Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 18:46, доклад
В настоящее время активно обсуждается возможность модернизации российской экономики путем стимулирования инновационной деятельности в нашей стране. При этом налоговое стимулирование научно-технической и внедренческой деятельности компаний признается одним из главных условий формирования эффективной инновационной среды. В связи с этим рассматриваются различные подходы к созданию благоприятных налоговых условий для инновационных компаний, однако какова будет система будущих льгот и преференций, предугадать трудно
В соответствии с Законом о науке под научно-технической понимается деятельность, направленная на получение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы. Однако для целей применения данной льготы Минфин России трактует научную деятельность ограничительно, применяя понятие НИОКР, предусмотренное ст. 262 НК РФ (письма Минфина России от 28.08.2009 ? 03-03-06/1/554, от 14.04.2008 ? 03-03-06/1/282) (существующие подходы к квалификации НИОКР для целей налогообложения были рассмотрены выше). При этом контролирующие органы не разъясняли порядок применения указанной льготы, в частности условия обоснования использования основных средств только для научной деятельности. Учитывая, что судебная практика в отношении применения данной нормы также не сформировалась, вопрос об эффективности применения данной преференции в настоящее время остается открытым.
Освобождение от налога на прибыль средств целевого финансирования
При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде средств целевого финансирования, полученных из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций, а также иных фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Законом о науке (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). При этом следует отличать доходы, полученные в описанном выше порядке, от денежных средств, получаемых налогоплательщиками, например, в качестве вознаграждения от указанных фондов в рамках государственных контрактов (письмо УФНС России по г. Москве от 27.01.2006 ? 20-12/5529), а также целевых поступлений из бюджета (письмо Минфина России от 28.08.2009 ? 03-03-06/1/554), т.к. такие средства не освобождаются от налогообложения на основании данной льготы.
Инвестиционный налоговый кредит
Инвестиционный налоговый
—— внедренческую или
— на сумму, определяемую соглашением между уполномоченным органом и организацией;
—— НИОКР либо техническое перевооружение собственного производства, а также инвестиции в создание энергоэффективных объектов,
— на сумму, составляющую не более 30% стоимости приобретенного оборудования, используемого исключительно для указанных целей.
Инвестиционный налоговый
Определение инновационной и внедренческой деятельности не закреплено на уровне федерального законодательства. Одно из известных нам определений инновационной (внедренческой) деятельности было дано Минфином РСФР в начале 1990-х годов: инвестиционной (внедренческой) считается деятельность по созданию и использованию интеллектуального продукта, доведению новых оригинальных идей до реализации их в виде готового товара на рынке, в т.ч. организация экспертиз, внедрение и тиражирование результатов интеллектуальной деятельности, проведение опытных испытаний, создание и передача новых образцов техники, технологий, документации, проведение научно-исследовательских, проектных, опытно-конструкторских, маркетинговых исследований с целью создания новых образцов техники и технологий, патентно-лицензионная деятельность (письмо Минфина РСФСР от 14.05.1991 ? 16/135В). Одно из недавних определений инновационной деятельности предложено в Основных направлениях поли- тики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года, утв. председателем Правительства РФ 05.08.2005 ? 2473п-П7, в соответствии с которыми под инновационной деятельностью понимается выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных:
—— на создание и организацию производства принципиально новой или обладающей новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг);
—— создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) производства, распространения и использования продукции;
—— применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии.
Тем не менее, в связи с активизацией законодательных инициатив в рассматриваемой области можно ожидать, что определения инновационной и внедренческой деятельности в скором времени будут сформулированы на уровне федерального законодательства, в т.ч. для целей применения налогового инвестиционного кредита.
Что касается правовой квалификации инвестиционного налогового кредита, то, по мнению ВАС РФ (п. 9 постановления Плену- ма ВАС РФ от 22.06.2006 ? 23), отношения по предоставлению налоговых кредитов носят гражданско-правовой характер. Развивая данный подход, арбитражные суды признают: инвестиционные налоговые кредиты пред- ставляют собой долговые обязательства, проценты по которым подлежат учету для целей налогообложения по правилам ст. 269 НК РФ (см., например, постановление ФАС Уральско- го округа от 02.03.2006 ? Ф09-1077/06-C7). Налоговые органы занимают прямо противоположную позицию: проценты по инвестиционному кредиту не относятся к процентам по заимствованиям гражданско-правового характера (письмо ФНС России от 02.02.2005 ? 02-1-07/2). Однако нельзя исключить, что в случае увеличения объема предоставляемых инвестиционных налоговых кредитов подход налоговых органов к налоговому учету процентов изменится.
Налоговые льготы и преференции, предоставляемые резидентам технико-внедренческой особой экономической зоны
Общие характеристики
Технико-внедренческая особая экономическая
зона (ТВОЭЗ) является одним из четырех
видов особых экономических зон,
предусмотренных Федеральным
Для целей регулирования особых
экономических зон под технико-
Производство научно-технической продукции в границах ТВОЭЗ допускается по решению экспертного совета по ТВОЭЗ, руководствующегося приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники и перечнем критических технологий (распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 ? 1243-р «Об утверждении перечня технологий, имеющих важное социально-экономическое зна- чение или важное значение для обороны страны и безопасности государства (критиче- ские технологии)»), утв. Правительством РФ (п. 2 ст. 10 Закона об ОЭЗ).
Резиденты ТВОЭЗ могут получать налоговые льготы и преференции, предоставляемые как на федеральном, так и на региональном уровне (на уровне законов субъектов РФ). Использование региональных налоговых льгот резидентами обусловлено направлением высвобожденных в результате средств на развитие компаний, обеспечение занятости, сохранение и увеличение числа рабочих мест. Кроме того, Íàëîãîâûì êîäåêñîì ÐÔ предусмотрены гарантии резидентам ТВОЭЗ в случае неблагоприятного изменения законодательства о налогах и сборах (ст. 38 Закона об ОЭЗ).
Льготы и преференции по налогу на прибыль
Применение пониженной ñòàâêè íàëîãà íà ïðèáûëü
Доход резидентов от технико-внедренческой деятельности в ТВОЭЗ может облагаться по пониженной ñòàâêå íàëîãà íà ïðèáûëü в части налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, которая, тем не менее, не может быть ниже 13,5% (при стандартной величине 18%). В настоящее время в существующих ТВОЭЗ применяется максимально низкая ñòàâêà íàëîãà íà ïðèáûëü в размере 13,5%. На практике действие пониженной ñòàâêè íàëîãà íà ïðèáûëü устанавливается на фиксированный срок (Зеленоград), на срок существования ОЭЗ (Санкт-Петербург) или на определенный срок деятельности в качестве резидентов ОЭЗ (Дубна, Томск).
Возможность эффективного налогового учета расходов на НИОКР
Резиденты ТВОЭЗ, а также компании, зарегистрированные и осуществляющие деятельность в пределах ОЭЗ, имеют право признавать расходы на НИОКР (в т.ч. не давшие положительного результата) в отчетном (налоговом) периоде, в котором они были произведены (п. 2 ст. 262 НК РФ). При этом по общему правилу такие расходы подлежат учету равномерно в течение одного года.
Освобождение от налога на имущество, земельного и транспортного налогов
Льгота (освобождение) по налогу на имущество (в настоящее время его максимальная ставка составляет 2,2%) предоставляется в отношении имущества, созданного или приобретенного резидентами для целей ведения деятельности в ОЭЗ, используемого в рамках соглашения о создании ОЭЗ и расположенного на ее территории (п. 17 ст. 381 НК РФ). Льгота предоставляется на пять лет со дня постановки на учет имущества, но может быть продлена на основании соответствующего закона субъекта РФ (например, в Томске освобождение от уплаты налога на имущество предоставляется на 10 лет). Минфин России в одном из писем прокомментировал условия применения данной льготы, указав, что если имущество используется резидентом одновременно для целей технико-внедренческой деятельности и для иных видов деятельности, то оно также освобождается от налога (письмо Минфина России от 28.02.2008 ? 03-05-04-01/09).
Резиденты ТВОЭЗ освобождаются
от уплаты земельного налога в отношении
земельных участков, расположенных
на территории особой экономической
зоны, сроком на пять лет с момента
возникновения права
Освобождение от уплаты транспортного налога в отношении транспортных средств, приобретенных резидентами ТВОЭЗ, предоставляется на уровне законов субъектов РФ.
В отдельных случаях данная льгота не распространяется на водные и воздушные транспортные средства, легковые автомобили (Дубна, Санкт-Петербург). Срок действия льготы в зависимости от региона составляет пять или 10 лет со дня признания организации резидентом ОЭЗ или с момента регистрации транспортного средства.
Применение пониженного тарифа страховых взносов
Пониженный совокупный тариф страховых
взносов, предусмотренный для плательщи-
ков страховых взносов —
В период с 2011 по 2012 год совокупный тариф для резидентов технико-внедренческих зон будет равен 20,2%, в период с 2013 по 2014 год — 27,1% (против 34%, предусмотренных для плательщиков, уплачивающих страховые взносы в общем порядке, с 2011 года) (п. 2 ст. 58 Закона ? 212-ФЗ).
Как было упомянуто выше, законодатели
активно обсуждают
Однако к моменту подготовки настоящей статьи ни один из планируемых законопроектов не был опубликован. Предлагаемые законодательные инициативы касаются как возможного расширения существующих налоговых льгот и преференций и закрепления новых точечных льгот для инновационных компаний, так и создания технопарков со специальным ðåæèìîì íàëîãîîáëîæåíèÿ, освобождающим компании от налоговых обязательств на период становления инновационного бизнеса в России. Трудно предугадать, какой из подходов будет воплощен в жизнь, но можно надеяться, что в скором будущем система налоговых льгот и преференций будет модернизирована в соответствии с текущими направлениями развития российской экономики.
Информация о работе Налоговые льготы и преференции в сфере инновационной деятельности