Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 09:17, контрольная работа
Проблема взаимных неплатежей предприятий стала одной из центральных после либерализации цен в 1992 году. Неплатежи имели место и до реформы, но в условиях дефицитной экономики они устранялись централизовано, через проведение взаимозачетов и субсидий и не привлекали к себе внимания.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВЫХ НЕПЛАТЕЖЕЙ….4
1.1 Экономическое содержание неплатежей……………………………….4
1.2 Влияние неплатежей на деятельность предприятия…………………...6
2 ПУТИ СНИЖЕНИЯ: НАЛОГОВЫХ НЕПЛАТИЖЕЙ………………….10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....13
СПИСОК ИСПОЛТЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..14
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
УРАЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ |
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» в г. Екатеринбурге |
Контрольная РАБОТА
по дисциплине «Налоги и налогообложение»
на тему: «Налоговые неплатежи: экономическое содержание и пути снижения »
Исполнитель: Ширяева И. В.
Группа: 5ФК19з
Преподаватель: Шайдурова Н. В.
2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ
1.1 Экономическое содержание неплатежей……………………………….4
1.2 Влияние неплатежей на
2 ПУТИ СНИЖЕНИЯ: НАЛОГОВЫХ НЕПЛАТИЖЕЙ………………….10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛТЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..14
ВВЕДЕНИЕ
Проблема взаимных неплатежей предприятий стала одной из центральных после либерализации цен в 1992 году. Неплатежи имели место и до реформы, но в условиях дефицитной экономики они устранялись централизовано, через проведение взаимозачетов и субсидий и не привлекали к себе внимания. По мере отказа от практики перекладывания проблем отдельных предприятий на плечи государства неплатежи стали показателем степени их адаптации их к рыночным условиям хозяйствования.
Неплатежи предприятий
Наряду с нормально функционирующими фирмами в любой экономике существуют нежизнеспособные, неэффективные или просто нечестно работающие предприятия. При этом важно, чтобы неплатежи стали быть проблемой, затрагивающей экономику в целом, которую должно решить все общество. Финансовое благополучие или неблагополучие отдельного предприятия должно касаться, прежде всего, данного предприятия.
Сегодня преодоление кризиса неплатежей является одной из самых актуальных задач. В настоящие время необходимо усовершенствовать меры по сокращению неплатежей. Ведь это является залогом многих стабилизационных программ в России.
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВЫХ НЕПЛАТЕЖЕЙ
1.1 Экономическое содержание неплатежей.
Неплатежи в России как экономическое явление определить трудно. Неплатежи могут возникать эпизодически в связи с временным отсутствием средств у покупателя или его банкротством. И в том, и другом случае существуют испытанные меры ликвидации этих нарушений платежного оборота.
Временное отсутствие средств обычно восполняется при помощи векселей с учетом и переучетом их в банках. Единичные случаи банкротства преодолеваются продажей имущества должника, использованием средств страховых и гарантийных фондов. Впрочем, задолго до объявления предприятия банкротом и его распродажи включаются рычаги оздоровления
финансов предприятия в виде смены его руководства, изменения профиля деятельности, модернизации производства.
В том случае, если возникают трудности с платежами и реализацией в связи с изменением или отсутствием и реализацией в связи с изменением или отсутствием спроса на выпускаемую продукцию, предприятие должно срочно менять структуру продукции или снижать цены. Искусство управления рыночной экономикой заключается в способности предвидеть и предвосхищать такие ситуации. В современных условиях предприятия продолжают выпускать продукцию и оказывать услуги, не получая оплаты. Отсутствие средств у потребителей не означает необходимости прекращения выпуска продукции или замены её другой. Продукция может быть совершенно необходима народному хозяйству, например: энергоносители, услуги связи. Однако оплата её осуществляется в лучшем случае с задержками.
Эти задержки и неполная оплата необходимой продукции происходят под внешне благоприятными мотивами борьбы с инфляцией путем сдерживания расходования бюджетных средств. Однако такая политика имеет резко отрицательные последствия. В подобных условиях уже непонятно, какая продукция нужна, а какая нет. Кроме того, при постоянных задержках в оплате нужной продукции предприятия, ее производящие, также становятся хроническими должниками перед своими поставщиками, рабочими, которые, естественно, ищут других смежников и другую работу. Это ведет к экономической деградации необходимых производств.
С другой стороны, зачастую заказывается продукция, в основном оборонного характера, в заведомо завышенных объемах, не вытекающих из размера утвержденного бюджета. Создается иллюзия оплаты этой продукции в дальнейшем. В результате хронической недоплаты и деградации производства теряется возможность выпуска нужной оборонной продукции на необходимом техническом уровне.
Такие бюрократически-рыночные методы регулирования темпов инфляции воспроизводят и поддерживают высокие объемы неплатежей, что разрушительно действует на всю экономику.
Очевидно,
что неплатежи порождены
Довести предприятия до уровня банкротства еще не означает заставить их работать по-новому. Во-первых, для того, чтобы объявленные банкротами предприятия заработали по-новому, нужны крупные инвестиции, сменой директора им не обойтись; во-вторых, судя по числу неплательщиков, число банкротов будет очень значительным, а это затруднит решение вопроса об улучшении работы предприятии.
Следует иметь в виду и еще одну неприятную сторону проблемы неплатежей. Длительность, хронический характер неплатежей порождают дополнительные проблемы, что усложняет и их решение.
Оценки неплатежей завышаются из-за отсутствия адекватных стандартов учета и отчетности - неясно, начиная с какого момента, краткосрочная задолженность переходит в разряд неплатежей. В России задолженность считается просроченной после того, как предприятие-кредитор признает ее таковой. Это может произойти непосредственно по истечении срока платежа либо через определенное время.
Только с 1 октября 1994 г. Госкомстат России стал публиковать данные о просроченной кредиторской задолженности свыше трех месяцев и ее доле во всех неплатежах. В начале сбора этих сведений она составляла 70 % общей суммы просроченной кредиторской задолженности, однако на протяжении всего текущего года ее величина колеблется около отметки
60 % .
Существуют расхождения в трактовках самого понятия “неплатежи”. Во многом последующие оценки и ход рассуждений основываются на различных определениях неплатежей.
В широком смысле слова неплатежи в экономике включают в себя совокупную просроченную задолженность предприятий другим предприятиям (поставщикам), государству (по платежам в бюджет и внебюджетные фонды), работникам (посредствам, направляемым на потребление), банковскому сектору (по банковским кредитам).
1.2 Влияние
неплатежей на деятельность
Как следствие неплатежей - снижение объемов производства ибо для покрытия расходных статей необходимы ресурсы, дефицит которых наблюдается в обращении. Предприятие на сегодняшний день не способно рассчитаться со всеми кредиторами, потому что такие кредиторы как бюджет, внебюджетные фонды, персонал в качестве расчетов принимают только деньги.
Для приукрашивания ситуации можно приплюсовать заработную плату выданную в натуральной форме ибо персонал это один из наиболее приоритетных кредиторов, расчеты с которым преимущественно осуществляются в денежной форме. Предприятия вынуждены снижать объемы производства потому что рост производства означает рос заработной платы, рост налоговых отчислений, а на это недостаточно необходимых ресурсов, причем увеличение оборота не обязательно увеличивает приток денежных средств, зачастую они остаются на прежнем уровне в абсолютном выражении и соответственно снижаются в относительном выражении.
Расходные статьи, связанные с приобретением материалов, сырья, оплатой электрод и тепло энергии оплачиваются в большинстве своем на бартерной основе.
В связи
с широкой практикой применения
бартерных операций, а точнее расчетов
зачетом взаимных требований, который
является доминирующим платежным инструментом
в расчетах между промышленными
предприятиями многие обязательные
условия договорных отношений уходят
на второй план. Это в первую очередь
сроки выполнения обязательств, порядок
поставки (отгрузки), оказания услуг, выполнения
работ. Понятие ценовой конкуренции
в сфере производства товаров
группы А напрочь отсутствует. В
связи с этим наблюдается полнейшая
неразбериха в формировании цен
на рынке и как следствие
Переход исчисления налоговых платежей по отгрузке в соответствии с Указом Президента (приостановлен) еще более усугубляет ситуацию со сборами налогов, ибо, не успев получить реальные денежные средства предприятие должно рассчитаться с бюджетом. Оборот дебиторской задолженности различается по отраслям промышленности, территориальному охвату и пр. Для цветной металлургии это 120-140 дней, для нефтепереработки 80-90 дней, для черной металлургии около 200 дней , для машиностроения 220 дней ,доходит до года. Для предприятий, с такими сроками получения реального результата от своей деятельности, платежи по отгрузке означают: нереальные штрафные санкции. Учитывая механизм ценообразования на большинстве российских предприятий - затратный - (% от фактических затрат, обычно он колеблется от 20 до 30%) пеня за несвоевременность уплаты налогов может доходить до 60 % и более от суммы одного оборота. Если уесть небольшие шансы получения денежных средств при проведении первого оборота, то эту сумму можно умножить еще как минимум на три. В результате можно сделать вывод: являясь самым крупным кредитором Российской промышленности, Правительство через процедуру банкротства в состоянии устроить передел собственности, а т.к. желающих приобрести с аукциона в большом количестве не предвидится, то оно (Правительство) и станет новым собственником. Что только делать с этой собственностью, но это в общем-то, и сдерживает Правительство от резких шагов в области «обанкрочивания» Российской промышленности.
Постоянными плательщиками налогов можно назвать лишь 17% предприятий, частично оплачивают свои обязательства перед бюджетом около 50%, все остальные т.е. 33% предприятий либо не имеют возможности , либо желания платить налоги.
Если поставить себя на место руководителя предприятия и попытаться принять решение - что сначала: заплатить налоги или заплатить заработную плату, большинство выплатит заработную плату, и это вполне объяснимо, как из прагматических, так и человеческих отношений.
Проблема формирования ресурсов для покрытия хозяйственных расходов предприятия решается при нормальных условиях без особых затруднений, а здесь еще необходимо для различных кредиторов подыскивать то, что бы их устроило. Сырье и материалы приобретаются по бартеру, т.е. каждое предприятие пытается выменять, что у него есть, на то, что ему нужно, и если ты не участник внешнеэкономической деятельности, то шансы получить деньги за свою продукцию сводятся к нулю. По крайней мере, по простой операции купли - продаже. Возможность получить деньги есть еще на потребительском рынке, но опять же, оторванность технологическая большей части российской промышленности от потребительского рынка такую возможность перечеркивает.
Сырьем мы себя обеспечили - теперь энергоресурсы. Получать их на бартерной основе по простым цепочкам для большинства затруднительно - вот и получаются дополнительные обороты, дополнительные налоги ,дополнительные убытки. Покрываются они опять же за счет оборота, мало кто задумывается о налогах до проведения операций. Налоговое планирование для большинства это функция фискальных органов. Вот и получаем - результат нашей работы - долги государству.
Следующая расходная статья - заработная плата и налоговые платежи. Учитывая высокую ликвидность ресурсов, которыми реально закрыться перед персоналом и бюджетом, можно сказать, что это на 100% деньги. Сравним приток денежных средств с необходимым расходом и увидим: в среднем по промышленности первичный недостаток средств на уровне 300%. Необходимостью для удовлетворения наиболее важных потребностей является уровень 38% от валового производства, в обороте по промышленности находится лишь 12%.
Для того, чтобы не было перебоев с заработной платой и пополнение бюджета можно было назвать удовлетворительным привлекательность вложений в реальный сектор нужно повысить более чем в 3 раза, но для этого следует отказаться от таких методов пополнения бюджета, как государственные ценные бумаги на внутреннем рынке.
2 ПУТИ СНИЖЕНИЯ: НАЛОГОВЫХ НЕПЛАТИЖЕЙ
Информация о работе Налоговые неплатежи: экономическое содержание и пути снижения