Налоговые неплатежи: экономическое содержание и пути снижения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 09:17, контрольная работа

Описание работы

Проблема взаимных неплатежей предприятий стала одной из центральных после либерализации цен в 1992 году. Неплатежи имели место и до реформы, но в условиях дефицитной экономики они устранялись централизовано, через проведение взаимозачетов и субсидий и не привлекали к себе внимания.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3

1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВЫХ НЕПЛАТЕЖЕЙ….4

1.1 Экономическое содержание неплатежей……………………………….4

1.2 Влияние неплатежей на деятельность предприятия…………………...6

2 ПУТИ СНИЖЕНИЯ: НАЛОГОВЫХ НЕПЛАТИЖЕЙ………………….10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....13

СПИСОК ИСПОЛТЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..14

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 45.42 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УРАЛЬСКИЙ  ФИЛИАЛ

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»

в г. Екатеринбурге





 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная РАБОТА

 

по дисциплине «Налоги и налогообложение»

 

на тему: «Налоговые неплатежи: экономическое  содержание и пути снижения »

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: Ширяева И. В.

Группа: 5ФК19з

Преподаватель:  Шайдурова Н. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        г. Екатеринбург

2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3

 

1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВЫХ  НЕПЛАТЕЖЕЙ….4

 

1.1 Экономическое содержание неплатежей……………………………….4

 

1.2 Влияние неплатежей на деятельность  предприятия…………………...6

 

2 ПУТИ СНИЖЕНИЯ: НАЛОГОВЫХ НЕПЛАТИЖЕЙ………………….10

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....13

 

СПИСОК ИСПОЛТЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

      

       Проблема взаимных неплатежей предприятий стала одной из центральных после либерализации цен в 1992 году. Неплатежи имели место и до реформы, но в условиях дефицитной экономики они устранялись централизовано, через проведение взаимозачетов и субсидий и не привлекали к себе внимания. По мере отказа от практики перекладывания проблем отдельных предприятий на плечи государства неплатежи стали показателем степени их адаптации их к рыночным условиям хозяйствования.

         Неплатежи предприятий свойственны  и странам с развитой рыночной  экономикой. Наличие неплатежей  напрямую не связано с финансовым  неблагополучием. Это действенный метод приспособления предприятия к конкретным условиям функционирования и ситуации на рынке, особенно в фазе ограничения банковского кредита. В западных экономиках крупные и авторитетные компании могут позволить себе задерживать платежи, в то время как для небольших и неизвестных фирм соблюдение платежной дисциплины ими самими и другими компаниями по отношению к ним – вопрос выживания.

         Наряду с нормально функционирующими фирмами в любой экономике существуют нежизнеспособные, неэффективные или просто нечестно работающие предприятия. При этом важно, чтобы неплатежи стали быть проблемой, затрагивающей экономику в целом, которую должно решить все общество. Финансовое благополучие или неблагополучие отдельного предприятия должно касаться, прежде всего, данного предприятия.

         Сегодня преодоление кризиса неплатежей является одной  из самых актуальных задач. В настоящие время необходимо усовершенствовать меры по сокращению неплатежей. Ведь это является  залогом многих стабилизационных программ в России.

 

 

 

1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВЫХ НЕПЛАТЕЖЕЙ

 

1.1 Экономическое содержание неплатежей.

      Неплатежи в России как экономическое явление определить трудно.  Неплатежи могут возникать эпизодически в связи с временным отсутствием средств у покупателя или его банкротством. И в том, и другом случае существуют испытанные меры ликвидации этих нарушений платежного оборота.

      Временное отсутствие средств обычно восполняется при помощи векселей с учетом и переучетом их в банках. Единичные случаи банкротства преодолеваются продажей имущества должника, использованием средств страховых и гарантийных фондов. Впрочем, задолго до объявления предприятия банкротом и его распродажи включаются рычаги оздоровления

финансов  предприятия в виде смены его  руководства, изменения профиля  деятельности, модернизации производства.

     В том случае, если возникают  трудности с платежами и реализацией в связи с изменением или отсутствием и реализацией в связи с изменением или отсутствием спроса на выпускаемую продукцию, предприятие должно срочно менять структуру продукции или снижать цены. Искусство управления рыночной экономикой  заключается в способности предвидеть  и предвосхищать такие ситуации. В современных условиях предприятия продолжают выпускать продукцию и оказывать услуги, не получая оплаты. Отсутствие средств у потребителей не означает необходимости прекращения выпуска продукции или замены её другой. Продукция может быть совершенно необходима народному хозяйству, например: энергоносители, услуги связи. Однако оплата её осуществляется в лучшем случае с задержками.

   Эти задержки и неполная оплата необходимой продукции происходят под внешне благоприятными мотивами борьбы с инфляцией путем сдерживания расходования бюджетных средств. Однако такая политика имеет резко отрицательные последствия. В подобных условиях уже непонятно, какая продукция нужна, а какая нет. Кроме того, при постоянных задержках в оплате нужной продукции предприятия, ее производящие, также становятся хроническими должниками перед своими поставщиками, рабочими, которые, естественно, ищут других смежников и другую работу. Это ведет к экономической деградации необходимых производств.

С другой стороны, зачастую заказывается продукция, в основном оборонного характера, в  заведомо завышенных объемах, не вытекающих из размера утвержденного бюджета. Создается иллюзия оплаты этой продукции  в дальнейшем. В результате хронической  недоплаты и деградации производства теряется возможность выпуска нужной оборонной продукции на необходимом  техническом уровне.

Такие бюрократически-рыночные методы регулирования темпов инфляции воспроизводят и поддерживают высокие  объемы неплатежей, что разрушительно  действует на всю экономику.

Очевидно, что неплатежи порождены жесткой  финансовой и денежно-кредитной политикой. Инфляция и неплатежи в России в настоящее время имеют четко выраженную обратную зависимость. Однако неясны допустимые пределы неплатежей и инфляции для стабилизации экономики. Представляется ошибочным мнение о том, что ликвидация инфляции любой ценой (даже за счет максимальных неплатежей) способна стать основой стабилизации экономики. Последствия такой стабилизации могут быть необратимыми.

Довести предприятия до уровня банкротства  еще не означает заставить их работать по-новому. Во-первых, для того, чтобы  объявленные банкротами предприятия  заработали по-новому, нужны крупные  инвестиции, сменой директора им не обойтись; во-вторых, судя по числу неплательщиков, число банкротов будет очень  значительным, а это затруднит  решение вопроса об улучшении  работы предприятии.

Следует иметь в виду и еще одну неприятную сторону проблемы неплатежей. Длительность, хронический характер неплатежей порождают  дополнительные проблемы, что усложняет  и их решение.

Оценки  неплатежей  завышаются  из-за  отсутствия  адекватных  стандартов учета и  отчетности  -  неясно,  начиная  с  какого  момента,  краткосрочная задолженность  переходит  в  разряд  неплатежей.  В   России   задолженность считается просроченной после  того,  как  предприятие-кредитор  признает  ее таковой. Это может произойти  непосредственно  по  истечении  срока  платежа либо через определенное время.

Только  с 1 октября 1994 г. Госкомстат России стал публиковать  данные  о просроченной кредиторской задолженности свыше  трех  месяцев  и  ее  доле  во всех неплатежах. В начале сбора  этих сведений  она  составляла  70  %  общей суммы просроченной кредиторской задолженности, однако  на  протяжении  всего текущего года ее величина колеблется около  отметки

60 % .  

Существуют  расхождения  в  трактовках  самого  понятия  “неплатежи”.  Во многом последующие  оценки  и  ход  рассуждений  основываются  на  различных определениях неплатежей.  

В широком  смысле слова неплатежи в экономике  включают в себя  совокупную просроченную задолженность предприятий  другим  предприятиям (поставщикам), государству (по платежам в бюджет  и  внебюджетные  фонды),  работникам  (посредствам, направляемым на потребление), банковскому сектору (по  банковским кредитам).

 

1.2 Влияние  неплатежей на деятельность предприятия

 

      Как следствие неплатежей - снижение объемов производства ибо для покрытия расходных статей необходимы ресурсы, дефицит которых наблюдается в обращении. Предприятие на сегодняшний день не способно рассчитаться со всеми кредиторами, потому что такие кредиторы как бюджет, внебюджетные фонды, персонал в качестве расчетов принимают только деньги.

Для приукрашивания ситуации можно приплюсовать заработную плату выданную в натуральной  форме ибо персонал это один из наиболее приоритетных кредиторов, расчеты с которым преимущественно осуществляются в денежной форме. Предприятия вынуждены снижать объемы производства потому что рост производства означает рос заработной платы, рост налоговых отчислений, а на это недостаточно необходимых ресурсов, причем увеличение оборота не обязательно увеличивает приток денежных средств, зачастую они остаются на прежнем уровне в абсолютном выражении и соответственно снижаются в относительном выражении.

Расходные статьи, связанные с приобретением материалов, сырья, оплатой электрод и тепло энергии оплачиваются в большинстве своем на бартерной основе.

В связи  с широкой практикой применения бартерных операций, а точнее расчетов зачетом взаимных требований, который  является доминирующим платежным инструментом в расчетах между промышленными  предприятиями многие обязательные условия договорных отношений уходят на второй план. Это в первую очередь  сроки выполнения обязательств, порядок  поставки (отгрузки), оказания услуг, выполнения работ. Понятие ценовой конкуренции  в сфере производства товаров  группы А напрочь отсутствует. В  связи с этим наблюдается полнейшая  неразбериха в формировании цен  на рынке и как следствие неразбериха  при формировании финансовых результатов. Причем ценовой разброс доходит  на одной территории до 20-25% и зависит  от степени необходимости предлагаемого  Вами ресурса. Цена при покупке за деньги может быть вдвое ниже зачетной цены. В связи с вышесказанным  возникает масса проблем ,в первую очередь связанных с формированием  себестоимости , налоговых платежей и пр.

Переход исчисления налоговых платежей по отгрузке в соответствии с Указом Президента (приостановлен) еще более усугубляет ситуацию со сборами налогов, ибо, не успев получить реальные денежные средства предприятие должно рассчитаться с бюджетом. Оборот дебиторской задолженности различается по отраслям промышленности, территориальному охвату и пр. Для цветной металлургии это 120-140 дней, для нефтепереработки 80-90 дней, для черной металлургии около 200 дней , для машиностроения 220 дней ,доходит до года. Для предприятий, с такими сроками получения реального результата от своей деятельности, платежи по отгрузке означают: нереальные штрафные санкции. Учитывая механизм ценообразования на большинстве российских предприятий - затратный - (% от фактических затрат, обычно он колеблется от 20 до 30%) пеня за несвоевременность уплаты налогов может доходить до 60 % и более от суммы одного оборота. Если уесть небольшие шансы получения денежных средств при проведении первого оборота, то эту сумму можно умножить еще как минимум на три. В результате можно сделать вывод: являясь самым крупным кредитором Российской промышленности, Правительство через процедуру банкротства в состоянии устроить передел собственности, а т.к. желающих приобрести с аукциона в большом количестве не предвидится, то оно (Правительство) и станет новым собственником. Что только делать с этой собственностью, но это в общем-то, и сдерживает Правительство от резких шагов в области «обанкрочивания» Российской промышленности.

Постоянными плательщиками налогов можно  назвать лишь 17% предприятий, частично оплачивают свои обязательства перед  бюджетом около 50%, все остальные  т.е. 33% предприятий либо не имеют  возможности , либо желания платить  налоги.

Если  поставить себя на место руководителя предприятия и попытаться принять  решение - что сначала: заплатить  налоги или заплатить заработную плату, большинство выплатит заработную плату, и это вполне объяснимо, как  из прагматических, так и человеческих отношений.

Проблема  формирования ресурсов для покрытия хозяйственных расходов предприятия  решается при нормальных условиях без  особых затруднений, а здесь еще необходимо для различных кредиторов подыскивать то, что бы их устроило. Сырье и материалы приобретаются по бартеру, т.е. каждое предприятие пытается выменять, что у него есть, на то, что ему нужно, и если ты не участник внешнеэкономической деятельности, то шансы получить деньги за свою продукцию сводятся к нулю. По крайней мере, по простой операции купли - продаже. Возможность получить деньги есть еще на потребительском рынке, но опять же, оторванность технологическая большей части российской промышленности от потребительского рынка такую возможность перечеркивает.

Сырьем  мы себя обеспечили - теперь энергоресурсы. Получать их на бартерной основе по простым цепочкам для большинства затруднительно - вот и получаются дополнительные обороты, дополнительные налоги ,дополнительные убытки. Покрываются они опять же за счет оборота, мало кто задумывается о налогах до проведения операций. Налоговое планирование для большинства это функция фискальных органов. Вот и получаем - результат нашей работы - долги государству.

Следующая расходная статья - заработная плата и налоговые платежи. Учитывая высокую ликвидность ресурсов, которыми реально закрыться перед персоналом и бюджетом, можно сказать, что это на 100% деньги. Сравним приток денежных средств с необходимым расходом и увидим: в среднем по промышленности первичный недостаток средств на уровне 300%. Необходимостью для удовлетворения наиболее важных потребностей является уровень 38% от валового производства, в обороте по промышленности находится лишь 12%.

Для того, чтобы не было перебоев с заработной платой и пополнение бюджета можно  было назвать удовлетворительным привлекательность  вложений в реальный сектор нужно  повысить более чем в 3 раза, но для  этого следует отказаться от таких методов пополнения бюджета, как государственные ценные бумаги на внутреннем рынке.

 

2 ПУТИ  СНИЖЕНИЯ: НАЛОГОВЫХ НЕПЛАТИЖЕЙ

  

Информация о работе Налоговые неплатежи: экономическое содержание и пути снижения