Расходы на определенные виды НИОКР (в т.ч. не давшие положительного результата) подлежат налоговому учету у заказчика таких работ исходя из фактического размера расходов с коэффициентом 1,5 (п. 2 ст. 262 НК РФ). Такие НИОКР должны относиться к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг) и быть направленными на развитие приоритетных технологий, определенных Правительством РФ (постановление от 24.12.2008 ? 988 «Об утверждении перечня научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с пунктом 2 статьи 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5»).
В составе приоритетных технологий (в настоящее время — 32 вида) упомянуты, в частности, нанотехнологии, технологии обработки, хранения, передачи и защиты информации, разработка методики утилизации промышленных отходов, производство программного обеспечения и др.
Кроме того, отчисления на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования НИОКР, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Законом о науке, признаются расходами на НИОКР для целей налогообложения, хотя и ограничиваются величиной, не превышающей 1,5% доходов (валовой выручки) налогоплательщика (п. 3 ст. 262 НК РФ).
В отличие от льгот, касающихся НДС, определение НИОКР для целей налогового учета расходов предусмотрено в НК РФ, однако формулировки Кодекса являются достаточно общими. В арбитражной практике при квалификации расходов в качестве связанных с НИОКР суды принимают во внимание факты, свидетельствующие о совершенствовании в результате НИОКР технологического процесса, улучшении качества продукции, снижении ее себестоимости (постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2009 ? 09АП-7491/2009-АК, от 21.01.2010 ? 09АП-25783/2009-АК, от 11.02.2009 ? 09АП-360/2009-АК). В свою очередь, в соответствии с разъяснениями контролирующих органов затраты на создание новых (совершенствование старых) технологий могут быть признаны расходами на НИОКР для целей налогообложения, если данные технологии связаны с производством продукции (товаров, работ, услуг) (письмо Минфина России от 14.01.2010 ? 03-02-07/1-13). При этом в отношении соответствия НИОКР льготируемым направлениям деятельности финансисты рекомендуют обращаться в Министерство образования и науки РФ (см., например, письмо Минфина России от 16.07.2009 ? 03-03-06/1/472).
Правоприменительная
практика ограничивается лишь трактовкой
общих критериев отнесения
Еще меньше внимания уделено налоговой преференции, предоставляющей возможность учета в расходах части отчислений на формирование Российского фонда технологического развития, а также специально созданных коммерческими компаниями фондов финансирования НИОКР. Минфин России лишь разъясняет, что указанное правило не распространяется на отчисления, осуществляемые непосредственно отраслевыми и межотраслевыми фондами (письмо Минфина России от 19.09.2008 ? 03-03-06/1/537). При этом предметом немногочисленных судебных споров по такому вопросу становились фактические обстоятельства применения данной преференции.
Единовременный учет расходов на приобретение электронно-вычислительной техники
Налогоплательщик вправе учитывать затраты на приобретение электронно-вычислительной техники в составе материальных расходов в полной сумме по мере ввода ее в эксплуатацию при одновременном соблюдении следующих условий (п. 6. ст. 259 НК РФ):
—— организация осуществляет деятельность в области информационных технологий, т.е. занимается разработкой и реализацией программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора, и (или) оказывает услуги (выполняет работы) по разработке, адаптации, модификации, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных;
—— организация получила документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном законодательством (постановление Правительства РФ от 06.11.2007 ? 758 «Положение о государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий»);
—— доля доходов от деятельности в сфере информационных технологий по итогам отчетного (налогового) периода составляет не менее 90% в сумме всех доходов организации за указанный период, в т.ч. от иностранных лиц— не менее 70%;
—— среднесписочная
Ускоренный порядок амортизации основных средств, используемых в научно-технической деятельности
При амортизации основных средств, используемых исключительно для осуществления научно-технической деятельности, компании вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент не выше 3 (подп. 2 п. 2 ст. 259.3 НК РФ).
Информация о работе Налоговые льготы и преференции в сфере инновационной деятельности